Эта книга поможет по-настоящему эффективно разобрать вещи, не попадаясь в ловушку круговорота – когда их перекладывают из одних случайных мест в другие. На конкретных примерах покажет, как организовать удобное хранение, чтобы вещи были под рукой, но не мешались под ногами. Подскажет лайфхаки, как сократить время на домашние дела, поднимет настроение и самооценку. А ваш дом станет не идеальным (в чьих-то глазах), а местом, где все так, как должно быть – лично для вас.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сделать дома удобно. Энциклопедия домашней организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2. Расхламление
Глава 1. Как рождается хлам. Глобальные тенденции
Откуда вообще взялась проблема захламления и новая мода расхламляться? На мой взгляд, это стало неизбежным следствием нескольких глобальных причин, связанных с особенностями социального и промышленного развития стран первого эшелона в XX веке, — мы просто дошли до предела, и маятник теперь качнулся в другую сторону.
Где-то эти процессы шли медленнее, и, как говорят медики, картина заболевания стерта, а где-то — более жестко. Конечно, в каждой стране были и остаются свои особенности, но жители России могут найти много общего и с американцами, и с японцами — эти тенденции есть почти везде.
Во-первых, взрывной рост производства удешевил вещи в общей массе и сделал их легкодоступными. Достаточно сравнить наш образ жизни и стиль потребления с тем, как жили наши бабушки-дедушки и, особенно, прабабушки и прадедушки.
Это верно для всех развитых стран, даже в Европе сто лет назад (а это всего лишь три-четыре поколения) все было совсем по-другому. И опыт нищеты прежних, заставших войны и тяжелые экономические кризисы, поколений серьезно влияет на склонность к излишнему потреблению.
Это особенно важно для России, где нынешние 30-летние еще помнят, как в детстве шоколадки покупались только по праздникам. Мы все еще «заедаем» бедность, в которой жили наши родители, бабушки и дедушки и которая успела задеть многих из нас. Даже презрительно воротя нос от вымытых бабушкой пакетов из-под молока, мы неосознанно лечим их травму бедности, только уже по-своему.
Во-вторых, урбанизация кардинально изменила представления о возможном и невозможном, «разрешенном», привычном и «неправильном» в сфере социальных связей. Это отразилось на многом: от ставшей почти нормой послеродовой депрессии у женщин до того же самого перепотребления.
А конкретно произошло вот что: вместо больших (до нескольких десятков членов) семей, входящих в свою очередь в общину, мы стали жить в рамках нуклеарной семьи: папа, мама, ребенок. Даже бабушки с дедушками в большинстве случаев лишь иногда приходят в гости. И если раньше практически все процессы семьи — от хозяйствования до воспитания детей — проходили на виду и в тесном контакте с соседями, членами общины, то сейчас мы замкнулись на себе4. Кому придет в голову постучаться к соседям по площадке, чтобы попросить, скажем, кухонный комбайн на день? Да мы в большинстве случаев даже по имени их не знаем, хорошо если узнаем в лицо.
Любопытно, что, примени мы в нашей жизни опыт предков в одалживании вещей, нам не пришлось бы держать у себя дома огромное количество предметов, которыми мы пользуемся лишь периодически.
В-третьих, современная экономика и культура занятости вкупе с бешено развивающимися технологиями, порождающими огромную конкуренцию (как в бизнесе, так и на рынке труда) и практически полное отсутствие возможности уединиться, отложить дела, выдохнуть и расслабиться, привели к тому, что нормой жизни стал перманентно высокий уровень стресса. Наш мозг вынужден искать способы как-то этот стресс снимать, хотя бы симптоматически, по аналогии с действием обезболивающих препаратов.
И если такие легкодоступные способы, как еда, выпивка, драка, обществом порицаются в большей или меньшей степени, то шопинг даже рекомендуется на уровне популярной психологии (вместо булочки пройдись лучше по магазинам).
Что ж, по сравнению с обжорством и другими видами зависимостей шопоголизм выглядит действительно безобидно. И, главное, работает: пусть очень ненадолго, но мы получаем иллюзию контроля над собственной жизнью — я сам выбираю, что мне надеть и чем обставить дом, и просто радость обладания новой вещью.
В-четвертых, пресловутый маркетинг, который многие до сих пор недооценивают, в действительности управляет нами. В области нейропсихологии сделано столько открытий, что при грамотном подходе можно срежиссировать потребительское поведение даже искушенных людей. «Кукол дергают за нитки» — это горькая правда о нашей повседневности.
Аромамаркетинг, партизанский маркетинг, приемы НЛП (нейролингвистического программирования) и многое другое применяют осознанно и неосознанно повсюду: от гипермаркетов до овощных ларьков. Это реалии нашей жизни, от которых никуда не деться. Можно только повышать свой уровень осведомленности о маркетинговых уловках и осознанности в целом. Чтобы на каждом шагу сверяться с собой: я покупаю, потому что мне действительно нужны лишние 300 грамм орехов или потому что продавщица сказала, что это у нее последнее, а мне неловко отказываться?
В-пятых, экономика потребления дошла до того этапа, когда не только производителям, но и правительствам государств невыгодно, чтобы вещи служили долго, и их намеренно делают такими, чтобы мы как можно скорее были вынуждены менять их на что-то новое. Это проникло во все сферы: от одежды до IT и автомобилестроения. Рекомендую поискать в Сети мини-фильм «История вещей с Анни Леонард»5.
Кроме этих глобальных трендов, общих для всех развитых стран, существуют еще природно-географические и культурные причины накопления вещей. О них скажу коротко, потому что, на мой взгляд, они сами по себе не всегда приводят к появлению лишнего в доме. Я не считаю лишними вещи, которыми хозяева пользуются с удовольствием, пусть и редко.
Собственно, это климат, вынуждающий нас иметь несколько комплектов одежды, а также спортивного и туристического снаряжения для разных сезонов года. А также традиции огородничества и заготовок, которые переходят постепенно в сферу увлечений. Все чаще ими занимаются по велению души, а не из экономической необходимости. И раз так, то я не вижу принципиальной разницы между заготовками и, скажем, живописью как хобби.
