Разъяснение трёх основ

Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдиллях ибн Баз

Это послание повествует о великой основе из основ Ислама, то есть о вероубеждении (акъиде). Ученые заботились о таких кратких посланиях, писали их, старались, чтобы книги получались наиболее краткими и понятными, затем давали своим студентам учить эти краткие послания наизусть. Это делалось для того, чтобы эти краткие послания остались для студентов основой и сокровищем, из которых они будут получать пользу сами и приносить пользу другим.

Оглавление

Самый великий приказ и самый великий запрет

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Самым великим из того, что повелел Аллах, является единобожие (таухид), а единобожие — это поклонение Одному Аллаху.

А самым великим из того, что запретил Аллах, является многобожие (ширк), а многобожие — это поклонение кому-то наряду с Аллахом.

А доказательством являются слова Всевышнего: ″Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей″66».

РАЗЪЯСНЕНИЕ (ШАРХ)

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз:

Самым великим из того, что повелел Аллах, является единобожие (таухид). Единобожие — это поклонение Одному Аллаху. Ты не должен поклоняться наряду с Аллахом ни идолу, ни пророку, ни ангелу, ни камню, ни джинну, ни кому-то ещё.

Многобожие (ширк) — это поклонение кому-то наряду с Аллахом. Поистине, Аллах

Всевышний сказал:

«Но если бы они [пророки] приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали»67.

А также:

«Тебе (о, Мухаммад) и твоим предшественникам уже было внушено: „Если ты станешь приобщать сотоварищей (Аллаху), то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток (как в этом мире, так и в Вечной жизни)“»68.

Сообщается, что «Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Что является величайшим грехом пред Аллахом?» Он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя». Я сказал: «Это и в самом деле великий грех», и спросил: «А затем?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Убийство собственного сына из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой69». Я спросил: «А затем?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа»70»71.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что многобожие (ширк) — это самый величайший и опаснейший грех.

Сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил людей: «Не сообщить ли вам о (том, какие) грехи являются наиболее тяжкими?» — (и повторил этот вопрос) трижды. Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «Это — многобожие и непочтительность по отношению к родителям». Говоря это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лежал на боку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — клеветнические речи!72«»73

Единобожие (таухид) — это поклонение одному Аллаху, а многобожие (ширк) — это поклонение кому-то наряду с Ним. Например, человек взывает к кому-то, помимо Аллаха, боится кого-то, помимо Аллаха, надеется на кого-то, помимо Аллаха, приносит жертвоприношение кому-то, помимо Аллаха, даёт обеты кому-то, помимо Аллаха. Всё это является большим многобожием. Нельзя посвящать поклонение ни пророку, ни джинну, ни дереву, ни камню, ни кому-то ещё.

Аллах Всевышний сказал:

«Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и не приобщайте к Нему (никаких) сотоварищей»74.

Также Аллах Всевышний сказал:

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне»75.

Примечания

66

Сура ан-Ниса, аят 36.

67

Сура аль-Ан‘ам, аят 88.

68

Сура аз-Зумар, аят 65.

69

Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то, что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах.

70

В подтверждение этого Аллах Всевышний ниспослал: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным». (Сура аль-Фуркъан, аяты 68—69).

71

аль-Бухари, 4477; Муслим, 86.

72

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул также и о лжесвидетельстве.

73

аль-Бухари, 2654; Муслим, 88.

74

Сура ан-Ниса, аят 36.

75

Сура аль-Беййина, аят 5.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я