Разъяснение трёх основ

Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдиллях ибн Баз

Это послание повествует о великой основе из основ Ислама, то есть о вероубеждении (акъиде). Ученые заботились о таких кратких посланиях, писали их, старались, чтобы книги получались наиболее краткими и понятными, затем давали своим студентам учить эти краткие послания наизусть. Это делалось для того, чтобы эти краткие послания остались для студентов основой и сокровищем, из которых они будут получать пользу сами и приносить пользу другим.

Оглавление

Четыре вопроса, которые содержит в себе сура ″аль-«Аср″

Автор книги, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, да смилуется над тобой Аллах, что мы обязаны изучить четыре вещи:

1. Знание — а именно: познание Аллаха, его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и религии Ислам с доказательствами;

2. Действия в соответствии с этим знанием;

3. Призыв к этому знанию;

4. Терпение перед трудностями на этом пути.

Доказательством являются слова Аллаха Всевышнего: «Клянусь временем. Поистине, (каждый) человек непременно (окажется) в (величайшем) убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!»2

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для Своих творений, то этого было бы достаточно».

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел. И доказательством являются слова Всевышнего: ″Знай же, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех″3». Аллах Всевышний начал со знания прежде слов и дел».

РАЗЪЯСНЕНИЕ (ШАРХ)

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз первые четыре пункта:

Эти четыре вопроса обязаны изучить как верующие мужчины, так и верующие женщины, как молодые из них, так и пожилые.

1 — Знание

Человек обязан получать знание и размышлять над этим знанием, чтобы исповедовать религию на основе ясных доказательств. Он должен знать религию Аллаха, ради которой он был сотворён.

Знание («ильм) — это познание Аллаха, познание Его пророка и познание религии Ислам на основе доказательств.

В первую очередь, человек должен размышлять над тем, кто его Господь. Он должен знать, что его Господом является Тот, Кто сотворил его и наделяет его уделом и различными милостями. Этот Господь сотворил тех, кто жил раньше, и сотворит тех, кто будет жить позже. Это — Господь миров! Поистине, именно Он — Истинный Бог, заслуживающий поклонения. Что же касается Его творений, то они не заслуживают никакого поклонения. Не заслуживает поклонения ни приближенный ангел, ни посланный пророк, ни джинн, ни человек, ни идол, и ни кто-либо иной.

Поистине, поклонение («ибада) — это право только Одного Аллаха. Только Он заслуживает поклонения творений. Именно Он является Господом всех миров! Он — твой Господь, Который сотворил тебя и заслуживает твоего поклонения.

Следовательно, ты обязан приобретать знания о своём Господе, своём пророке и своей религии на основании доказательств.

Доказательство (далиль) — это слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Слова и мнения людей не являются доказательством. Доказательствами являются только аяты и хадисы.

Ты должен узнавать религию Ислам, исповедовать которую тебе приказано. Религия Ислам — это поклонение Аллаху, Который сказал:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»4.

Это поклонение и есть Ислам. Ислам — это подчинение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Ислам — это выполнение велений Аллаха и оставление того, что Он запретил. Именно ради этого Аллах Всевышний сотворил всех людей. Аллах Всевышний повелел людям придерживаться этого поклонения, сказав:

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу»5.

«Поклоняйтесь вашему Господу…» — то есть: выполняйте Его веления и сторонитесь того, что Он запретил; покорите свой лик Ему и поклоняйтесь только Ему Одному.

Также ты должен узнавать своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Наш пророк — Мухаммад ибн «Абдуллах ибн «Абд уль-Мутталиб аль-Хашими аль-Курайши, который родился в Мекке, а затем переселился в Медину. Да благословит его Аллах и приветствует! Ты должен знать, что именно он является твоим пророком. Поистине, Аллах послал его к тебе с религией истины, дабы он обучил тебя этой религии и указал на правильный путь. Ты должен уверовать в то, что он является истинным посланником Аллаха. Поистине, Аллах послал его ко всем людям и ко всем джиннам. Знай, что ты обязан следовать за ним.

