Творческие практики. Идеи для работы от арт-терапевта

Татьяна Валеева

Перед вами справочник творческих практик, которые можно использовать не только в работе арт-терапевта.Для специалистов творческих направлений есть идеи, как работу можно сделать богаче и интереснее.Для начинающих арт-терапевтов есть примеры построения занятий.Для психологов эта книга может быть вдохновением для использования творческих практик в работе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творческие практики. Идеи для работы от арт-терапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Творчество по направлениям

Ниже представлена условная группировка с вариантами проведения упражнений, которые можно использовать или придумывать на их основе другие, миксовать, наполнять смыслами и идеями. Это далеко не полный перечень, но я постаралась собрать разнообразные идеи.

Двигательные практики

Двигательная активность позволяет переключить внимание на тело, вернуться в настоящее, хорошо сочетается с музыкой, медитацией, подходит для разных форм переключения внимания на свое состояние.

— В виде спонтанных танцев. Подходит для офлайн-групп, можно проводить онлайн-вариант. Важно подобрать ритмичную музыку без слов, под которую можно закрыть глаза и прыгать, расслабить тело, изучать изнутри его подвижность.

— Погружение в музыку через движения. Также подходит для групповых форматов, отличается эмоциональным составом композиций. Можно подобрать последовательность композиций, в которых эмоциональные состояния меняются, давая между ними немного времени на переключение. Важно вначале разрешить в свободном формате чувствам проявляться сквозь тело.

— Ведение внимания по разным точкам опоры. Простая, короткая техника на переключение. Можно брать разные положения тела каждый раз, изучать взаимодействие с опорой, то, как мы давим на нее и как она на нас, изучая понятие веса, играя с ощущением легкости и тяжести, прикасаться к разным фактурам. Но не все одновременно, скорее, как разнообразие возможностей проведения разминки в начале творческого занятия.

— Движения разных частей тела как ведущих. Развивает пластику тела и воображение. Можно проводить в разных форматах и разной продолжительности. Важно подобрать приятную музыку. Буквально несколько минут займет задание «танцевать указательным пальцем левой руки». Можно танцевать разными частями тела, последовательно расширяя гибкость тела или переключая внимание с одной части тела на другую по сигналу ведущего. Танцующая часть тела может танцевать сама по себе и тем самым давать ощущение ограниченности в рамках партнерства с другими частями тела, а может быть ведущей в общем танце, и тогда все тело следует за ней. Можно менять положение тела. Например, пяткой можно танцевать стоя, сидя, лежа, и каждый раз это будет новый танец.

— Парные практики укачивания и взаимодействия — групповая работа офлайн. В наше время часто встречается нехватка тактильных ощущений, и они вызывают много эмоций. Но для глубокой работы с ощущением собственного тела, гармонии и расслабления прикосновения и укачивания могут быть очень ценными. Невероятными могут быть занятия в гамаках в сочетании живой музыки укачивания. Самый простой вариант — это разбиться на пары и поочередно укачивать друг друга под музыку: сидя опереться на партнера и следовать за его движением. Ведущий партнер может опереться о стену и приобнять сидящего партнера со спины. В этом случае задача укачиваемого — расслабиться максимально. Еще есть вариант, когда группа становится плотным кольцом и выставляет руки в центр, один участник становится в центр, закрыв глаза, расслабляется и переходит из рук в руки, погружаясь в поддерживающую среду укачивания из стороны в сторону.

— Проживание эмоций в движении. Подходит для групповых занятий. Эта техника выполняется под эмоциональную музыку, желательно без слов. Задача ведущего чередовать эмоциональное состояние мелодий, выдерживать паузы между ними и вводить людей в новую мелодию голосом. В этом случае само движение не имеет значения, эмоции могут переживаться лежа на полу или сидя на стуле, важнее участникам наблюдать за своими переживаниями и осознавать их, отдаваясь чувствам.

