«Школа клоунов» — это повесть о том, как в школу клоунов набирают новичков. Эти люди, хоть уже и не совсем дети, но совершенно безграмотные. Прежде чем начать профессиональную подготовку, им нужно научиться читать, писать, считать и рассуждать. А чтобы не испортить будущих клоунов, занятия надо проводить весело и необычно. Как это сделать, знает их педагог Ирина Вадимовна. Да и сами ученики постоянно предлагают новые формы обучения: то задачки на внимание, то на логику, то загадки, то картинки на развитие памяти. Вот такое нестандартное образование предлагает для клоунов Эдуард Успенский. Иллюстрации Екатерины Ващинской. Для младшего школьного возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Школа клоунов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Второй день занятий
Сначала Василиса Потаповна решила немного повоспитывать клоунов. Она сказала:
— Дорогие учащиеся! Если человек культурный, он просто обязан уметь писать и читать.
— И неправда! — моментально возразила Наташа. — Я, например, культурная. Не дерусь. Не плююсь, где не надо. А писать не умею.
— И я культурный! — закричал клоун Саня. — У меня есть целых два носовых платка. Один мой. Один для Полкана. А читать я не могу.
— Но культурный человек должен знать всё, — настаивала Василиса Потаповна. — Поэтому он читает газеты!
— А я радио слушаю, — возразил скромный Шура. — И тоже всё знаю. Сколько градусов в Подмосковье. Какие события сейчас в Африке.
— А какие события сейчас в Африке? — спросила Наташа. — Айболит ещё там?
— Значит, выходит, что учиться не обязательно? — растерялась Василиса Потаповна.
— Выходит, что так выходит, — ответил Шура.
Раздался треск мотоцикла. Это приехала Ирина Вадимовна. За ней возник Помидоров с портфелем под мышкой.
— Чем вы тут занимались?
— Нам Василиса Потаповна объясняла, что учиться совсем не обязательно! — закричала радостная Наташа. — Можно радио слушать и всё знать.
— А если вам надо написать письмо товарищу?
— Мы ему по телефону позвоним.
— А если телефона нет?
— Мы это письмо нарисуем, — не унималась Наташа. — При помощи картинок.
— О’кей! — сказала Ирина Вадимовна. — В таком случае мы проведём опыт. Мы с клоуном Саней уйдём в живой уголок. Он нарисует письмо. А вы будете его читать.
Клоуны обрадовались и стали ждать. А товарищ Помидоров читал газету.
В живом уголке Ирина Вадимовна сказала Сане:
— Помнишь телеграмму, которую ты прислал нам из тайги?
— Конечно.
— Вот её и нарисуй.
Саня крепко задумался. Потом взял карандаш и нарисовал такой рисунок:
Директриса глянула и сказала:
— Что-то я не понимаю. Ведь телеграмма была такая: «Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан». И никаких мух.
— И здесь мух нет. Это пчела. Она жужжит. Значит надо читать: ж-ж-ж. А это — дитя. Вместе получается: ж-ж-ж-ждитя. Дальше нарисован я.
— А ты что делаешь?
— Я ужа лечу.
— При чём тут уж?
— А при том, что получается: ж-ж-ж-ждитя. Я ужа лечу. То есть — я уже лечу в самолёте. В смысле — вылетел.
— Что же. Логично, — согласилась начальница. — Только ты и самолёт нарисуй… И ещё в телеграмме про Полкана было.
Саня согласился и дорисовал. Вот что у него вышло:
Иными словами:
— Ж-дитя самолёт я уже лечу вместе с Полканом.
Потом Саня свистнул, и со двора примчался Полкан, стуча высокими каблуками по паркету. Саня запихнул ему в рот письмо и велел отнести клоунам.
И вот Полкан ввалился в класс с посланием в зубах. Все к нему бросились. Первой, как обычно, успела Наташа. Она стала читать:
— Ой, это всё очень просто. Когда Саня был маленький, его укусила муха. Так что он даже подлетел. Он долго болел и страдал. И решил, когда вырастет, он станет врачом и будет лечить зверей.