Складывается ощущение, что раз все эти причины поистине глобальны, мы с вами ничего не можем с этим сделать. Но в действительности как раз этим факторам достаточно легко противостоять, включая осознанность в ситуациях потребления. Гораздо сложнее справиться со своими личными привычками, склонностями и комплексами, способствующими накоплению лишних вещей. А их, между прочим, гораздо больше, и мы поговорим о них в следующей главе.
А пока попробуйте оценить, сколько новых вещей у вас появляется за неделю и сколько из них фактически можно отнести к лишним.
Разделите лист на три части по вертикали. Первая колонка — «План». То, что вы планируете приобрести. Сюда будем записывать все: от продуктов до электронных книг и курсов. Для удобства можно делить по дням или категориям. Но разделяйте пока только этот столбец, не заходя на следующие, иначе в них потом может не хватить места, если вы пишете на бумаге.
Вторая колонка — «Факт». То, что вы в итоге купили (или взяли в подарок, или нашли на фримаркете и т. д.) и принесли в дом. Этот столбец тоже можно разделить горизонтально на дни недели или категории, если хотите, но для этого лучше создавать электронную таблицу или рисовать на большом листе бумаги, чтобы в итоге вам хватило места. Если вы выбрали бумажный блокнот небольшого размера, лучше записывайте все подряд сплошным списком. Для более подробного анализа покупок потом можно будет переписать данные в другую таблицу.
Кстати, колонки «План» и «Факт» можно дополнительно разделить по вертикали, добавив в правой части каждой из них узкую колонку для записи потраченной суммы. Но это не обязательно, потому что основная цель наших записей — оценить количество вещей, а не затраты. Ведь затраты могут быть и небольшими, а вещей появляться в доме — много, особенно если вы — любитель сообществ типа «Отдам даром», фримаркетов и прочих мероприятий с раздачей подарков.
А теперь самое интересное: третья колонка — «Почему». Для нее нужно отвести побольше места, потому что здесь мы будем записывать причины, по которым мы взяли незапланированные вещи. Если хотите, можно в этой колонке анализировать каждый пункт из колонки «Факт», включая те, которые были запланированы.
Но можно ограничиться анализом незапланированных. Потому что очень редко встречаются ситуации, когда мы планируем покупать совсем уж лишние вещи. Даже если это, например, сумка или кофточка, которые вам вроде бы чисто логически не нужны, одежды хватает, но так зацепили, что вы уже неделю ходите и только о них и думаете. Значит, они вам действительно нужны! Они будут выполнять эмоциональные задачи, проще говоря, дарить радость.
Внутри этой колонки также сделайте узкий столбец в правой части, в нем мы будем оценивать незапланированные приобретения по 5-балльной шкале. Ставьте по одному баллу за соответствие каждому из критериев:
— польза для здоровья,
— польза для развития,
— поднимает настроение, дарит удовольствие,
— вещь длительного использования,
— решает проблему, закрывает потребность.
Вот пример:
Как это может выглядеть? Разберем на примерах. Примеры настоящие, из моей жизни. Я планировала сегодня заказать крем. Крем одного вида, для рук и тела, которым пользуется вся моя семья. Мне нужен был только он, но фактически я заказала:
— крем для рук и тела (тот, который был нужен),
— крем ланолиновый, потому что прочитала, что он обладает регенерирующими свойствами, восстанавливает пересушенную кожу, а это актуально для меня и детей (оценка — 3 балла: польза для здоровья, вещь длительного использования и решение проблемы),
— подушечку-мочалку с травами для ароматической ванны — увлекло описание, захотелось устроить себе «домашнее SPA» (оценка — 1 балл: поднимает настроение),
— иван-чай, потому что захотелось сменить привычный вкус чая на что-то новое (оценка — 3: польза для здоровья, так как не содержит кофеин, дарит удовольствие, мне нравится его вкус, вещь длительного использования),
— сушеную луговую клубнику, потому что впервые увидела, прочитала в отзывах, что это очень вкусно, и захотела попробовать (оценка — 2 балла: польза для здоровья, дарит удовольствие).
А вот такие записи я бы сделала вчера — в моем списке покупок было:
— 4 ручки для шкафчиков,
— панель с крючками для одежды,
— насадка для швабры,
— средство для стирки мембранных тканей.
Я купила все это и еще:
— пятновыводитель, потому что он был в комплекте со средством для стирки (оценка — 1 балл: вещь длительного использования),
— скребок для мытья окон, потому что вспомнила, что нам нужен новый скребок (оценка — 1 балл: закрывает потребность),
— букет цветов, потому что захотела порадовать себя и дать заработать бабушкам, продающим цветы из своего сада на улице (оценка — 1 балл: поднимает настроение),
— порцию салата, потому что проголодалась (оценка — 1 балл: закрывает потребность),
— пирожок, потому что проголодалась (оценка — 1 балл: закрывает потребность),
— кусочек торта, потому что очень давно не ела торта и захотела порадовать себя (оценка — 1 балл: дарит удовольствие),
— чашку чая, потому что хотела пить (оценка — 1 балл: закрывает потребность).
Заполняйте таблицу в течение одной недели (если захочется, эксперимент можно продолжить), а потом перечитайте свои записи в третьей колонке. По прошествии нескольких дней обычно уже удается объективно увидеть причины, побудившие к покупке. Особенно внимательно присмотритесь к пунктам, которые вы оценили на 0—2 балла. Что это за приобретения? «Мусорная» еда? Подарок от промоутеров в магазине? Онлайн-курс, рекламу которого вы случайно увидели и соблазнились «специальной скидкой, действующей только сейчас»?
Опыт подробного анализа помогает постепенно научиться более осознанно подходить к приобретениям и покупать меньше ненужных вещей. Хотя спонтанные покупки — вовсе не абсолютное зло.
Как насчет того, чтобы порадовать себя букетом цветов?
Глава 2. Как рождается хлам. Внутренние причины
Сугубо личностных причин захламления довольно много. Постараюсь рассказать о них коротко, чтобы ничего не упустить и при этом не растягивать разговор на целый том.
Я бы разделила эти причины на три группы:
— черты характера,
— личные комплексы, страхи,
— временные обстоятельства.
Начнем с последней группы: это различные ситуации, приводящие к тому, что человек длительное время живет с крайне низким уровнем энергии. У него объективно не хватает сил на такие маловажные задачи, как уборка и раскладывание вещей по местам.