— Проживание неудобной позы. Может выполняться индивидуально или в группе, с музыкой и без. Задача участников — занять самую неудобную позу и, замерев в ней, прожить несколько минут, наблюдая за тем, какие сигналы подает тело, какие эмоции это вызывает. Позволяет настроить контакт с телом и отследить взаимосвязь с эмоциями, и научиться относиться к телу как к помощнику.

— Закручивание группы и распутывание, не отпуская рук. Проводится только офлайн в группе. Чем больше народу, тем лучше. Под музыку или без. Все выстраиваются хороводом, ведущий разрывает круг и змейкой ведет всю группу, запутывая цепочку друг об друга. Для этого ведущий пролезает под руками участников, перешагивает через цепочку рук, запутывает участников друг об друга. В конце этой путаницы движение останавливается, и задача — распутаться всей группе, не размыкая рук. Можно без слов. Такой способ коммуникации можно использовать в начале тренинга в качестве разминки, снабжать его метафорами о том, как, бывает, закручивает жизнь, предложить отслеживать эмоции и ощущения, как часто такие эмоции встречаются в жизни.

— Прикосновение с закрытыми глазами. В группе офлайн. Можно организовать как броуновское движение и столкновение, обращая внимание на свои ощущения и эмоции, а можно как элемент массажной техники, когда один человек расслабляется, а другой или несколько партнеров просто прикасаются сквозь одежду к разным частям тела. Цель — отслеживать ощущения, эмоции, чувства, расслабиться. Можно онлайн закрыть глаза и несколько минут прикасаться ко всему, что окружает человека, как бы исключая зрение, как основной источник информации. Это переключает на ощущения и восприятие. Предложите почувствовать разницу восприятия предмета в зависимости от качества прикосновения: ударить по столу — он твердый, нежно прикасаться — он не такой и твердый. Почувствовать разницу восприятия ногами и руками предметов и их качеств (что тверже: пол, ощущаемый ногой, или стол, ощущаемый рукой). Задавать вопросы, которые логикой решаются в меньшей степени.

— Объяснения с закрытым ртом. Все варианты пантомимы могут стать частью творческих встреч, на эту тему есть много игр, и от того, на какой аспект взаимодействия направит внимание ведущий, зависит то, что останется после встречи у участников наградой. Удобнее всего проводить офлайн. Как вариант, выражать чувства к человеку в рисунке без слов и принимать их. Такие задания можно завершить в тишине без обсуждения или уделить много времени обсуждению того, какие чувства и эмоции вызывает работа, а какие человек в нее вкладывал. Как вариант того, как мы настраиваем сами отношение к себе и что мы ожидаем воспринимать от других на самом деле.

— Проживание в движении некоего события: цветение, высыхание, течение ручья, дуновение ветра, можно придумать массу разных вариантов и предложить в формате театральной постановки, под музыку или без, прожить это состояние, а потом обсудить свои переживания от этого действия. Любые театральные практики создают некий центр внимания, который можно назвать центром силы, напитывают его зрители, и от этого переживаемое состояние дарит массу открытий и о страхе публичных выступлений, и о том, насколько мы умеем проявлять переживаемые чувства, ведь буря эмоций внутри может совершенно не читаться в движениях и наоборот. Конечно, качественнее все это проживать офлайн в группе, но можно создавать флешмоб одновременного движения перед камерой, записать это общее действие и потом вместе обсудить свои ощущения в процессе и от просмотра.

Рисование как практика

Рисование дает массу возможностей выбора, выражения себя, отражает через образы черты характера человека, позволяет через творчество погружаться в мир метафор, помогает иначе посмотреть на свои переживания и ситуацию, прожить в действии что-то важное для себя.

— Рисование нестандартными материалами. Подходит для любых форматов проведения, при выполнении задания вводится ограничение в использовании стандартных и привычных способов рисования, например всем, кроме кисточек. Подходит для работы с границами, ограничениями, развивает креативность, позволяет выйти за рамки привычного поведения и, получив этот опыт, использовать его в других жизненных ситуациях.

