Как сделать дома удобно. Энциклопедия домашней организации
Юлия Смирнова

Если вещи мешаются под ногами, а когда нужны – их не найти…Если дома нет места, чтобы заняться своим хобби или пригласить гостей…Если дом вас совсем не радует…Вы точно можете изменить его к лучшему простыми шагами!Эта книга поможет эффективно разобрать вещи и организовать удобное хранение, подскажет лайфхаки, как сократить время на домашние дела, поднимет настроение и самооценку. А ваш дом станет не идеальным (в чьих-то глазах), а местом, где все так, как должно быть – лично для вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сделать дома удобно. Энциклопедия домашней организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Что за зверь — home organization?

Глава 1. Расхламление

Однажды ко мне обратилась за помощью женщина. В ее сообщении слышался настоящий крик души (привожу цитату с ее разрешения): «Я — фанат хлама, и в итоге захламили с семьей — муж и двое детей — нашу трехкомнатную „хрущевку“. Всю. Каждый квадратный сантиметр. Мы друзей уже года три в гости не зовем, хотя я очень общительная. Ездим к ним или встречаемся на нейтральной территории, именно по причине хлама».

Это, конечно, случай радикальный, до такой крайности редко кто доходит. Гораздо чаще люди просто испытывают хроническое раздражение по поводу того, что вещи постоянно теряются в бардаке, уборка отнимает массу времени и сил и в целом дома им тесно и неудобно.

Когда у меня родился первый ребенок, я попросила маму привезти нам мои детские книжки — тонкие и большого формата. Я их очень любила и была уверена, что их сохранили. Но, к моему удивлению, мама не смогла их найти и решила, что, видимо, кому-то отдала. И только спустя четыре года, когда родители затеяли ремонт, мама вдруг нашла книжки. За это время часть из них мой сын уже перерос.

Надеюсь, таких казусов с вами не случалось. Но я знаю, что ощущение недовольства состоянием своего дома весьма распространено, не зря на нем любят играть люди, продающие различные системы ведения хозяйства. «Научитесь наводить порядок, чтобы не сгорать со стыда, если неожиданно заглянула соседка!» — один из самых частых их аргументов.

К большому сожалению, я вынуждена признать: захламленность в той или иной степени — беда многих российских домохозяйств. Почему так сложилось — отдельная любопытная тема (и мы с вами об этом поговорим подробнее во второй части книги). Но мы не одиноки. В тех странах, где экономическое развитие позволило вырасти обществу потребления, рано или поздно возникает проблема захламления. К примеру, изучая историю интерьерных стилей, я узнала, что стиль «ар-деко» возник в 1960-х — на волне отрицания роскоши и борьбы с захламленностью пространства. Так что если для нас расхламление — это нечто новое, то для западного мира — уже давно знакомое.

Неудивительно, что симпатичные интерьеры американских и европейских фильмов смотрятся вполне естественно, тогда как в наших — либо неправдоподобно (если создатели фильма пытались сделать красиво), да так, что хочется воскликнуть на манер Станиславского «Не верю!», либо очень реалистично, но как-то не привлекательно.

Красивый и уютный дом, в который хочется приходить и где хочется оставаться, — это как выступление целого оркестра. Огромное количество факторов играет свою роль: от стиля в интерьере и правил визуальной грамматики до микроклимата, звуков и запахов. Но на мой взгляд, один из ведущих инструментов в этом оркестре — свободное пространство. Вернее, его достаточное количество — умеренность в быту, которая так легко дается скандинавам. Их любимое «лагом»1.

Не зря скандинавский стиль в интерьере, с его простотой и лаконичностью, отсутствием пафоса и минималистичностью, покорил сердца миллионов людей. Я вижу в этом магию подхода «лагом». А еще я уверена, что «лагом» — один из ключей к загадке гармоничного пространства.

Именно «лагом», лишь не называя его (возможно, и не догадываясь), проповедует в своей «Магической уборке» японка Мари Кондо, которая прославилась на весь мир благодаря своей расхламительной деятельности.

