Творческие практики. Идеи для работы от арт-терапевта

Татьяна Валеева

Перед вами справочник творческих практик, которые можно использовать не только в работе арт-терапевта.Для специалистов творческих направлений есть идеи, как работу можно сделать богаче и интереснее.Для начинающих арт-терапевтов есть примеры построения занятий.Для психологов эта книга может быть вдохновением для использования творческих практик в работе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творческие практики. Идеи для работы от арт-терапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Форматы занятий

Занятия могут проводиться индивидуально и в группе, онлайн или офлайн.

Если занятие проводится лично, индивидуально, это подразумевает особую атмосферу доверия и принятия. Взаимопонимание — это очень важно, но правильно не входить в общее эмоциональное состояние, а создавать атмосферу, в которой можно быть любым собой, нет осуждения или ожиданий, просто пространство для творчества в любом виде. Длительность может быть от одного часа до двух. Хорошо использовать двигательные, дыхательные упражнения для снятия напряжения в теле, музыку для общего настроя пространства, ароматы, травяные чаи и материалы ведущего. Для этого стоит сначала узнать о предпочтениях, важно, чтобы дополнительные звуки и запахи не раздражали. Материалы каждый раз могут быть разными, это может создать интригу и предвкушение. Глубина погружения тоже может быть разной. Ведущему важно держать рамки занятия и помочь выйти из критических состояний, если такие возникнут.

Какие могут быть критические состояния:

Страх на грани паники. В случае возникновения такого состояния вместе с участником занимаем позицию наблюдателя за своими эмоциями и наблюдаем вместе. Просим рассказать, как страх проявляется в теле, какой он имеет цвет, форму, плотность, есть ли у него особенности, можно предложить его нарисовать или воспроизвести посменно разными руками диалог. (Ведущая рука пишет вопрос, второстепенная отвечает за героя, изображающего страх.) В случае диалога можно расспросить от чего защищает страх, когда он возникает и почему, может ли он выполнять свою функцию защиты более продуктивно и как. Задача — научиться воспринимать это состояние и выходить из него через позицию наблюдателя или через проживание эмоций, если к этому готов ведущий. Если в конце такой работы поменяется эмоциональное состояние, изменятся характеристики страха — это хороший результат. В другом случае можно расспросить, бывают ли похожие случаи в других ситуациях и какой есть опыт выхода из них, расширить вариативность и понять, за счет чего страх становится меньше, создав прямо личную методику работы с такими случаями, что должно усилить позицию лидерства и авторства своей жизни.

Проживание эмоциональных состояний происходит у участника, ведущий разрешает этому быть и просто продолжает создавать атмосферу принятия и поддержки. В случае со страхом, возможно, понадобится проявлять уверенность и надежность, которая поможет участнику выйти из своих переживаний в реальность, создать образ виртуального помощника или предложить проработать противоположный этому образу в качестве компенсации.

Дальше могут работать психологи, обладающие знаниями не только в области арт-терапии. Иногда такие состояния повторяются из занятия в занятие. Знакомство и глубина погружения со страхом увеличивается, и можно предложить трансформацию в пластилине, безопасное общение с помощью свободного письма, нарисовать подарок своему страху. Если за страхом стоит реальная травма, я рекомендую все же обратиться к психологу. Через творчество можно и проживать травму, можно ее принять как часть своей жизни и опыта, но это уже другое качество работы и структура. Травма может оказаться слишком болезненной, и контакт с ней может привести к нервным срывам или паническим атакам, важно знать, как справляться в таких ситуациях и не оставлять человека в них одного.

Депрессия. Погружения в тяжелые эмоциональные состояния могут оказаться знакомыми и приятными в противовес тревожным и пугающим реалиям этого мира. В этом случае важно найти такие ракурсы на ситуацию, которые могут быть источником действия, разобраться, какие аспекты состояния желанные (спокойствие, пофигизм, злость), и принять в качестве подарка или артефакта, которым можно пользоваться, предложить пофантазировать, как эти качества могут помогать в повседневной жизни, перевести разговор на то, какую поддержку можно себе подарить в мире, из которого сейчас хочется сбежать (поддерживающие фразы-напоминалки, символ, талисман, внутренний помощник). Проверить уровень эмоционального состояния в конце занятия. В таких ситуациях от ведущего может понадобиться стойкость и уверенность в собственной силе, на которую можно опереться, это проявляется в приверженности структуре, принятии состояния, но не проживании его, а наблюдения за ним. Эту же технику можно включить в само занятие.