— Рисование едой. Подходит для любых форматов, работа с ограничениями, опыт отслеживания запретов, также опыт получения кинестетического удовольствия, пробуждение интереса к новым формам использования привычных вещей, развитие креативности. Часто выявляются внутренние запреты, связанные с едой, и проживание их дарит ощущение свободы.

— Рисование на нестандартных поверхностях. Можно взять цветную бумагу вместо белой, наждачную бумагу и мелки или пастель, ткань, стекло или все, что придет в голову. Так же, как и рисование нестандартными материалами, дарит массу впечатлений и экспериментов. Подходит для индивидуальных и групповых занятий, сложнее организовать онлайн, чем офлайн.

— Использование блесток, бисера, песка, крупы, смешение разных фактур. Подходит для разных форматов. Можно насыпать материалы на клей, смешивать их в миске и трогать разнообразие фактур, использовать в создании работы, которую потом разрушить, проживая гнев, обиду, страх.

— Рисование природными материалами. Богатство фактур и форм в природе позволяет придумывать невероятные занятия с простым добавлением одной или нескольких красок. Стоит отметить принципиальное отличие от других техник — это естественность и натуральность материалов. Контакт с природными материалами может создать более глубокую метафору, добавить всему процессу таинственности. Очень удобно использовать на выездных мероприятиях, поскольку основные материалы собираются на месте, это даже можно включить в задание. Можно в качестве подготовки попросить заранее подготовить любые природные материалы для онлайн-занятия. Использование природных материалов в любых творческих заданиях раскрывает фантазию, поскольку природные формы, цвета, фактуры задают тон всей работе, часто отключают логику и в описаниях появляются новые метафоры.

— Рисование руками. Ощущения, которые испытываешь при рисовании руками сложно сравнить с любыми другими. Очень здорово позволяет проживать эмоциональные состояния, проявлять смелость, яркость, сочность в работе. В идеале брать пальчиковые детские краски, они проще отмываются. Еще эта техника помогает проживать погружение в детский опыт, когда можно пробовать новое и это интересно. Подходит для разных форматов. Можно совмещать с другими техниками.

— Рисование ногами. Важно организовать для этого пространство в виде клеенки, влажных салфеток, большого формата бумаги или кусок обоев. Позволяет проживать агрессивные состояния, контакт с землей. Обычно это новый для участников опыт, он подходит для проведения разных форматов.

— Рисование на теле. Требует подготовки, безопасного пространства, можно на природе. Можно использовать любые части тела или рисовать по одежде, чтобы не смущать участников. Невозможно в индивидуальном формате и в онлайн-формате тоже. Можно делать в парах или мини-группах. Мехенди как один из вариантов, обкидывание сыпучей краской тоже. Если подготовить белые футболки, то они могут остаться сувенирами. Невероятно ресурсная техника, соединяет в себе кинестетику, взаимодействие на уровне тел, творчество, эмоции, новый опыт.

— Рисование на молоке или воде. Подходит для разных форматов. Разные фактуры красок разным способом растворяются в воде. Есть масляные жидкие краски, создающие пленку на поверхности, есть разбавленные водорастворимые или гуашь, которые создают рисунок в объеме и позволяют просто наслаждаться тем, как растворяется краска в воде. Для этого стоит взять высокий прозрачный стакан. Рисунок на молоке тоже интересный опыт. Это могут быть жидкие масляные краски, сухие или разбавленные водорастворимые. Что дает эта техника? Погружение в созерцание, новый опыт, удивление, результат непредсказуем. Снятие тревожности.

— Рисование пластилином. Кинестетический опыт, удобно проживание эмоциональных состояний. Подходит для разных форматов.

— Рисование привычными материалами в свободной форме. Прорисовка образов, состояний, историй, ощущений, ожиданий, символов — все это активнейшим образом используется в работе гораздо чаще, чем все остальные методы. Кроме этого, можно дорисовывать, трансформировать работы, сравнивать, взаимодействовать с ними, рвать, оставлять на память. Очень много вариантов использования найдете дальше, в разделе работы по запросам.

