Учитель из Любви. Концепция эффективного образования и миссия современного педагога

Татьяна Долганенко

Эта книга – результат многолетнего практического опыта в образовании, психологии, познании истин Жизни. Для широкого круга читателей: родителей, педагогов, специалистов в области образования, психологов, всех тех, кто в поисках самого себя и истинного смысла Жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учитель из Любви. Концепция эффективного образования и миссия современного педагога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ — БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ СЕЙЧАС

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ

Друзья, прежде чем начать говорить о концепции эффективного образования, нам просто необходимо познать те глобальные эволюционные процессы, которые сейчас происходят в мире. Образование и школа готовят детей к будущему, без этого анализа нам будет сложно определить, каким собственно должно быть образование, чтобы дети вырастали самостоятельными и самодостаточными во взрослой жизни. Начнем с того, что в своем развитии человечество проходило разные этапы: годы выживания, когда человек учился обеспечивать себя всем необходимым для комфортной жизни через развитие промышленности, сменились эпохой потребления, когда человек насыщался материальными благами и впечатлениями, возможными с развитием научно-технического прогресса. Развитие интеллекта в этом процессе привело к возможности человека познавать собственное сознание, а значит значительно приблизиться к пониманию истинного смысла жизни. Проходя в эволюционном процессе самопознания через экзистенциальные кризисы, человечество вышло на крайне важное осознание. Все, ради чего мы живем — это наши чувства. Любое наше желание связано с тем, что мы хотим проживать определенные чувства: радость, счастье, Любовь, наслаждение. Ради этого мы покупаем комфортные дома и машины, путешествуем по новым местам, общаемся друг с другом, стремимся достигнуть определенных целей и так далее. Часто наши ожидания не оправдываются, исполнение желаний не приносит удовлетворения, заставляя нас стремиться за новыми желаниями и всё равно страдать. Почему так происходит? Потому что в этом процессе мы идем за придуманными из ума желаниями и потребностями, мало прислушиваясь к тому, чего мы хотим на самом-то деле. И как быть в таком случае, спросите вы? Возможно, вы со мной поспорите, но настоящее чувствование жизни, радость и наслаждение нам приносит процесс творчества и раскрытие нашего наивысшего потенциала. Смысл жизни оказался очень прост: познавай свои таланты и проявляй их в мир, получая огромное удовольствие от процесса. Это чувство недостижимо, если фокусироваться на жизни только ради зарабатывания и потребления. Наши представления о настоящей Жизни должны измениться, если мы хотим быть по настоящему счастливыми.

Раскрывая себя, свои таланты и способности, человек чувствует настоящее счастье и радость, являясь самим собой, наслаждаясь творческим процессом самореализации. Собственно этому и должна способствовать школа: познанию человеком самого себя, своих талантов, раскрытию их через образовательные процессы, о которых мы обязательно будем говорить более подробно.

Изменения в ближайшие годы неизбежно коснутся и промышленного производства: с одной стороны, непосредственно потребление будет сокращаться, человек уже не нуждается в таком количестве материальных благ, и состояние счастья не увеличивается с ростом их потребления. С другой стороны там, где человека можно заменить роботами, это сделают однозначно, по законам создания более эффективного экономического процесса. Многие профессии в связи с этим канут в лету, а на смену им придут совершенно новые, основанные на тех уникальных талантах, которые будут открываться в людях. Сейчас уже не спрос рождает предложение, а уникальные предложения будут рождать спрос на них. Итак, на первое место в жизни человека выходит творчество, следующее из уникальной ценности, которая есть в каждом человеке. С одной стороны, это путь к личному счастью. Я как классический психолог долго изучала этот аспект в жизни человека и могу сказать, что это однозначно ответ на вопрос: «где искать личное счастье?». С другой стороны из состояния радости и счастья, раскрывая свой наивысший потенциал, каждый человек может создавать востребованные обществом проекты. Смею предположить, что проекты, созданные из такого состояния, будут более гуманными по отношению и к обществу, и к природе чем то, что люди создали из ума в потребительской гонке, порождая экологические и социальные проблемы.

