Отзывпрофессора Королева Г.Н.Об историческом очерке писателя, Благордарова Ю.П., "Меръ"Начиная свое повествование, Ю.П. Благодаров заявляет, что "Мари являются прямыми потомками древних племен "месия", которые проживали в Малой Азии, занимая там северо-западную часть полуострова. Интересным является повествование о колонизации мессенийцев спартанцами в 1150 г. до н.э. "Эта война, — пишет автор, — была долгой и тяжелой; спартанцам не удалось справиться с мессенийцами легко и быстро; Спарте понадобилось почти сто лет, чтобы окончательно покорить Мессению". Переходя к истокам термина "Меръ", Ю.П. Благодаров ссылается на французского философа Луи де Жокура (1704-1779 г.г.)Подводя промежуточный итог, Ю.П. Благодаров резюмирует: "чемерисы и мезийцы, не являются синонимами. Это одна народность, но с разными диалектами в разговорной речи.Предками «Чемеръ» следует считать мессенийцев (Меръ), которые были порабощены Спартой. Предками обоих ветвей следует считать месийцев из Малой Азии".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мерь. Исторический очерк о народности мари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Колонизация мессенийцев. Спартанцы.
Мессения — юго-западный район Пелопоннеса, пограничный с Лаконикой.
Славился в древности своим плодородием.
В одном из фрагментов трагедии Еврипида Мессения описывается, как «плодоносная, хорошо орошенная бесчисленными потоками (страна), изобилующая хорошими пастбищами для быков и овец.
Зима переносится без труда, и летом — не слишком жарко».
На юго-западном побережье Мессении была расположена глубокая и удобная гавань Пилоса.
Две речки, впадающие в залив, открывают легкий доступ к южной часть Мессении.
Южная равнина Мессении славилась своей исключительной красотой и плодородием.
Древние греки называли ее «Макарией», т. е. «страной блаженст-ва».
На границе южной и северной равнин, в центре Мессении, подымалась большим седлом гора Ифома (802 м над уровнем моря.), которая в течение нескольких столетий служила убежищем илотам во время их восстаний против спартанцев.
Согласно Гомеру, в Мессении находилось царство легендарного сына Нелея и участника Троянской войны Нестора с центром в г. Пилос, сохранившем много памятников Эгейской культуры.
В Мессении были плодородные поля и земледелие процветало.
Вокруг Мессении были богатые залежи железной руды, которое шло для выплавки военного снаряжения.
В 1150 году до н.э. пришельцы с севера, считавшие себя потомками Геркулеса, предъявили свои права, как на владения своих предков.
Когда Лакедемон подчинил себе центр Глоссера, он назвал ее Лаконией, а столицу — Спартой, в честь своей смертной жены.
Он имел весьма воинственную репутацию и суровый характер.
Спартанцы (дорийцы) поселились в трёх районах Пелопоннеса: Арголиде (на северо-востоке), Лаконке (на юго-востоке) и Мессении (на юго-западе).
Почти 400 лет, приблизительно до 750 года до нашей эры Спарта была религиозным, культурным и государственным центром. Здесь процветали искусство и музыка. Спарта славилась изделиями из бронзы и глиняной посудой.
Резкое увеличение населения вынудило Спарту искать новые земли и источники питания.
Они решили эту проблему, анонсировав страну, население которой превышало Спарту.
Земля, которой они овладели, была Мессения.
Спарта нуждалась в Мессении.
Но мессенийцы оказали сопротивление.
Война была долгой и тяжелой.
Спартанцам не удалось справиться с мессенийцами легко и быстро.
Главная трудность была чисто топографического характера. Надо было преодолеть гору Тайгет.
Фиг. 3. Мессения.. VII век до н.э
Сообщение Лаконики с Мессенией было не легким. Горная тропа, которым пользовались спартанцы для
прохождения в Мессению находился на высоте 1,4км.
Поэтому осуществление постоянного контроля над покоренным населением требовало создания в самой Мессении постоянных военных наблюдательных пунктов и сторожевых постов по гористым перевалам Тайгета.
Спарте понадобилось почти сто лет, чтобы окончательно покорить Мессению.
К VII веку до н.э. Спарте принадлежали 8 тыс. кв. км. земель. И она была самым большим городом-государством в греческой империи.
Мессенийцы были вынуждены обрабатывать землю в качестве так называемых илотов (helots).
Согласно традиционной точке зрения, система илотии в Мессении была результатом двух Мессенсквойн.
В 464 г. имело место самое крупное в истории Спарты восстание илотов. Оно вошло в историю под названием Третьей Мессенской войны
По окончании восстания (а оно продолжалось 10 лет) спартанцам пришлось заключить с мессенийскими повстанцами договор, согласно которому им были предоставлен свободный выход из Мессении и возможность поселиться в Навпакте.
Нескончаемый поток беженцев из Мессении даст начало строительства новых прото-полисов вокруг Навпакты.
Сам факт заключения договора с мессенийскими илотами свидетельствует о том, что спартанцы воспринимали их достаточно серьезно.
Для них мессенийские илоты были одновременно и крепостными, и внешним врагом.
Ведь те обладали известной политической и"национальной"солидарностью, которой не было ни у лаконских илотов, ни тем более у крепостных классического типа.
В отличие от них, мессенийцы имели сильную политическую мотивацию в собственных отношениях со спартанцами.
Помощь мессенийским повстанцам со стороны афинян также свидетельствует о том, что греческий мир воспринимал их отнюдь не как обычных рабов. По словам М. Финли, мессенийские илоты вполне резонно внушали страх своим господам как потенциальные мятежники: ведь они были группой и, даже можно сказать, подчиненной общиной, с общей коллективной судьбой.
То, что внешний мир воспринимал их именно так, видно, например, по тому, что, когда мессенийские илоты были освобождены фиванцами в 370 г. до н.э., они немедленно были приняты греками как собственно греческая община.
По-видимому, для греков основной отличительной чертой мессенийской илотии было то, что мессенийцы составляли пусть подчиненную, но общину, в которой отдельные ее члены никогда не теряли социальных и родственных связей.
Именно поэтому Исократ в своем письме к Филиппу II выбирает слово"илот", а не"раб", говоря о будущей судьбе народов в Азии (Epist. 3, 5).
А у Фукидида,"илот"и"мессенянин" — синонимы По свидетельству Диодора и Плутарха, результатом восстания илотов в 464г. стало систематическое применение спартанцами репрессивных мер против илотов
Илоты своего рода земледельцы. Они обязаны были отдавать часть продукции так называемому хозяину — Спартанцу.
Спартанец присматривал за илотом и его хозяйством. Но при этом, он не является владельцем его.
Спартанец не может продавать и покупать илота, как раба. Илоты были крепостными.
Не один греческий полис не пытался превратить в рабов греческий народ.
Население Мессении состояло примерно из 250 тыс. человек а спартанцев в обществе было только около 10 тыс. воинов.
Можно сказать, что они были в осаде.
Спартанцы были вынуждены постоянно думать о своей безопасности.
Ситуация вынуждала спартанцев перестроить свое общество.
В последующие десятилетия Спарта введет новую систему управления, которая будет контролировать гражданина, от колыбели, до могил.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мерь. Исторический очерк о народности мари» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других