Пособие предназначено для организации образовательного процесса по дисциплине и включает содержание и структуру курса, темы практических занятий с методикой обучения, список нормативно-правовых актов и литературы, методические рекомендации по освоению дисциплины, критерии измерения и оценивания видов учебной работы. Для студентов направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России (VIII–XVII вв.). Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рецензент — старший научный сотрудник Отдела этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук Е.В. Фадеева
Рекомендовано к печати кафедрой теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета
© Марина Александровна Дорофеева, 2021
ISBN 978-5-0053-4311-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
I. ВВЕДЕНИЕ
История государства и права России является фундаментальной историко-правовой наукой. Она междисциплинарна, поскольку относится и к исторической науке, и к науке о государстве и праве. Но объект исследования имеет сугубо правовой (юридический) характер.
Объектом принято считать некие явления или отношения, которые существовали или существуют самостоятельно вне науки и исследователя-субъекта, а предмет в науке — это тот срез, пласт, слой реальности, который ученый выделяет в проблему и изучает. В этой связи объектом истории государства и права России являются правовые отношения, существовавшие в русском/российском сообществе на протяжении определенного периода; это юридический быт и правовая культура населения нашей страны, которые складываются из различного рода обычаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Действия людей основываются на их представлениях о справедливом и несправедливом, законном и незаконном.
Соответственно, предмет для анализа — это эволюция структур, институтов и механизмов государственной власти, в которых отражаются историко-правовые отношения, особенности возникновения и развития российского государства; а также развитие системы права, в целом, и ее отдельных отраслей, становление и развитие законодательства, судебная практика как источник права.
Методологической основой для анализа исторической действительности в рамках данной науки является конкретно-исторический подход к государственно-правовым явлениям и процессам в нашем Отечестве. Поэтому содержание курса включает в себя множество фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государства, партий. Цель изучения истории государства и права — это выявление конкретно-исторических закономерностей, построение моделей развития государства и права, характерных для нашей цивилизации в разные эпохи ее существования.
Хронологические рамки курса можно определить как VIII в. (складывания предпосылок возникновения государства и права у восточных славян) — XX в. (советская государственность как особая модель развития государства и права). Контент курса представлен в виде разделов, каждый из которых — определенная специфическая эпоха в развитии российского государства и права. Структура курса хронологически определяется совокупностью девяти разделов.
История государства и права тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права. Она тоже изучает закономерности развития государства и права, но отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от исторических случайностей, вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий. Эти понятия мы будем широко использовать в курсе истории государства и права России, иногда даже предвосхищая изложение некоторых проблем в рамках курса по теории.
Таким образом, история государства и права России — это историко-юридическая наука, которая изучает конкретные типы, формы, процессы развития государства и права России в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности и в определенном историческом пространстве.
«История государства и права России» является учебной дисциплиной и входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. Она связана с такими юридическими дисциплинами, как «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Уголовное право», «Гражданское право», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс» и пр.
Формой контроля дисциплины является зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр).
Целью курса «История государства и права России» является формирование у студентов представления об эволюции отечественной государственности и российской правовой системы, а также способности квалифицировать, толковать правовые явления, юридические факты, правовые нормы и правовые отношения (являющиеся объектами профессиональной деятельности) через фокус исторического законодательства применительно к исторической эпохе, типу и форме государства.
В рамках дисциплины «История государства и права России» задачами являются:
сформировать у студентов функциональную грамотность и основы критического мышления, развить понятийное мышление;
обучить будущих юристов в своей практике принимать, опираясь на исторический опыт развития государственности и правовой системы, правильные с точки зрения юридической квалификации и профессиональной этики решения и научить нести за них ответственность;
научить практикам правоприменения, способствовать преодолению студентами идеологизированного мышления в пользу научного, критического мышления и разумного прагматизма;
формировать ответственность за результаты своего образования, развивать самостоятельность и высокий уровень самоорганизации у студентов;
помочь сформироваться качествам эффективной коммуникации, лидерства, сотрудничества, умения работать в команде;
способствовать формированию у студентов научного представления о развитии отечественной государственности и российской правовой системы, о конкретных явлениях, процессах, личностях и нормативных актах, которые отражают эволюцию отечественного государства и права;
ориентировать студентов творчески анализировать исторический и правовой материал и выявлять тенденции и закономерности в истории государства и права России;
помогать развитию у студентов исторического и правового самосознания, чувства сопричастности к судьбам своего народа, патриотизма.
