Эта книга – результат многолетнего практического опыта в образовании, психологии, познании истин Жизни. Для широкого круга читателей: родителей, педагогов, специалистов в области образования, психологов, всех тех, кто в поисках самого себя и истинного смысла Жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учитель из Любви. Концепция эффективного образования и миссия современного педагога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА
С детства я искала ответы на два вопроса: в чем смысл жизни и как раскрыть талант. Оказалось, что эти вопросы я задавала себе не просто так — мой смысл жизни в том, чтобы помогать осознавать таланты, не важно, взрослый это или ребенок. Я могу выстроить диалог и эффективно пронаблюдать человека так, что у него вдруг вспыхнут вспышкой осознания о самом себе как внутренний инсайт, как внутреннее знание. Для чего человек живет, что хочет от жизни, в чем его предназначение?
Дети рядом со мной всегда проявляли себя в разных направлениях, но в каждом я видела уникальный дар и талант даже в тех, кто изначально приходил с диагнозами. Раньше больше интуитивно, а сейчас уже на основании огромного опыта работы с детьми, с родителями и со взрослыми можно подтвердить гипотезу о том, что в чем-то талантлив абсолютно каждый человек. Мы приходим в этот мир не просто так: созданные по образу и подобию, каждый из нас может творить тем уникальным способом, который присущ только нам. Бог не создает копий, но наоборот — в каждом из нас есть то зерно, которое, прорастая, дает свои плоды.
Люди спорят о гениальности, но что есть гениальность? Это проявление творческого Духа, свойственное каждому из нас. Genius в переводе с латыни — это Дух. Каждый из нас обладает сознанием, которое в свою очередь обладает способностью создавать в воображении, что-то новое, чего раньше не было. Оглянитесь вокруг: прежде чем что-то появилось во внешнем мире, оно сначала было создано в сознании человека.
Принято считать, что кто-то может проявить свои гениальные способности, а кто-то ими обделен. Я же утверждаю, что когда мы находим свою уникальность, свой Дар, заложенный Создателем в каждого, то гениален каждый из нас, иначе какой смысл пребывания человека на Земле, если он не несет свою уникальную ценность? Явно же мы живем не просто для потребления жизненных благ. Смысл жизни гораздо глубже и ответ спрятан в проявлении творческого Духа, свойственному каждому из нас. Мы рождены творить, мы Творцы, Создатели по образу и подобию, способные проявлять ту уникальность, которая есть в каждом из нас. Более того, это дорога к личному счастью человека, так как счастье это не цель, это побочный продукт соответствия самому себе. Когда человек проявляет свои таланты, свои уникальные ценности, он становится невероятно счастлив от этого.
Сейчас творчество, как истинная ценность Жизни, выходит на первый план в понимании личного счастья: как мы уже говорили, человечество пережило эпоху выживания и потребления, теперь наступило время радости проявления творческого Духа, созидания, проявления своего наивысшего потенциала. И он есть абсолютно в каждом человеке: нет людей способных или неспособных, есть те, кому не повезло открыть и явить миру себя настоящих, кто влачит бессмысленное существование винтиком в системе «производство — потребление».
Во многом, конечно, это связано с особенностями системы образования. Познать себя и стать собой настоящим удавалось и удается не всем. Сейчас это случается скорее вопреки, а не благодаря системе, которая по большей части уводит человека от познания себя. Она нагружает его шаблонами, убеждениями и огромным количеством информации, заставляя человека соответствовать самой системе. Всё это заполняет емкость сознания, но мы же помним, что ученик это не сосуд, который мы должны наполнить. Это факел, божья искра, которую нужно разжечь за время его пребывания в учебном заведении.
Важнейшая функция образовательной системы — создать условия для познания человеком самого себя. Самая главная основа этого процесса: ВЕРИТЬ в то, что в каждом живет его уникальный дар. Мы не относимся к ученикам как к способным или не обладающим талантами. Мы знаем, что в КАЖДОМ живет его уникальное проявление, его дар. Нам лишь нужно помочь ребенку раскрыть их. У детей нет объективного списка талантов и способностей, в процессе своего раскрытия, самопознания и проявления формируется их уникальная ценность. Она проявляется гранями талантов, создающих творческий потенциал. Знание педагогом, что «это есть в каждом ребенке», создает основу концепции эффективного образования.