Какие еще процессы влияют на нашу жизнь сейчас и будут влиять в ближайшее время? Пожалуй, главное, что мы знаем о нашем будущем — это то, что мы про него ничего не знаем, оно неопределенно и непредсказуемо. Дети, которые сейчас идут в школу, выйдут во взрослую жизнь через 10 — 11 лет. Мы абсолютно убеждены, что совершенно не имеем представления о том мире, в котором им придется жить. Интенсивность изменений в нашей жизни достигла сейчас своего апогея, скорость этих изменений будет только нарастать. Мир стремительно и непредсказуемо меняется, и мы не может представить каким он будет, какие будут востребованы профессии, какие навыки будут нужны нам для жизни. Единственное, что нам понятно — в каждом человеке есть свой потенциал, раскрывая который человек неизбежно будет находить свое место в этом непредсказуемом мире. Если же мы будем готовиться к чему-то определенному, то скорее всего, будем заблуждаться. Посмотрите на то, что происходит уже сейчас во всем мире: кто мог предположить пандемию и её экономические последствия?

В эпоху эволюции сознания на первое место выходят вопросы о личном счастье каждого человека в обществе, о востребованности интересных проектов, которые внесут в нашу жизнь необходимые изменения. Эпоха потребления не принесла желаемого результата, скорее наоборот — человечеству бросили вызов социальные и экологические проблемы. Мир, построенный из ума в погоне за властью, финансами, славой в угоду личному эго, привел человека к необходимости снова решать важнейшие экзистенциальные вопросы о смысле жизни и нашем предназначении. Мы забыли о том, что всё, к чему мы стремимся — это переживать приятные чувства. Мы построили системы образования, поставив на первое место соответствие определенным стандартам, совершенно забыли о том, что у ребенка есть Душа, и она стремится к радости через познание и творчество. Да, всё это было обусловлено определенными историческими этапами развития человека, но сейчас изменения неизбежны. Поговорим более подробно об этом в следующем разделе.

ЗНАЧИМОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Давайте немного окунемся в историю и вспомним, когда возникли школы: в каких условиях и что являлось главной задачей образования? Школы появились в эпоху промышленной революции, когда встала необходимость обучать учеников определенным прикладным знаниям и навыкам для того, чтобы они могли составить кадры на фабриках и заводах. До недавнего времени школы и университеты фактически выполняли «социальный заказ» на людей определенных профессий. Стоит отметить, что в условиях ограниченного доступа к информации образовательные учреждения служили также и «поставщиком знаний». Итак, нужны были люди для работы в условиях развивающейся промышленности, они должны были обладать определенными знаниями, которые они и получали в школе.

Сейчас, как вы видите, мир сильно изменился: знания в свободном доступе есть для всех желающих, одним кликом на компьютере мы можем найти любую интересующую нас информацию. Сейчас людям скорее нужен навык критического осмысления источника. Еще в условиях стремительных изменений встает вопрос не о том, как запоминать информацию, а о том, как рождать новые знания под конкретный запрос. Генерирование идей, имеющих ценность — это тот навык, который требуется сейчас ежедневно в профессиональной работе каждого человека. Не воспроизводить из памяти определенные знания, не действовать по шаблону, а постоянно быть источником идей, помогающих решать конкретные ситуации. Вот так изменилась наша жизнь. Естественно, человек может рождать новые идеи и знания лишь в том случае, если он занимается профессиональной деятельностью в соответствии со своим уникальным потенциалом. Скорее даже так: это получается естественно, когда человека творит, реализуя себя и получая от этого колоссальное удовольствие.

В связи с этим меняется миссия школы, она становится не передатчиком знаний, а средой для раскрытия уникальных талантов детей. О том, какие таланты сейчас открываются в детях, мы более подробно поговорим в соответствующей главе. Пока я надеюсь, что убедила вас в том, что такой социальный институт как школа просто обязан перестраиваться на новые рельсы. Сфера образования должна опережать время, а не плестись в хвосте истории, не успевая за изменениями и реалиями современности.