2 — Действия в соответствии с этим знанием

Ты должен совершать деяния, предписанные этой религией. Ты должен совершать молитву, соблюдать пост, совершать джихад и хадж6, веровать в Аллаха и остерегаться Его наказания.

Ты должен совершать деяния, предписанные этой религией, ибо ты сотворён именно ради этого. Ты сотворён ради поклонения Аллаху, поэтому ты должен изучать религию и совершать деяния в соответствии с приобретенным знанием.

Ты должен совершать молитву должным образом, должен выплачивать закят7, должен соблюдать пост в месяц Рамадан, должен совершить хадж в Мекку8. Также ты должен уверовать в Аллаха, в Его ангелов, в Его посланников, в Его Писания, в Судный День, и в предопределение всего хорошего и плохого. Также ты должен велеть людям совершать одобряемое и должен удерживать их от порицаемого. Также ты должен проявлять благочестие к своим родителям, должен поддерживать родственные связи, и так далее.

Следовательно, ты должен совершать то, что повелел тебе Аллах, и оставлять то, что Он запретил. Ты должен оставить грехи, которые запрещено совершать. Ты должен выполнять обязательные религиозные предписания, которое тебе приказано выполнять.

3 — Призыв к этому знанию

Ты должен призывать к этой религии, ты должен советовать людям держаться этой религии, ты должен указывать им на правильный путь, ты должен велеть им совершать одобряемое и должен удерживать их от порицаемого. Это и есть призыв к религии Ислам!

Каждый мусульманин обязан призывать людей к Аллаху по мере своих возможностей и знаний. Каждый мужчина и каждая женщина обязаны доносить до людей религию, обязаны призывать к Аллаху, обязаны указывать людям на правильный путь и давать им искренние советы. Каждый мужчина и каждая женщина обязаны призывать к единобожию (таухиду), обязаны призывать к совершению молитвы должным образом, обязаны призывать к выплате закята, обязаны призывать к соблюдению поста в месяц Рамадан, обязаны призывать к совершению хаджа. Каждый мужчина и каждая женщина обязаны призывать к проявлению благочестия к родителям, поддержанию родственных уз и оставлению всех грехов9.

4 — Терпение перед трудностями на этом пути10

Поистине, с человеком случаются неприятности. Ему доставляют трудности те, кого он призывает, члены его семьи и многие другие.

Человек обязан проявлять терпение (сабр) и надеяться на награду Аллаха. Человек должен терпеливо придерживаться веры в Аллаха. Человек должен терпеливо совершать деяния, которые Аллах вменил ему в обязанность. Человек должен заставлять себя оставлять запрещенное Аллахом. Человек обязан, проявлять терпение во время призыва к Аллаху, во время обучения людей, во время веления одобряемого и удерживания от порицаемого. Во всех этих деяниях невозможно обойтись без терпения.

Вся религия нуждается в проявлении терпения. Призыв к поклонению Одному Аллаху нуждается в терпении. Совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста, совершение хаджа — всё это нуждается в терпении. Призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого нуждается в терпении. Терпение необходимо и тогда, когда человек сторонится запретных и скверных поступков.

Если человек не будет проявлять терпение, он либо склонится к тому, что запретил Аллах, либо оставит совершение того, что Аллах вменил в обязанность.

Поэтому Аллах Всевышний сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует:

«Терпи же (о, посланник), как терпели твердые духом посланники11»12.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Потерпи же (о, Мухаммад) до решения твоего Господа, ведь ты — у Нас на Глазах13»14.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Посему терпи (о, пророк), ибо твое терпение — только от Аллаха»15.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Воистину, терпеливым их награда (в Вечной жизни) воздастся полностью безо всякого счета»16.

Также Аллах Всевышний сказал:

«Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми»17.

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз приведённые автором слова: «Доказательством являются слова Аллаха Всевышнего: «Клянусь временем. Поистине, (каждый) человек непременно (окажется) в (величайшем) убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!»18»

Эта великая сура является доводом на четыре вопроса, которые были упомянуты выше. Эта сура содержит в себе целиком всю религию. Религия — это:

• Вера в истину;

Совершение деяний;

Призыв к истине;

Терпение перед трудностями на этом пути.