— А что? — сказала Василиса Потаповна. — Очень трогательная история. Может, всё так и было.
— Нет, — возразил Шура. — Это надо по-другому читать. Смотрите: Полкан, уж, доктор… Это ж стихотворение получается.
Полкан уж заболел,
Как малое дитя.
Летите все ко мне,
Он болен не шутя.
— Высокая поэзия, — сказал товарищ Помидоров. А потом добавил: — И температура высокая — что-нибудь под сорок… — Но тут его осенило: — Как же Полкан заболел, когда он сам сюда пришёл. Нос у него холодный, язык красный. Хвостом так и крутит. И при чём тут муха?
— Внесём поправки, — сказал поэтический Шура. — Учтём муху.
— И хвост надо учесть, — вставила Наташа.
— И хвост учтём. Вот что будет:
Полкан уж весь здоров,
Как малое дитя.
Он мухой к нам летит,
Своим хвостом крутя.
Василиса Потаповна была поражена. Как из такого маленького письма столько поэзии вышло? Только что Полкан был больной с высокой температурой, и вот он уже здоров, «своим хвостом крутя». Сама Василиса Потаповна только головой крутила.
В это время в живом уголке Ирина Вадимовна беседовала с клоуном Саней.
— Жил ты раньше, Саня, в тайге. Коза твоя охотничья белок выслеживала. Кругом просторы, поля, мотоциклы. А теперь ты должен работать. Учиться писать и считать.
— Только писать! — возразил Саня. — Мне считать необязательно. Я очень хочу с одной девушкой переписываться. Я её в «Огоньке» увидел. И решил с ней дружить. — Он вытащил из-под рубашки журнал, завёрнутый в целлофан, и показал портрет. — Она строгая и серьёзная.
— Очень хорошая девушка! — похвалила Ирина Вадимовна. — Мы обязательно познакомимся с ней поближе. Мне кажется, я даже знаю, где она живёт.
Тут прибежали клоуны и стали читать Сане его загадочные стихи:
Полкан уж весь здоров,
Как малое дитя.
Он мухой к нам летит,
Своим хвостом крутя.
— Во дают! — рассмеялась Ирина Вадимовна. — Ты им телеграмму послал, а они целую поэму сочинили.
Тогда Саня всё рассказал про своё письмо.
— Такое письмо надо посылать вместе с сочинителем, — сказал товарищ Помидоров. — Чтобы он сам и разгадывал. Откуда я знаю, что это жж-дитя, а не ж-же-ребёнок?
— Может, ещё один опыт проведём? — сказала Ирина Вадимовна.
— Давайте!
— Есть такой призыв всенародный: «Прячьте спички от детей». Напишите его при помощи рисунков.
Клоуны долго совещались в углу с товарищем Помидоровым. Потом принесли рисунок. В углу была женщина. Она стирала что-то в корыте. А вокруг было много-много спичек.
— Как это понимать? — спросила Ирина Вадимовна.
А Василиса Потаповна только глазами хлопала из-под очков.
— Это прачка, — сказала Наташа. — Это спички. Вот и выходит: ПРАЧКА СПИЧКИ. То есть ПРЯЧЬ-КА СПИЧКИ. Это ясно любому, даже слаборазвитому.
— Нет, — не согласилась Ирина Вадимовна. — Тут и сильноразвитый ничего не поймёт. То ли это «Прячь-ка спички», то ли это «Стирайте дрова». Не получается у вас с рисунками… А как быть с фамилиями? Товарищу Помидорову в паспорте надо помидор рисовать?
Клоуны опечалились. Действительно, на рисунках далеко не уедешь.
— А теперь сделаем выводы, — строго, но весело сказала директриса. — Люди общаются между собой при помощи разговора, писем, телеграмм, записок и жестов… например, щелчков.