Я сама не склонна наводить туман и представлять те или иные процессы как волшебство. Наоборот, предпочитаю исследовать, анализировать и вскрывать их механику, чем мы с вами и займемся дальше.

А сейчас хочу подвести вот к чему: если вас не устраивает то, в каком состоянии находится ваше домашнее пространство, если вам в нем неудобно, если вы себе в нем не находите места, если оно вас не наполняет энергией — это то, с чем можно работать. Это можно изменить к лучшему простыми шагами. И самый первый и главный шаг — это расхламление.

Как показывает практика, избавление от лишних вещей не просто расчищает пространство в доме, но и помогает навести порядок в голове, дает толчок к позитивным изменениям в жизни. Но нужно быть готовым к тому, что эта работа потребует много времени, внимания, сконцентрированности и большого эмоционального вклада. Будет непросто.

Если вы еще не пробовали проводить расхламление и вам трудно понять, как отличить действительно нужные вещи от ненужных, давайте сначала проведем предварительный «разбор полетов» и составим список всех путей, которыми вещи попадают в ваш дом. Дайте себе пару минут, чтобы подумать, повспоминать.

А теперь давайте посмотрим пристально: процентов 90, конечно, — из магазина. И вроде бы это все должны быть нужные вещи, ведь мы за них платим деньги. Но не будем кривить душой и признаемся себе: очень многие из них сегодня нам не нужны.

То размер не подошел, а вернуть нельзя или просто лень. То купили лишнюю, забыв, что аналогичная вещь давно лежит в дальнем углу шкафа. То просто поддались сиюминутному настроению — вещь слишком понравилась, хотя не к лицу, или поддались модному поветрию. То снимали стресс шопингом, скупая все подряд. А то купили одну вроде бы нужную, а потом оказалось, что есть нечто лучше — современнее, функциональнее, удобнее. Бывает и так, что только купленная вещь немного испортилась, и мы уже бежим за новой такой же, хотя первую тоже не выбрасываем, ведь работает, в принципе, вдруг пригодится…

И еще один момент, касающийся покупок: за все ли мы платим добровольно? Миллион пакетов, сумочек, коробок, в которые наши покупки были упакованы и которые многие из нас хранят годами, хотя не могут найти им применения. На самом деле применение найти можно, но об этом поговорим отдельно.

А всевозможные подарки, призы и бонусы из магазинов и с разных мероприятий: брошюры, визитки, скидочные карты, мелкие игрушки, воздушные шарики, бумажные пакеты, блокноты и ручки, которые вроде бы полезны, но по факту пылятся без дела — рука не поднимается выбросить.

Сувениры, которые мы сами привозим из путешествий, а также те, которые наши близкие зачем-то привозят нам (честное слово, вот это явление мне совсем непонятно: зачем магнитик из Парижа нужен человеку, который в этом Париже не был и, может быть, никогда не будет, если только он не коллекционирует магнитики!).

Ну и, конечно же, подарки от родственников, друзей и коллег. Об этом даже не буду пока говорить, для многих — это настолько больная тема, что все понятно без слов.

Да, и есть еще категория вещей, которые достались нам опять же от друзей-родственников, но не в качестве подарков. Скажем, какой-нибудь допотопный шкаф, который вам дали во временное пользование, когда вы въехали в новую пустую квартиру, а теперь не хотят забирать обратно, но и выбросить не разрешают…

Это все — первые кандидаты на расхламление. И если вы еще ни разу не пробовали массово выбрасывать (будем пока называть этим словом все пути избавления от хлама) такие вещи, то… вам предстоит испытать неописуемое чувство облегчения и радости! Это как будто раскрыть все окна и впустить в дом поток свежего воздуха. Ну а сколько свободного места остается для того, чтобы по-настоящему удобно разместить оставшиеся, нужные вещи! В общем, расхламление стоит хотя бы один раз попробовать, чтобы решить для себя — на верном ли вы пути или вся эта тема вообще не для вас.

