Томазо Альбинони
Концерт для гобоя с оркестром № 5 ре минор, op. 9 № 2
1722
Венецианский композитор Томазо Альбинони известен прежде всего как автор «Адажио» соль минор для струнных и органа. Мелодичная печальная элегия популярна среди кинорежиссеров, слушателей и звукозаписывающих студий. Проблема лишь в том, что это произведение написал не он.
В 1958 г. музыковед и музыкальный критик по имени Альбинони Ремо Джадзотто опубликовал «Адажио», заявив, что реконструировал его на основе фрагмента из шести тактов мелодии и генерал-баса, найденного в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене. Тем не менее специалист отказался публиковать оригинал, и отсутствие автографа Альбинони привело многих к выводу, что Джадзотто (у которого были права на произведение) создал весьма прибыльную фальсификацию.
Бедный Альбинони! В свое время он был знаменитым оперным композитором, но до наших дней дошли всего несколько опер, а спустя двести лет после смерти музыкант стал жертвой кражи личности.
К счастью, осталось и множество подлинных оркестровых сочинений, в том числе его великолепные концерты для гобоя.
Медленная часть его Концерта ре минор особенно трогательна. У струнных — простая последовательность аккордов, а над ними льется мелодия гобоя. Мне представляется раннее утро и дымка, поднимающаяся над венецианской лагуной после карнавальной ночи.
Рекомендуемая запись: Stefan Schilli, Stuttgart Kammerorchester, Nicol Matt, Brilliant Classics, 2005