«Кругосарайное путешествие» – это книга рассказов замечательной московской писательницы, переводчицы, поэтессы Татьяны Стамовой. На страницах книги перекликаются два детства-отрочества двух разных поколений. Герои первой части – Женька с Тимом и их сверстники – живут в Москве, мечтают, дружат, влюбляются… Во второй части мы знакомимся с Женькиными детьми, Арсом и Филей, и «кругосарайное путешествие» начинается сначала. Для среднего школьного возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кругосарайное путешествие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Стамова Т., текст, 2016
© Сиднева Ю., иллюстрации, 2016
© Издательство Кетлеров, 2016
Часть I
Древорубы
Ледовое
Дождь застучал, как палкой
Мальчишка по трубе.
Судьба пришла гадалкой —
Доверимся судьбе.
Доверимся стихии,
Но не рутине слов —
Не таинствам алхимий,
Но таяньям снегов.
Так слёток понимает,
Метнувшись из гнезда,
Что небо поднимает
И держит как вода!
Они стояли возле ямы, не зная, что бы ещё придумать.
День был солнечный, снежный, морозный. Яма в глубине сада, возле полёгшего забора блестела ледяной корой. Рядом, на толстой ветке рябины, ссорились вороны. За забором начиналось болото с заиндевелыми камышами и уснувшими подо льдом лягушками.
Глубокая, с неровными краями и тёмно-зелёной водой, яма эта была как-то связана с болотом. То ли болото пролезло в сад, то ли забор отхватил кусочек у дикой, не просыхающей даже и в жару земли.
Одно лето в Яме жили два карпа. Вообще, тут хорошо было наблюдать за водомерками и лягушками, слушать концерты (за забором вечно репетировал лягушачий хор), пускать плавать различные предметы и потом ловить их палками. Но это летом.
Возле очищенной от снега дорожки торчал черенок лопаты.
Женька вытащила её из снега и сразу принялась вырубать в толще плотного сугроба стену крепости. Ей было восемь, брату — девять. Он всегда смотрел на неё снисходительно — девчонка. Но так уж получалось, что она всё равно была рядом: вместе залезали на большую двуствольную березу, искали пиратский клад, снимали кота с крыши…
Сейчас Тим как-то подозрительно покосился на Женьку: явно что-то замышлял.
Недалеко от Ямы валялась старая коряга — не трухлявая, вполне крепкая. Тим деловито поднял её, потом подошёл к Яме, размахнулся и изо всей силы долбанул по льду. Будум! Яма ничем ему не ответила. Гладкий, местами чуть шероховатый лёд блестит, как блестел.
— Жень, дай лопату, а? — сказал он хмуро.
— Ни за что, — сказала Женька. Это дело начинало ей не нравиться.
Тим снова вооружился корягой и нанёс ещё несколько ударов по льду. Лицо у него сделалось серьёзным.
— Может, хватит? — сказала она взрослым голосом, который он терпеть не мог. — Дурацкое занятие.
Она повернулась в сторону дома — во-первых, показать, что ей правда неинтересно его «дурацкое занятие», а во-вторых, может, кто-нибудь из взрослых вышел по случайности в сад. Нет, никого.
За спиной у неё раздался звук, не похожий на прежний. Она повернулась. Тим, в своём сером полушубке из искусственного меха, стоял посреди Ямы. Он стоял спиной к ней, Женьке, и к дому, который вдруг показался ей очень далёким, и с остервененьем топал сапогами по льду.
— Тим, ты что, обалдел? Сейчас Верика позову!
— Будешь предательница! Сидиха! — повернувшись, отозвался он (они только недавно прочитали вместе Тома Сойера). — Чего боишься, трусиха? Он же крепкий. Тут танк может пройти! Смотри!
С этими словами он оттолкнулся обеими ногами и подпрыгнул.
— Ну вот, видишь?
Женька словно окаменела. Она стояла и смотрела, как в кино, как он прыгает и прыгает на одном месте посреди этой дурацкой ямы.
Бум! Бум! Бум! Хрясь! Она смотрит, а он, как в кино, начинает медленно проваливаться под лёд.
— Мама-а-а! — Она хватает корягу, лежащую на краю Ямы, и, подавшись вперёд, почти кидает ему. Сердце колотится так, будто тоже прыгает и прыгает на какой-то льдине.
И вот он уже на берегу, похожий на толстую мокрую выдру. На Женьку не смотрит. Смотрит вниз, на ноги в сапогах:
— Ух, целы, а я думал, один уплыл.
— Тим! — Она обнимает его в мокром насквозь полушубке и не знает, плакать ей или смеяться.
— Скорей домой, сушиться!
— Укокошат меня!
— Меня тоже. Ладно, побежали!
Она берёт его за руку в холодной мокрой варежке. Он отдёргивает руку:
— Если хочешь, беги.
И вот она скачет впереди, как-то боком, как подбитая птица, и всё время оглядывается, а он идёт спокойно, тяжело, глядя под ноги и сосредоточенно прислушиваясь к бульканью в сапогах. Вот уже крыльцо, вот веранда, вот Верик (бабушка).
— Тим упал. Его сушить надо.
Какое было выражение Верикина лица и что она тогда сказала, они не помнят. Тотоша (дед) в это время ходил с вёдрами на колонку, так что обошлось без «укокошивания».
Шубу немедленно сняли, сняли сапоги с водой. Тут Женька отважилась посмотреть брату в лицо. Оно было важным и серьёзным. Он сделал то, что должен был сделать, а это всё уже досадные мелочи, почти не имеющие к нему отношения.
Он покосился в сторону, где на полу прихожей, словно рыцарский доспех, стоял заледеневший полушубок. В глазах мелькнул огонёк — смесь гордости и радостного удивления. Тут Женька не выдержала и дико расхохоталась.
— Дура! — сказал он и отвернулся. — Дурында. Дура.
Хотя чувствовал, что его самого тоже начинает разбирать смех.
Пока Верик подкладывала поленья в печку и насыпала горчичный порошок в шерстяные носки, в прихожей от «доспеха» натекла огромная лужа.
Он сидел, протянув ноги к печке, ощущая в замёрзших пальцах приятное покалывание, и смотрел, смотрел сквозь широкую щель, как рушатся там чёрные и багровые замки и разбегаются рваными тенями разбитые неприятельские войска.
Бреховка
Мальчик считал «до десьти» —
«Десять, иду со двора!
Чур — со двора не идти!»
Прятки — такая игра.
Вечный соблазн подсмотреть
Из-под опущенных век.
Сам себя дёрнул: не сметь! —
Так и стоишь, осовев.