Глава 2. Организация хранения

Давайте теперь представим, что мы уже вынесли из дома весь ненужный хлам и переходим ко второму этапу — организации хранения. И снова задаемся вопросами: почему и зачем нужно как-то специально организовывать хранение вещей?

Первый аргумент — это место в доме. Квадратные и кубические метры нашего личного пространства — штука слишком ценная, чтобы бездумно заваливать их вещами. Ну-ка, во сколько вам обошелся один квадратный метр вашей квартиры (дома)?

Даже если жилье вам досталось по наследству, его стены уж точно не резиновые. И с каждой новой вещью доля занятого пространства растет, а доля свободного пространства — для движения, настоящей сиюминутной жизни — уменьшается.

Происходит это медленно, постепенно, исподволь. И этому процессу сложно противостоять. Да и глобально — не нужно, ведь вещи все-таки нам приносят радость. Но представьте, если бы вы вынесли из дома вот этот шкаф? Может, вы начали бы танцевать?

Фишка организации (секрет, волшебство, если хотите) — в том, что вещи, сваленные хаотично, занимают ощутимо больше места, чем они же, но сложенные продуманно.

Второй аргумент напрашивается сам собой: вещи, брошенные как попало, просто-напросто теряются. Причем теряются не только в буквальном смысле, когда приходится в последний момент искать ключи перед выходом из дома, но и в нашей памяти.

Вспомните, как, разбирая шкафы и завалы вещей, вы то и дело натыкались на предметы, о существовании которых уже благополучно забыли. Иногда такие находки приносят радость («Ого, сюрприз!»). Но чаще — усмешку («Эх, глупость-молодость…») или недоумение («Как это вообще у меня оказалось?»). Впрочем, мы ведь уже расхламились, значит, у нас — только радость. Но не лучше ли было бы такие хорошие вещи не забывать?

Третий аргумент из области прекрасного — это эстетика. Я думаю, что расшифровка здесь не нужна. Все уже видели массу подборок с фотографиями тщательно и с любовью организованных рукодельных уголков, кухонь и детских и успели заметить, как это красиво, когда нитки разложены по цветам, мелочи спрятаны в оформленные в одном стиле коробки и так далее, и тому подобное… Лично мне кажется, что у многих хозяек сильная мотивация организовать хранение возникает уже из одного только стремления к красоте.

Впрочем, кому-то это все может быть, как говорится, мимо кассы. И если вас не коробит, когда сметану к столу подают в магазинной упаковке, заботливо приоткрыв крышечку из фольги, а орешки с сухофруктами гостям предлагают есть прямо из пакетика или пенопластового поддона, с которого частично снята пленка, значит, эстетика для вас — не аргумент. Тогда поговорим о другом — минимизации времени на уборку.

Я знаю один дом, где принцип легкодоступности в хранении вещей возведен в абсолют. На виду, под рукой лежит все, что только можно. Естественно, все горизонтальные поверхности в доме — столы, полки, шкафы, холодильник — заставлены вещами. Причем это нельзя назвать бардаком: одежда аккуратно сложена на стул, диван или повешена на шведскую стенку, посуда всегда чистая или со специально положенной в нее едой/напитками, на столах — ни крошечки, полы моются ежедневно. Дом ухоженный, вот только хозяйка, имея кухню площадью 8 квадратных метров (не очень много, конечно, но жители «хрущевок» могут позавидовать) жалуется, что места ну совсем нет. А я могу сказать, что с таким подходом к хранению свободного места не будет и на 18 «квадратах».

Так вот, об уборке. Нужно ли объяснять, что задача вытереть пыль в доме, где все горизонтальные поверхности заставлены вещами: от кастрюль до хозяйственных резинок, занимает в разы больше времени, чем в доме, где максимум вещей убраны в шкафчики/коробки/контейнеры?