Мы даже не обсуждаем детей в категориях «этот молодец, а этот ни на что не способен». Наша задача не навешивать ярлыки, а общаться из желания увидеть чудо проявления, которое есть в каждом ученике, из большего ИСКРЕННЕГО ИНТЕРЕСА к нему. На мой взгляд, это миссия современного педагога — эффективно НАБЛЮДАТЬ ученика, УВИДЕТЬ его талант, помочь его ПРОЯВИТЬ, научить ЦЕНИТЬ этот талант, НАПРАВИТЬ в раскрытии. Даже когда для этого нет объективных предпосылок, всё равно верить в то, что рано или поздно каждый ребенок проявит себя своим уникальным, присущим только ему образом. Педагоги, умеющие ТАК наблюдать детей — это самый настоящий ценнейший ресурс любой образовательной системы!
Найти конкретные знания сейчас не составляет труда. Под большим вопросом, а надо ли детям всё это запоминать, так как мы не знаем, что именно пригодиться им в будущем. А вот уметь наблюдать таланты детей — это самая востребованная профессия, потому что тогда выигрывают все, а самое главное дети. Ребенок, который живет в соответствии с собой, чувствуя себя настоящего, станет самодостаточным и успешным человеком, так как внутри него будет тот самый стержень, та самая внутренняя опора, на которую можно рассчитывать во взрослой жизни. Дар человека, его талант, его способности, его наивысший потенциал и его уникальная ценность — это не только путь к счастью, это путь к наполненной, полноценной счастливой жизни. Не важно, какие изменения будут происходить во внешнем мире (а мы знаем сейчас, что стабильны в современном мире только они), человек, познающий и раскрывающий себя, будет в нем устойчив, ведь на внешний мир опираться в изменениях невозможно. Опору можно найти только в самом себе.
Еще один важный аспект уникальной ценности человека — она носит динамический характер. Мы уже отходим от понимания, что раз и на всю жизнь мы должны открыть какой-то талант и развивать только его. Сейчас речь идет о том, что нам придется менять направления, сферы жизни, раскрывать свои уникальные ценности в разных проектах, открывая новые грани своего потенциала. Сегодня нам интересно проявить и попробовать себя в этом, завтра мы применили свои способности в новой сфере. Открыв себя заново, мы опять создаем новый проект. Жизнь — это движение и динамика. Время, когда человек работал 30 лет на одном месте, ушло в прошлое. И это хорошо! На мой взгляд, это совершенно скучнейшее однообразие жизни. Совсем другое дело, когда у нас масса возможностей попробовать реализовать себя в разном, возможно, «миксуя» направления, раскрываясь в смежных областях.
Современные дети именно такие — им интересно всё и сразу, они пробуют себя в разном, и многое получается. Выбрать свое направление помогает только одно: в какой области сейчас лежит мой интерес, что меня вдохновляет и захватывает, какой проект? Эта жизнь не по шаблону, не по привычным рельсам, возможно, кого-то испугает, но с другой стороны, самым смелым предоставляется возможность жить действительно насыщенной и наполненной жизнью. Это ли не счастье, открывать и проявлять себя заново, творить и созидать из чувства радости?
Как я уже писала, себя нельзя придумать из ума, себя можно только почувствовать. Почувствовать свой настоящий интерес, истинную радость в процессе. Согласитесь, это очень свойственно детям и совсем потеряно у взрослых: идти за своей настоящей радостью. Она как индикатор служит определением правильности нашего пути. Взрослые, придумывая из ума, в погоне за счастьем и наслаждением, часто разочаровываются в процессе, страдают от несбывшихся или сбывшихся желаний. Все потому, что они следуют на этом пути шаблонам и навязанным социумом убеждениям, забывая слушать себя. Если же мы посмотрим на ребенка, то он всегда идет туда, где ему по-настоящему интересно, идет за своей радостью творчества и познания. На этом пути мы можем детям лишь помогать, поддерживать их и направлять.
— ИЗ СЧАСТЬЯ ТВОРИТСЯ В РАЗЫ ЭФФЕКТИВНЕЕ —
Из состояния счастья творится в разы эффективнее. Проекты, созданные не из ума, а из чувства Любви и радости, истинного творчества, будут в этом мире действительно уникальными. Мы многое создали из ума в погоне за мнимым счастьем, деньгами, славой, но человечеству это принесло лишь разочарование. Возможно, пришла пора радости истинного творчества и что-то подсказывает мне, что это будут проекты совершенно другого плана, например, более человеко — и природолюбивые. Созданный из ума мир оказался на грани катастрофы, мы уже прошли этот путь. Мир, созданный из проявленных в проектах истинных талантов, может быть совершенно другим. Не знаю как вам, лично мне было бы очень интересно, какие проекты привнесут дети нового поколения, и педагогам было бы очень здорово помочь им в этом. В следующей главе как раз и прочувствуем миссию современного учителя: кто такой эффективный наблюдатель и как им стать.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Итак, миссия современного педагога меняется, потому что качественно новое образование основано на Любви. Новые педагоги обладают совершенно другими навыками, создающими необходимые условия для раскрытия талантов и способностей детей. Педагоги, в первую очередь, — это эффективные наблюдатели проявлений уникальных ценностей каждого ученика, они обладают широтой сознания в понимании этого вопроса в частности и общего подхода в целом.