Почти гарантированно в этой ситуации оказываются мамы маленьких детей, в особенности на первом году жизни ребенка, и люди, потерявшие своих близких. Также это знакомо страдающим некоторыми хроническими заболеваниями (например, запущенная анемия) и тем, кто ухаживает за тяжело больными родственниками. Высокий уровень стресса, связанный с работой и финансовыми обстоятельствами, способен привести человека в депрессивное состояние, а депрессия — это не шутки.
Во всех таких ситуациях ставить цели в духе «полное расхламление дома за один день» — неразумно. Если есть желание и хотя бы какие-то силы, можно двигаться маленькими, даже крошечными шажками. Главное — радоваться каждому из них и не корить себя за низкую результативность, даже если получилась затяжная пауза.
Уборка в жизни — и правда, не самое важное. Но интересно, что на каком-то этапе работа по расчищению и организации своего жилого пространства может окрылять и придавать энергии.
Теперь о личных особенностях, способствующих захламлению. Как ни странно, это может быть любовь к хозяйству и упорядочиванию. Некоторые люди покупают огромное количество средств для уборки, предметов для хранения вещей и ухода за ними.
Прекрасно, если все это действительно используется. Но, во-первых, большинство узкоспециализированных средств бытовой химии может быть заменено самыми обычными подручными, которые и так есть в каждом доме (и более экологичными к тому же). А, во-вторых, зачастую очередной красивый органайзер пылится без дела. Мари Кондо в своей книге «Магическая уборка» признается, что тоже была подвержена этой страсти, пока не открыла для себя простой принцип: не стоит упорядочивать то, что вообще не нужно хранить.
С тем, что нужно, а что не нужно хранить, мы будем разбираться уже в следующей главе. Если совсем коротко, то это вещи, которыми мы не пользуемся и которые не приносят радость. А пока поехали разбирать дальше то, что внутри нас способствует захламлению.
Неспособность отказаться от халявы — это тоже, кстати, черта характера, часто присущая людям рачительным, хозяйственным. Они с одной стороны легко ведутся на маркетинговые призывы «купить три по цене двух» или «купить то и получить в подарок это». Бывает даже, что обычно они этот продукт не покупают, но тут такая скидка… А с другой стороны они же склонны хватать и тащить в дом все, что только можно унести: подарки с рекламных акций и прочих мероприятий, вещи, оставшиеся без хозяина (например, давно забытые в офисе уволившимся коллегой).
Еще один вариант: патологическая рачительность, когда человек закупает продукты, средства уборки и прочие расходные материалы в больших объемах, чем ему реально потребуется до следующего похода в магазин. У него не просто всегда есть упаковка в запасе, у него их штук десять сразу.
Стоит ли за этим страх оказаться в ситуации голода и нищеты или это просто гипертрофированная склонность «подстелить соломки», здесь сложно сказать. Например, я знаю человека, который достает из упаковки новый рулон туалетной бумаги и ставит рядом со старым еще в тот момент, когда старый израсходован едва ли на две трети. При этом упаковка туалетной бумаги хранится не где-нибудь далеко, а рядом — только руку протяни.
Возможна и совсем другая картина. Например, банальное неумение ухаживать за вещами, связанное с индивидуальными особенностями психики и часто идущее рука об руку с неспособностью помнить о возвращении вещей на место, о чем мы уже говорили раньше. У многих людей вещи слишком быстро портятся и выходят из строя просто из-за невнимательности, неаккуратного обращения. И если такой человек еще и не выбрасывает сразу испорченные вещи, а откладывает на черный день, «для дачи» или на случай «вдруг починю», то хлам накапливается очень быстро.
Страсть к новинкам и гаджетам — когда человек каждый год меняет свой телефон на усовершенствованную модель и не может устоять перед очередной выдумкой маркетологов: айпод, айпад, электронная книга, «умные» часы, беспроводная техника… Это касается не только электроники, но и бытовой техники, и программ и приложений, и даже еды. Кстати, на еде, как мне кажется, «отрываются» те любители новинок, которые не могут себе позволить часто совершать дорогостоящие покупки. Призыв рекламщиков «Теперь банановый!» — это для них.
Очень близко к этому находится стремление максимально облегчить себе быт с помощью новой техники и приспособлений. Посудомойка, мультиварка, робот-пылесос, робот-полотер, соковыжималка для цитрусовых, нож для яблок… Можно продолжать очень долго. Опять же я не считаю все эти вещи бесполезными. Просто есть дома, в которых они действительно используются и упрощают жизнь, а есть такие, где становятся лишь очередным предметом для пререканий (кто будет сегодня загружать и разгружать посудомоечную машину) или просто занимают место.
Любители домашних украшательств: всевозможных картин и постеров, вазочек и статуэток, предметов «для фэншуй» и просто интерьерных штучек. Они не могут пройти мимо магазинов «Все для дома» и выйти оттуда без очередной шкатулки или красивого крючка, хотя даже не представляют, что будут туда складывать или вешать.
Жертвы моды, не мыслящие жизни без обновления гардероба в каждом сезоне, думаю, знакомы всем.
Творческие личности, склонные к рукоделию, часто обрастают вещами для проектов, которые они так никогда и не реализуют («Из этого старого стула я когда-нибудь сделаю конфетку»).
Ну и, наконец, всем известный синдром бережливых людей «хранить для особого случая», когда в доме годами и десятилетиями лежат коробки с подаренными еще на свадьбу сервизами и постельным бельем, а полшкафа занимает одежда «на выход», которая никогда или почти никогда не надевается.
Последняя группа — это страхи и прочие психологические комплексы. Например, застревание в роли подростка, бунтующего против родительского давления по поводу уборки. Человек уже давно взрослый и живет отдельно от родителей, но все еще по привычке разбрасывает вещи. Здесь ситуация связана уже не с накоплением вещей, а с неорганизованностью. Такие люди могут создать ощущение захламленности даже с небольшим количеством предметов.
Дальше уже о страхах. Например, это может быть страх начинать что-то новое, который проявляется в виде стремления купить все, что только может понадобиться для нового занятия, прежде чем пробовать, действовать.