— Рисование на предметах: подсвечники (акрил), свечи (краски по свечам), кружки (запекание краски по керамике), одежда (краски по ткани), дерево (акрил). Использование незнакомых материалов и создание произведений — это очень сильный опыт познания нового, удовольствие от процесса, вдохновение, память о пережитом опыте. Можно наполнить работу смыслом, добавив немножко метафоры в процесс или в сам создаваемый объект.

— Рисование под музыку. Прекрасная возможность погружения в эмоциональные ощущения, которые создаются снаружи, но проживаются внутри. Исследование влияния внешнего мира на внутреннее восприятие, выход из привычной суеты в новое восприятие реальности простыми техниками. Обычно живая музыка в стиле импровизации уносит в прекрасные переживания, но и использование записей тоже может помочь погрузиться в определенные эмоции. В групповой работе отражается, насколько одно и то же произведение воспринимается и выражается разными людьми разным образом. Получается, что мы воспринимаем музыку на подсознательном уровне, как-то перерабатываем через ощущения и эмоции и выгружаем в работу с минимальным использованием систем мышления и анализа. А это укрепляет связь с интуицией. Любой спонтанный танец строится по этому же принципу, только в танце нашим инструментом является тело, и часто его возможности ограничены, в рисунке есть образы, цвет, фактура, это просто другой способ выражения своих переживаний. А чтобы их выразить, надо как минимум принять. Я люблю брать для таких занятий саундтреки и другие музыкальные произведения без слов. Каждый раз это невероятное приключение, которое рождает мое же воображение.

Использование лепки

Лепка позволяет проживать эмоции через кинестетику трансформации. Есть люди, для которых это самый эффективный материал.

— Образ героя. В процессе лепки символически трансформируется материал, и герой проявляется. Для этого не нужно уметь создавать шедевры. В лепке можно говорить о символах или образе героя, с которым можно общаться, придумывать ему истории в зависимости от идеи ведущего и задачи.

— Создание ситуации, когда, кроме героя, символически обозначаются в объеме другие участники или объекты, проигрывание ситуаций. Пластилин прекрасно используется в объемных работах, это меняет ракурс восприятия ситуации, придает больше живости историям, взаимодействию и позволяет эти действия проигрывать, а игра — это детское творческое и свободное состояние, которое помогает находить выход и проживать его вместе с героями.

— Кинестетические практики, такие как мять, бросать, делать отпечатки, выражать эмоции через действие. Все это помогает прожить яркие эмоции, особенно негативные. Снимает напряжение, позволяет выразить гнев в безопасной форме.

— Лепка из глины. Этот вид работы можно отнести к творческому опыту, для его реализации необходимы дополнительные знания, опыт и специальное оборудование, но эту технику можно использовать для создания артефактов, уникальных интерьерных вещей, сам процесс может быть очень успокаивающим, захватывающим или поддерживающим.

— Трансформация изделий, в том числе сочетание с разными фактурами, позволяет использовать любые материалы в объемных работах. Речь идет как о разрушении создаваемого, так и об использовании пластилина совместно с другими материалами. Конечно, это опыт проживания эмоций в первую очередь, но еще и свобода самовыражения.

Создание общего из частей

Такие техники хорошо использовать с целью проживания целостности.

— Коллаж. Самый мой любимый метод. Можно использовать коллаж, отражающий эмоциональное состояние, как собирательный образ, образ метафоры, образ мечты. Работа делится на этап подбора из журналов близких по ощущениям картинок и этап собирания общей работы из частей. Третьим этапом можно считать презентацию и обсуждение.

— Аппликация. Эта достаточно детская забава позволяет в ограничении создавать результат. Очень интересный опыт. Можно ограничить участников, предложив им круги и клей, а можно предложить различные материалы, кусочки ткани, кружева. В этом варианте техника похожа на рисование нестандартными предметами, но тут скорее создание общей работы из совершенно разных материалов. Это всегда интересно, увлекательно и креативно.

