Заключительная, третья книга большого методического пособия, посвящена одному из самых сложных и ответственных направлений психолого-педагогической деятельности в ДОО — развивающей и психокоррекционной. Подходить к нему «с наскока», не имея четко выстроенного, проработанного на практике алгоритма действий и базовых знаний в области специальной психологии и педагогики — слишком большой риск для всех участников отношений, вовлеченных в этот процесс. На страницах книги автор незатейливо знакомит коллег с собственными представлениями о некоторых ключевых аспектах этого направления. Основная цель — обогатить имеющиеся теоретические знания у начинающих свою профессиональную деятельность коллег тем практическим опытом, который сложился у автора за многолетнюю практику работы детским психологом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 3» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава V
«Адаптация»
О сопровождении воспитанников в период адаптации к ДОУ написано немало отличной литературы информативного и рекомендательного характера, и я считаю, что не к чему заниматься интерпретированным пересказом, а посему долго останавливаться на этой теме. Кроме того, во второй книге (т.е. второй части пособия) в главе III «С чего начинать укреплять психологическое здоровье», а также в главе V «Профилактика», я давала информацию по этой теме.
Также, не вижу смысла рекомендовать какие-либо программы психологического сопровождения вновь поступивших воспитанников, так как каждый год адаптация детей может проходить по-разному, ввиду их неоднородного качественного и разного количественного состава.
Например, в один из годов группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет в подавляющем большинстве состояла из детей с несформированными элементарными навыками КГН (не умеющих держать чашку и ложку, а также самостоятельно играть, не говоря уже о горшке), а в другом учебном году — набор воспитанников был совершенно иной, то есть группа состояла из большого процента детей довольно самостоятельных, но помимо них еще и детей-инвалидов, и детей из семей другой языковой культуры.
Таким образом, воспитанники (во втором примере) были разделены на три подгруппы: с одной проводилась профилактическая работа и с ними упор в работе (помимо снижения эмоционального напряжения) делался на развитие игровых навыков, произвольного поведения и формирование адаптивных привычек к режимным моментам ДОУ; с двумя остальными — проводилась психокоррекционная работа.
Более того, даже в случае разделения детей на подгруппы со схожими проблемами, порой бывает сложно придерживаться какой-то определенной программы, так как приходится подстраиваться под конкретные индивидуальности каждого воспитанника. Для этого от психолога требуется не просто адаптировать взятую за основу программу, а на ходу составлять собственную, комбинируя ее теми играми и упражнениями, которые подходят под конкретные, текущие задачи4.
Если же абстрагироваться от конкретных задач (о них читай в последующих главах) и обсудить общие, то получается, что все эти задачи так или иначе должны способствовать созданию психологических условий, формирующих положительный эмоциональный климат в целом в группе и одновременно условия для комфортного самочувствия каждого ребенка.
И здесь я опять позволю себе важное отступление. Если для этого (решения общей задачи), в какой-то из дней твоей работы в ясельной группе тебе придется отдать предпочтение индивидуальной деятельности вместо запланированных совместных игр — без колебаний сделай это.
«Как же так? — спросишь ты, — «а как же остальные воспитанники?» Так вот именно ради остальных воспитанников, общего положительного климата в группе ты и должен уделить особое внимание ребенку, который в этом крайне нуждается. Почему? Потому что в период адаптации к новым условиям дети излишне восприимчивы к любым отрицательным внешним раздражителям.
А теперь представь ситуацию, в которой один ребенок слишком громко плачет и при этом он совершенно неуправляем. Такой ребенок будет и сам находиться в состоянии повышающегося (закольцованного) стресса, и заряжать своим негативным эмоциональным состоянием окружающих ребят. Какая при этом будет общая атмосфера? Ну что, в данном случае, важнее — групповая или индивидуальная деятельность педагога-психолога, пришедшего в группу? Думаю, ответ очевиден.
А вот теперь вернемся к обсуждению общих задач.
В первую очередь они должны быть направлены на снижение эмоционального напряжения детей. А тут, как ты уже понял, нужно ориентироваться на конкретную ситуацию, и по ней уже ориентироваться какие именно приемы необходимо применить.
Более всего для снятия эмоционального напряжения помогает ласковое общение и тактильный контакт5. Но, поскольку, в групповой работе обнять сразу всех у тебя, конечно же, не получится, помочь в этом может большая яркая игрушка, которую дети с удовольствием обнимают сами. Например, мягкий зайка или слоник поочередно ласково обращается к каждому малышу, и при помощи взрослого обнимает и/или гладит ребенка.
И уж если речь зашла об игрушках, не могу не затронуть тему о роли любимой игрушки ребенка в период его адаптации. С любимой игрушкой малышу гораздо легче пережить момент расставания с родителем, ведь он остается не один, а с верным другом. С ней малышу легче адаптироваться в группе, она помогает преодолеть негативные переживания в различных особо стрессовых ситуациях (таких, например, как дневной сон). Кроме того, через любимую игрушку взрослому легче наладить контакт с малышом, а самому ребенку приобрести опыт новых социальных отношений.