Кто-то таится «как вор»,
Кто-то летит «как стрела».
Снова зажмурился двор,
И запотела стена.
Главный восторг — выручать —
Стенки коснуться за всех!
Тот запыхавшийся смех…
Главное — будешь играть?
Белые и красные стрелки опять разбежались по дворам и переулкам. Топот ног, выглядыванье из-за углов. Весь мир — картинка-загадка…
— А чё это вы? А мы так не договаривались!
— Как?
— А вот так! Видели ваши рожи у Серого на четвёртом этаже.
— Не… всё, я пошёл! — Смачный плевок в сторону. Это Вовка-толстый.
Не договаривались прятаться в подъездах. Но соблазн был велик, и время от времени кто-то да и прятался. А там можно было завернуть к кому-нибудь домой и, ухмыляясь, смотреть из окна, как «казаки» очертя голову бегают по окрестным дворам.
Но вот «манёвр» раскрыт. И все мрачно расходятся.
Остались четверо: Тим, Женька, Юрка и Юлик Хонта (ну да, Хонта, — отец у него не то грек, не то испанец).
— Айда на Брехóвку! — присвистнул Тим. Его сестра ничего не сказала, потому что она всегда была с ним, куда бы его ни повело. Юрка и Юлик не возражали: время было ещё детское и расходиться никому не хотелось. Они по очереди протиснулись между двух слегка отогнутых прутьев ограды, отделявшей двор от задворков, и побежали к гаражам.
«Бреховка!» — при этом слове сердце начинало биться быстрей и жизнь наполнялась приятным смыслом.
Брехóвка находилась в тупике, и мало кто знал о её существовании.
Юлик, например, не знал. Он вообще не принадлежал к их компании. Так, иногда появится и исчезнет. За гаражами была глухая серая стена с небольшой пристройкой — метра три высотой. Возле самой стены к нижней части наклонной жестяной крыши приставлена широкая доска.
Юрка легко, по-обезьяньи взбирается по доске и, взбежав по гремящей жести, садится, по-пижонски скрестив длинные ноги. За ним вскарабкивается Женька. За ней тенью взлетает Тим. Теперь — очередь Юлика.
«Не полезет, — подумала Женька. — Так просто увязался, из любопытства».
Юлик был похож на какого-то дурацкого принца. Долговязый, неуклюжий, нереально крупные и нереально светлые кудри, глаза большие, голубые, и в них детское, недоумённое выражение, как будто он никак не может понять, куда попал.
Пока они оглядывают сверху окрестности, нет ли поблизости разъярённых «гаражников», он начинает «восхождение»: встал на доску боком и, держась одной рукой за стену, продвигается вверх медленными приставными шагами. Дальше присел и, вцепившись в доску, не карабкается, а почти ползёт на четвереньках. В глазах чуть ли не отчаянье — как будто под ним бездонная пропасть.
Тим фыркнул. У Женьки мелькнула мысль протянуть руку, но она удержалась. И правильно сделала: вот он уже на крыше.
Хорошо, что Юрка этого не видел, а то бы уж высказался, как он умеет.
Прямо напротив пристройки и метрах в полутора от неё стоял молодой тополь с горизонтальной веткой — что твой тренер с поднятой рукой. Нужно было, хорошо рассчитав, прыгнуть и повиснуть на этой ветке, как на турнике, а потом на руках дойти до ствола и спуститься по нему вниз.
Плёвое дело! — отсюда и Брехóвка — Юркино, кажется, выражение.
— Эй, — окликнул Юлика Тим. — Смотри, мотай на ус. Ща тоже прыгнешь.
Юрка уже стоял на краю. Он согнул ноги, попружинил немного на месте и прыгнул. Это было красиво!
Покачался на двух руках, потом отпустил одну и сунул палец в рот, изображая обезьяну. Это была его «коронка».
Через несколько секунд он уже съезжал по стволу и небрежно, напоказ отряхивал с себя пыль.
— Ну чего, прыгай? — галантно предложил Тим Юлику. Но тот стоял, виновато склонив голову, и не сделал ни шагу.
— Ладно, тогда учись. — Тим деловито подошёл к краю, зыркнул исподлобья на ветку и прыгнул. На Брехóвку они с Женькой наведывались часто, и у него всё уже было рассчитано и выверено.
Прыжок как прыжок, безо всяких Юркиных выкрутасов.
— Женька, давай!
Женька краем глаза покосилась на Юлика и стала возле края. Тополиные почки уже начинали распускаться и пахли изо всех сил.
Ещё пахло весенней землёй, небом и жареной картошкой, которую кто-то делал или уже ел на ужин. Она вдохнула в себя всё это и прыгнула. Сердце как всегда сладко ёкнуло — есть!
Она повисела пару секунд, чтобы перевести дыхание и собраться с силами, и пошла на перехватах к стволу. Совсем ещё недавно всё это давалось ей с натугой, а теперь она гордилась своей лёгкостью.
Тим с Юркой стояли в стороне и о чём-то болтали. Она тоже отряхнулась и подняла глаза.
— Давай! — крикнула она. — Знаешь, здорово!
«Принц» стоял и смотрел куда-то в сторону. Как будто их тут и не было.
— Ждать мы его будем, что ль? — буркнул Юрка. — Спрыгнет, не маленький, пошли.
И они пошли. Были уже сумерки.
Тим небрежно обернулся — стоит, тупица! Женька до гаражей обернулась два раза. Он так и стоял в той позе, глядя неизвестно куда.
От гаражей Юрка пошёл домой (он жил рядом в переулке), а они с Тимом во двор (их дом был во дворе).
Во дворе Оксанка с какой-то своей школьной подружкой играла в классики.
— Тим, я ещё поиграю, — сказала Женька.
— Давай! — Он хлопнул тяжёлой парадной дверью и исчез.
Женька повернулась и рассеянно поплелась назад к Брехóвке. Она ещё от гаражей увидела — сидит. На краю, обхватив руками колени, лицом к тополю. Как будто дремлющая птица. Подойдя ближе, она заметила, что доска валяется на земле.
— Чего делаешь? — спросила она.
— Радуюсь жизни.
— Гм… И долго ещё будешь радоваться?
Он не ответил.
— А почему доска лежит?
Он замялся: — Упала…
Она подошла к стене и, поднатужившись, поставила доску в прежнее положение.
Уже успело немного стемнеть.
— Ну ладно, — сказала она неуверенно. — В общем, как знаешь. Ну ладно, пока.
В ладони у неё сидела заноза. Она зашла за гараж и встала за углом.
Место для наблюдения было хорошее.
