Голос это я! Сцена. Выразительность. Стиль

Юлия Полянская

Автор книги делится практическими методиками и секретами исполнительского мастерства, которые помогут обрести свой стиль, справиться со страхом сцены, эмоционально наполнить свое выступление, выбрать правильный репертуар и, как результат, уверенно выступать на концертных площадках, побеждать на конкурсах и завоевывать сердца своих поклонников!Это практическое пособие рекомендовано также преподавателям вокала, кому интересны современные методы совершенствования мастерства своих студентов.

Оглавление

Создание сценического образа певца

Для начала давайте поговорим о подготовке артиста к выступлению, о самом важном этапе, а именно — о выборе вашего сценического амплуа. По-другому это называется имиджем артиста. Может быть, вы слышали такое выражение: «создание имиджа артиста»? Это важнейший момент в вашей само-презентации.

По определению психологов, существует два типичных варианта представления человека в социуме: первый — это то, как мы сами себя представляем, второй — какими нас видят другие люди со стороны. Кстати, Лев Толстой считал, что персональный имидж человека существует в трех ипостасях: то, как человек воспринимает себя, как его воспринимают другие, и то, чем человек является на самом деле. Так что нам всегда есть, над чем подумать…

Кроме того, психологи отмечают, что человек ведет в себя в комфортной, привычной обстановке (например, в одиночестве или дома с близкими людьми) совершенно по-другому, чем в социуме — на публике или с незнакомыми людьми. То есть, в природе человека заложена способность менять свои маски в зависимости от обстоятельств. Но далеко не все, подобно артистам, вокалистам и танцорам, могут делать это по собственному желанию, и даже на заказ. Ибо такова их профессия — входить в сценический образ.

Давайте вспомним основные сценические амплуа, в театральном искусстве они известны издавна: герой, простак, разлучница, мамаша, комик, травести… Сегодня их пополняют герои наших будней: домохозяйка, нерд, бизнесмен, малолетка, блоггер…

Современному артисту приходится не только воплощать какое-либо сценическое амплуа на сцене, но зачастую представлять людям еще и публичную маску, которую артист носит перед прессой, поклонниками и, конечно же, в момент презентации самого себя как публичной личности. Таким публичным имиджем пользуются политики, спортсмены, вокалисты, поп-звезды и публичные спикеры — в общем, все те, кто работает на публике.

Это не значит, что они играют какую-то специфическую театральную роль. Однако они знают, в каких рамках им следует говорить, двигаться и одеваться, чтобы определенным образом презентовать себя людям и создавать свою целевую аудиторию, получая от нее желаемую любовь и внимание.

У разных типов целевой аудитории есть свои приоритеты и ожидания, которые они направляют на своих артистов. Можно представить, чем отличаются ожидания аудитории, которая обожает hardrock или thrash metal, от ожиданий, например, фанатов классической оперы. Поэтому, в первую очередь, подумайте о том, насколько ваш публичный имидж соответствует ожиданиям вашей потенциальной аудитории.

Для нас, вокалистов, равно как для иных публичных деятелей, наш сценический образ — это наше второе «я». При этом картинка, которую мы несем нашей аудитории, складывается из нескольких параметров:

во-первых, это возраст: например, ты юный, молодой, зрелый или пожилой;

во-вторых, это комплекция и внешние черты: люди могут быть худые или полные, высокие или низкие, плотные или субтильные — комплекция влияет на восприятие нас аудиторией;

в-третьих, это мировоззрение: вы можете быть умудренным жизнью или наивным, доверчивым или хитрым, строгим и серьезным или беззаботным, вы можете быть ретроградом, который любит все старое, или революционером, который готов ломать стереотипы, — наше мировоззрение влияет на наш образ на сцене;

в-четвертых, это сексуальность: это один из ключевых моментов в восприятии публикой вашего образа, и в создании сценического или публичного имиджа; вы можете быть закрытым и самоуглубленным, или открытым и обаятельным, возбуждающим или неприступным, манящим или отталкивающим — от этого очень сильно зависит создаваемый вами имидж;

в-пятых, темперамент: человек может быть экстравертом или интровертом — подумайте, кто вы? Уверенный или сомневающийся, спокойный и тихий, или шумный и порывистый, подвижный или статичный, веселый или ностальгический — все это параметры темперамента, между которыми вам предстоит совершить выбор;

в-шестых, органичность: вам следует так построить свой имидж, чтобы он органично сочетался с вашим внутренним «я». В своих намерениях и желаниях ваш персонаж взаимодействует с обществом (добродушный он или злой, увлеченный или скептичный, эгоист или альтруист), и эти параметры должны максимально соответствовать вашему собственному внутреннему миру и внешнему облику. Ваш имидж может незначительно отличаться от вашего внутреннего «я», но в целом должен базироваться на нем, безусловно.

Например, знаменитый клоун и киноактер Юрий Никулин в жизни был очень спокойным, закрытым человеком, очень милым и любезным, в чем-то даже интровертом. Однако все его знают как блестящего юмориста-комика, циркового клоуна — была очень большая разница между его публичным амплуа и тем, каким он был на самом деле. Это, кстати, происходит со многими артистами — они совсем не такие, какими выглядят в образах, демонстрируемых с экрана. И чем больше эта разница, тем ярче талант и мастерство артиста.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я