Себе сказав – не суетись, до вечного сейчас нет дела, я вдруг сумела обойтись тем, что здесь рядом – зеленело, цвело, от ветра шелестело, тянулось ввысь, летало, пело, творя своё святое дело – творя обычной жизни вязь, всего со всем живую связь…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О, тайные природы письмена… Светопоэма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Ты, Дерево, живое существо…»
Ты, Дерево, — живое существо
по-своему изогнут каждый ствол,
причёска — крона, рубище — кора…
А осенью, когда придёт пора, меня обнимет жёлтый листопад — кудрей твоих пленительных каскад. Восьмое чудо, чудо из чудес, о, Дерево, ты и одно мне — лес!
«Слов не ищи — молчаньем отзовись…»
Слов не ищи — молчаньем отзовись
на эту красоту, на эту высь,
на сочетанье нежности и силы,
на единенье Неба и Земли,
на Дерево, что их соединило…
И этой нераздельности внемли.
Врастая корнями в Землю,
а кроной держась за Небо,
ты, Дерево, подтверждаешь
жизнью своей и статью,
что нет ничего надёжнее
и нет ничего дороже
той «золотой середины»,
что жизни даёт устойчивость.
Но Человек — исключение
из этих природных правил —
мечется между крайностями…
Но этим живёт и — творит.
Как в природе этакое строится?
Как в Природе этакое строится?
Трое — вместе… А точнее — Троица.
…И вьюги-метели мели,
и ветры холодные дули,
но вместе деревья росли
и к небу листву дотянули.
Стволы и корни
Стволы и корни. Их не разделить:
из них, по ним Природа тянет нить
к зеленым листьям, их живому буйству…
Не отходи. Дыши. Учись. Любуйся.
Стволы и листья
От земли совсем недалеко
из ствола пробились к свету листья…
И на сердце сразу так легко,
и светлей, спокойней, мягче мысли.
Кроны
Кроны — как высокие короны.
А над ними — выше, выше, выше! —
звуки сфер, небес святые звоны…
Только я не вижу и не слышу,
даже взгляда вверх не поднимаю, —
только кронам я сейчас внимаю.
«Душа наполненно-светла…»
Душа наполненно-светла:
я праздную — о нет, не дату,
а золотые купола
берёз в сиянии заката.
«О, если с балкона, хотя бы с балкона…»
О, если с балкона, хотя бы с балкона
смотреть на осенние пышные кроны,
на это природное животворение —
решишь, что ты птица в высоком парении…
«Зима. И кронам оголённым…»
Зима. И кронам оголённым,
в себе самих почти уединённым,
не тягостно, не страшно и в ночи.
Всмотрись в их очертанья. Помолчи…
Их высь зовёт. Уже почти отживших.
Отзеленевших в юности своей.
Но светел дух. Дух не бывает «бывшим».
И высь зовёт. Чем дальше — тем сильней.
Ветви
Ветвей чернеющих узор,
тревожно-трепетный, печальный
и, словно в горький миг прощальный, —
судьбе неведомой укор.
«Обычные ветви…»
Обычные ветви,
обычные ветки
немыслимо разной —
весенней! — расцветки.
А в их сердцевине —
весенние соки,
что поят цветы
и соцветья, и листья…
И тают, и тают
тревожные мысли,
в том животворении —
светлом, высоком.
Ветви и листья
Там, в вышине, вы, листья, как на троне, —
на гордой, в небо устремлённой кроне.
Но холодом сменяется прохлада
и наступает время листопада,
и кроне вас приходится терять…
А ветви, что внизу вас поддержали,
вас бережно и нежно покачали,
не торопясь на землю отпускать.
Листья
Наши краски сравнимы лишь с солнцем —
и свежи, и чисты, и легки.
Почему ж увяданьем зовётся
это с чьей-то «нелёгкой» руки?!
«Сошёл листопад на поверхность пруда…»
Сошёл листопад на поверхность пруда,
у берега чуть зеленеет вода,
а жёлтые листья поодаль, на кронах
(на их очертаньях, в воде отражённых), —
как будто на легком и прочном плоту…
Те листья — живые: они — на плаву.
«Неужели, неужели, — шепчут листья, — …»
Неужели, неужели, — шепчут листья, —
мы когда-то жили там, в небесной выси
и так ярко, так азартно зеленели,
и меж нас звучали птичьи трели?
Неужели? Неужели? Неужели…
«Там, в небесной чистой выси…»
Там, в небесной чистой выси
вижу листья. Просто листья,
что на веточках повисли.
Отжелтели. Потемнели.
На невидимых качелях
откачались на ветру.
Я такими, да, такими,
листья, в память вас беру.
«Когда последний лист на твердь ложится — …»
Когда последний лист на твердь ложится —
предзимнюю, холодную и серую —
во мне земное тленности боится,
ну а душа — в своё бессмертье верует.
