Разъяснение трёх основ

Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдиллях ибн Баз

Это послание повествует о великой основе из основ Ислама, то есть о вероубеждении (акъиде). Ученые заботились о таких кратких посланиях, писали их, старались, чтобы книги получались наиболее краткими и понятными, затем давали своим студентам учить эти краткие послания наизусть. Это делалось для того, чтобы эти краткие послания остались для студентов основой и сокровищем, из которых они будут получать пользу сами и приносить пользу другим.

Оглавление

Три вопроса, которые мусульманин обязан изучать и воплощать в делах

ВОПРОС №1

Вера в то, что Аллах сотворил нас, дарует нам средства к существованию и не оставил нас предоставленными самим себе.

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Знай, да смилуется над тобой Аллах, что каждый мусульманин и мусульманка обязаны изучить три вопроса и воплощать их в делах:

Во-первых, Аллах сотворил нас, даровал нам средства к существованию и не оставил нас предоставленными самим себе. Он послал к нам посланника. Кто подчинится посланнику, тот войдет в Рай, а кто ослушается его — войдет в Огонь. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Мы отправили к вам Посланника свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника к Фараону. Фараон ослушался посланника, и Мы схватили его Хваткой суровой″30».

РАЗЪЯСНЕНИЕ (ШАРХ)

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз первый вопрос:

Эти три вопроса относятся к важнейшим вопросам, связанным с единобожием (таухидом) и обязанностями мусульманина.

Аллах Всевышний сотворил людей и джиннов, чтобы они Ему поклонялись. Он не предоставил их самим себе, не оставил их без присмотра, не сотворил их для забавы. Аллах Всевышний сотворил их для великого дела. Аллах Всевышний сотворил их в соответствии с великой мудростью, которая несет им счастье и спасение. Аллах Всевышний сотворил их, чтобы они поклонялись Одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Аллах Всевышний сказал:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»31.

Аллах Всевышний повелел людям и джиннам поклоняться Ему, сказав:

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу»32.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»33.

Также Аллах Всевышний сказал:

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне»34.

Аллах Всевышний повелел поклоняться Ему во многих аятах Корана. Это и есть единобожие (таухид). Аллах Всевышний повелел посвящать поклонение только Ему. Аллах Всевышний повелел обращаться с мольбами только к Нему, бояться только Его, надеяться только на Него, уповать только на Него, стремиться только к Нему, трепетать только перед Ним, совершать молитву и соблюдать пост только ради Него. Никто не заслуживает поклонения творений, кроме Аллаха Всевышнего.

Поклонение («ибада) — это выполнение Его велений и оставление того, что Он запретил. Выполнение велений Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и оставление того, что запрещено Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, — это и есть поклонение, это и есть Ислам, это и есть правильная религия и вера (иман).

Не совершай молитву ради кого-то, кроме Аллаха! Не склоняйся в поясных поклонах перед кем-то, кроме Аллаха! Не совершай жертвоприношение ради кого-то, кроме Аллаха! Не обращайся с мольбами к кому-то, кроме Аллаха! Не уповай на кого-то, кроме Аллаха! Не посвящай ни одно поклонение кому-то, кроме Аллаха!

Что касается обращения за помощью к тому, кто присутствует и способен помочь в том, о чём его просят, то это не является поклонением. Аллах Всевышний сказал, упоминая историю Мусы, мир ему:

«Тот, кто был из числа его (Мусы) сторонников, попросил его (Мусу) помочь ему против того, кто был из числа его врагов»35.

В данном случае Муса, мир ему, был способен ему помочь. Что же касается обращения с мольбами к мертвому, а также обращения с мольбами к отсутствующему, который не слышит твоих слов, а также обращения с мольбами к идолам, джиннам или деревьям, то всё это является многобожие (ширком), которым занимались многобожники. Всё это является большим многобожием, о котором Аллах сказал:

«Поистине, многобожие (однозначно) является великой несправедливостью»36.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Но если бы они [пророки] приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали»37.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, Аллах не прощает (без покаяния), когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает»38.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Тебе (о, пророк) и твоим предшественникам уже было внушено: „Если ты станешь приобщать сотоварищей (Аллаху), то тщетными будут твои деяния“»39.