Поистине, все люди находятся в величайшем убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

Те же, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение — именно они обрели успех и счастье.

Аллах Всевышний поклялся относительно этого, сказав: «Клянусь временем». Слова Аллаха являются абсолютной правдой, даже если Он не клянется. Однако здесь Он поклялся для усиления смысла.

Аллах Всевышний клянется теми из Своих творений, кем пожелает. В Коране Аллах Всевышний поклялся небом, которое обладает башнями19. Также Аллах Всевышний поклялся небом и ночным путником20, поклялся утром21, поклялся солнцем и его сиянием22, поклялся ночью, которая покрывает землю23, поклялся ангелами, вырывающими души24, и поклялся многими другими вещами. Ведь все эти творения указывают на Его величие и указывают на то, что именно Он — Единственный, Кто заслуживает поклонения рабов.

Что же касается творений Аллаха, то они не могут клясться никем, кроме своего Господа. Человеку запрещено клясться пророками, идолами, праведными людьми, Каабой или чем-то ещё.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поклялся чем-либо, кроме Аллаха, тот совершил многобожие»25.

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто клянется, тот пусть клянется Аллахом или молчит»26.

Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны остерегаться клятв кем-либо, кроме Аллаха. Они обязаны клясться только Аллахом, Пречист Он от недостатков и Возвышен.

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз приведённые автором слова: «Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для Своих творений, то этого было бы достаточно»».

аш-Шафи‘и — это известный имам, один из больших учёных и один из четырёх имамов27. Его звали Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и аль-Мутталиби. Он родился в 150-ом г.х., а скончался в 204-ом г.х.

Имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для Своих творений, то этого было бы достаточно». А в другой версии сказано: «Если бы люди поразмышляли над смыслами этой суры, то этого было бы достаточно».

Если бы люди поразмышляли над этой сурой, то её было бы достаточно для того, чтобы они начали придерживаться истины, выполнять то, что Аллах вменил в обязанность, и оставлять то, что Он запретил.

Ведь в этой суре Аллах Всевышний разъяснил, что те, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение — именно они обрели успех. Что же касается всех остальных, то они окажутся потерпевшими убыток.

Эта сура является великим доводом, указывающим на необходимость взаимных советов, на необходимость веры (имана) и терпения (сабра), на необходимость правдивости. Эта сура указывает на то, что единственным путём к счастью и успеху в Вечной жизни являются эти четыре качества:

• Правдивая вера в Аллаха и в Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует;

Совершение праведных деяний;

Завещание друг другу истины;

Завещание друг другу терпения.

Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз приведённые автором слова: «Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел. И доказательством являются слова Всевышнего: ″Знай же, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех″28». Аллах Всевышний начал со знания прежде слов и дел».

Аль-Бухари — это Абу «Абдуллах, Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим, который был родом из Бухари — города в Средней Азии. Он родился в 194-ом г.х., а скончался в 256-ом г.х., в возрасте 62 лет. Имам аль-Бухари является автором книги «ас-Сахих» и многих других полезных и великих трудов. Да помилует его Аллах!

Он сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел». А в качестве довода он привёл слова Аллаха Всевышнего:

«Знай же, что нет (никакого) бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех»29.

Аллах Всевышний упомянул знание прежде слов и дел. Человек, в первую очередь, должен приобретать знание, а затем должен совершать деяния. Сначала он изучает свою религию, а затем совершает деяния на основе приобретённого знания. А Аллах знает лучше.

Примечания

2

Сура Аль-Аср, аяты 1—3.

3

Сура Мухаммад, аят 19.

4

Сура аз — Зарийат, аят 56.

5

Сура аль-Бакара, аят 21.

6

Хадж — большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджа совершаются в месяце зу-льхиджа.