Стоит отметить, что потребность в изменениях чувствуют сейчас все. Дети отказываются быть безынициативными участниками процесса, от которых требуют соответствия определенным убеждениям: учись хорошо, запоминай весь этот багаж знаний. Тяжело также и педагогам, так как всё сложнее и сложнее подчинять детей совершенно ненужной системе. Родители постоянно ищут интересные образовательные учреждения, потому что желают детям самого лучшего, но часто не понимают, что лучшее это не оценки и корочки, а искренний интерес ребенка к своему творчеству в жизни. Общество и бизнес также говорят о том, что современные дети не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет новая среда.

Выход здесь только один, но он есть: фокусироваться на открытие уникальных талантов и обретение навыков в процессе их реализации. Вот ключи к счастливой жизни человека, к созданию востребованных обществом проектов и ключевую роль здесь играет, безусловно, система образования.

Нужны новые школы или центры, где будет возможен совершенно иной фокус на процесс: не подгонять детей под систему, а создавать среду для познания детьми себя, своих творческих проявлений.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА И НАВЫКИ SOFT-SKILLS

Итак, нужно перестать готовить детей как «винтики» в систему «производство-потребление», потому что эта система изживает себя на глазах. Нужно сосредоточиться на создании условий для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Конечно, в первую очередь необходимы новые педагоги, которые мыслят в этом ключе. Стоит отметить, что перестроить своё сознание в плане понимания новой концепции далеко не такой простой процесс — прежние шаблоны и убеждения берут верх. Так и хочется педагогам продолжать инструктировать, доносить информацию, «вбивать» её в головы детей. Хотя работать по новому, отдавая инициативу детям для педагогов в разы интереснее. В этом процессе выигрывают все.

Итак, школа перестает быть источником знаний, а учитель — «говорящей головой», пересказывающей учебник. Педагог становится создателем уникальной среды для раскрытия наивысшего потенциала, эффективным наблюдателем, модератором интереснейшего процесса сотворества. Он помогает ученику познать себя и свои таланты, учит ценить их и использовать в проектах. Более подробно о проектной деятельности поговорим далее. В этом новом процессе прокачиваются все необходимые для самореализации навыки, так называемые мягкие навыки или soft-skills.

Как правильно замечают многие эксперты, сейчас детям в жизни требуются те навыки, которые, к сожалению, не могут дать современные педагоги, потому что сами ими не обладают. О каких же навыках идет речь? Первый мы уже отметили: уметь генерировать новые идеи и новые знания под решение конкретной задачи. Это возможно только тогда, когда человек творит в соответствии со своим потенциалом. Можно сказать и наоборот: если вас в вашей деятельности постоянно посещают интересные идеи, в процессе своего творчества, вы постоянно открываете для себя что-то новое, вам интересен сам процесс, значит вы попали в точку. Вы познали свою суть, свое предназначение или находитесь на верном пути познания. Раскрывая свой потенциал, мы воплощаем его в разных проектах, для этого нам и нужны определенные навыки: умение находить и самое главное применять нужную информацию, а для этого ещё критически осмысливать ее источник. Нет необходимости запоминать информацию, есть потребность быстро ориентироваться в тех возможностях, которые предоставляют сегодня цифровые технологии. И детям всё это тоже очень нравится. Между тем, как во многих классах педагоги запрещают детям использовать гаджеты на уроках, более разумные учителя наоборот учат грамотно использовать этот безусловно отличный инструмент в творческом процессе обучения. Сейчас есть огромное количество приложений, которые значительно облегчают многие образовательные процессы, на их изучение и нужно направить внимание. Запрещая детям пользоваться планшетами и телефонами, мы не решаем проблему подмены понятий относительно использования современных цифровых средств, а наоборот усугубляем ее. Изучая вместе с детьми возможности цифрового мира, мы учим правильно пользоваться этими возможностями. Просто мы должны понимать, что компьютер может, а в чем он уступает человеческому общению, и всё встает на свои места.