Вообще, депрессия — это диагноз, который можно восстановить только лекарствами, которые назначает психиатр. Реальное ее проявление — это слабость настолько сильная, что нет сил почистить зубы, поесть, выйти в магазин. Сопровождается полным отсутствием радости, нарушается связь с корой головного мозга, и человек физически не способен радоваться. Но часто это слово используется для характеристики подавленного состояния. Обычно депрессия имеет накопительный эффект и в дальнейшем является способом реакции организма на цепочку неприятных событий. Однако человек, самостоятельно или с помощью специалистов, способен научиться чувствовать сигналы к наступлению такого состояния и найти собственный рецепт выхода из них. Это могут быть самые простые маленькие, но регулярные действия: любование небом, вечерняя прогулка, ведение дневника. Арт-терапия способна помочь найти эти маячки, но специалист должен помнить о том, что все техники должны быть с минимальной нагрузкой, и в случае апатии и долгого отсутствия радости — отправляйте человека к психиатру за антидепрессантами. А в процессе творческих работ необходимо вливать силы в человека и хвалить его за любое усилие, даже за то, что пришел.

Сильные эмоции. Зажатые долгое время эмоции могут выстрелить в любой момент, и спусковым механизмом может быть освобождение от зажима в теле, разрешение себе проявляться в чем-то, принятие собой своего труда. Главное в этом случае — не оставлять человека одного, не включаться в его переживания, быть опорой, поддержкой и наблюдателем, задавать спокойные вопросы, следить за адекватностью реакции. Возможно, стоит уделить время на то, чтобы прожить эмоцию через действие (слезы, работу с глиной, движение, укачивание, рисование) или спросить, часто ли бывают такие яркие проявления? Если эта проблема периодически встречается, я бы рекомендовала обратиться к психологу. Если удалось выйти из состояния в нормальное, то это лучший из возможных результатов, поскольку благодаря этому опыту у человека появляется еще один способ самостоятельного выхода из критических ситуаций, и на это стоит обратить внимание, это достойно похвалы и является успехом.

Кроме этого, я бы не рекомендовала работать без психологического образования с людьми, имеющими психиатрический диагноз (или имеющими родственников с таким диагнозом), имеющими суицидальные мысли, пережившими насилие, в острой стадии проживания горя.

С одной стороны, результаты глубокой работы очень здорово меняют качество жизни, отношение к себе, с другой стороны, важно знать особенности устройства психики, часто травмированные люди имеют очень серьезные защиты, в которых сами себе не очень отдают отчет. А еще в таких занятиях ведущий является проводником, как автор в сказке, который может спокойным тоном рассказывать о переживаемых героем неприятностях и в реальности способен адекватно принимать решения, в том числе отказаться от дальнейшей работы или вызвать специалистов. Просто такие ситуации возможны и списывать их нельзя, важно понимать, как из них выходить.

В случае онлайн индивидуальных занятий ведущий защищен расстоянием. Он вынужден использовать материалы участника, хотя можно заранее оговаривать их состав, можно использовать музыку, предложить медитативные или дыхательные практики для расслабления и переключения в творческую работу. Рекомендуется строго оговаривать время на выполнение задания, можно отключать камеры во время творческой работы. Это поможет удерживать тайминг встречи 1—1,5 часа. Больше времени уделяется разбору работы, которая описывается или высылается в виде фотографии. Обязательно узнавать об эмоциональном состоянии в конце занятия и, возможно, поддержать через время или на следующий день.

Групповое занятие офлайн требует дополнительной подготовки: место, достаточное количество материалов, тема и программа занятия заранее продуманы. Увеличивается время проведения занятия до 2—4 часов, возможно погружение в творчество на 1—3 дня или использование небольших заданий для разнообразия тренинговых процессов. Количество участников может быть разным, на 6—8 человек работа может быть более глубокой и задания с интересным сюжетом, а на 20—30 человек подбираются самые простые задания, участники разбиваются на подгруппы для обсуждения, и в общем кругу в конце каждый может высказаться о послевкусии работы. Также можно подобрать задания для выполнения в случайных парах. При работе с мини-группами ведущий следит за атмосферой, отвечает на вопросы и может включаться в обсуждение на короткое время для запуска более активного процесса.