Ждать пришлось не долго. Он поднялся, сутулясь, подошёл к доске и с силой пнул её ногой. Доска поехала и с шумом грохнулась на землю. Он повернулся и медленно подошёл к краю крыши. Женька как будто почувствовала его взгляд — тяжёлый, резкий. В нём больше не было никакого недоумения. В следующий момент он прыгнул.
С секунду продержался на одной руке и рухнул.
У неё опять внутри ёкнуло, но очень противно. Он лежал под деревом на боку, а она стояла за этим дурацким гаражом и не могла двинуться с места. Потом он начал вставать. Встал на колено, покосился на ободранный локоть, приложил руку к щеке.
Теперь он стоял к ней в профиль. Посмотрел на крышу, потом — на дерево. Вдруг по лицу его поехала улыбка. Она была ослепительна, словно только что родившийся месяц. И Женька почувствовала, что тоже улыбается.
— Бреховщик! — пробормотала она — и побежала домой.
Дома Тим посмотрел на неё подозрительно.
— Прыгнул?
— Прыгнул, — буркнула она.
— А зачем бегала?
— Так…
Тим хмыкнул и пошёл делать уроки.
Женька залезла на широкий мраморный подоконник и посмотрела в окно. Земля была вся в красных тополиных серёжках, похожих на огромных гусениц. Она открыла форточку, высунула голову и втянула в себя воздух. Пахло землёй, небом и Брехóвкой.
Мафин
Хотели назвать Бурбоном,
а назвали Муссон.
Сиамской окраски,
пушистый, как облако,
летающее над забором.
«Если до вечера не найдём,
будем звать милицию», —
сказала мне девочка.
Пришёл как тень
и лежал на газоне,
извиваясь,
как герб семьи.
Когда Женька пришла из школы, Тим был дома, что-то делал на кухне.
— Привет! Что делаешь?
— Приманку для Мафина.
Мафин был недавно поселившийся у них котёнок — совсем чёрный, с жёлтыми глазами, и уже очень любимый.
— Зачем?
— Он на крыше Лялькиного дома. Ходит, зовёт и не может слезть. Надо быстро, а то замёрзнет. (Дело было в январе).
— Родители дома?
— Нет.
— И что?
— Полезу за ним.
— Как?
— По пожарной лестнице.
(Лялькин дом был трёхэтажный, но очень высокий. Одной стороной выходил в узкий слепой отросток их двора, другой — на улицу).
— Вначале надо попробовать изнутри, с чердака, — сказала Женька.
— Уже пробовали, с Лялькиным папой, там всё глухо.
— Тим, я тебя не пущу.
— А я тебя не спрошу. (Не спросит, это точно — Женька знает характер брата.)
— Тогда я с тобой.
— Ладно.
(Тим уже выловил из рагу несколько кусочков мяса и теперь насаживал их на длинную проволоку).
И вот они уже возле лестницы. Сверху доносится тонкое пронзительное мяуканье. Мафин ходит по крыше туда-сюда, иногда пропадает из виду, потом появляется снова. Лестница обледеневшая, скользкая. Хорошо, что мама купила им обоим новые шерстяные перчатки, в варежках было бы намного хуже. Оглянулись, нет ли кого поблизости. Нет! Можно лезть!
Тим первый. Женька — след в след. На середине лестницы ей стало страшно. Вдруг поняла, что смотреть вниз нельзя, только на Тима. И думать только о нём и Мафине — о себе тоже нельзя.
У Тима на локте висит целлофановый пакет с приманкой. Почти долезли.
— Мафин! Мафин! Мафин! — Тим зовёт.
Невыносимо долгая пауза. Какое-то шебуршение. Писк. Потом ликующий голос Тима: «Есть! Спускайся!» Спускаются очень медленно. Женька придерживает Тима. Из-под куртки у него слышен жалобный голосок Мафина. Вдруг сам Тим начинает издавать странные звуки, похожие на всхлипывания.
— Тим, Тимчик, — говорит Женька, — ну всё же хорошо. Немного осталось, совсем немного, потерпи…
Звуки становятся ещё громче, теперь они напоминают сдавленные рыдания.
— Тим, не плачь, ну что ты… мы уже почти… ещё чуть-чуть…
Последние метры, ничего, ничего… Тим молодец! Всё, победа! — Она касается ногой бугристой скользкой земли: «Ура, Тим!»
Брат поворачивается к ней, и она видит: Тим трясётся от смеха! Куртка у него на груди ходит ходуном — там отчаянно кувыркается и царапается Мафин.
— Тим! Как же ты меня напугал! Правда ведь подумала, что плачешь!
— Ага! И этим смешила меня ещё больше: «Тимчик, не плачь, Тимчик, не плачь!» И так чуть не умер от мафиновской щекотки!
Тут только они замечают отца. Всклокоченный, без шапки, он бежит им навстречу, обнимает Женьку, Тима, хочет, что-то сказать и не может. (Тётя Ира, соседка, увидела их из окна, когда были уже высоко на лестнице, и позвала его — он как раз вернулся с работы…)
А что Мафин? Мафин вырос в большого (правда, скорее, миниатюрного) кота и жил у них ещё много лет. Иногда провожал их с Тимом до школы, потом шёл по своим кошачьим делам в подворотню.
Мартовские духи
…
И снятся сны, и каждый миг
Проснётся что-то и выходит
Из-под земли. Сосна штормит,
И дятел в чьих-то прятках водит.
Свет пролетел. Промчались тени.
И зайчик завелся волчком.
И льдинки в солнечном коктейле
Звенят последним холодком.
Конец марта! В синем воздухе прохладный солнечный коктейль — с льдинками! От калитки к дому вдоль дорожки бежит Ручей. Ослепительно сверкает, журчит: «Вот он я! Родился, родился, родился…»
Напротив крыльца, под каштаном — старый деревянный стол. Зимой они с Вериком высыпают на него пшено для птиц. Но сейчас Женьке не до пшена.
Весь стол заставлен пузырьками и флаконами. Есть совсем простые — из-под зелёнки и йода, а есть — настоящие флаконы из-под старых и очень старых духов! Старинные! Вот этот — самый прекрасный, с крышечкой в виде какой-то неизвестной птицы.
Женька наклоняется над новорождённым ручьём (ещё вчера его не было) и набирает полный флакон живой и звонкой воды. Потом кладёт в него сухие чёрные горошины черёмухи, набухшие на солнце почки малины, зубастый зелёный листик крапивы, высунувшийся из под чёрной корочки снега… Внимательно размешивает всё это тонкой веточкой и втягивает в себя волшебный аромат новых духов.