Проводя семинары, вебинары и обучающие курсы для педагогов я столкнулась с тем, что встать на новые рельсы некоторым педагогам, которые привыкли работать в определенной системе, достаточно сложно. Основной задачей учителей было доносить информацию, пытаться понятно рассказать ее детям. Сейчас всё меняется: ученикам отдается инициатива в образовательном процессе. Не нужно больше вкладывать знания, нужно создавать творческую атмосферу, где ученики будут не только учиться находить и применять знания, но даже и открывать их под свои задачи. Прежняя система, заставляя учить и пересказывать имеющийся материал, практически лишала учеников такой возможности. А ведь генерирование идей — это важнейший навык, который необходим человеку в жизни. Как мы уже говорили, это получается естественно только тогда, когда человек творит в соответствии со своим потенциалом. Это самое важное для педагога — научиться мыслить и работать по-новому: не нагружая детей информацией, но создавая интересные условия для их многогранного проявления.
Второй важный аспект — подходить к ребенку априори как к творческой и способной личности. Наблюдать не только прикладные навыки, но смотреть шире на таланты и способности детей, учитывая их навыки в коммуникативной сфере. Во взрослой жизни мы занимается проектами, для реализации которых нужна целая команда. Поэтому навыки soft-skills выходят на первое место: уметь эффективно и бесконфликтно взаимодействовать с людьми — это важнейшая составляющая успешного в своей реализации человека. Здесь важен педагогический пример, о котором мы ещё поговорим более подробно.
Всё это возможно реализовать только тогда, когда педагог обладает определенными качествами, чтобы работать с детьми. Создать творческую и вдохновляющую атмосферу может только тот преподаватель, который сам творит в соответствии со своим предназначением. Здесь неуместна работа по принципу «надо», слишком дорого для будущего детей обходится бездушное и формальное общение с учениками. Важен педагог, который сам максимально вовлечен в процесс и получает от него огромное удовольствие. Такой учитель понимает, что в этом процессе он не просто авторитет — он обладает определенными душевными качествами, которые нужно воплощать в общении с детьми.
Поговорим об этом подробнее и осознаем новую глубину такого понятия как Любовь к детям. Да, в основе истинной педагогики, конечно, лежит это емкое понятие, которое мы сейчас постараемся раскрыть. Что же это за новая глубина такого привычного всем нам слова? Я думаю, что вы согласитесь со мной, что Любовь — это прежде всего чувство. Любовь можно только чувствовать. Невозможно любить детей и процесс взаимодействия с ними, потому что это «надо делать». Это возможно только тогда, когда это чувство является нашим естественным состоянием. И вот здесь, в этом понимании, нам придется более глубоко погрузиться в психологию человека. Это неизбежный процесс: везде, где есть взаимодействие с людьми, а в образовании оно стоит на первом месте, вперед выходит психология.
Когда люди говорят слово «Любовь», они подразумевают разный смысл, но мы все же попробуем раскрыть истинный. Итак, Любовь — это чувство. Надо отметить, что это естественное и более того, самое желанное чувство для человека. Под этим чувством я подразумеваю Безусловную Любовь, Любовь в широком понимании этого слова, а не только как романтическое чувство между людьми. Если это чувство, то прямо сейчас вы можете задать себе вопрос: а что я сейчас чувствую? Ответ на этот простой вопрос может быть очень разнообразным. По мере обретения нашего жизненного опыта мы обрастаем страхами, обидами, претензиями, сомнениями, тревогами. Мы чувствуем самые разные чувства, очень часто даже закрываемся от них, чтобы не чувствовать негативных: боли и страданий, теряя при этом способность чувствовать и Любовь. И нам требуется довольно кропотливая работа по расчистке этих завалов в нашем сознании, блокирующих чувствование в целом и чувствование Любви в частности. Более того, для педагога эта работа должна стать ежедневной и обязательной — «мониторить» свое «рабочее состояние». Из каких чувств я буду сейчас общаться с детьми? Одно дело, когда преподаватель тешит своё эго или самоутверждается за счет детей, а другое когда действительно общается из Любви к детям, чувствуя истинную радость в процессе. Поэтому и говорят, что педагог — это профессия от Бога: эту деятельность нужно любить, но в первую очередь нужно чувствовать желание поделиться этой Любовью с детьми. Во всех сферах взаимоотношений с людьми Любовь играет ключевую роль.