Требования к месту. Это отдельный вопрос, который зависит от набора проводимых занятий, количества участников. Это может быть просторное помещение для проведения двигательной активности и рисования на полу. Может быть помещение с большим столом и стульями по количеству человек. Важно узнать, есть ли санузел, возможность организовать перекус, если занятие планируется по длительности больше трех часов. Важно понять, нужна ли сменная обувь, дополнительные клеенки и скатерти, индивидуальная посуда, фартуки. Если планируется занятие на природе, то от состава занятий может понадобиться возможность сидеть или картонки для удобства рисования или письма, возможность вымыть руки.

Групповое занятие онлайн проводится с четким регламентом времени, заранее оговариваются используемые и необходимые материалы, занимает не меньше двух часов, и большая часть времени тратится на обсуждение работ друг друга. При этом ведущему важно задать тон обсуждения и следить за тем, чтобы среда была поддерживающей и принимающей. Никаких суждений или отрицаний в чужой адрес.

После последнего обсуждения проводится круг обратной связи о том, с какими открытиями каждый уходит, в каком эмоциональном состоянии.

Размер группы рекомендуется 2—6 человек. С опытом может быть больше участников. Чем больше участников, тем больше времени уходит на обсуждение, тем проще должны быть задания и меньше времени уделяется на их выполнение.

Ведущий может выбрать, участвовать или нет в процессе (если участников много, важнее участие других), можно дать всем участникам предварительную сонастройку через телесные практики расслабления, строго оговорить время возвращения на связь (обычно 15—30 минут достаточно для творчества, но в зависимости от количества этапов в задании времени может понадобиться 40 или 60 минут), возможно, дать время кому-то закончить работу при начатом обсуждении других участников. Порядок обсуждения может быть определен порядком предоставления фотографий работы в общий чат.

Марафон — это организация работы в группе с обратной связью без определенного времени встреч. Количество участников может быть любым, но эффективнее разбивать на несколько групп, если количество человек оказывается больше 20, хотя это не обязательно, сложность может возникнуть с обсуждениями выполненных заданий, это стоит продумать заранее. Ну и рекомендую ведущему дать обратную связь всем участникам. Здания даются регулярно в письменной, звуковой или видеоформе, оговариваются сроки их выполнения и формат отчета (фото, текст, анкета) и форма обратной связи, поддерживается группа общим чатом, в котором соблюдаются правила поведения, уровень активности задается ведущим и участниками процесса, можно включать опросы эмоционального состояния участников или заданий. Творческие марафоны могут быть любой продолжительности: 5—20 дней с ежедневными заданиями. Могут иметь разные задачи и цели, в зависимости от этого подбираются задания. Рекомендуется заранее оговорить объем времени, требуемого на выполнение задания, и материалы, которые будут использоваться. Наиболее интересными могут быть короткие и простые задания (сфотографировать себя в отражении предмета, хвалить себя за каждую мелочь), но можно оговорить периодичность заданий, которые будут требовать большего времени на выполнение.

Групповые работы, когда одна работа выполняется группой людей, можно выполнять в два этапа: например, каждый выполняет работу индивидуально, а потом составляется общий коллаж и обсуждается общий результат. Можно выполнять работу большого формата, где каждый отвечает за часть работы, в этом случае можно спросить о том, насколько общая работа отражает их взаимодействие как команды. Можно организовать парные задания, например рисование на телах друг друга или на одежде (заранее, конечно, все надевают подготовленную для этого одежду). В парных заданиях можно использовать обои — обрисовывать друг друга, а потом заполнение абриса совместно (одновременно или поочередно, сначала свою, потом дополнять соседа). Также можно использовать техники укачивания или погружение в ощущение чужих прикосновений, все техники звучания. Подобные работы могут выполнять функцию знакомства и своеобразного общения, сплочения коллектива, развития креативности, переключения между сложными заданиями тренингового курса. Сюда же можно отнести все игровые техники, обсуждение значений слов, сторителлинг.

Отличием от развлечения будет рефлексия, это часть времени, уделенная обсуждению собственных переживаний. Ведущий поддерживает уровень открытости участников и не позволяет проявлять неуважение друг к другу. Однако стоит учесть, насколько знакомы между собой участники. Глубокие работы получаются в полностью незнакомом коллективе. При участии в группе родных или коллег могут вскрыться внутренние конфликты, и, зная об этом, не обязательно задавать глубокие вопросы, достаточно поверхностного участия. В лучшем случае в процессе обсуждения в группе у участников возникнет поддерживающая среда, удастся в работе увидеть то, что сам участник не замечал, и эти открытия его удивят и вдохновят. В любом случае в любой ситуации стоит выводить участника на позитив или признание своего права на переживания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творческие практики. Идеи для работы от арт-терапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я