Как лист, уже коснувшийся земли,
как мысль, что забывается невольно,
как легкий звук, растаявший вдали,
уходит Время — тихо и не больно,
расставив меты на своём пути…
И я хочу однажды так уйти.
Последний лист
Что видим мы — то знаем мы?
Нет — если только взгляд коснулся,
а строй душевный не проснулся…
Не до земли, а до зимы
тот лист последний дотянулся
А этот лист упал на снег
и там — один — не прозябает,
и снится, снится ночью мне…
И одиночество снимает.
Стволы
Как две свечи — берёзы два ствола:
одна свеча — гореть не захотела,
другая — светоносною была
до гибельного часа, до предела.
«Я знала дерево, что сбросило кору…»
Я знала дерево, что сбросило кору.
Зачем оно свой облик изменило?
Какая, мне неведомая, сила
его так обнажила на юру?
А это Дерево? Оно — не на юру,
но тоже, тоже сбросило кору,
и та же, мне неведомая, сила
его так беспощадно обнажила.
«Причудливо изогнуты стволы…»
Причудливо изогнуты стволы.
Судьбой? Стихией? Что одно и то же.
Из них когда-то сделают столы,
но их сегодня это не тревожит.
Кора
День летний, а душа, как в октябре.
Опять спешу, но в грустно-вечном беге
вдруг различу не будущие снеги,
а юные, зелёные побеги
на старой и морщинистой коре.
«У коры берёзовой невольно я…»
У коры берёзовой невольно я
задержала взгляд свой и шаги:
ромбы, пирамиды, треугольники,
контур волн, зигзаги и круги…
Что же нам пыталась рассказать
этих иероглифов печать?
«Здесь на коре берёзовой, осенней…»
Здесь на коре берёзовой, осенней
вдруг пламени я вижу языки —
отчётливы они и высоки,
как память о берёзовых поленьях,
что падали в очаг тепла домашнего
или в костёр, где жгли еретиков,
ну а вчера, к закату дня вчерашнего,
вдруг стали темой для моих стихов.
«А здесь, а здесь — всю ночь и на заре — …»
А здесь, а здесь — всю ночь и на заре —
любовник спал в объятьях девы милой
и обнимал её с сердечным пылом…
Ну а берёза на своей коре
его кардиограмму отразила.
«Вот птица многокрылая. Она…»
Вот птица многокрылая. Она
так жадно к Небу, ввысь, устремлена.
«И абрис древних, вечных пирамид…»
И абрис древних, вечных пирамид
кора берёзы на себе таит
«А это — чем не колокол, чей звон…»
А это — чем не колокол, чей звон
ветрами до берёзы донесён?
«У коры берёзовой невольно я…»
У коры берёзовой невольно я
задержала взгляд свой и шаги: ромбы, пирамиды, треугольники, контур волн, зигзаги и круги…
Что же нам пыталась рассказать
этих иероглифов печать?
Здесь, на коре берёзовой, осенней
вдруг пламени я вижу языки —
отчётливы они и высоки,
как память о берёзовых поленьях,
что падали в очаг тепла домашнего
или в костёр, где жгли еретиков,
ну а вчера, к закату дня вчерашнего,
вдруг стали темой для моих стихов.
А здесь, а здесь — всю ночь и на заре —
любовник спал в объятьях девы милой
и обнимал её с сердечным пылом…
Ну а берёза на своей коре
его кардиограмму отразила…
Вот птица многокрылая. Она
так жадно к Небу, ввысь устремлена.
И абрис древних вечных пирамид
кора берёзы на себе таит.
А это — чем не колокол, чей звон
ветрами до берёзы донесён?
…О, тайные Природы письмена, в вас Мирозданья летопись видна
«Бросаю взгляд неспешный свой окрест…»
Бросаю взгляд неспешный свой окрест
и на коре берёзы вижу… крест.
Мне издали казалось — тот надрез
безжалостною выполнен рукою.
Но подхожу… да нет же, этот крест
был сотворён Природою самою!
И бросив взгляд на Дерева вокруг,
своей любви к ним сохраняя верность,
я поняла почти внезапно, вдруг,
что этот знак — судьбы закономерность,
что Дерева (да, каждое из них!)
ненужными сомненьями не мучась,
сквозь годы прорастая, каждый миг
несут свой крест — свою земную участь, не тяготясь ни вьюгами, ни зноем
вершат предназначение земное:
жару смягчая долгожданной тенью,
нас укрывают под своею сенью
и крон высоких тихим шелестеньем
дают надежный радостный приют
для птичьих гнезд и птичьих песнопений —
пускай себе летают и поют,
и в твердь земную уходя корнями,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О, тайные природы письмена… Светопоэма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других