В каждом пузырьке будет храниться свой собственный запах. В ход идут чешуйки от шишек (спасибо белкам, хорошо поработали), кленовые семена-вертолётики, смола, хвоя… Нужно, чтобы этот март, зазвучал в полную силу, настоялся, окреп и жил ещё целый год, до новой весны.
На крыльце — Тим.
— Колдуешь?
Она не удостаивает его ответа.
— Я — к Серому. На светопреставление. Пойдёшь?
(Светопреставление — подушечные бои в темноте. Это слово они услышали в первый раз от Серёжкиной мамы, когда она застала их бой в самом разгаре и включила свет).
— Иди сам!
— Ну и оставайся, Мадам Тюлюлю.
— Сам такой.
«Светопреставление — да ну его! — думает Женька. — Темнотища, духотища, ещё подушки летают. Глупо!» (До сих пор она считала «светопреставление» отличным делом и никогда его не пропускала.)
Тим хлопает калиткой.
Она остаётся с говорливым ручьём, любопытными птицами и терпкими, щекочущими запахами этой весны. А к ним примешался таинственный тонкий аромат — такие духи могли быть только в очень далёкой бабушкиной молодости.
Изверги
Золотые, серебряные —
чуть касаясь асфальта —
чьи-то пятки мелькали,
улепётывали от кого-то —
от кого-то, кто гнался…
Потом разбежались
кто куда, а ветер
пролетел, не вспомнил,
но однажды в далёком
краю зелёном
вдруг увидел во сне
с чего непонятно,
вдруг увидел пятки,
серебряные, золотые,
у-ле-пё-ты-ва-ю-щи-е от кого-то…
Улица Хвойная оправдывала своё название. По обе стороны росли высоченные ели, посаженные бог весть когда, в каком-то очень лохматом году. А на участках — сосны с пышными или отбитыми молнией верхушками. У многих стволы обвиты разросшимся диким виноградом.
Женька ехала по Хвойной на старом велике, ехала медленно, заново разглядывала домики с мансардами, крылечками и пристройками, смешные таблички со злыми собаками, похожими на добрых крокодилов, и заржавленные почтовые ящики на калитках.
Улица эта не её, но живописнее нет во всём посёлке. А ещё здесь в конце лета одно удовольствие рыскать вдоль заборов по канавкам: грибов всяких завались, от белых до опят.
«Васька! Невеста едет!» — раздался басовитый мальчишеский голос где-то впереди за забором. Женька не обратила на него внимания и продолжала ехать медленно и мечтательно: пропустила красивую трёхцветную кошку, оглянулась на дятла, самозабвенно долбившего дырку внизу старой ели.
Вдруг калитка почти напротив неё распахнулась, и оттуда появились двое мальчишек лет десяти-одиннадцати. Они стояли с таким видом, как будто всю жизнь только её и ждали. Женька продолжала ехать вперёд как ни в чём не бывало. Вдруг из сада раздался резкий свист, и она увидела ещё одного, стоявшего в развилке старой берёзы. В тот же миг один из тех двух нагнулся и, подобрав с дорожки горсть гравия, с залихватским видом швырнул ей прямо под колёса. Пришлось остановиться. Женька почувствовала, что сердце у неё застучало громко и часто. Она быстро развернула велик, вскочила на него с разбегу и помчалась в сторону дома.
«Васька! Уматывает!» — послышалось вслед. Оглянувшись, она увидела погоню. Двое? Трое? А может, больше? Она поднажала на педали.
В глазах стало горячо. Тут уже не до красот. Мальчишек этих она не знала. Но никакого доверия они не внушали.
Поворот. Ещё один. Родная улица Нестерова — самая узкая в посёлке, заросшая по бокам шиповником и крапивой. В это время один из преследователей догнал её слева: «Врёшь — не уйдёшь!» Женька рванула из последних сил. Преследователь попытался сделать подсечку. Она резко повернула руль вправо и полетела в канаву — к счастью, почти возле собственной калитки. «Ма-а-ам!» — изо всех сил крикнула она.
Мама сидела в саду за столом — они с подругой, тётей Мариной, писали бесконечную книгу по театральному костюму. Она выбежала на крик и увидела Женьку в канаве с крапивой и уносящуюся на велосипедах ораву каких-то охламонов.
У велосипеда обнаружилась безнадёжная «восьмёрка». («Ничего, — сказала мама, — он и так отслужил своё. Значит, пора покупать новый»). Колено и локоть залили зелёнкой. Красиво! И сели пить на веранде чай.
Пришла Верик.
— Ты их знаешь? — спросила она…
— Не-а. Кажется, с Хвойной. Одного Васька зовут.
— Изверги, — сказала Верик.
Приключение забылось. Женька мечтала о новом велосипеде.
Прошло дней десять. Как-то вечером она рыхлила землю вдоль садовой дорожки: на следующий день они с Вериком собирались высаживать рассаду астр. Верхушки сосен уже начинали зажигаться оранжевым светом.
Дятлы ещё чего-то не додолбили, сойки не докричали, зяблики не допели. Вдруг в щель калитки кто-то тихо сказал: «Эй! Привет! Подойди, а?»
Она подошла. Посмотрела: мальчишка. Белобрысый, стриженный почти под ноль, глаза серо-голубые, улыбка — хоть завязочки пришей.
— Привет, — сказала Женька. — Ты чего?
— Щенок не нужен?
— Наверно, нет.
— Почему?
— Бабушка не хочет.
(У них год назад умер старый пёс по имени Дюк, настоящая немецкая овчарка.)
— Ну посмотри хотя бы!
Женька оглянулась, не видно ли Верика, и открыла калитку.
На руках у мальчишки был щенок — серый, уши наполовину висят, как привядшие в жару подорожники, а на носу почему-то большое розовое пятно.
Щенок посмотрел ей прямо в глаза — и Женька засмеялась.
— Откуда? — спросила она.
— Чара у нас ощенилась, — сказал мальчишка. — Остальных дед утопил. А этого не знаем, куда девать. Тоже грозится. Возьми, а?
Женька посмотрела на щенка и быстро сказала:
— Давай.
Он осторожно переложил его ей на руки.
— Можно зайду?
— Заходи.
Он вошёл.
— Скорей в Резиденцию! — скомандовала Женька.
«Резиденцией» назывался маленький зелёный домик под большим каштаном. Летом в нём иногда ночевали гости, приезжавшие на уик-энд. Там Женька организовала щенку гнездо из своего старого свитера, потом сбегала в дом и принесла размоченного в молоке хлеба на блюдце и воды в кошачьей миске. Щенок быстро всё это съел, полакал водички и задремал.
— Можно я буду иногда приходить? — спросил мальчишка.
— Можно. Как тебя зовут?
— Вася.