Аллах сотворил нас, даровал нам средства к существованию и не оставил нас предоставленными самим себе. Он повелел нам придерживаться единобожия (таухида), подчиняться Ему и оставить грехи.

Аллах Всевышний послал к нам посланника. Этим посланником был Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний ниспослал ему Коран, дабы мы придерживались верного пути, который содержится в этом Коране. Аллах Всевышний ниспослал ему Коран, дабы мы выполняли веления, содержащиеся в Коране, и оставили то, что запрещено в нём.

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был последним из пророков и посланников. Он явился, чтобы научить людей их религии. Он был последним из пророков, был их предводителем, и был самым лучшим из их числа.

Кто подчинился этому посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и придерживался его религии, тому будет дарован Рай. А кто ослушался этого посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и отклонился от его религии, тот войдет в Огонь40. Аллах Всевышний сказал:

«Мы отправили к вам посланника [Мухаммада] свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника [пророка Мусу] к Фараону. Фараон ослушался посланника, и Мы схватили его Хваткой суровой [наказали мучительной смертью]»41.

«…свидетелем против вас…» — то есть: свидетелем о ваших деяниях.

«…и Мы схватили его Хваткой суровой…» — то есть: в мирской жизни Мы потопили его, а в Последней жизни его ожидает Огонь42.

ВОПРОС №2

Аллах Всевышний недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи.

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Во-вторых, Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении, будь то приближенный ангел или посланный пророк. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом″43».

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз второй вопрос:

Ты должен знать, что Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении. Аллах является Творцом, Подателем удела, Оживляющим и Умерщвляющим. Он сотворил тебя и даровал тебе многочисленные милости. Именно поэтому пречистый от недостатков Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то из творений в сотоварищи, будь это даже посланный пророк или приближенный ангел, не говоря уже о тех, кто ниже их.

Поистине, поклонение должно быть посвящено только одному Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

«Твой Господь предписал вам (о, люди) не поклоняться никому, кроме Него»44.

А также слова верующих:

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи»45.

Поистине, придание Аллаху сотоварищей — это величайший грех. Во многих аятах Корана приходит веление поклоняться только одному Аллаху и запрет поклонения кому-то, помимо Него.

Следовательно, ты должен объединить в себе две вещи:

• Ты должен уверовать в то, что только Аллах является Творцом, Подателем удела, Оживляющим и Умерщвляющим.

• Ты должен уверовать в то, что только Аллах заслуживает поклонения.

Аллах Всевышний сказал:

«Ваш Бог — Бог Единственный»46.

А также:

«Не взывайте [и не поклоняйтесь] же ни к кому наряду с Аллахом»47.

ВОПРОС №3

Любовь и непричастность

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «В-третьих, тому, кто подчинился посланнику и исповедует единобожие, не дозволено любить тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются его ближайшими родственниками. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие″48».

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз третий вопрос:

Третий вопрос повествует об одном из самых важных обязательных предписаний религии Ислам. Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны знать, что им запрещено дружественно относиться и любить многобожников. Каждый, кто подчинился Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и придерживался единобожия, обязан ненавидеть неверующих ради Аллаха. Запрещено дружественно относиться и любить их. Ведь Аллах Всевышний сказал:

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день [День Суда], ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником»49.

То есть: ты не найдешь, о Мухаммад, среди тех, у кого правдивая вера, людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником. Аллах Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями50, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»51.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Прекрасным примером для вас (о, верующие) были (пророк) Ибрахим [Авраам] и те (верующие), кто был с ним. Они [пророк Ибрахим и верующие] сказали своему народу (которые были неверующими): „Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха“»52.

К врагам Аллаха проявляют ненависть и вражду, а к верующим — любовь. Верующий человек любит приближенных Аллаха и помогает им на пути к благу. В то же время он ненавидит врагов Аллаха ради Аллаха. Вместе с тем верующий должен призывать их к Аллаху53!