Конечно, если вы с утра до вечера сидите и скучаете в полном одиночестве, занять уборкой несколько лишних часов может оказаться даже полезным. Но если для вас каждая свободная минута — на вес золота, то продуманная организация хранения поможет сократить время и силы, которые вы тратите на уборку.

Да и не только в уборке дело. Слишком большое количество вещей, лежащих на виду, создает визуальный шум, от которого устает наш мозг, ведь он вынужден обрабатывать информацию обо всем, что попадается нам на глаза. Каждую секунду снова и снова сканировать окружающее пространство, проверяя, не изменилось ли что: не исчезло ли что-нибудь, не появилось ли нечто новое, не колыхнулась ли трава, не крадется ли рядом тигр… Это одна из базовых функций нашего мозга, «вшитая» на глубинном уровне. Она обеспечивает наше выживание и отключить ее мы никак не можем.

Но мы можем снизить свою психическую нагрузку, визуально «облегчив» интерьер: во-первых, держать на виду как можно меньше предметов, а во-вторых, минимизировать количество промышленной упаковки — переливать, перекладывать в другие емкости или снимать этикетки. С этим немало мороки, я согласна, но если вы визуал, то есть у вас доминирует визуальный канал получения информации, такой минимализм в интерьере на вас скажется особенно благотворно.

И последнее. Очень часто мы о каких-то вещах помним прекрасно и даже готовы ими пользоваться, но не пользуемся. По дурацкой причине — нам лень их доставать. Потому, что путь к ним слишком сложен и требует вытаскивания и перекладывания других вещей. Примеры можно найти в любом доме:

— кладовка или балкон, где убранные на хранение вещи находятся в коробках, сложенных друг на друга,

— кухонный шкаф нижнего ряда с распашными дверцами и полками, где блендер спрятан в глубине за кастрюлями, а соковыжималка стоит за стопкой форм для выпечки,

— платяной шкаф с полками, где одежда сложена в стопки да еще и по две в глубину.

Продолжить этот список вы можете и сами, я уверена.

Для того чтобы вещью пользовались, путь к ней должен состоять максимум из трех простых действий — это один из базовых принципов организации хранения. И то три — это для тех вещей, которые мы достаем сравнительно редко. А для всего остального — не более двух. Например:

— открыть дверцу,

— выдвинуть ящик.

И следующим движением уже достать требуемую вещь. Надеюсь, что принцип понятен.

«Но что же делать? — спросите вы. — Не менять же вот так резко всю мебель в доме, это же бешеные деньги…». Честно скажу, самые удобные решения для хранения действительно стоят денег. Хотя нет необходимости менять всю кухню или платяные шкафы целиком. Корпусная мебель, как правило, имеет стандартные размеры. Достаточно заменить внутреннее наполнение: вместо полок повесить выдвижные ящики и корзины и т. п.

Конечно, и это тоже требует ощутимых вложений. Но если денег совсем в обрез, всегда можно найти бюджетные варианты с использованием недорогих приспособлений (типа самых простых хозяйственных пластиковых корзинок) или даже подручных материалов. Здесь есть где разгуляться фантазии, поверьте мне. Стоит только начать…

Глава 3. Организация рутинных процессов

Мы подошли к третьему этапу — организации рутинных процессов быта. По своей форме, методам — это, конечно, ближе к тайм-менеджменту. И вроде бы можно обойтись и без.

Но тогда получится, например, так: вернулись из магазина с несколькими сумками покупок, а сил разбирать уже совсем нет. Или некогда, потому что нужно куда-то еще срочно ехать. Наскоро закинули в холодильник скоропортящиеся продукты, а все прочее осталось лежать на полу грудами, через которые нужно перешагивать.

Или так: стирку долго откладывали (то забудешь, то некогда), а потом уже глядишь — грязные вещи не влезают туда, где их обычно складируют. И машинка все разом тоже не принимает, в несколько приемов стирать приходится, а потом это все не помещается на сушилке.