— Меня Женька. Где живёшь?
— На Хвойной, — сказал он с кривой улыбкой и отвернулся.
Потом был разговор с Вериком.
— Это ещё что?!
— Щенок.
— Я же сказала: пока собаку не берём.
— Но так получилось. Принесли, попросили. Чистокровная овчарка.
— Ага, вижу. С поросячьим носом.
Верик подняла щенка за шкирку.
— И на пузе пятна такие же.
— Да нет, — сказала Женька. — Это просто он маленький ещё.
— И откуда такое сокровище?
— С Хвойной.
— От извергов, что ли? — спросила Верик и посмотрела на неё неуютным всезнающим взглядом.
— Ну и что? — сказала Женька упрямо. — Они же его не утопили. А вот мы, если не возьмём, точно будем изверги.
Верик замолчала. Поглядела ещё раз на щенка и сказала, как махнула рукой:
— Ладно, бери.
Потом, скрывая хитрую улыбку, добавила:
— Ну смотри, если он у тебя вырастет прыщеватым коротыгой!
— Ты что! — закричала Женька. — Посмотри, какой он красивый! Вылитый овчар!
Они опять посмотрели на серый комочек в углу.
— Верик, — спросила Женька тихо, — а можно он будет к нему приходить?
— Кто?
— Вася. Ну который принёс.
— Изверг?!
И они обе захохотали так, что щенок на свитере поднял сонную мордочку и заливисто зевнул.
Ведьма и красота
Дайте денег — я куплю
масло, темперу, холсты…
Натяните мне холсты,
загрунтуйте, я прошу.
Натюрморты жить хотят,
осень с высохшей рукой;
профиль тот, что сходит в тень,
тоже загорелся жить!
Накануне был ураганный ветер. Сосны ходили ходуном. За окнами что-то трещало, падало, шишки грохотали по крыше. Утром, когда Тим шёл за молоком к козьему дедушке, он увидел на Первой Серебрянской упавшую сосну. Упала она не просто так, а на дом. «Ничего себе», — подумал он.
— Держи ровно, — строго сказал козий дедушка (раньше Тим думал, что Козий — это его имя). — Наливам! (Так он говорил всегда — «Наливам!» — и делал при этом очень серьёзное и строгое лицо.)
— Спасибо!
— Пейте на здоровье!
По дороге назад Тим старался не бежать. Но из-под крышки бидона всё время брызгало молоко.
Он поставил бидон на стол на веранде, положил сдачу и кинулся назад к калитке. «Неужели у неё, у Ведьмы?» — эта мысль мелькнула у него ещё по дороге от молочника. Где-то в том конце Первой Серебрянской она и жила. Ведьмой-то навряд ли была, а всё-таки похожа: сгорбленная, худая, нос хоть и не крючком, но сгорбленный тоже. Взгляд из-под бровей быстрый, и от него мурашки бегают.
Пару раз они с мальчишками видели её у магазина. Однажды поспорили — кто не побоится плюнуть Ведьме в лицо. Кто-то из них слышал, что это лишает её колдовской силы. Тим сдуру сказал: «Раз плюнуть!» Его и выбрали. А тут она как раз идёт.
— Давай! — говорит Серый. — Первое слово!
Тим обречённо, как охотник на тигра, пошёл ей навстречу. Чем ближе он подходил, тем ясней понимал, что «раз плюнуть» совершенно невозможно.
Вот он — её стремительный и холодный (как удочку бросает) взгляд из-под седоватых бровей — и Тим, поперхнувшись каким-то неродившимся словом, проходит мимо. Мальчишки у магазина свистят во все пальцы. «Ну и чёрт с ними — пусть обсвистятся», — подумал он тогда и со странным чувством (то ли тяжести, то ли облегчения) вернулся домой.
«А соснища-то какая!» — думал он теперь. Почему-то вспомнил про фургончик Элли, раздавивший Гингему, и припустил ещё быстрей.
Калитка приотворена — а вдруг он ошибся? Сейчас ещё выскочит какая-нибудь дурацкая собака. Нет, всё тихо. Сосна упала прямо на крыльцо и проломила крышу террасы. Тим обошёл весь домик: может, найдётся ещё один вход? Всё глухо. Кусты белой гортензии, крапива во весь рост.
Вот форточка открыта! Он собрался с духом и постучал в окно. Послышался звук, как будто внутри зашуршала очень большая бабочка. Тим замер. Захотелось спрятаться или убежать. Но было поздно — у окна появилась Ведьма! Стала возиться со шпингалетом, руки у неё дрожали. Наконец окно с неожиданным треском открылось. Тим чуть не упал, схватился за ствол рябины.
— Ой, деточка, как хорошо! Здравствуй! — раздался низкий и будто надтреснутый Ведьмин голос. Он напомнил Тиму голос его двоюродной бабушки (или «пратёти») Киры, и Тим сразу успокоился.
— Здрасьте. — Он перевёл дух.
— Понимаешь, звоню племяннику, чтоб приехал, — сосна упала. Не могу дозвониться. Аварийка тоже не отвечает, наверно, у меня телефон старый. Выйти не могу. Тебя как зовут? — Она снова закинула удочку своего взгляда, но на этот раз обошлось без мурашек.
— Тим.
— Меня — Елена Семёновна, — произнесла она, и в этом тягучем «Семёновна» были сосновые хвоя и смола и древесный запах её запущенного дома.
Убрать сосну и починить террасу помог тогда Василий Михалыч, живший на углу Второй Серебрянской и Станционной. Он был мастер на все руки и каждое лето угощал их с Женькой яблочками китайкой из своего сада. Сосну убирали его знакомые рабочие, а терраску с крыльцом починил потом он сам.
Елена Семёновна оказалась не ведьмой, а художницей. «Тим, ты мой спаситель, — сказала она. — Приходи как-нибудь в гости. Картины посмотришь».
По тёмному дереву стен были развешаны картины. Как только Тим перешагнул порог, они уставились на него отовсюду. У них не было глаз, только треугольники и другие геометрические фигуры. Они плясали, сталкивались, во что-то складывались и рассыпались, как в калейдоскопе. И смотрели на него, а он смотрел тоже.
Хозяйку он поначалу не заметил. Она была где-то сбоку, на маленькой кухоньке, — варила рыбу для кошки.
— А, это ты! Заходи, заходи.
Как раз в это время Тим остановился, потому что дорогу ему преградила кошка. Она была трёхцветная, с очень длинной шерстью и, сильно выгнув спину, тёрлась об его ноги.
— Это у нас Фуксия, — сказала хозяйка. — Знакомится. А мы сейчас будем пить чай.