Она сказала так и дала Сане щелчок. Потому что он засунул руку в аквариум и общался с рыбами при помощи вылавливания.
— Мы можем даже беседовать с людьми, которые давно уже умерли. И понимать их, потому что можем прочесть написанные ими книги.
— Я очень люблю старинные книги, — сказала Наташа. — Они такие огромные. Из них можно домик построить. Если такой книгой кого-нибудь треснешь, он сразу поумнеет. В два раза.
— А если книгой не трескаться, а прочитать её, — воспитательно заметила старшая воспитательница, — можно поумнеть в десять раз.
А Ирина Вадимовна продолжала:
— И вся наша речь состоит из отдельных просьб, мыслей, описаний.
Они передаются предложениями. Вот вам пример предложения: «Мальчик завяз в снегу».
— Пусть каждый сам придумает предложение, — предложила Василиса Потаповна.
Первым придумал товарищ Помидоров:
— Гражданин Петров пошёл в банк и там завяз.
Клоун Саня подхватил:
— Гражданка Петрова пошла в банк и там завязла.
Наташа развила эту мысль.
— Их дети Петя и Танюша пошли в банк и там завязли. Бедные.
А клоун Шура молчал.
— Ты чего молчишь? — спросила Ирина Вадимовна. — Придумай что-нибудь.
— А что придумывать? Все уже завязли… В этой банке.
Это, ребята, фотография из журнала «Огонёк». Портрет той девушки, с которой хочет переписываться охотничий Саня.
Что вы можете о ней сказать? Сколько ей лет? Кем она работает? Почему сидит в этом кресле на улице? Есть ли у неё дети? Как они себя ведут?
Пусть мама запишет ваш рассказ. А лет через двадцать вы его прочитаете. И будете очень радоваться.
Вот очки, а это стёкла,
А за ними тётя Фёкла.
Она приготовила вкусный обед и сказала:
— Не знаю, чему вас там учат в школе, а я бы хотела вас научить правильно вести себя за столом. Главное — надо больше есть. Это очень полезно. Чем больше человек ест, тем больше он толстеет. Чем больше он толстеет, тем больше он здоровеет.
— А у нас в тайге толстым людям плохо! — сказал Саня. — Захочет он на лошадь сесть — лошадь ляжет. Захочет на дерево залезть — дерево согнётся.
— Воспитанные люди на лошадь не лазят и на деревья не садятся, — сказала тётя Фёкла. — Они дома живут, телевизор смотрят. И за гостями ухаживают. Вот ты, Шура, почему ты не ухаживаешь за Наташей? Передай ей, пожалуйста, котлеты.
Шура потянулся за котлетами, но клоун Саня обежал стол и ухватился за тарелку с другой стороны.
— Отдай. Я хочу быть воспитанным.
— И я хочу быть воспитанным.
— Я тоже хочу быть вежливым!
Тут тарелка разломалась, и котлеты полетели к Наташе сами. А макароны отправились в другую сторону. Они упали на тётю Фёклу. И у неё получилась красивая старинная причёска. Из макарон.
Тётя Фёкла рассердилась и того и другого стукнула ложкой. Так окончился разговор о вежливости и воспитании.
Это комната, в которой уже два дня живет клоун Наташа. Видите, в ней полный беспорядок. Всё везде валяется и висит не там, где надо. Колготки — на люстре, на столе — модные сапоги, а в шкафу за стеклом прыгает котёнок Васька — «одна штука». В ваших комнатах, наверное, тоже бывает так.
Если Наташе надо будет срочно поехать в командировку, она раньше чем через неделю не уедет. Потому что отыскать пальто, ботинки и зубную щётку может только опытный сыщик.
Попробуйте найти на рисунке пять предметов, нужных для поездки в другой город, — зубную щетку, расчёску, чемодан, кошелёк и будильник.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Школа клоунов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других