— Символические структуры из любых природных материалов. Увлекательный процесс создания чего-то необычного со смыслом. Это может быть мандала, кукла, символ, образ. Ценность объекта, которую вкладывает в его создание ведущий, остается с участниками.

— Использование символов, слов, фраз в работе. Вырезать слова из журналов и составлять из них послания.

— Сундук с сокровищами. Взять шкатулку или коробочку и наполнять ее символами и мелочами, придавая ценность процессу. Это может быть баночка или папочка. Этот процесс возвращает в ощущение детства, когда значение придавалось простым вещам и можно было затаив дыхание перебирать пуговицы или мамины украшения, создавать секретки.

— Плетение браслетов из бусин. Затратная, с точки зрения организации, идея, но может быть наполнена смыслом и ценностью. Браслет может быть оберегом или вдохновением. Можно создать для себя поддерживающие символы, учитывать значение камней или организовать офлайн трансформационную встречу, куда все приносят старые или рассыпавшиеся украшения и из полученных материалов создают новые браслеты и колье. В этом случае необходимо иметь тянущуюся леску и навык ее закрепления, но как раз это можно узнать методом проб и ошибок в совместном поиске или использовать цепочки, замочки и тонкогубцы для их крепления. Рекомендую посмотреть несколько уроков по креплениям, можно это включить в общую работу.

— Приготовление еды. Может стать уникальным процессом, если наполнить его смыслом. Выпечка хлеба традиционно считалась очень значимым действием, которое наполняет всех в доме энергией и здоровьем. Опыт отношения к обычным вещам более глубоко и осознанно позволяет находить в обыденных вещах ценность и смысл. Общение в процессе приготовления, своеобразные девичьи круги по интересам наполняют радостью офлайн-общение, онлайн переходит в разряд мастер-классов.

— Создание музыки ветра из природных материалов. Это целое приключение и новый опыт создания необычного предмета подходит для любого возраста. На природе офлайн прекрасная возможность увлечь таким заданием в совместном творчестве взрослых и детей.

— Волшебный блокнот. Личный кладезь артефактов и увлекательный процесс создания для себя поддерживающего пространства. Занимает достаточно много времени, удобно использовать в формате марафона, подкидывая новые задания каждый день.

Нитки в творческих практиках

Нитки — это прекрасный символ связанности, запутанности, линии жизни, пути. Они объемны, фактурны и имеют разные цвета. С ними можно экспериментировать. Я не буду вдаваться в каждую из возможных техник, полные инструкции можно найти в интернете в свободном доступе. Этот материал может быть знаком участникам, тогда можно смело использовать знакомые техники для создания изделий со смыслом, а может быть совершенно неизведанным, и тогда рекомендуется использовать его в исследованиях, поскольку сложные элементы плетения, вязания или шитья могут дать отвратительный эффект недовольства результатом. Так что надо брать простую технику для освоения или подбирать участников с определенным уровнем владения материалом.

— Запутывание. Хаос — это противоположность порядку. С нитками проще всего почувствовать разницу между удобным клубочком и невероятным комком ниток. У Терри Пратчетта в серии про ведьм рассказана технология создания специальных путанок, которые героини использовали для предсказания. Технология простая: из всего, что подвернулось под руку, запутывается нечто. Иногда полезно создать хаос из ничего, чтобы снять доспехи структурирования. Иногда полезно распутывать узлы, чтобы метафорически разобраться в истории своей жизни. Хороший инструмент для создания артефакта, но не менее важно в нем отслеживание своих чувств и эмоций.

— Мандалы на зубочистках. Обычные зубочистки и разноцветные нитки типа «ирис» путем техники наматывания превращаются в красивый узор. Техника достаточно простая, многократно описана в интернете, методом проб легко осваивается в течение 20—30 минут. В результате получается артефакт, в который можно вплести свои желания или пожелания. Приятное совместное время и ручная работа отвлекают от обыденности.

— Ловцы снов. Как и мандалы на зубочистках, имеют свою технологию: понадобится круглая основа и нитки, можно добавить бусины и перья по желанию. Могут стать интересной интерьерной деталью, имеют историю, уходящую к американским индейцам.