Потом они сидели за большим дубовым столом и пили чай из маленьких фарфоровых чашек. Посреди стола, в старой запылённой керосиновой лампе, стоял засохший букет — чертополох, или что-то вроде. Фуксия прыгнула на колени к хозяйке и сразу затарахтела, как маленький заводящийся мопед.
— Некоторые говорят, что вы — ведьма, — Тим услышал свой голос как будто со стороны.
— Некоторые имеют полное право так считать, — сказала она.
— Но вы не… — тупо произнёс он и сам хмыкнул.
— Я — это я, — сказала она.
Лицо у неё было очень старое и странно красивое, как будто с какой-то древней потрескавшейся фрески. Вьющиеся седые волосы заплетены в две короткие смешные косички. Глаза зеленовато-жёлтые, как два последних листа на осенней ветке.
— Училась во Вхутемасе.
–???
Она увидела вопрос в его глазах.
— Не слыхал о таком?
— На Фантомаса похоже.
— Ха, действительно. Сокращённо — художественные мастерские. Но меня оттуда выгнали после второго курса.
— За что?
— За благородное происхождение, представь себе.
— Они что, идиоты?
— Тогда, после революции, это казалось неправильным.
— А как они узнали?
— Донёс кто-то. Но потом я училась у дивных художников — ты их не знаешь, наверно, — Лентулов, Фальк…
— Я видел «Чёрный квадрат» Малевича, — сказал Тим.
— Да? И что думаешь о нём?
— Я когда на него смотрю — не могу думать. Кажется, сам он потом ушёл в этот свой квадрат. Грустно как-то.
— А у меня по-другому. Я когда закрываю глаза, вот тут у меня всё начинается. Все мои ещё не написанные картины, все картины вообще — пространство живописи. И этот чёрный квадрат — как закрыть глаза. Ну, давай картины смотреть.
— Это всё ваши?
— Да. Вот интересно — что, по-твоему, это такое?
— Красота, — не задумываясь, ответил Тим.
— Хм, вот и я так думаю… а некоторые не понимают, не видят, наверно.
— Некоторые имеют право? — вспомнил Тим.
— Ха-ха, действительно, — засмеялась она.
Потом Тим заметил в простенке ещё две маленькие картины.
— Это уже не мои. Но с меня написаны — с меня молодой. Портреты.
Тим посмотрел на первый. Ну да, она, только очень молодая. Зеленоватые глаза, взгляд одновременно открытый и настороженный. Брови празднично изогнуты. Волосы перекинуты через одно плечо.
Второй — совсем другой, напоминает цветную мозаику её собственных картин. И где тут портрет?
— А ты отступи подальше, — посоветовала она. — Ещё, ещё… Теперь видишь?
Теперь он увидел. Мозаика сложилась в женский профиль, из которого глядел большой зелёный глаз-треугольник.
— Вижу! Это вы изнутри?
— Ого! Да, пожалуй.
Тим ещё раз посмотрел на оба портрета, потом скосил глаза на хозяйку дома и спросил:
— А смерти вы не боитесь?
— Я её не жду. И не боюсь. Там, за чёрным квадратом, много света. И цвета. Нам, художникам, раздолье.
В старой раме окна незаметно наступили вишнёвые сумерки. В них светились только белые шары гортензий.
— Что-то ты долго. Где был? — спросила мама.
— У Ведьмы! — радостно выпалил он. — Мам, купишь мне завтра ещё красок, ну если в город поедешь, ладно?
Вплоть до Рембрандта
В зелёных листьях
на свету —
ты видишь красоту?
Этот апрельский день был странным и непохожим на другие апрельские дни.
Началось всё ещё вчера. Когда мы с Марьянкой выходили из школы, она отвела меня за палаты семнадцатого века и сказала:
— Жень, у меня к тебе очень важное дело.
Я сразу обрадовалась. У нас очень давно не было никаких важных дел.
— Слушай, — сказала она и посмотрела на меня очень серьёзно. — Понимаешь, Жень, я хочу рисовать! Но не так, не дилетантски, а по-настоящему. В общем, ты должна мне помочь.
— Да при чём тут я? — Сама-то я рисовала, но именно так, как все, не хуже и не лучше.
— Слушай дальше, не перебивай. — Марьянка любила во всём обстоятельность. — Ну так вот. Ты же знаешь, что никаких таких талантов и даже способностей у меня не было и нет. Ты видела, как я рисую: точка, точка, запятая — вышла рожица кривая.
Я смотрела на асфальт.
— А теперь слушай сюда. — По её голосу я поняла, что сейчас она скажет самое главное. — Есть один человек, который реально может мне помочь.
— Я его знаю? — Я судорожно соображала, кто же это мог быть и какое я имею к этому человеку отношение.
— Нет, в том-то и дело, что ты его не знаешь.
Я поняла, что ничего уже не понимаю.
— Ладно, — сказала я. — Говори дальше.
Дальше выяснилось, что в нашем городе есть гипнотизёр, который может пробудить в человеке его скрытые творческие способности. («Очень глубоко скрытые и очень крепко спящие», — пошутила Марьянка.) В том числе художественные. И развить их. Вплоть до Рембрандта!
В общем, я должна была составить ей компанию, чтобы было не страшно.
— Слушай, это здорово! — сказала я. — Я тоже хочу. Только не до Рембрандта, а до Ван Гога.
Теперь мы шли с ней по весенней улице, даже не понимая, весна это или не весна, наш город или не наш, а может, и страна другая или вообще другая планета. Мы прошли мимо зоопарка, даже не вспомнив, что там живут звери, потом свернули в один из переулков и наконец в тот самый двор.
Там стояло длинное одноэтажное строение, может быть, бывшая конюшня. Невзрачное такое строеньице, но это только добавляло ему таинственности. На старой облупленной двери висела афиша:
РАСКРОЙ СВОИ СПОСОБНОСТИ!
Буквы были большие, чёрные; внизу была нарисована чёрная же рука, держащая толстую акварельную кисть.
Мы остановились и переглянулись.
— Ладно, Жень, где наша не пропадала, — решительно сказала Марьянка. Наверно, вспомнила о Рембрандте. Тогда я быстро вспомнила о Ван Гоге, и мы вошли.
В прихожей, возле вешалки робко топтались нераскрытые дарованья, как юные, так и пожилые. Потом появился великий гипнотизёр и велел всем занять места в зале — на стульях возле стеночки. Он был небольшого роста, с огромными залысинами, с абсолютно чёрными глазами и одет во что-то тёмное. Он сказал, чтобы мы расслабились. Это ещё не занятие, а только знакомство. Все разом выдохнули.
— Закрыли глаза, — сказал великий гипнотизёр.