В результате студент будет
знать:
генезис, эволюцию, содержание и особенности развития российских систем государства и права;
исторически сложившийся порядок действия нормативных правовых актов и их применения в своей профессиональной деятельности;
исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
особенности государственного и правового развития России;
основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
исторические и юридические термины;
этапы развития российской правовой системы и их специфику;
эволюцию основных отраслей права в исторической ретроспективе;
уметь:
оперировать историческими и историко-юридическими понятиями и категориями;
анализировать исторические и юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в исторической ретроспективе, квалифицировать конкретные юридические факты в соответствии с историческим законодательством;
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в контексте исторической эпохи, анализировать, квалифицировать и правильно применять правовые нормы, в том числе и для решения ситуационных задач;
разъяснять смысл, содержание и значимость различных правовых актов;
применять полученные знания для обобщения и оценки исторической действительности, включая интерпретацию правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в контексте исторической эпохи;
эффективно сотрудничать другими людьми и работать в команде, позитивно воспринимать замечания коллег, принимать и реализовывать решения на основе групповых интересов;
брать ответственность за свои действия и коллективно принятые решения;
адекватно воспринимать и оценивать ситуации публичной, официальной и деловой коммуникации;
давать объективную самооценку, формировать конструктивную самокритику;
рефлексировать к уровню собственной подготовки;
находить эффективные организационные решения;
определять критерии конечного результата, сроки выполнения задачи, точки контроля и имеющиеся ресурсы;
расставлять приоритеты в стандартных рабочих ситуациях, оперативно корректировать свои планы с учетом новых задач;
эффективно планировать и решать сложные, нетипичные задачи, учитывать возможные риски и способы их минимизации;
самостоятельно разделять повседневные рабочие задачи по важности и срочности;
активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, изобретать новые оригинальные стратегии деятельности и быстро осваивать чужой опыт;
излагать и представлять результаты своих исследований в письменной и устной форме, с использованием современных программных продуктов, логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь;
владеть:
практическими навыками анализа, квалификации, толкования правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
навыками анализа различных исторических и юридических явлений и фактов, навыками работы с историческими источниками как правовыми актами;
навыками самостоятельного изучения и научного анализа историко-правового нормативного материала;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм гражданской и профессиональной этики и морали;
навыками поведения в коллективе, навыками социального и профессионального взаимодействия;
навыками планирования (для повышения эффективности профессиональной деятельности) деятельности;
навыками систематического обновления знаний и практических умения в процессе, навыками систематического внедрения в профессиональную деятельность новых знаний и умений;
навыками критической оценки проделанной работы;
методами, позволяющими улучшить организацию своей работы, повысить продуктивность и качество выполнения профессиональных задач;
культурой общения в устной речи, приемами, используемыми при подготовке деловой документации.
При коммуникации студентов и преподавателя в рамках образовательного процесса применяются следующие образовательные технологии и методы интерактивного обучения:
технологии критического мышления (проблема-вызов, групповая презентация-доклад и дискуссия, аквариум и т.д.);
технологии модели либерального образования (Liberal Arts and Sciences: Freewriting, Writing to Read, Believing and dobting, Free Narrative Writing, Writing from Images и др.);
технологии деловой игры (мозговой штурм, карусель, интеллект-карта, дебрифинг, делиберация и т.д.);
технологии ролевой игры (пресс-конференция, судебный процесс, «Шесть думающих шляп Боно» и т.д.);
анализ конкретных ситуаций-казусов, которые придумываются микрогруппами и анализируются в условиях учебной конкуренции.
Практические занятия построены на принципе кооперативного обучения: каждый раздел осваивается обучающимися в рамках малой группы, которая изучает тему/проблему самостоятельно и в рамках интерактивных технологий доносит результаты своего совместного учебного труда до остальных сокурсников.
Обозначен базовый набор методов интерактивного обучения. Автор оставляет за собой право использовать в учебном процессе иные методы, соответствующие поставленным учебным целям и задачам и уровню конкретной группы.
Данное пособие представляет первую часть курса — «История государства и права России в VIII — XVII вв.».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России (VIII–XVII вв.). Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других