В книге описан и систематизирован опыт работы практического психолога. Принципы диагностики, коррекции, психологического консультирования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы практической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Алекс Прядко, 2023
ISBN 978-5-0059-8512-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Деятельность практического психолога в школе
Практический психолог — равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую кроме него никто не может профессионально обеспечить, а именно психологическое здоровье и развитие детей. Психолог опирается на знания о закономерностях психологического развития, психологических условиях становления личности, об истоках поведения и мотивации.
Практический психолог, работая в детском саду, школе, интернате, имеет дело с детьми разного возраста. И основная задача его — помощь детям на разных этапах их развития.
В своей деятельности психолог взаимодействует с детьми, воспитателями, учителями, администрацией, органами опеки, полицией, родителями. Но в центре работы психолога находятся интересы ребенка.
С чего начинается работа школьного психолога?
— добиться признания, что ты психолог,
— провести беседы с администрацией, учителями, детьми, родителями,
— поприсутствовать на уроках, педсоветах и родительских собраниях,
— изучить документацию учреждения,
— сообщить учителям и родителям, где, когда и по каким вопросам обращаться.
Важно в работе практического психолога — обеспечить психологические условия, благоприятные для психологического развития каждого ребенка. В связи с чем, необходимо изучать и развивать способности, склонности и интересы детей, учитывая их возрастные особенности.
Основные виды деятельности практического психолога:
— психологическое просвещение, приобщение взрослых (учителей, воспитателей) и детей к психологическим знаниям (знакомство взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка, популяризация и объяснение результатов новейших психологических исследований, формирование потребностей в психологических знаниях и желания использовать их в работе с ребенком или личностного роста, знакомство учащихся с основами самопознания и самовоспитания, достижение понимания необходимости работы психолога в детском учреждении),
— психологическая профилактика и предупреждение отклонений (первичная профилактика с детьми, имеющими незначительные поведенческие, эмоциональные и другие расстройства, вторичная профилактика, направленная на работу с детьми группы риска, у которых трудности уже начались, третичная профилактика, когда внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными и поведенческими проблемами),
— психологическое консультирование (консультация учителей, воспитателей, родителей может быть индивидуальной и групповой; учителя обращаются к психологу по поводу трудностей усвоения учениками программы обучения, отсутствия желания и умения детей учиться, возникновения конфликтных отношений между детьми; подростки могут обратиться с субъективными переживаниями по поводу неблагополучных отношений с другими людьми, взаимоотношений в семье, отношений между мальчиками и девочками; старшеклассников может интересовать проблема выбора профессии),
— психологическая диагностика (основные задачи — дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна как самим детям, так и тем, кто с ними работает; контроль динамики развития детей и коррекция развития, как слабых, так и сильных учащихся; сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания),
— психологическая коррекция.
Психолого-педагогический консилиум, задачи психолога:
— помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения,
— вскрыть проблемы самооценки, мотивации, эмоционального настроя, обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой в отношении его развития и наметить реальную программу работы с ним,
— обозначить положительные стороны ребенка и представить доказательства, основанные на данных психодиагностики,
— добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике,
— выработать понимания всеми учителями сути личностной проблемы ребенка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы практической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других