Мы закрыли.
— Веки тяжелеют, тяжелеют веки. Веки тяжёлые, тяжёлые, совсем тяжёлые.
Мои веки совсем не хотели тяжелеть. Вместо этого внутри меня проснулась моя глупая смешинка, которая, как кашель, объявлялась в самый неподходящий момент.
— Руки перед собой, — рокотал немилосердный голос. — Сжали пальцы. Крепче. Ещё крепче.
Я изо всех сил сжала пальцы в кулаки. Вот это я умела. Мне иногда приходилось драться с мальчишками во дворе.
— Кулаки тяжёлые. Гири чугунные. Чугунные гири.
Я представила себе, как мы тупо сидим на стульях (Марьянка, я и все эти засыпающие дарованья), с тяжёлыми веками и чугунными кулаками, и почувствовала, как меня просто раздирает смех. А когда меня раздирает смех, то я слабею. Я стала изо всех сил бороться со своим лицом, чтобы оно не выдало, что у меня уже все внутренности трясутся от смеха.
— Ноги тяжелеют, тяжелеют ноги…
Что же делать? Ведь я сейчас расхохочусь! И это наверняка поставит точку на всех Марьянкиных мечтах! Я была как Буратино на представлении у Карабаса.
И вдруг… Я подумала, что ослышалась:
— Открыли глаза — разжали пальцы — встали!
Всё это он выпалил скороговоркой, и слова прозвучали внезапно, как пулемётная очередь. Но это было — спасение. От неожиданности моя смешинка заткнулась. Буратино вскочил — руки по швам, глаза широко открыты: мне не терпелось увидеть выражение лица великого гипнотизёра.
Чёрные глаза, напряжённо смотревшие куда-то прямо перед собой, скосились и скользнули взглядом по моему лицу. Это был неприятный и неприязненный взгляд. В нём чувствовалось раздражение и досада, как будто я была непрошеной букашкой, залезшей на королевский стол.
И всё-таки я была довольна. Мой предательский смех не смог прорвать плотину моего лица. Я посмотрела на Марьянку. Она ещё сидела, вытянув руки, и, словно спросонок, приоткрыла глаза. Потом мы с ней стали коситься на остальных. Они всё ещё были как неживые. Один взрослый дядечка продолжал сидеть как ни в чём не бывало с чугунными кулаками.
И глаза у него не открылись!
— На сегодня хватит, — небрежно сказал великий гипнотизёр. — Первое занятие… — он назвал дату и время.
Мы пошли к вешалке за куртками.
— А вы, девушка, — процедил он, проходя мимо меня, — можете больше не приходить.
Я не помню, как мы с Марьянкой надели куртки, не помню, что мы сказали друг другу, выйдя на улицу. Никакой таинственности больше не было. Был прозрачный и прохладный весенний воздух и в нём сразу всё восхитительное, что было на свете. Я смотрела на распускающиеся листья деревьев и думала: «Как же хорошо, что никто не может приказать этим почкам закрыться, а корням стать чугунными». И ещё — как Ван Гог написал бы эти деревья, но не захотел бы писать портрет великого гипнотизёра, потому что он был весь в чёрном и не имел никакого отношения ни к весне, ни к деревьям.
А Марьянка, может быть, из солидарности со мной, не стала раскрывать свои художественные способности (зачем миру второй Рембрандт, тем более если их будет много?) и осталась Марьянкой — но не просто, а самой лучшей Марьянкой на свете!
Кругосарайное путешествие
Почему подорожники
идут вдоль дороги,
похожи на маленькие
зелёные следы?
Почему не могут
в сторону отойти?
Почему не сбились с пути?
Ведь никто их здесь не сажал!
Значит, кто-то в дорогу
с собой позвал.
Значит, кто-то имя такое дал —
ПОДОРОЖНИК!
Томка была у нас заводилой. Иногда мы звали её Том Сойер. Она была хозяйкой своего прекрасного дома и сада, а мы — всего лишь какими-то дачниками. Мы — это я с братом. К тому же она была постарше нас: меня на два года, а Тима — на год.
У Томки огромное хозяйство. Вдоль одного забора тянутся клетки с пушистыми кроликами. Между помидорными грядками бегают пёстрые куры. А в сарае живёт пятнистый поросёнок Васька. Но дядя Витя, Томкин отец, почему-то нас к нему не пускает.
Сарай — очень длинный. В одном конце — Васька, а в другом утварь всякая хозяйская, а наверху — отличный сеновал. Туда можно в грозу залезть по деревянной лестнице, зарыться в сено и под раскаты грома и дикое сверкание молний в маленьком чердачном окошке рассказывать друг другу страшное.
В тот день Томка, болтая после завтрака с Тимом, обронила незнакомое слово: КРУГОСАРАЙНОЕ. Потом я спросила у Тима, что это.
— Подожди, — отмахнулся он.
Вечером, в назначенный час, мы втроём подошли к забору. Забор прерывался как раз там, где начинался длинный дяди-Витин сарай, ну а потом продолжался дальше. С задней (соседской) стороны вдоль сарая тянулся узкий карниз. Он шёл на высоте метра с небольшим. Томка убедилась, что взрослых никого не видно, залезла на старую сливу, росшую впритык к сараю, потом ступила на карниз и махнула рукой. Тим подтянулся и тоже оказался в развилке дерева. Он поддерживал все Томкины выдумки и втайне её боготворил. А я готова была лезть за братом куда угодно — с ним не так страшно, то есть и страшно и весело одновременно.
Продвигались мы очень медленно, прижимаясь всем телом к дощатой сарайной стене и отчаянно цепляясь пальцами за каждую неровность.
Вдруг со стороны соседского дома послышался страшный крик: «Ах вы черти! Ну, черти, подождите!»
Сосед был страшный дядька, лохматый, с тёмным лицом и клочковатой бородой. Звали его Мурин. Говорили, что он колдун, и все его боялись, но Томка ещё неделю назад сказала, что он куда-то уехал.
Когда я услышала этот жуткий хриплый голос, у меня внутри всё оборвалось. «Конец пришёл», — подумала я. Оглянулась — и в тот же миг свалилась в высоченную крапиву, росшую у самой стены сарая.
Мурин орал из распахнутого окна своего дома. На моё счастье, в ту минуту, как я летела в крапиву, он как раз отвернулся от окна, направляясь к двери.
Из крапивы я услышала только Томкино «Скорей!» — и замерла, как кролик в клетке. Потом до меня донеслись ещё какие-то звуки: скрежет, пыхтение и как что-то хлопнуло, не знаю что. Опять вопли Мурина, уже совсем близко. «Гады! Сволочи! Где они, черти эти?» И потом мат, целый поток этого противного мата.