Страх потерять воспоминания свойственен многим людям. Почти у каждого человека есть свои коробки со старыми письмами и открытками, исписанными ежедневниками, полки, забитые сувенирами из путешествий, толстые фотоальбомы или огромные фотоархивы в электронном виде, милые подарки от возлюбленных и просто разные вещи, напоминающие о каких-то людях или событиях прошлого. Конечно же, не стоит совсем отказываться от предметов, связанных с воспоминаниями. Но их даже у молодых людей бывает очень много. А сколько этого накопится за всю жизнь? К тому же большинство таких вещей никогда или почти никогда из коробок и дальних ящиков не достается, не пересматривается и не перечитывается.
Впрочем, у сентиментальности есть и другая сторона. В мультсериале «Смешарики» есть замечательный сюжет про Бараша, который никак не хотел расстаться со старым дырявым зонтиком. Друзья подарили ему новый, но тот совершенно не радовал до тех пор, пока Бараш с этим зонтиком не попал в очередное приключение. Зонтик слегка испортился, но благодаря ярким воспоминаниям стал приносить радость. Я хочу подчеркнуть, что герой пользовался вещью, дарящей воспоминания, даже несмотря на то, что она была испорчена, а не просто хранил в углу.
Еще бывает страх перед выбрасыванием старых вещей, тесно связанный с чувством вины. Обычно это касается детских рисунков, тетрадок и поделок: а вдруг дети захотят все это найти, когда вырастут? Для многих родителей — это проблема, потому что объем детского творчества растет очень быстро. Если юный художник рисует по пять шедевров в день, нетрудно прикинуть, сколько накопится за ближайшие пять лет, если он не сбавит темпы.
Страх отпустить прошлое знаком многим, в особенности женщинам. «А вдруг я снова похудею?» — под этим девизом в шкафах хранятся стопки «студенческих» джинсов и прочей одежды. Да, смириться с новыми формами очень трудно. И кажется, что если все выбросить, последняя надежда вернуться к прежнему весу будет окончательно потеряна. Я не хочу здесь распространяться на тему принятия себя и общественных мифов в отношении веса и форм. Лучше порекомендую всем, для кого эта тема актуальна, блог Светланы Бронниковой, директора Института интуитивного питания IntuEat.
Последний страх, который я хочу отметить, — это тревожность по поводу будущего: а вдруг будет туго с деньгами, а вдруг случится так, что именно вот эти вещи понадобятся, и прочие сомнения в духе «а вдруг война». Такие люди могут подолгу хранить совершенно неиспользуемые вещи и специально закупать всевозможные продукты длительного хранения и расходные средства в огромных количествах. У многих представителей того поколения, чья молодость пришлась на «Перестройку», есть коробки с детскими вещами, которые они хранят для своих внуков.
Когда у меня родился первый ребенок, мама передала мне несколько больших пакетов с детскими вещами, которые носили мы с сестрой, а кое-что — еще она сама в младенческом возрасте. Даже если бы эти вещи не приобрели неприятный запах старости, я бы все равно не стала их использовать, потому что по качеству материалов они не шли ни в какое сравнение с современными.
Если честно, я была просто в ужасе от того, ЧТО мне приходилось носить в детстве. Да, такие были времена, тогда это считалось хорошими вещами. Но сейчас-то есть гораздо лучше! И даже тратить много денег не нужно: от подруг, чьи дети подросли, мне досталась масса чудесных современных детских вещей.
Наверняка вы могли узнать себя во многих описаниях. Для меня самой актуально большинство этих проблем. И я призываю не посыпать голову пеплом и срочно «искоренять», а всего лишь быть внимательнее к себе, своим привычкам и вещам. Чтобы настроить себя на это, можно выполнить еще одну письменную практику.
Возьмите блокнот с ручкой, разделите страницу на три части по вертикали. Пусть первая колонка будет средней ширины, вторая — совсем узкая (для одной цифры), а третья — самая широкая. В первой колонке запишите столбиком все возможные причины захламления, которые я привела в этой главе, начиная с пункта «временные обстоятельства». Во второй поставьте оценку к каждому пункту по 10-балльной шкале: насколько это для вас характерно? Выделите цветом строки, где вы поставили 5 баллов и выше, с ними поработаем в третьей колонке.
Здесь мы будем записывать «обходные пути», попробуем посмотреть на ситуации потребления немножко под другим углом, поискать альтернативу. Задайте себе вопросы:
— что я могу сделать, если у меня закончится тот или иной продукт или расходный материал? Чем я могу это заменить? У кого я могу это попросить?
— могу ли я взять желаемую вещь (технику, книгу, одежду и т. д.) во временное пользование?
— нужно ли мне хранить все это или достаточно выбрать часть?
— может быть, я могу перевести что-то в электронный формат: оцифровать, сфотографировать?
Вот пример:
Это лишь ориентировочный список вопросов, которые можно задавать себе в разных ситуациях. Запишите свои ответы на вопросы в третью колонку. Постарайтесь для каждого пункта с высокой оценкой найти хотя бы парочку решений: как можно поступить иначе, не так, как вы привыкли. Изменения в жизни часто начинаются со смены повседневного маршрута.
И самое главное — без фанатизма! Покупать и хранить вещи — это совсем не плохо. Это хорошо, потому что мы — существа не только духовные, мы живем в материальном мире. И окружающие нас вещи формируют нашу реальность. Влияют на нас — в том числе и позитивно.
Проблемы начинаются в двух случаях. Во-первых, если человек не способен расставаться с вещами, уже сыгравшими свою роль. И во-вторых, если человек приобретает вещи неосознанно, грубо говоря, тащит в дом все без разбора или просто слишком много (примеры я уже привела выше).
И напоследок — цитата, приписываемая Джерому Клапке Джерому:
«Люди загружают себя массой предметов, по их мнению, необходимых, для того чтобы иметь вес в обществе и чтобы их уважали окружающие. Они не понимают того, что эти предметы тянут их ко дну, так как у них нет времени любоваться природой и наслаждаться настоящей жизнью, они становятся рабами вещей, которые их же и губят». Звучит довольно мрачно, но об этом стоит поразмышлять.