Или так: хочется что-то приготовить определенное, начинаете собирать на столе ингредиенты и вдруг обнаруживаете, что нет муки, которую ничем не заменишь. Зато есть кабачок, который вот-вот испортится, и, значит, надо срочно его съесть. Приходится быстро придумывать, что бы сделать из портящихся продуктов, а свои личные кулинарные желания откладывать на другой раз.

Можно еще примеры приводить, но главное — этого всего можно избежать, используя методы организации рутин. Выгоды в каждом случае свои: где-то эстетические, когда дом не завален разными вещами, покупками или грязным бельем, где-то финансовые, когда вы не тратите деньги на продукты, которые в итоге испортятся и будут выброшены, где-то экономия времени, например, того, которое вы обычно тратите на ежевечернее придумывание, что бы приготовить на ужин, с перебиранием всех имеющихся в хозяйстве продуктов.

Соблазняют они вас или нет, решать вам. Мое личное мнение: если вы заинтересовались домашней организацией, потому что хотите сделать дом красивым, приятным глазу (цель — эстетика) или сократить траты времени на поиски нужных вещей, а также финансов на покупку аналогов вещей, давно забытых в углу шкафа (цель — эффективность), то организация рутин приблизит вас к желаемому. У нее могут быть и другие задачи — о них я напишу отдельно.

Для тех, кого напрягает разговор о тайм-менеджменте, подчеркну, что это лишь инструменты, которыми стоит овладеть, чтобы применять при желании или в случае необходимости. Не нужно загонять себя в жесткие рамки, в которых вам будет неуютно.

Глава 4. Минимализм и экологическое сознание

В предыдущих частях мы совершили обзор практических этапов домашней организации и теперь переходим к философским категориям.

Принципы минимализма и экологическое сознание — это ценности, в достаточной степени определяющие наш образ жизни, а значит, и многое, с чем нам приходится иметь дело. Сейчас я не буду останавливаться на том, откуда растут ноги у этих явлений — это очень интересный, но долгий разговор. Пока же наша задача — понять, что это, зачем оно нам нужно и как может быть связано с домашней организацией.

Минимализм в его современном виде — совсем новое явление, недавно пришедшее к нам с Запада. И, на мой взгляд, даже там оно еще толком не сформировалось. Существует много его вариаций: от радикальных, когда человек отказывается от владения недвижимостью, автомобилем и ограничивает свою собственность 100 или даже 30 (!) вещами, до весьма свободных в плане ограничений, но включающих обязательства перед собой. Например, как у авторов сайта theminimalists.com Райана Никодемуса и Джошуа Мильберна2, которые считают неотъемлемой частью минимализма личностный рост, содействие людям и следование за своей мечтой.

Я сформулирую свое видение минимализма, а вы, подумав над всем этим, возможно, привнесете собственные свежие идеи. Так вот, мне ближе всего понимание минимализма как принципа осознанности при принятии решений. Это значит, что я не буду слепо следовать каким бы то ни было течениям и авторитетам, а всегда буду задаваться вопросами:

— зачем мне это надо?

— какую пользу это мне принесет?

— а принесет ли пользу вообще или это совсем не для меня?

— правда ли то, что об этом говорят, или эта информация вводит меня в заблуждение?

— и так далее.

Такой минимализм позволит мне не терять себя в современном мире, заполненном информационным шумом, маркетинговыми кампаниями и социальными ожиданиями. Позволит мне жить своей собственной, уникальной жизнью, выстраивать ее так, как именно мне хочется, нужно, подходит. Кроить жизнь по своей мерке.

Экологическое сознание — это, на мой взгляд, основа минимализма, потому что для меня его база — это принцип «не навреди». Жить так, чтобы своей жизнью, тем, что останется после меня, не навредить всей прочей жизни на Земле.