Раскрывать чувствование нам также необходимо, чтобы действительно чувствовать запрос Души каждого ребенка, индивидуальный подход к нему. Что для одного ребенка будет прекрасным стимулом, для другого может стать навсегда подорванной верой в себя. Невозможно из ума определить, как правильно выстроить процесс, можно только почувствовать, как поступить в той или иной ситуации. И здесь нужно понимать, что не действия определяют результат, а то, из какого чувства это действие было совершено. Из чувства Любви вы не сможете допустить ошибку, совершить неверное действие — вы точно будете знать, чувствовать, что вы на правильном пути. Не зря говорят о том, что чувства — это спрессованное знание, высшая форма интеллекта. Чувства очень важны в жизни и процесс жизни из чувств, любая деятельность из чувств — это совершенно новое качество, нежели без них. Конечно, когда педагог находится в радостном состоянии, чувствует истинную Любовь к детям, счастье творческого процесса взаимодействия с ними — это колоссальная энергия. Она дает в образовательном процессе свои плоды: дети начинают раскрываться и творить в такой атмосфере. Что нужно педагогу, чтобы отслеживать свое внутреннее состояние? Можно сказать, что на самом деле достаточно задавать себе всего три вопроса:
— Что я чувствую?
— Что я хочу чувствовать?
— Что мне нужно осознать в связи с тем, что я сейчас чувствую?
Да, такие простые, но очень эффективные практические навыки помогут педагогам возвращаться в желаемое состояние.
— Что я чувствую? Раздражение.
— Что я хочу чувствовать? Радость, любовь.
— Что мне нужно осознать? Мне хочется выстроить интересный процесс, чтобы отделенный ученик тоже включился в работу.
Нет смысла раздражаться на ребенка, есть смысл пообщаться с ним и попробовать осознать, как можно помочь ему включиться в процесс.
Должна отметить, что «сложные» дети — это всегда самые лучшие «стимулы» для развития педагога. Если пробовать в творческом процессе найти к ним подход, то чувство недовольства и раздражения меняется на чувство интереса и желание подобрать ключик к «сложному» ученику. Могу сказать ответ из конца учебника: по моему опыту такие дети очень способны и талантливы, нужно просто увидеть этот потенциал и направить его в конструктивное русло. Все от этого процесса получат колоссальное удовольствие: и дети, и педагоги, да и родители будут счастливы и благодарны за поиск подхода к ребенку. Сколько в моем опыте таких примеров!
Пожалуй, расскажу один из самых ярких. Ко мне в образовательный центр пришел мальчик, мама которого меня предупредила: ребенок с отклонениями, в школе задания не выполняет, учителя жалуются на поведение. Выдаю задание детям, обратила внимание, что он мельком взглянул на листок, отследила, что он буквально просканировал написанное на нем, и по своему обыкновению начал шалить, отвлекая детей и привлекая внимание к себе. Спросила, всё ли в задании понятно, а если да, может ли он рассказать решение. Каково же было мое удивление, когда моя гипотеза подтвердилась: мальчик всё сделал в уме и писать то, что он уже решил в голове, ему было неинтересно. На этом основании педагоги в школе сделали вывод, что он умственно отсталый и не может выполнять задания! Я же, благодаря этому факту, определила, что ребенок со сверхспособностями. Об этом мы написали документ в школу, где мальчику стали давать более сложные задания, и к концу года он стал одним из лучших учеников. Диагнозы, естественно отменили, хотя изначально говорили о недоразвитых отделах головного мозга. Но оказалось, что всё в порядке.
Интуитивно я всегда чувствовала, что с детьми всё хорошо — мне хочется наблюдать их способными, здоровыми, раскрывающимися гранями талантов. Мне это удавалось и в том случае, когда это казалось невозможным. На самом деле, все просто, ведь наблюдатель определяет реальность, это доказано открытиями в области квантовой физики. В педагогической практике мы тоже видим это на многочисленных примерах, когда у одного педагога дети счастливы, раскрывают свои таланты и способности, другой тех же самых детей будет обвинять в обратном. Важный вопрос: что мы хотим видеть в ребенке? Настоящая Любовь видит потенциал; эго педагога и желание самоутверждаться (часто неосознанное) видит диагнозы и проблемы. В зависимости от качества наблюдения мы соответственно и создаем наблюдаемое на квантовом уровне.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учитель из Любви. Концепция эффективного образования и миссия современного педагога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других