Глава 3. Как расхламляться
Пойдем от противного: сначала выясним, как не надо расхламляться. Я опишу типичную ситуацию бессистемного разбора вещей, когда мы лишь впустую тратим время. Вместе найдем ошибки и перейдем к рекомендациям — пошаговому плану расхламления.
Вот как это обычно происходит: у вас выдался свободный день или полдня, когда вы чувствуете, что наконец-то настало время для свершения больших дел. Вы выбираете какое-то помещение или зону в доме, например, рабочий стол, и начинаете перебирать предметы. Берете первое, на что упал взгляд, крутите в руках, прикидываете, нужно ли вам еще это и куда бы убрать, если нужно, так, чтобы и не слишком далеко, и не оставлять на виду. Зачастую при этом сразу решение не находится, вы откладываете вещь в сторону, чтобы вернуться к ней позже, и переходите к другой.
Периодически вы отвлекаетесь от уборки на пролистывание старого ежедневника или рассматривание фотографий, или перебирание сувениров… В лучшем случае вы просто перекладываете вещи в другие места, порой не слишком удачные, просто чтобы освободить наконец этот стол. В итоге у вас, может быть, и получилось расчистить его, но зато вы до отказа забили книжный шкаф. И во время следующей уборки, когда вы займетесь этим шкафом, вполне вероятно, что вещи перекочуют из него обратно в ящики стола. Круговорот вещей в доме таким образом может продолжаться бесконечно.
Выделим две основные ошибки: фокусировка на зоне дома вместо выбора одной категории вещей и застревание на «лирических паузах» — на перечитывании и пересматривании.
Почему категории, а не зоны? На самом деле уборка по зонам — это тоже хороший инструмент. К примеру, разбор «горячих точек», который предлагает система FlyLady, очень эффективен. Но им имеет смысл пользоваться уже тогда, когда пройдены первые этапы — расхламление и организация хранения. Пока из дома не убрано все лишнее, а нужные вещи не имеют своих четких мест, любой разбор по зонам будет приводить только к перекладыванию из одних случайных углов в другие. Конечно, в случае форс-мажора, когда вот-вот нагрянут гости, можно по-быстрому распихать хлам с открытых поверхностей в шкафы, чтобы создать видимость порядка. Но мы-то с вами говорим о том, как сделать честную уборку.
Второй вопрос, который напрашивается: как же не перечитывать и не пересматривать, если без этого сложно принять решение — выбросить или оставить? И опять же мы не запрещаем себе этого делать вообще. Вся соль в том, когда и как этим заниматься. Если вы поставите себе задачу разобрать конкретно фотографии, то именно на этом этапе их будет нужно пересматривать. Но если в данный момент вы делаете уборку зоны, то просто разнесите вещи по категориям: книги — к книгам, фотографии — к фотографиям, украшения — к украшениям и т. д.
Итак, для серьезного расхламления эффективен метод разбора по категориям, который популяризировала японский специалист по организации пространства Мари Кондо. Сейчас его называют методом КонМари. В его рамках расхламление начинается с личных вещей, которые делят на пять больших категорий:
— одежда,
— книги,
— документы,
— разное,
— вещи, имеющие сентиментальную ценность.
Я считаю, что эта структура не универсальна, а лишь только показывает направление. Для кого-то имеет смысл выделить дополнительную категорию «Хобби» или «Работа», или даже две отдельных категории для двух (трех и т.д.) видов хобби или рабочей деятельности, не связанных между собой, но занимающих большую часть в жизни, что характерно для людей-«сканеров»6.
Разумеется, категорий вещей в домашнем хозяйстве в целом гораздо больше и можно начинать с любой. Но если вы живете не одни, то с разбором всего прочего, что относится уже к вещам общего пользования, могут начаться сложности. Не факт, что члены семьи легко согласятся выбросить то, что вы сочли ненужным.
Мелкие стычки из-за хлама могут сильно испортить настроение и остудить ваш пыл. Поэтому я рекомендую все же начинать с личных вещей. А там, глядишь, и родственники проникнутся идеей избавления от лишнего.
Мари Кондо настаивает на том, чтобы проводить разбор личных вещей именно в том порядке, который указан выше, потому что он позволит идти от простого к сложному. Но на мой взгляд, это уже субъективно.
Одежду, пожалуй, действительно разобрать в большинстве случаев проще всего, потому что она вызывает, как правило, меньше эмоций и ностальгических воспоминаний. С документами тоже сравнительно легко. Сложности могут возникнуть только со студенческими конспектами и материалами с различных курсов.
Книги лично для меня разбирать почти так же сложно, как сентиментальные вещи, я — большой книголюб и мне тяжело отрывать их от сердца. С категорией «разное» кому-то может оказаться просто, а кому-то очень тяжело, потому что в нее попадет и все, связанное с хобби. А с этими предметами расставаться ох как непросто.
И для большинства людей самая трудная задача — разобрать категорию сентиментального: это сувениры, фотографии, старые дневники, подарки от близких людей и прочие малофункциональные, но тесно связанные с воспоминаниями вещи.
Конечно, эта схема — лишь приблизительный план, намеченный в общих чертах. На практике может оказаться не под силу разобрать даже одну большую категорию за один день. Тем более, мало кто имеет возможность целый день посвятить уборке. Поэтому сначала лучше сесть и составить более детальный план: каждую из этих категорий разбить на подкатегории.
Для примера приведу список подкатегорий для первого пункта — одежды. Он будет одинаковым практически у всех:
— топы (майки, футболки, рубашки, свитеры, толстовки и т. д.),
— низы (брюки, шорты, юбки),
— одежда, которую нужно хранить на плечиках (платья, жакеты, костюмы),
— верхняя одежда,
— чулочно-носочные изделия,
— нижнее белье,
— одежда для дома и сна,
— сумки,
— прочие аксессуары (платки, солнечные очки, пояса и т. д.),
— дополнительные предметы для холодного сезона (шарфы, перчатки, шапки и т. д.),
— специализированная одежда (купальники, форменная одежда и т. д.),
— обувь.
Одежду для спорта имеет смысл выделить в самостоятельную подкатегорию, только если вы никогда не надеваете свои спортивные майки и брюки на пикник, на дачу, дома или где-то еще. Так же точно с одеждой «для походов в лес», «для ремонта» и т. д.