— Делаем куклы из ниток. Традиционно русские технологии также описаны в интернете. Простая работа руками как способ отвлечься. Можно вплетать свои чувства к человеку, придавать разный смысл, делать как оберег.

— Рисование нитками. Тут можно экспериментировать, подглядывать в интернет, использовать клей и ножницы. Очень нестандартный материал, может быть увлекательной историей для создания произведения в стиле наивного творчества.

— Плетение браслетов из узелков. По сути, используются основные знания макраме, занимает достаточно длительное время, можно вплетать бусины, делать обереги или подарки со смыслом. В этой технике важна усидчивость, контроль за руками и погружение в процесс. Практика тоже важна. Как использовать эту технику? В организации творческого пространства по интересам. Совместный труд очень благотворно действует на психику, добавляет жизни общения. В древности узелки использовали в заговорах, и можно добавить немножко шаманизма, вплетая в свои изделия пожелания, настроение, мечты. Тренирует усидчивость, это не привычное времяпрепровождение, и можно изучать всю гамму эмоций, которые вызывает новый опыт.

— Вышивание, вязание, шитье, создание игрушки. Есть масса курсов в свободном доступе, чтобы творческие занятия стали более объединяющими и созидающими, всегда можно прибегнуть к опыту профессионалов и попробовать что-то новое для себя.

Карточки и фотографии

Карточки и фотографии используются в творчестве для настройки или для метафорических практик, когда участник ищет сам ответ на запрос в выпавшем образе, кроме этого, их можно создавать. Использовать их можно в случайном порядке или выбирать из разнообразия понравившиеся. К некоторым метафорическим картам есть описания-подсказки, курсы обучения тоже встречаются, не вижу смысла вдаваться подробно в технологию.

— Любые метафорические карты. Ценность работы в трактовке метафоры, выпадающей на запрос. Участнику рекомендуется самому трактовать выпавший образ, но есть колоды карт с толкованиями. Соединить значение запроса и метафоры — в этом открывается возможность увидеть для себя более широким взглядом возможности или убедиться в своих опасениях.

— Работа со своей фотографией в настоящее время или из детства. Можно дорисовывать, создавать для фотографии рамку, настраиваться с помощью фотографии на собственный образ или образ себя в детстве, писать себе послания. Все эти методики призваны осознать себя целостной личностью, ощутить свое собственное место в жизни сейчас, прочувствовать разницу между внешней жизнью и внутренней, между жизнью в прошлом и будущем, уверенно принять за свою жизнь ответственность. Например, дорисовать к детской фотографии то, что тогда хотелось больше всего, и поразмышлять, как это влияет на жизнь взрослой меня сейчас. Это позволяет пересмотреть свое ощущение жизни, почувствовать разницу своего реального отношения к жизни и возможного, выбирать, какое отношение к жизни нравится, и внедрять его как привычку в реальность. Компенсация ощущения ущербности совмещает работу НЛП-технологии и арт-терапию. Работы со своими детскими фотографиями всегда освобождают массу ресурса, очень трансформационные, позволяют позаботиться о своем внутреннем ребенке, подарить себе заботу, внимание и тепло.

— Фотографии настроения любых детей. Специальная подборка детских эмоций в фотоформате помогает прикоснуться к собственным переживаниям детства, помогает работать с внутренним ребенком, детскими травмами, проживать сильные эмоции и соотносить их с реальной жизнью, находить гармоничный выход из них, понимать, как они работают, снимать страх чувствования. Также можно использовать в качестве нового ракурса разбора ситуации, когда для всех участников ситуации подбираются эмоциональные детские образы, вся серьезность ситуации снижается до уровня разборок в песочнице, и, наблюдая за конфликтом с позиции взрослого, можно увидеть самые продуктивные решения и спокойно реализовать их в реальности.

— Разрезание фотографий. Да, это подходит больше для проживания ярких негативных эмоций в безопасной среде: горевание, прощание, освобождение, и многие интуитивно находят этот способ самостоятельно.

