Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей

Татьяна Пушкарева

Учебно-методическое пособие «Массовая культура» предназначено для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей, разработано и апробировано в процессе многолетней работы автора со студентами направления подготовки «Культурология» Российского государственного социального университета.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формы контроля

Контрольная работа

Темы (примерные) контрольной работы (вопросы для проведения контрольной точки)

Массовое общество, массовая культура, массовое искусство как глобальная проблема XXI века

Ранние теории массовой культуры (до первой половины XX века).

Проблематика массовой культуры в концепциях 50-60-ых годов XX века.

Современные теории массовой культуры

Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX — начале XX века

Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами

Расцвет массовой культуры в 50-ых годах XX века

Массовое общество и культура в Америке и Европе в 60-90-ых гг. XX века

Массовое общество и культура в России

Требования к выполнению контрольной работы

Уметь выделять актуальные проблемы, связанные с феноменом массовой культуры, знать основные подходы к изучению массовой культур, выделять специфику феноменов масскульта.

Критерии оценки контрольной работы

Лаконизм, полнота, грамотность, полемичность изложения.

Творческое задание

Примерные задания

Анализ текста масскульта (по выбору студента).

Требования к выполнению творческого задания

Уметь проводить идеологический и семиотический анализ текста масскульта, осуществлять датировку и определять жанровую принадлежность. Отчет о работе предоставляется в виде компьютерной презентации (3—5 слайдов).

Критерии оценки творческого задания

Оценивается знание теорий массовой культуры и умение применять это знание для анализа конкретных текстов масскульта, историческая эрудиция, лаконизм формулировок, качественное оформление презентации.

Формы промежуточной аттестации

Экзамен

Примерные вопросы

Массовое общество, массовая культура, массовое искусство как глобальная проблема XXI века

Социально-экономические, политические, культурные, научно-технические предпосылки массовизации современной культуры.

Массовая культура и постмодернизм.

Периодизация развития массовой культуры.

Направления и виды текстов массовой культуры.

Теория «толпы» Густава Лебона.

Критика «масс» в трудах Хосе Ортега-и-Гассета.

Концепция общества спектакля Ги Дебора.

Теоретические разработки Фрэнка Ливиса и Квини Ливис.

«Сultural studies» и Ричард Хогарт.

Франкфуртская школа социальных исследований о массовой культуре.

«Мифологии» Ролана Барта.

Феминистская критика массовой культуры.

Эстетическая теория Теодора Адорно и массовая культура

Даниел Белл о массовой культуре и обществе потребления.

Гиперреальность и симулякры в концепции Жана Бодрийяра.

Семиотика масскульта в работах Умберто Эко.

Теория развития массовой культуры Кирилла Разлогова.

Массовое общество и культура в Америке и Европе во второй половине XIX века — начале XX века.

Массовое общество и культура в Америке и Европе между двумя мировыми войнами.

Расцвет массового общества и культуры в Америке и Европе в 1950-ых гг. XX века.

Массовое общество и культура в Америке и Европе в1960-90-ых гг. XX века.

Массовое общество и культура в Америке и Европе в начале XXI века.

Эволюция массового общества и культуры в России.

Структура и функции массовой культуры

Ценности и язык массовой культуры

Массовое общество и массовый человек

«Формульные жанры» в массовой культуре: концепция Дж. Кавелти.

Литература как объект массового потребления

Музыка как объект массового потребления

Кинематограф как объект массового потребления

Телевидение как феномен массовой культуры

СМИ как феномен массовой культуры

Интернет и массовая и культура

Реклама и мода как феномены массовой культуры

Социально-правовое регулирование массовой культуры и проблема культурной селекции.

Тезаурус исследований массовой культуры

Критерии оценки знаний.

Оценивается знание подходов к изучению массовой культуры и умение применять их для анализа текстов масскульта, знание актуальной социальной проблематики, связанной с массовой культурой, хронологические рамки, этапы развития, основные имена, стилевые направления массовой культуры в Америке и Европе, специфику развития масскульта в России. Важно показать способность анализировать актуальные проблемы современного общества с точки зрения соответствующих исследовательских традиций и с учетом новейших научных подходов, выделять региональную специфику глобальных проблем массовой культуры современности. Важную роль при оценке ответа на зачете (экзамене) играет способность логически выстраивать материал ответа и грамотная речь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Массовая культура. Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата гуманитарных специальностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я