Что касается обуви, то если ее у вас не меньше, чем у главной героини сериала «Секс в большом городе», то она тоже подлежит делению на подкатегории. Но для большинства людей в этом нет необходимости.
Думаю, что принцип понятен. Аналогично нужно поступить с остальными большими категориями. Не торопитесь на этом этапе. Постарайтесь учесть все типы предметов, которые у вас есть, чтобы ничего не упустить из виду. Иначе может оказаться, что какие-то мелочи, которые вы сочли совсем не важными, у вас лежат буквально по всему дому, и с ними все равно придется разбираться. Это могут быть упаковки от бытовой техники и электроники, чеки, блокноты и ручки, зарядники и наушники, и прочее, и прочее…
Списки для всех остальных категорий, кроме одежды, у каждого будут свои. Но поскольку многим проще отталкиваться от конкретного примера, то можете взглянуть на список категорий, который я помогала составлять в ходе консультации по расхламлению молодой семье с одним ребенком.
1. Одежда:
— белье,
— носки,
— верхняя одежда,
— топы,
— низы,
— вещи, хранящиеся на плечиках,
— домашнее,
— детская одежда,
— обувь,
— сумки,
— аксессуары,
— детская одежда, которая уже мала.
2. Книги:
— философия,
— психология,
— литература,
— книги жены,
— книги мужа,
— детские книги,
— прочее.
3. Бумаги:
— инструкции и гарантийные талоны,
— конспекты,
— научные материалы,
— личные документы.
4. Разное:
— рисование А.,
— рисование В.,
— провода,
— батарейки и мелкая техника,
— вещи для спорта и отдыха,
— декупаж,
— ткани,
— шитье,
— вязание,
— мелочи для волос,
— бижутерия,
— косметика,
— аптечка,
— все для растений,
— диски,
— все для бани,
— игрушки,
— природные материалы,
— новогодние украшения,
— музыкальное,
— постельное,
— интерьерные вещи (свечи, картины и т. п.),
— сувениры,
— канцтовары,
— коляски/санки/беговел и прочее.
5. Сентиментальное:
— фотографии,
— билеты,
— диски,
— подарки от мужа,
— прочие подарки,
— дневники,
— личные бумаги,
— вещи со свадьбы.
Если вы живете отдельно от родственников и распоряжаетесь всеми предметами быта в доме, то для полноценного расхламления вам следует добавить большие категории «кухня», «гигиена», «уборка». В каждой из них будет множество подкатегорий, причем некоторые могут совпадать по названию, например, «электроприборы». Рекомендую разбирать их отдельно — кухонные, «для красоты» и для уборки, потому что дублировать друг друга они явно не будут.
Не торопитесь на этапе составления списков. Насладитесь этой прелюдией к танцу освобождения от лишних вещей. Но не стоит и разбивать категории слишком подробно, «разбирать на атомы». Достаточно конкретизировать настолько, чтобы вы смогли выложить все вещи каждой отдельной подкатегории перед собой, например, на столе или на диване, так, чтобы окинуть их все одним взглядом. Это поможет вам провести расхламление эффективно.
Наконец, у вас составлен подробный план категорий и вы готовы приступить к разбору вещей. Порядок внутри больших категорий уже не столь принципиален, вы можете начать хоть с белья, хоть с верхней одежды. Главное — разбираться с каждой подкатегорией отдельно, не смешивая. Закончили с одной и лишь затем переходите к другой.
Как конкретно разбирать? Допустим, вы сейчас хотите заняться верхней одеждой. Пройдите по дому и соберите в одном месте ВСЮ верхнюю одежду, которая у вас есть. Все шубы, дубленки, пуховики, сноубордические куртки, плащи, ветровки… Вспомните, не осталось ли еще чего-нибудь в дальних закромах. Разложите свое богатство так, чтобы все вещи оказались перед глазами. И только теперь начинайте перебирать.
Почему именно так? Пока вы не увидите все разом, сложно будет оценить, насколько вам действительно нужна та или иная вещь. Но когда все имущество у вас перед глазами, часто становится очевидно, что вот эта курточка не нужна, потому что она функционально повторяет вот ту, да еще и по цвету/размеру не очень хорошо подходит.
В ситуациях, когда определиться с решением сложно (а для начинающего расхламителя так будет наверняка), полезно использовать метод группировки вещей с точки зрения их функциональности и эмоционального содержания. Им пользуется большинство организаторов пространства. Этот метод особенно хорош для одежды, но может работать и с другими вещами.
Если вы изучали темпераменты или тайм-менеджмент с его приоритезацией дел по важности/срочности (этот метод известен как матрица Эйзенхауэра), то принцип схватите легко.
Итак, мысленно (или на бумаге, как вам больше нравится) рисуем таблицу из четырех секторов: две строчки и два столбца. Вертикальная линия отделяет высокофункциональное от низкофункционального, горизонтальная — высокоэмоциональное от низкоэмоционального.
У нас получились четыре группы, мы можем для простоты и удобства дать им названия. Например:
— «сокровища» («драгоценности», «супер-вещи») — вещи, обладающие высокой функциональностью и приносящие истинную радость,
— «мусор» («отбросы», «негодное») — вещи, вышедшие из строя и не вызывающие эмоций,
— «инструменты» («дельное», «полезное») — очень нужные, полезные вещи, не обладающие высокой эмоциональной ценностью,
— «игрушки» («забавы», «веселое») — вещи, которыми мы почти или даже никогда не пользуемся, но которые заряжают нас очень яркими эмоциями.
Совсем не обязательно, что вы найдете в своем гардеробе вещи всех четырех типов. Но давайте представим, что это может быть.
В категорию «сокровищ» попадают те вещи, которые вы часто носите и при этом очень любите, которые идут вам и хорошо на вас сидят, в которых вы предпочитаете фотографироваться.
«Мусор» — это дырявые носки и колготки, растянутые майки и прочие вещи, пришедшие в негодность, которые легко заменить новыми.
«Инструменты» — это, например, удобные теплые штаны, в которых вы зимой гуляете с детьми, или комплект офисной одежды, если у вас на работе строгий дресс-код.