В моем понимании, минимализм помогает вычленять нужное-важное-полезное лично для меня и отбрасывать то, что мне точно не нужно и даже может нанести вред. Но в жизни нам не так часто приходится иметь дело с чем-то однозначно полезным или вредным. Гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда нужно принимать решение относительно вещей или действий, которые не являются для нас вредными, но и их необходимость при этом ставится под сомнение. Проще говоря, с чем-то лишним. Ну неужели мне навредит эта лишняя маечка? А эта лишняя встреча с подружкой? А этот лишний поход в кино? Я намеренно добавляю слово «лишний», которое в таких ситуациях обычно не всплывает в нашем сознании, но если хорошо подумать, оно здесь как нельзя кстати.

Экологическое сознание позволяет в таких ситуациях думать не только о том, нравится мне это или нет, хочется или нет, вредно или нет, но и о том, как этот выбор повлияет на меня и окружающую среду в перспективе. Допустим, лишняя маечка мне явно не навредит, у меня есть на нее деньги, есть для нее место и разок-другой она меня порадует… Но я успеваю подумать еще и о том, что носить я ее буду редко и легко могла бы без нее обойтись, а каждая лишняя покупка — это мои пять копеек в кассу глобального перепроизводства. Неразвитость же перерабатывающей промышленности практически гарантирует, что эта маечка завершит свой жизненный цикл на обычной городской свалке.

Кстати, маленький лайфхак: если вы во время шопинга легко поддаетесь эмоциям и забываете обо всем на свете, то можно положить в кошелек записку: «Ты правда хочешь это купить? Тебе это точно нужно? Может, отложить эти деньги на отпуск?».

Ну а что касается лишнего кино или встречи с подружкой, то, имея привычку к осознанности, я успею подумать о том, действительно ли я хочу общения и новых впечатлений или пытаюсь таким образом заполнить внутреннюю пустоту? Возможно, лучше вместо этого побыть наедине с собой, заглянуть в свою душу и открыть там что-то новое?

В рамках домашней организации минимализм и экологическое сознание, работая вместе, не допускают в дом лишние вещи, которые занимали бы место, отнимали время на уход за собой (а затем и на расхламление) и в итоге увеличивали объем отходов, попадающих на свалку.

Глава 5. Пофигизм vs перфекционизм

Само собой, в крайности впадать не стоит, лучше искать золотую середину. И найти ее не так сложно, как кажется. Включаем осознанность и задаем себе вопросы:

— а зачем мне все это?

— что я хочу получить в результате?

— как я буду себя чувствовать, когда добьюсь цели?

— что еще произойдет тогда?

— как я узнаю, что цель достигнута?

— могу ли я достичь желаемого состояния, получить желаемые бонусы другими способами?

И последний вопрос — самый важный. Ведь чистый, красивый, опрятный дом — это не самоцель. Это лишь инструмент, позволяющий нам прийти в какое-то определенное состояние духа. И вполне вероятно, что не единственный, то есть истинной цели можно добиться и другими путями.

Попробуйте прямо сейчас поразмышлять над этими вопросами и поискать альтернативу. Потому что если текущее состояние дома вас не устраивает (а иначе вы бы не стали читать это, верно?), то, бьюсь об заклад, есть какие-то факторы, которые мешают вам просто взять и навести порядок, а затем поддерживать его. У кого-то это временные факторы — привет семьям с маленькими детьми! У кого-то — постоянные, а у кого-то — сочетание тех и других.

Также они могут быть внешними: те же маленькие дети, рассеянные супруги, родители-плюшкины и прочие окружающие, и внутренними: привычка разбрасывать вещи, любовь к «творческому беспорядку» или просто непонимание, что делать с бардаком.

Давайте начистоту. Сейчас будет немного жестко, зато без иллюзий. Если у вас нет привычки всегда сразу класть вещи на место, ну или хотя бы почти сразу, стабильного порядка в доме не получится. Хоть урасхламляйся, хоть заорганизовывайся, все равно на всех горизонтальных поверхностях будут постоянно валяться вещи, создающие ощущение бардака. И только обустройством дома эту проблему не решить. Никакие самые красивые, удобные и дорогие системы хранения не смогут сами собирать вещи там, где вы их бросили, и складывать в себя.