Еще одним приемом решения задачи на снижение эмоционального напряжения детей в адаптационный период является игра-экскурсия, целью которой является освоение детьми окружающего пространства группы. Ведь малыши, только начинающие посещать детский сад, боятся неизвестности и всего нового. Новая территория и новая обстановка — это и есть то самое пугающее неизведанное. А это значит, что педагогу необходимо ненавязчиво (т.е. в игровой форме) помочь воспитанникам освоить новое жизненное пространство. Расширяя узнаваемое пространство группы и прилегающих к ней территорий, педагог (в большинстве это воспитатель под патронажем психолога) устраняет значительную долю страхов малышей.
В этой связи стоит посвятить несколько слов о самом пространстве группы, а точнее о насыщенности его различными игрушками, потому что следующим приемом, о котором стоит упомянуть, является прием по созданию у малышей игровой мотивации.
Для детей раннего возраста ведущей деятельностью является предметно-манипулитивная, поэтому в группе в большом разнообразии и количестве должны присутствовать игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия. Например, пирамидки, матрешки, различные вкладыши и крупные пазлы, кубики, составные игрушки, шнурки и крупные бусины для нанизывания и т.п. При этом все они должны располагаться так, чтобы любой ребенок мог без труда достать привлекающую его игрушку/предмет без посторонней помощи.
И хотя основной акцент в насыщении игрового пространства ясельной группы необходимо делать на игрушках и предметах описанных выше, не стоит забывать и об уголках с реалистичными игрушками (такими, как куклы и различная кукольная утварь; одежда и мебель, соответствующая размерам кукол; сумки; корзины; наборы овощей, фруктов и других продуктов; различные машины; звери и т.д.).
И уж кто, как не психолог, знает эту неоспоримую истину — разные дети — разные игры. Одним детям необходим уголок уединения/релаксации, о котором я подробно рассказала во второй части пособия в главе IX «Получите от меня» (описание уголка смотри в сносках к указанной главе). Кстати, хороший успокаивающий эффект оказывают игры с водой и песком. Другим же дошколятам жизненно необходимы пространство и приспособления для активных игр, связанных с прыжками, лазанием, катанием и т.п. (например, небольшая горка, сухой бассейн, лошадка-качалка).
Из всего выше сказанного получается, что сформировать игровую мотивацию у малышей в период их адаптации к ДОУ с непривлекательными для данного возраста предметами в плохо организованном игровом пространстве — задача практически невыполнимая. А значит, психолог должен заранее, до начала нового учебного года, провести соответствующую экспертизу и информирование педагогов групп раннего возраста на предмет устройства развивающего игрового пространства этих групп.
Более того, игровая мотивация, как известно, не возникнет и в условиях повышенной тревожности. Поэтому разговор пойдет еще об одном важном приеме, помогающем наладить правильный контакт и снять эмоциональное напряжение у малышей — о расширении диапазона эмоций у дошкольников через переживание ими чувства радости.
Первым и самым доступным инструментом, помогающим снять тревожность через получение радостных чувственных моментов, является веселая музыка и детские песенки. Потанцуйте вместе с самыми отзывчивыми детьми под веселую мелодию. Как уже упоминалось выше, дети прекрасно заряжают друг друга и потому, в такой забавной игре, зачастую принимает участие вся группа.
Другой, но самый важный инструмент — соучастие. Соучастие — это когда взрослый создает впечатление, что он всегда рядом, оказывая малышу доброжелательное внимание, помощь в практических действиях и выстраивании отношений со сверстниками в группе. Такая эмоциональная и физическая поддержка педагога дает малышу желанное чувство безопасности, благодаря чему ребенок естественным образом переходит в режим природной любознательности, а значит оптимальной активности и радости от всего нового6. Он успешно овладевает необходимыми навыками и быстро привыкает ко всем режимным моментам, так как полностью доверяет своему взрослому другу.
И, тем не менее, всегда необходимо помнить, что доверие очень хрупкая «вещь», и порой достаточно одного неосторожного слова или взгляда, чтобы в один момент разрушить искреннее расположение, не говоря уже о таких грубых ошибках, как насильственное кормление или укладывание на дневной сон.
Следующий инструмент, при помощи которого педагог минимальными усилиями помогает детям испытать чувство радости и последующее желание малышей посещать детский сад — совместная игровая деятельность.
Эмоциональное общение, а далее — привязанность, возникает на основе совместных действий. А какое действие быстрее всего сближает? Действие, соответствующее ведущей деятельности ребенка конкретного возраста. Для детей дошкольного возраста — это игра.