7

Закят — обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при условии, что он владеет определённым минимумом (нисаб) имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и так далее. Подробнее об этом мы писали в других книгах. См. «Собрания в месяц Рамадан», главы 16—17, шейха Мухаммада ибн Салиха аль-«Усеймина, да помилует его Аллах.

8

Сообщается, что ибн «Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в рамадане»». Передали аль-Бухари, 8; Муслим, 16.

9

Необходимо доносить знание и разъяснять его людям. Аллах Всевышний сказал: «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание (с иудеев и христиан): «Вы обязательно будете разъяснять его [своё Писание, иудеи Тору, а христиане Евангелие] людям и не будете скрывать его»». (Сура али «Имран, аят 187). Это — путь посланников и тех, кто за ними последовал. Аллах Всевышний сказал: «Скажи (о, посланник): «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно (твёрдому) знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»». (Сура Йусуф, аят 108).

10

Сказал шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, разъясняя этот пункт в книге «Разъяснение трёх основ»: Терпение (сабр) — это удержание своей души в покорности Аллаху. Терпение бывает трех видов: 1 ― Терпение в покорности Аллаху. Поистине, душа является ленивой и всегда хочет отдыхать. Поэтому, человек должен удерживать свою душу в покорности Аллаху: совершать молитву, поститься, усердствовать на пути Аллаха, если даже душа не любит эти виды поклонения. Человек должен проявлять терпение и удерживать свою душу в покорности Аллаху. 2 ― Терпение в отстранении от запрещенного Аллахом. Поистине, душа желает совершать запретные поступки и следовать за страстью. Душа склоняется к запретным поступкам и желает их совершать. Человек должен привязать свою душу и удерживать её от всего запрещенного, а это нуждается в терпении. Удержать свою душу от запретного не так легко, если у человека нет терпения. Душа победит такого человека, и он склонится к запретному. 3 ― Терпение во время несчастий, предопределенных Аллахом. Речь идет о несчастьях, постигающих человека. Например, смерть близкого, потеря имущества, болезнь, и так далее. Человек должен проявлять терпение перед предопределением Аллаха. Он не должен быть нетерпеливым и разгневанным. Человек должен удерживать свой язык от причитаний и гнева, удерживать свою душу от беспокойства, не бить себя по лицу, не рвать на себе одежды. Это и есть терпение во время несчастий.

11

А именно Нух, Ибрахим, Муса и «Иса, мир им. А Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также из их числа.

12

Сура аль-Ахкаф, аят 35.

13

Мы всегда видим тебя и оберегаем тебя от ухищрений врагов, направленных против тебя.

14

Сура ат-Тур, аят 48. 15. Сура ан-Нахль, аят 127.

15

Сура ан-Нахль, аят 127.

16

Сура аз-Зумар, аят 10.

17

Сура аль-Анфаль, аят 46.

18

Сура аль-«Аср, аяты 1—3.

19

Аллах Всевышний сказал: «Клянусь небом — обладателем башен [больших звёзд]». (Сура аль-Бурудж, аят 1).

20

Аллах Всевышний сказал: «Клянусь небом и ночным путником! Откуда ты (о, пророк) мог знать, что такое ночной путник? Это — (яркая) звезда пронизывающая (своим светом ночную темноту)». (Сура ат-Тарик, аяты 1—3).

21

Аллах Всевышний сказал: «Клянусь (предполуденным) утром». (Сура ад-Духа, аят 1).

22

Аллах Всевышний сказал: «Клянусь солнцем и его сиянием». (Сура аш-Шамс, аят 1).

23

Аллах Всевышний сказал: «Клянусь ночью, когда она покрывает (своей темнотой землю)». (Сура аль-Лейль, аят 1).

24

Аллах Всевышний сказал: «Клянусь (ангелами) вырывающими с силой (души неверующих)». (Сура ан-Нази‘ат, аят 1).

25

Ахмад, 2/34, 69, 86, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 5/70.

26

аль-Бухари, 6646; Муслим, 1646.

27

«Четыре имама» — это имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад, да помилует их Аллах.

28

Сура Мухаммад, аят 19.

29

Сура Мухаммад, аят 19.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я