Можно, конечно, делегировать эту задачу — нанять помощника по хозяйству. Но для того чтобы дом хотя бы большую часть времени пребывал в состоянии «как на картинке», этот человек должен проводить у вас весь день с утра до вечера и буквально ходить по пятам, подбирая каждый яблочный огрызок, кружку с недопитым чаем, грязные носки и смятые бумажки. Попробуйте представить себе такую жизнь в реальности. Готова поспорить, что вам было бы не очень уютно.

Если на это пойти вы не готовы — по финансовым или эмоциональным соображениям, остается только тернистый путь выработки новых привычек. Об этом подробнее я расскажу в четвертой части книги, а сейчас хочу заострить внимание на другом.

В принципе, выработать привычку можно. Но правда жизни состоит в том, что у человека, который не обладает способностью постоянно, в фоновом режиме держать внимание на материальном пространстве, то есть на окружающих предметах, это будет отнимать огромный психический ресурс. И если вы как раз из таких людей, не ставьте на себе крест. У вас есть другие преимущества, которыми как раз не обладают люди, способные непрерывно сканировать окружающую обстановку, — более сильное ассоциативное, образное мышление и более тонкое чувство времени и скрытых возможностей. Мы — разные, и в этом наша сила.

Людям с природной неспособностью помнить о возвращении вещей на место эффективнее сразу найти для себя альтернативу и сконцентрировать свои усилия на ней. Идеальный порядок в доме — это действительно не та цель, на достижение которой есть смысл тратить большую часть своей энергии.

С другой стороны, я не считаю, что в этом случае стоит махнуть на свой быт рукой. Провести расхламление и организовать хранение вещей все равно имеет смысл, польза в любом случае будет. Просто не стоит ждать результата, который, например, обещает в своей книге «Магическая уборка» Мари Кондо (автор метода КонМари): «Вы можете привести свой дом в порядок — сейчас, раз и навсегда».

Как правило, люди, которые действительно это могут, не испытывают особых проблем с порядком в доме, даже если это мамы в декрете. Такие люди изучают методы наведения порядка, чтобы перейти со ступени «хорошо» на ступень «идеально». Можно им завидовать… Но если вы — хрупкая девушка, вы же не корите себя за то, что не способны забивать, как Роналдо?

Достаточно уже о грустном, давайте лучше о приятном. Мне импонирует идея блогера-минималиста Анны Черных об интуитивной уборке3. Это отличный способ расслабиться, если до сих пор вы размышляли о чистоте и порядке дома в понятиях норм и правил, следуя которым, например, надо обязательно отмывать раковину каждый вечер и освобождать все поверхности.

Анна сравнивает традиционный подход к уборке с диетическим сознанием в сфере питания и предлагает отпустить контроль, не пускаясь при этом во все тяжкие. То есть вместо «Ура! Не буду больше никогда мыть полы» мы чутко прислушиваемся к себе и дожидаемся, когда в душе накопится достаточно любви к своему дому и желания что-то для него сделать. И на этом эмоциональном подъеме делаем, но только то, что надо лично нам для нашего субъективного ощущения чистоты и порядка.

Мне кажется, очень важно разобраться со своими предпочтениями, потому что всегда есть большой соблазн добиваться каких-то внешних, на самом деле чужих целей. Например, ориентируясь на глянцевые журналы и интернет-ресурсы, которые бомбардируют нас фотографиями идеальных интерьеров с абсолютной чистотой. В них нет ни одного лишнего предмета и даже раскрытая книга на столе отлично вписывается. Посмотришь и невыносимо захочешь, чтобы твой дом был похож на вот эту сладкую картинку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как сделать дома удобно. Энциклопедия домашней организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Если вы еще не познакомились с этим понятием, рекомендую книгу Ники Брантмарк «Что такое лагом».

2

Кстати, на русском уже вышла их книга «Минимализм. Важнейшие эссе».

3

http://annachernykh.ru/intuitive-house-keeping/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я