«Игрушки» — это всевозможные «странные» вещи, которые вы можете надеть разве что на карнавал или фотосессию — для создания образа, а может быть, вы увлекаетесь ролевыми играми… Сюда же отнесем свадебное платье, если вы не планируете его перешивать во что-то другое.
Понятно, что легче всего разобраться с группой негодных вещей. Как правило, их все можно просто выбросить. Затем переходим к «Инструментам»: среди них чаще всего попадаются «дубли», скажем, две почти одинаковые черные водолазки или трое джинсов. Оцениваем, какие предметы нам действительно нужны, излишки откладываем в сторону (о том, что делать с вещами, от которых вы решили избавиться, поговорим отдельно). Наверняка, какие-то вещи требуют мелкого ремонта, их откладываем в другую сторону.
Кстати, удобно завести специальную корзину или коробку для вещей в починку, так проще не забывать о них.
Идем дальше. «Сокровища», как правило, немногочисленны и редко повторяются, хотя и такое может быть.
Самое сложное — разобраться с «Игрушками». Можно решить, что вещи, которые от сердца никак не оторвать, вы будете носить дома, когда остаетесь наедине с собой. Если ваши «игрушки» — это футболки с дурацкими рисунками и надписями, которые вас веселят, но вне дома их носить некуда, то почему бы и нет. А вот если это платье с корсетом, которое вы покупали для фотосессии, то я бы рекомендовала подумать насчет продажи — оставьте себе только фотографии в нем.
А что делать с вещами, которые не попали ни в одну из четырех групп? Это могут быть вещи, которые вы купили второпях и только дома разглядели, что они вам не к лицу или размер не тот, или, поносив немного, поняли, что в этом вам неудобно и вообще «не ваше». Все это — точно лишние вещи, от которых пора избавляться.
Не буду призывать, как Мари Кондо, оставлять только вещи, вызывающие радость, выбрасывая все остальное. В реальной жизни вещи-«инструменты», к которым мы вполне ровно дышим, выполняют действительно важную роль. Главное — научиться отделять действительно нужные от лишних. И даже если в ближайшее время вы не сможете приобрести радующий аналог какому-то унылому «инструменту», который уже выбросили, то шансы 9 к 1, что вы и без него как-то выкрутитесь.
В сложных ситуациях вспоминайте о том, что выбор вещей — это маркер отношения к себе. Того, насколько вы себя любите, цените, уважаете. Если вы заметили склонность к решениям в духе «Вот партнеру/детям/младшей сестре (нужное подставить) уже пора новое купить, а сама в старом пока похожу, мне не привыкать…», то стоит сделать паузу и поисследовать свои желания и потребности, потому что слишком долго подавлять их рискованно — это может, рано или поздно, привести к внезапному взрыву с непредсказуемыми последствиями.
Познакомиться с собой поближе можно, например, с помощью письменных практик. Это инструмент, доступный всегда и всем, нужны лишь бумага и ручка или карандаш и чуточку времени наедине с собой (для некоторых практик достаточно и пяти минут). Путеводители по письменным практикам можно найти на сайтах психолога Дарьи Кутузовой7 и домашнего издательства Skrebeyko8.
На словах все это выглядит довольно легко, но на деле расхламление — серьезная и очень эмоциональная работа. Не пугайтесь, но готовьтесь к тому, что она займет у вас много времени и в конце вам захочется себя вознаградить за труды. Уверена, что вы этого достойны.
Кстати, если вы склонны вознаграждать себя вкусненьким, но хотите изменить эту привычку, попробуйте заранее составить список альтернативных вариантов. Вот несколько наводящих вопросов на случай, если будет сложно придумать:
— Чем вы можете себя порадовать спонтанно, не выходя из дома?
— А что можно сделать, если заранее подготовиться?
— Что хорошо пойдет, если вы обнаружите себя в состоянии сильной усталости?
— Сколько денег вы готовы выделить себе на празднование Большого расхламления?
— Вы готовы рассказать о своем опыте друзьям и показать им свои результаты?
— Если вы предпочитаете отмечать такие события в одиночку, что вы больше всего любите делать наедине с собой?
— Что вы давно хотели, но все откладывали, потому что для этого нужен был какой-то особый случай?
Глава 4. Альтернативные методы
Вы честно попробовали свершить расхламление в своем доме, но потерпели фиаско? Такое вполне может быть. Есть люди, легко расстающиеся с вещами, а есть те, кому это делать ну очень сложно. Кому кажется, что каждой пустой коробочке обязательно найдется применение… Не вешайте нос. Кроме классической стратегии «от пункта А к пункту Б» есть еще другие варианты — расхламительные лайфхаки.
Переезд
Представьте себе, что вам предложили работу вашей мечты в другом городе или даже стране. Только пусть это будет такое место, где климат примерно тот же, что и у вас. И оно настолько далеко, что оставить часть вещей у друзей и родственников, а потом забирать во время поездок в гости, увы, не получится. Тарифы на перевес багажа у авиакомпаний кусаются. В общем, на это не рассчитывайте.
А теперь составляем список вещей, которые вы возьмете с собой. Вдумчиво подходите к каждой. Если предмет ценен воспоминаниями, попробуйте придумать, как можно иначе их сохранить. Может быть, оцифровать? Отсканировать фотографии, сфотографировать любовные записки и смешные подарки и т. д. Если это материалы для творчества, которые вы не используете, то прикиньте их общую стоимость. Может быть, вы готовы заплатить эту сумму за понимание, что вы на самом деле хотите этим заниматься, или ваши интересы уже изменились и лучше вложиться во что-то новое.
И между прочим, жизнь — штука непредсказуемая. Даже если вы сейчас не решитесь выбросить все, что не вошло в список, сохраните его. Кто знает, может, он вам когда-нибудь пригодится для реального переезда.
Для экстремалов
Любители пощекотать себе нервы могут попробовать задачки типа «вы убегаете от бандита» или «у вас пять минут, чтобы спастись от стихийного бедствия». Естественно, с условием, что все, в чем вам неудобно будет убегать и что вы не успеете взять с собой в спасательную лодку, вы в итоге выбрасываете.
Понятно, что это лишь стратегии выживания в экстремальных ситуациях, которые к повседневной жизни никакого отношения не имеют. Впрочем, они хороши тем, что помогают разобраться, действительно ли вам так дороги те или иные вещи. Начав строить новую жизнь на другой планете, вы правда будете вспоминать вот эти кружки и кроссовки?