Следующие навыки, которые помогут детям максимально раскрывать свой потенциал, связаны именно с человеческим общением. Ведь именно коммуникативные навыки позволяют нам реализовывать наши проекты. Умение вдохновлять, организовывать, радоваться сотворчеству, эффективно наблюдать друг друга позволят вывести интересный проект на новый уровень. Умение работать в команде сейчас также важно, как и навык генерировать интересные идеи и проекты.

Не конкретные прикладные умения, а коммуникативные навыки сейчас решают всё. Обладая ими можно привлечь в команду в том числе и других профессионалов. Приведу простой пример, мама моей ученицы увлеченно рассказывает, чем любит заниматься её дочка: играет в теннис, плавает, рисует и занимается танцами. Всё это бесспорно прекрасные проявления творческого Потока. Однако, когда мы начали общаться с самой девочкой, она увлеченно начала рассказывать о том, что ей нравится физкультура, и она капитан спортивной команды. В свои 11 лет она говорила о том, что любит объединять детей, видит кто на каком месте более эффективен, поддерживает тех, кто нуждается в помощи, радуется за успехи членов команды, умеет вдохновлять на процесс, создает необходимую атмосферу и наблюдает, как легко у команды получается выигрывать соревнования. Очевидно, что девочка обладает уникальными способностями, которые выходят за рамки конкретных прикладных навыков. Она умеет создавать коммуникативные возможности, которые можно реализовывать в любой сфере деятельности. В этом в первую очередь её творческий потенциал и бесценные способности лидера.

Было бы замечательно, если бы педагоги показывали для детей пример сотворчества, сочувствия и сорадования. Междисциплинарный подход, о котором мы будем говорить дальше, как раз способствует тому, чтобы развить в себе эти навыки. Поддерживая и помогая друг другу, оставив проблемы конкуренции и соперничества, в то же время — дополняя друг друга в творческом процессе, педагоги смогут показать детям пример другого взаимодействия. Если каждый из нас уникален, то нет смысла конкурировать. Наоборот, есть смысл объединяться и дополнять друг друга.

Умение сглаживать конфликты, легко и гибко подходить к решению вопросов, налаживать контакты, помогать друг другу в процессе, оказывать поддержку и вдохновлять друг друга — вот какие навыки выходят на первый план. Вы сами знаете, как легко идет процесс творчества рядом с интересными, радостными, наполненными идеями и вдохновением людьми. Когда объединяется несколько таких человек, то любой интересный проект можно вывести на очень хороший уровень. В наше время всё решает интересная идея и сплоченная команда; синергия — вот что позволяет воплотиться проекту.

Не будем забывать, что для каждого из нас социум очень важен: общение с единомышленниками, совместное творчество, радость созидания в команде играет большую роль в чувствовании нашего личного счастья. Если дети будет знать об этом с самого детства, такая осознанность поможет создать и проживать жизнь более наполненной, в новом качестве.

К сожалению, те условия, которые создает нынешняя система образования, не способствуют навыкам командного взаимодействия, скорее наоборот — соперничество и конкуренция берут верх, поэтому и требуются изменения, чтобы раскрывались и укреплялись коммуникативные навыки, как самые важные для интересной и полноценной жизни в раскрытии наивысшего потенциала каждого человека.

Задача педагогов школы — создать пример такого взаимодействия. Дети мало обращают внимание на слова, иногда замечают конкретные поступки, но очень хорошо чувствуют ту атмосферу, которая царит в пространстве школы, а создают эту атмосферу педагоги, поэтому да, в первую очередь, задача директора и педагогического состава создать команду единомышленников, действующих, что называется, на «одной волне», поддерживающих и помогающих друг другу, создающих в общем и целом благоприятную атмосферу для сотворчества и созидания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учитель из Любви. Концепция эффективного образования и миссия современного педагога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я