— Коллаж из фотографий. Если сравнивать эту работу с обычным коллажем, то, как только в работе появляется личная фотография, он приобретает более глубокий смысл, в нем идет пожелание для себя, окружение себя заботой, появляется центральная фигура, вокруг которой разворачивается вся красота. С одной стороны, безличный коллаж позволяет войти в проживание эмоций через созерцание частей целого, с другой — фотография, хоть и личная, все же является символом прошлого, именно это позволяет снять ракурс с переживаний о будущем и принять символические дары прошлого в жизнь, таким образом обойти внутренние запреты и принять свое счастливое будущее тоже.

— Фотографирование объектов в разном ракурсе. Смена ракурса, поиск — это всегда расширяет границы, вдохновляет на исследование и может быть инструментом, который можно использовать и в других аспектах жизни. Очень простая техника, занимает минимум времени, с учетом сегодняшних технологий, доступна всем, подходит для марафонов и любой другой работы.

— Фото себя в отражениях разных предметов. Снимает значимость идеального образа и красивой картинки, метафорически раскрывает разнообразие точек зрения и перезагружает собственное отношение к себе, сбрасывает ограничения и придает свободу проявляться разным способом.

— Фотомарафоны с ежедневными короткими заданиями. Очень эффективны для внесения в жизнь новых впечатлений небольшими усилиями. Перезагружает привычное отношение к реальности, добавляет свободы проявлять себя. Грамотная организация поддержки и обмен работами в ходе марафона наполняет вдохновением и идеями. Пример заданий: фото трещины, фото совмещения несовместимого, перевернутое фото, фото облаков, приключение вилки.

— Трансформация фотографии в телефоне. Технические возможности сейчас позволяют с минимальными затратами сил и времени реализовывать творческие идеи, создавая коллажи, наложения, добавляя эффекты. В этих работах реальность преобразуется в творческое произведение. Метафорически это опыт влияния на реальность с помощью воображения.

Музыка и голос

Трудно переоценить влияние сильнейшего, уникального инструмента, который может выражать свободу проявления, настраивать вибрационно тело на одну волну, настраивать общее пространство. Можно использовать разными способами. Есть специалисты, которые более серьезно работают в этом направлении, очень эффективной бывает работа в соавторстве. Здесь представлены некоторые техники, некоторые из них можно добавлять к занятиям, особенно если это групповые занятия в залах или на природе.

— Звучание. Вообще, коллективное звучание на одной частоте создает вибрации в теле, которые помогают снять напряжение. Механизм звукоизвлечения устроен таким образом, что на разных тонах получаются разные вибрации, и они влияют на разные части тела, внутренние органы. В любом случае свобода собственного голоса оказывает лечебное воздействие на весь организм, и если есть такая возможность, то звучать — это прекрасно, а если вместе, то эффект еще круче. Пение мантр, совместные молитвы, даже в фильмах заклинания проговариваются совместно. Обратите внимание на этот простой и мощный инструмент. Караоке как способ звучать — тоже прекрасный инструмент снятия блоков физических, эмоциональных, страхов выступления.

— Крик. Одна из прекрасных техник, которая работает на снятие зажимов, вызванных не пережитыми эмоциями. Сразу дает эффект расслабления, хорошо выполнять на природе в малолюдных местах.

— Звучание под ритмы бубна или барабана вместе с движениями. Погружение в собственное тело через ритмичность выполняемых движений под ритмичные низкие частоты. Техника корнями уходит в древние времена и является прекрасной для соединения со своей природой, часто приводит к трансовым состояниям. Удобнее всего проводить на природе, но можно использовать и залы. Вибрация бубна определенным образом совпадает с ритмом биения сердца, движением, звучанием — все это может приводить к трансу, когда связь с подсознанием становится более реальной и через образы и метафоры приходят ответы на многие вопросы. Для использования этой техники хорошо бы обратиться к специалисту и качественному инструменту.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Творческие практики. Идеи для работы от арт-терапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я