Рейтинг вещей
А вот практичный метод для ситуаций, когда сложно определить, нравится ли на самом деле та или иная вещь: представьте, что вы — жюри на конкурсе, и выберите в одной категории три самые-самые, такие, которые вы хотели бы купить вновь. В ваш личный Топ-3 однозначно попадут вещи-«сокровища». К остальным подходите с жесткой меркой «удобно/неудобно» (здесь можно использовать задачку про бандита).
По-настоящему удобные вещи — это ваши «инструменты». А все остальные явно лишние, которые нужно либо выбросить сразу, либо в ближайшее время заменить на более качественный, радующий, удобный аналог.
Для предусмотрительных
Реалии таковы, что лишь небольшой процент людей всю свою взрослую жизнь живет на одном месте. Люди среднего возраста должны быть готовы к нескольким переездам в будущем. А переезд — это деньги. Почти наверняка вам придется нанимать грузовую машину и грузчиков. Узнайте цены, прикиньте объемы вашего имущества и посчитайте, во сколько вам обойдется переезд. Прагматичных людей эти цифры могут мотивировать избавиться от всего, что лежит «на всякий случай».
Благая цель
Возможно, от расставания с ненужными вещами вас удерживает мысль «Пусть еще послужат, ведь выбрасывать — это не экологично». Если для вас важно продлить жизненный срок вещей, а не просто отправить их на помойку или сдать на переработку, то варианты легко найти. В следующей главе мы будем подробно разбирать, куда и как можно отдать ненужные вещи.
Встреча с собой
Частая проблема при расхламлении: вещей, которые не нравятся, так много, что если взять и выбросить все сразу, то жилье будет напоминать комнату студента Иванопуло в общежитии имени монаха Бертольда Шварца (если вы забыли, пересмотрите фильм «12 стульев»). А все-таки надо же на чем-то сидеть, из чего-то есть и что-то носить каждый день и в разных ситуациях. И если вы не можете прямо сегодня купить все новое, то пойдем другим путем.
Методично занесем в список все вещи, которые вам хотелось бы заменить. Скорее всего это будет даже несколько списков для разных категорий вещей. Не пугайтесь, что пунктов получится много. Вполне вероятно, что многие из них — это мелочи, которые вы можете себе позволить купить сразу. Например, мыльницу или полотенце.
Другие вы поставите в план покупок на ближайшие месяцы. А если точно не можете заменить что-то крупное в обозримом будущем, можно подумать, как это отреставрировать или декорировать. Например, для дивана можно сшить красивый чехол, а холодильник раскрасить так, что он превратится в арт-объект.
Временное хранение
Один из самых распространенных советов по расхламлению — раскладывать вещи по разным коробкам, в зависимости от того, как вы собираетесь решить их судьбу. Набор коробок может быть у каждого свой.
Например, такой:
— «оставить»,
— «не знаю»,
— «отдать/продать»,
— «выбросить».
Коробку «не знаю» в итоге предполагается оставить где-нибудь в кладовке или на даче на определенный срок — полгода или год, а по истечении этого срока все, что не доставалось оттуда ни разу, смело выбрасывать.
Есть и противники этого метода. Мари Кондо считает, что это неуважение к вещам: если уж не готовы выбросить сразу, то храните, как положено. Но лично мне этот взгляд, уходящий корнями в синтоизм и потому такой естественный для японцев, совсем не по душе.
Я считаю, что если раскладывать сомнительные вещи обратно по полкам, то привычка возьмет верх и мотивация разобраться до конца исчезнет. А вот временное хранение позволяет четко маркировать лишнее. По-моему, самое лучшее доказательство ненужности вещей — это когда вы через год не можете вспомнить, что конкретно лежит в коробке.
Я убеждена, что наша память — самый лучший инструмент для сортировки хлама. Для себя я вывела два принципа:
— как только я понимаю, что не помню всех вещей, лежащих в конкретном ящике/коробке и т. д., пришла пора расхламлять,
— если я забыла про какую-то вещь, то 9 к 1, что она мне не нужна.
От обратного
Способ временного хранения имеет свои недостатки. Во-первых, страшновато убирать вещи куда-то далеко. Ведь если они вдруг понадобятся, то могут возникнуть трудности. Во-вторых, в принципе отсортировать сомнительное от нужного не всегда просто.
Можно пойти обратным путем: выделить полку (коробку, корзину, вешалку), куда вы будете складывать то, что используете. Проще всего с одеждой: после каждой стирки убирать не на обычное место хранения, а в вашу корзину «Нужное» (условно, это может быть несколько корзин или ящиков, коробок). И так какое-то время.
В среднем двух недель может быть достаточно, разве что с одеждой придется повторять такую практику каждый сезон. По окончании срока ваши вещи естественным образом окажутся рассортированными на две части: то, что вы реально использовали, и то, что пролежало без дела.
Этот способ наиболее хорош для одежды, домашнего текстиля, кухонной утвари и уборочного инвентаря. Понятно, что для вещей, которые используются несколько раз в году, но от этого не перестают быть нужными, он не подходит. Хотя и здесь могут быть исключения. К примеру, если вы в этом году не использовали часть новогодних украшений, вряд ли вы будете использовать их в следующем.
Помощь друзей
Неожиданно действенный способ качественно расхламиться — позвать на помощь друзей. Часто в сложной ситуации не хватает взгляда со стороны. Вы привыкли к своему имуществу, ваш взгляд «замылен». И как любому тексту нужен редактор, так и вещам требуется человек, способный оценить их беспристрастно.
И между прочим, совсем не обязательно их будут только критиковать. Может быть, подруга, помогая вам разбирать гардероб, внезапно придумает, с чем носить вот эту яркую кофточку, или покажет, как повязать платок, который вы еще ни разу не носили, потому что не знали, что с ним делать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сделать дома удобно. Энциклопедия домашней организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Для тех, кому интересна тема культурных и социальных особенностей повседневной жизни русских людей на сломе эпох (конец XIX — начало XX века), очень рекомендую книги фольклориста и антрополога Светланы Адоньевой.