Голос это я! Сцена. Выразительность. Стиль

Юлия Полянская

Автор книги делится практическими методиками и секретами исполнительского мастерства, которые помогут обрести свой стиль, справиться со страхом сцены, эмоционально наполнить свое выступление, выбрать правильный репертуар и, как результат, уверенно выступать на концертных площадках, побеждать на конкурсах и завоевывать сердца своих поклонников!Это практическое пособие рекомендовано также преподавателям вокала, кому интересны современные методы совершенствования мастерства своих студентов.

Оглавление

Выбор подходящего аккомпанемента

Далее кратко расскажу об аккомпанементе. О нем вообще редко упоминают в пособиях по исполнительскому мастерству. Однако, это часть вашего выступления, зачастую важнейшая. Это ваш скрытый партнер или противник, в случае, если аккомпанемент сыгран плохо или неудачно подобран.

Если вы выступали на конкурсах, то наверняка знаете, что на разных конкурсах предлагаются различные варианты аккомпанемента. Иногда вас просят выступать совсем без аккомпанемента, иногда разрешается пользоваться фонограммой, иногда допускается приводить с собой группу или одного музыканта-аккомпаниатора. Каждый из этих видов аккомпанемента может создавать для нас как свои возможности, так и некоторые трудности, о которых я хочу вам рассказать.

Выступление под минусовую фонограмму

Возможность использовать «минусовки» — это большой плюс, ведь ваше выступление будет более предсказуемым: ваша аранжировка вам хорошо известна, скорее всего, на репетициях у вас уже наработан вариант выступления. Также вы можете на фонограмме отрезать необходимое количество куплетов, то есть отредактировать под себя и получить более короткую версию какой-то песни. То есть наличие «минусовки» гарантирует вам стабильность.

Из отрицательных аспектов выступления под фонограмму можно назвать возможную плохую работу звукорежиссера, который может вас подставить, плохую подзвучку или ситуацию, когда вам просто не слышно себя. Вы можете потерять тональность, выйти из строя от волнения, сбиться с темпа, а фонограмма отдельно будет идти сама по себе. Иногда исполнители в стрессе так и не могут синхронизироваться с ней до конца номера, а жаль.

Самое ужасное может случиться, если фонограмма выключится посередине выступления, потому что подвела техника — что-то слетело, заело или завис компьютер.

Пение без аккомпанемента или «акапелла»

Сейчас часто при отборе на конкурсы участникам предлагают прослушивание без аккомпанемента. Ведь именно акапелла позволяет проверить их музыкальные навыки и профессионализм. Действительно, пение акапелла выгодно показывает вашу индивидуальность, позволяет продемонстрировать тембр, сосредоточить все внимание на вашем исполнении.

Однако есть и минусы: при пении акапелла очень важно владеть чувством ритма и интонации, потому что очень легко выйти из ритма, размазать интонацию — в итоге все будет выглядеть плоско или растекаться во времени, и как результат — потеряется внимание и сосредоточенность.

Кроме того, пение акапелла очень зависит от акустических условий. Если вам предоставят хороший резонансный зал, вам будет петь удобно. Если зал будет глухой, то петь будет очень трудно, а это зачастую увеличивает волнение, а значит, уменьшает шансы на успех. Некомфортно чувствующий себя певец начинает форсировать, в итоге поет крикливо, без нюансов, что, конечно же, «не есть хорошо».

Пение под «живую» музыку

Кроме вышеперечисленных, есть вариант исполнения композиции с живым музыкантом. В этом случае вам всегда будет подмога: если вы выбились из темпа или забыли слова, с аккомпаниатором всегда можно импровизировать, сделав интересную кавер-версию.

Наличие аккомпаниатора создает улучшенную энергетику восприятия: когда на сцене два артиста или группа людей, то смотрится и слушается совершенно по-другому — таковы законы нашего восприятия.

Вы можете отклоняться от темпа, подтягивать какие-то места, делать ударения, остановки, разрывы — словом, с живым аккомпаниатором у вас есть возможность обыгрывать интересные моменты в песне.

Из минусов живого аккомпанемента назову тот, что музыкант рядом с вами — он тоже живой человек, а значит, может иногда делать ошибки. У меня бывали случаи, когда аккомпаниатор начинал играть не в той тональности, или когда начинали в три раза быстрее, чем я рассчитывала, или, напротив, ужасно медленно. То есть аккомпаниатор тоже волнуется, у него свое восприятие происходящего, и он имеет право на ошибку.

Поэтому здесь, как нигде, важно, чтобы между вами сложилось партнерство, умение работать в команде. Будьте осторожны с аккомпаниаторами, которые чувствуют себя звездой и не обращают внимания на певца. Вам нужен аккомпаниатор, который поможет вам раскрыться в полном объеме, то есть человек, который умеет и любит аккомпанировать, ассистировать, быть вашим партнером на сцене.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я