Однако малыши в возрасте до 2 — 2,5 лет не умеют играть вместе и не испытывают потребности общения со сверстниками, более того, для них потребность в действиях с предметами оказывается важнее, чем общение с другими детьми. И только взрослый, а не ровесник, вызывает у ребенка интерес к совместной деятельности. Именно поэтому педагог и затевает игру, приглашая с ним совместно поиграть.
Игровые действия малышей этого возраста еще крайне отрывочны и не связаны в единое целое и поэтому не нужно усложнять игру. Напротив, игры для детей, находящихся в процессе привыкания к новым условиям стоит подбирать короткие и подражательные. Пример одной из таких игр для детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ смотри в сносках7.
Что же еще кроме игры, самой естественной формы проявления своего"Я"ребенком дошкольного возраста, поможет детям испытать чувство радости? Освоение значимыми действиями. Такими действиями в условиях детского сада являются навыки КГН, в том числе элементарные навыки самообслуживания (самостоятельное одевание носков, сандалий и т.п.).
Итак, следующий действенный инструмент в руках педагога — адресная помощь в формировании навыков самостоятельности. Думаю, тебе не раз приходилось наблюдать какое чувство необычайного удовольствия испытывает ребенок, у которого получилось справиться самостоятельно со значимым для него действием. Сопровождает этот процесс эмоциональная и практическая поддержка в тот момент, когда не получается и восторженная похвала каждого конкретного этапа в освоении определенного действия (например: — «Ну вот, смотри, какой ты молодец, уже сам на пальчики носочек надел!»).
Все описанные мной приемы, способствующие решению задач по созданию психологических условий, формирующих общий положительный эмоциональный климат в группе и условия для комфортного самочувствия каждого ребенка, являются основными и обязательными. И хотя таких приемов на самом деле значительно больше, выполнение этих основных уже приведет к желаемым результатам. И напротив, их невыполнение может привести к возникновению отрицательных форм поведения наиболее подверженных к этому детей и как следствие к трудностям/нарушениям интеллектуального и/или психического развития.
В качестве вывода этой важной, на мой взгляд, главы хочется обратить твое внимание, что адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное наблюдение за процессом приспособления ребенка к новым условиям, а как серьезную активную работу со всеми участниками, вовлеченными в этот процесс.
Трудности адаптации возникают в связи с недостатком необходимых знаний и опыта у родителей и педагогов, в связи с чем ребенок сталкивается с непониманием его чувственно-эмоциональных состояний и не желанием взрослых принимать в расчет его интересы, желания и потребности.
Более того, процесс протекания адаптации имеет большое значение, от которого во многом зависит последующее развитие ребенка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 3» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Если ты решил составить свою коррекционно-развивающую программу для решения оперативных задач по коррекции определенных нарушений, необходимо учесть тот факт, что такая программа будет являться «Проектом». Почему «Проект» и чем он отличается от «Программы»? Если выражаться примитивно, то «Проект» — это проба. Для реализации «Проекта» не нужна авторитетная рецензия, достаточно обсудить и принять его на педагогическом совете ДОУ. Таким образом, главное отличие состоит в том, что полученные результаты коррекционного воздействия, прописанные в «Программе», проверяются на протяжении достаточно длительного временного интервала, оценку которым должны давать независимые эксперты.
Еще одним отличием «Проекта» от «Программы» является то, что «Проект» — это цепь последовательно-спланированных и документально обоснованных взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для разрешения оперативных задач за строго определенный период времени (не более года), основанная на адекватном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов. Цель «Проекта» гораздо конкретнее в отличие от цели «Программы». Это может быть и отдельная задача.
«Программа» — более насыщенный по содержанию и целям нормативный документ, отражающий подробное ценностно-целевое обоснование, содержание и организацию деятельности, условия реализации и все возможные предполагаемые результаты, варианты их отслеживания и представления.
Обязательным в обоих вариантах является подробно расписанные формы, методы, приемы, средства организации и взаимодействия участников.
5
С ребенком с выраженным РАС тактильный контакт для снятия эмоционального напряжения в период адаптации к новым условиям либо вообще не подходит, либо он должен быть более глубоким.
6
Умение радоваться всему, что окружает — это естественное, природное качество маленького ребенка. Но чем старше он становится, тем более погружается в условности окружающего его мира и тем более теряет свое искреннее, безусловное наслаждение каждым настоящим моментом. Радоваться малому, без каких-либо «но», привнесенных из прошлого опыта и обращенного в будущее, по-настоящему могут только маленькие дети и достаточно духовно развитые люди.
7
Игра «Покружимся»
Материал: игрушечные зверята по количеству малышей.
Ход игры: педагог показывает детям приготовленных для игры игрушечных зверят и объявляет, что зверятам очень хочется научиться красиво кружиться и предлагает малышам помочь зверятам. Педагог берет одну игрушку, крепко прижимает ее к себе и кружится с ней читая стишок и действует в соответствии с его содержанием:
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Затем дети вслед за педагогом выполняют те же движения.