Если неверующие живут в стране мусульман, то правитель должен взимать с них подушную подать (джизью). Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взимал подушную подать (джизью) с иудеев, христиан и огнепоклонников. Если они отказываются принять Ислам и отказываются платить подушную подать (джизью), то с ними нужно сражаться, если у мусульман есть сила. Это касается именно людей Писания и огнепоклонников. Что же касается остальных неверующих, то подушная подать (джизья) с них не взимается. С прочими неверующими (идолопоклонниками, коммунистами, и так далее) ведут сражение (при наличии силы) до тех пор, пока они не примут Ислам. Аллах Всевышний сказал:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение [многобожие] и пока религия [поклонение] не будет полностью посвящена Аллаху»54.

А также:

«Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и усердствуйте на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали»55

А также:

«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются [оставят неверие и станут покорными Аллаху] и станут совершать молитву и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милующий»56.

Аятов с подобным смыслом множество. Естественно, всё это делается при наличии возможности. Аллах Всевышний сказал:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей57»58.

А также:

«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха по мере возможности»59.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сражался с многобожниками до тех пор, пока не возымел силы для этого.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разъяснение трёх основ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

30

Сура аль-Муззаммиль, аяты 15—16.

31

Сура аз-Зарийат, аят 56.

32

Сура аль-Бакара, аят 21

33

Сура ан-Ниса, аят 36.

34

Сура аль-Беййина, аят 5.

35

Сура аль-Касас, аят 15.

36

Сура Лукман, аят 13.

37

Сура аль-Ан‘ам, аят 88.

38

Сура ан-Ниса, аят 48.

39

Сура аз-Зумар, аят 65.

40

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все (члены) моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушается меня, тот отказался (войти в Рай)». Аль-Бухари, 7280. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, если какой-нибудь иудей или христианин из этой общины [здесь имеется в виду всё человечество] услышит обо мне, а потом умрёт, не уверовав в то, с чем я был послан, он обязательно окажется одним из обитателей Огня!» Муслим, 153.

41

Сура аль-Муззаммиль, аяты 15—16.

42

Аллах Всевышний сказал: «А сборище Фараона окружили скверные мучения — Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в тот день, когда наступит Час [Судный День] (будет сказано ангелам-стражам Ада): «Введите сборище Фараона в сильнейшее наказание!» (Сура Гафир, аяты 45—46).

43

Сура аль-Джинн, аят 18.

44

Сура аль-Исра, аят 23.

45

Сура аль-Фатиха, аят 5.

46

Сура аль-Бакара, аят 163.

47

Сура аль-Джинн, аят 18.

48

Сура аль-Муджадаля, аят 22

49

Сура аль-Муджадаля, аят 22.

50

Не запрещается отплачивать им добром, если они хорошо относятся к мусульманам. Аллах Всевышний сказал: «Аллах не запрещает вам (о, верующие) быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Сура аль-Мумтахана, аят 8). Также мусульманин должен благочестиво относиться к своим неверующим родителям, однако нельзя повиноваться им в их неверии. Аллах Всевышний сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. (Ведь) его мать носила его (в своём животе), испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они (твои родители) будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне (с покаянием)». (Сура Лукман, аяты 14—15). Нужно хорошо относиться к соседям, даже если они неверующие, ибо у соседей есть права на тебя. Также нельзя притеснять неверующих. Аллах Всевышний сказал: «И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности». (Сура аль-Маида, аят 8).

51

Сура аль-Маида, аят 51.

52

Сура аль-Мумтахана, аят 4.

53

Безусловно, мусульманин обязан милосердно заботиться о спасении людей и призывать неверующих к Прямому пути, делая это с добрым увещеванием и мудростью и ведя дискуссию, когда она необходима, самым благим образом.

54

Сура аль-Анфаль, аят 39.

55

Сура ат-Тауба, аят 41.

56

Сура ат-Тауба, аят 5.

57

То есть: Аллах никого не обязывает делать то, что ему не под силу.

58

Сура аль-Бакара, аят 286.

59

Сура ат-Тагабун, аят 16.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я