Никого не увидев на карнизе, Мурин, видимо, пошёл к своей калитке, потому что через минуту, длившуюся вечность, она хлопнула так оглушительно, как будто кто-то ударил меня по голове.
Руки и ноги горели от крапивы. Сердце прыгало, как лягушка.
Вдруг я поняла, что настал миг, когда можно спастись. Я добежала до муриновской яблони, которая росла рядом с окошком сарая, быстро залезла на неё, сделала два шага по сарайному карнизу и стукнула в оконную ставню.
Окно тут же со скрежетом отворилось, и показалась Томкино лицо с блестящими озорными глазами.
— Женька! Молодчина! Давай скорей!
Внутри было довольно темно, пахло помоями, стружкой, ещё чем-то таким, и по всему этому узкому пространству носился обезумевший пятнистый поросёнок и орал так, как будто мы пришли, чтобы его зарезать.
Вначале я стояла остолбенев и только таращилась в потёмках. А Томка с Тимом смотрели на меня. Но потом нас как будто прорвало, и мы стали хохотать как сумасшедшие. Мы хохотали, а Васька носился вокруг нас дикими кругами.
Но вот в саду — теперь уже Томкином — послышались голоса. Это Мурин орал на дядю Витю, а дядя Витя пытался что-то отвечать Мурину.
— Где эти черти? Выпороть этих чертей! Как нет? В преисподнюю, что ли, провалились? Ещё раз увижу — выпорю, своих не узнают.
И опять мат этот страшный.
Мы смотрели в дверную щель и дрожали от страха. Но дядя Витя ему сказал:
— Ну дети же! Мы, что ли, там не были? И мы были…
Потом Мурин повернулся и пошёл, всё так же страшно ругаясь, по направлению к калитке.
Только он исчез, как дядя Витя кинулся к поросятнику: Васька так и не успокоился и визжал на самой высокой ноте, так, что хоть святых выноси.
А мы хоть и не святые были, но тоже чуть не оглохли.
И вот заходит дядя Витя к нам, прищурился в полумраке и говорит:
— Так, ну что, Том Сойер? Пороть пора! Твоя затея?
Томка не моргнув глазом:
— Моя.
Тим рядом с ней встал:
— Наша общая.
А я где стояла, там так и стою, ничего не говорю.
Дядя Витя:
— Защитник? Жених, что ли?
Тим смутился:
— Да нет, так просто… друг.
Дядя Витя:
— И её с собой потащили (показывает на меня). Посмотрите на неё, еле живая. И Ваську мне перепугали до смерти. Вась, Вась, ну всё. Паразиты они.
Потрепал его по загривку, и Васька затих.
— Яблоки, что ли, воровали?
— Зачем они нам? Своих полно, — сказала Томка.
Дядя Витя посмотрел на маленькое зелёное яблоко, валявшееся на полу под окном.
— А это что? Может, Васька принёс?
Васька успокоенно чавкал, уткнувшись пятачком в корыто.
— Нечаянно сорвалось, — терпеливо объяснил Тим.
— Ну а тогда какого чёрта?
— Пап, — сказала Томка сердито, — просто мы ходили в КРУГОСАРАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. А Мурин этот нам всё испортил.
— В КРУГОСАРАЙНОЕ? — Дядя Витя посмотрел на нас незнакомым серьёзным взглядом, как будто вспомнил что-то далёкое. — До середины, значит, только дошли…
Потом, помолчав, плюнул с досадой себе под ноги:
— Кругосарайное! Мурину этого не понять! Ладно, уж коли так, будем считать, что проехали.
Двор, школа, двор…
Старики и мальчишки
Собираются в кланы.
Вечно в ссадинах руки.
С чудесами карманы.
И ночами в созвездья
Собираются звёзды.
У стрижей по обрывам
Коммунальные гнёзда.
Скопом тучи приходят,
Дожидаясь поры.
Осень, сходятся вместе
Золотые шары.
Что бы там ни случилось,
Не «иду со двора».
«Цепи неразрывные» —
Это наша игра!
Каникулы кончаются. В саду пахнет антоновкой, астрами и чуть подсохшими флоксами. Ещё сладким дымом, с которым улетучивается лето.
Уже через несколько дней астры и флоксы встретятся с золотыми шарами, растущими в палисаднике у них во дворе.
Двор — и школа. Они неразлучны, соединены кривым рукавом проходного двора. Это и удобно, и не очень. Удобно — можно подольше поспать утром; если что-то забыл из вещей, сбегать на перемене и взять.
Не очень — потому что носишься с мальчишками по дворам, скачешь по гаражам, потом спрыгнешь — и окажешься перед самым носом Ульяны Палны, которая считала тебя пай-девочкой и отличницей. И смотрит она на тебя, как на марсианина или чёрта из табакерки. А ты стоишь и молчишь как рыба об лёд. Ну что тут скажешь?
Двор! Проходной, расхристанный, с благородными особняками и романтичной помойкой — там вечно что-нибудь полыхает или карбид бабахает, доводя до исступления дворничиху тётю Миру. В середине круг, где растут старые яблони и шампиньоны. А ещё секреты разные зарыты.
— Тим, Женька, в ножички будете? — Вовка-толстый.
Пыхтя, чертит ножичком на земле большой круг, начинаем играть. Появляется Костя со своей шпаной, чертят рядом свой круг.
Всё бы ничего, да только кто-нибудь из шпаны нет-нет да и метнёт ножичком в яблоневый ствол (а сами недавно обтрясли все яблони до последнего кислого яблочка).
— Не, всё, Тим, я пошла.
И кто только не проходил через наш двор: кошки, собаки, мальчишки, большая шпана, цыгане, великие люди!
— Смотри, сын Никулина! Ага, с собачкой.
— Видишь? Актриса пошла, ну эта самая, как её? Ну, помнишь, недавно по телику смотрели?
Школа степенная, строгая, из какого-то особенного, шершаво-серого камня. А сбоку к ней чудом притулились палаты семнадцатого века, белые как мел, на башню похожие, с крутой-крутой лестницей.
И всё-таки они (двор и школа) связаны незаметной изнаночной ниточкой. И в школу врывались дворовые вихри и завихрения. Мальчишки отращивали длинные волосы а-ля хиппи, девчонки укорачивали юбки (хоть и неудобно: ни формулу на коленке не напишешь, ни шпору не спрячешь). На доске прямо перед уроком появлялись словечки с улицы. Например, ПИВО. Дежурные с показным остервенением стирали его с доски, но ПИВО появлялось снова и снова.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кругосарайное путешествие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других