Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию

Татьяна Анатольевна Мирная, 2021

Пособие, состоящее из трех частей, написано для начинающих свою трудовую деятельность педагогов-психологов ДОО, оно поможет пошагово разобраться в вопросах с чего и, главное, как правильно начинать работу в дошкольном образовательном учреждении. Предоставит практические рекомендации по каждому направлению профессиональной деятельности, ознакомит с заполнением основных видов документации, а также подарит образцы составления психолого-педагогических характеристик, заключений психодиагностических исследований и рекомендаций для родителей, педагогов и специалистов. В свою очередь, публикуемый материал будет полезен не только начинающим специалистам, он может существенно обогатить теоретический и практический опыт психологов со стажем. Практическая ценность, а возможно, и уникальность пособия состоит в том, что предоставленный читателю материал не копирует, а дополняет имеющуюся на просторах книжных полок и интернет-площадках информацию по данной тематике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

«Самопрезентация»

Эта глава посвящена тому читателю, который только собирается вступить на профессиональный путь, либо, по каким-либо причинам, желает сменить место работы не меняя, при этом, сферу деятельности.

Опустим подробности поиска и начнем с назначения Вам даты собеседования. Обязательным условием успешного исхода собеседования, является грамотная самопрезентация.

Самопрезентация — это презентация возможностей и способностей претендента на интересующую должность. Основной ошибкой на этом этапе является отсутствие четкого понимания, что и как необходимо донести до работодателя, чтобы он не сомневался в выборе вашей кандидатуры. Поэтому к предстоящей встрече нужно надлежащим образом подготовиться и в деталях проработать все нюансы, ведь, скорее всего, второй возможности произвести правильное впечатление у Вас не будет.

Чего не следует делать:

— готовить длинный текс представления (рассказ о себе должен быть продолжительностью до 5 минут);

— начинать с вопросов, до того, как представили рассказ о себе;

— употреблять в речи жаргонизмы и слова паразиты;

— проявлять несдержанность недослушав или перебивая собеседника, а также быть излишне эмоциональным при ответах;

— декларировать неискренность (завышение своих профессиональных знаний и качеств личности);

— имитировать, в стремлении понравиться, положительные эмоциональные состояния и оценки, использовав приемы суггестии, нарочитость и лесть;

— проявлять стремление к оправданиям или вербальную неуверенность (например, в ответе на неожиданный вопрос);

— сутулиться, постоянно топтаться или ерзать на стуле, перебирать предметы в руках, кусать губы, почесываться, кашлять, чихать, а также скрещивать руки или ноги, чересчур активно жестикулировать;

— бояться критики и провала.

Что желательно предпринять и как себя правильно представить:

— ознакомиться в авторитетных источниках (например, на сайте «Федерация психологов образования России»)1 с требованиями к профессиональным компетенциям и примерной должностной инструкцией педагога-психолога;

— проанализировать полученную информацию, соизмерить ее со своими реальными активами в виде собственных знаний, навыков и умений, выделить в этом активе слабые и сильные позиции;

— запланировать, с опорой на свои характерологические особенности личности, дальнейшие теоретические и практические траектории профессиональной деятельности в отношении слабых позиций в сторону их обогащения знаниями и умениями (предусмотрительно включив их в самопрезентацию); 2

— в самопрезентации, нужно обратить внимание работодателя на свои преимущества; 3

— составить структурированный план рассказа о себе, который поможет не только лучше написать, но и запомнить свою самопрезентацию (текст должен быть акцентирован на конкретных фактах, а не на пространных размышлениях); 4

— правильно эмоционально настроиться на предстоящую встречу — держаться спокойно и уверенно (для этого необходимо четко осознавать, чего Вы хотите и безусловно верить в то, что Вы транслируете потенциальному работодателю);

— после приветствия, сопровождающегося доброжелательной улыбкой, необходимо представить самого себя, запомнить имя собеседника и не забывать его периодически произносить;

— контролировать осанку, держать голову прямо, а при разговоре следить за интонацией и смотреть собеседнику в глаза (эффективным подспорьем к самопрезентации будет адекватный ситуации внешний вид);

— использовать деловой формат речи (желательно употребление глаголов, указывающих на ваши профессионализм и активность: умею, знаю, владею, получил, улучшил, участвовал, добился, разработал, внедрил и т.п.);

— обязательно подготовить ряд вопросов, которые стоит задать работодателю, когда об этом Вас попросят, либо самостоятельно взяв инициативу в конце собеседования (об уточнении обязанностей, организационных моментах, имеющимся специальном инструментарии, зарплате и т.п.), при этом вопросы не должны насторожить работодателя и помешать сделать выбор в Вашу пользу; 5

— после обмена вопросами и заключительных слов, наберитесь смелости и спросите работодателя, как он оценивает вашу кандидатуру (если Вы почувствовали, что Ваши шансы невелики все равно, не постесняйтесь выразить энтузиазм и заинтересованность в вакансии);

— ритуал прощания должен, как и вначале встречи, сопровождаться доброжелательной улыбкой, вне зависимости от ее исхода (последние слова встречи и прощание важны не менее, чем приветствие или ведение беседы);

— сохраняйте позитивный настрой до конца собеседования и уходите уверенно (смотрите на это как на вариант оттачивания навыка самопрезентации, ведь именно этот опыт повысит, в дальнейшем, Ваши шансы на победу). 6

Помните! Негативный опыт — наш главный учитель и справедливый страж с ключами от дверей в переходе на другой, более высокий уровень. Поэтому отнеситесь к нему с должным пониманием и почтением.

Тем, кто решил сменить место работы, уже имея за плечами профессиональный опыт, могут стать полезными следующие рекомендации:

Итак, первый вопрос, который Вам, обязательно, зададут: — «Почему Вы решили поменять место работы?», может стать настоящим камнем преткновения на собеседовании. Поэтому отвечать на него стоит предельно откровенно, ведь, со временем, все тайное…. (дальше сами знаете), и уж тем более, когда обе организации находятся в одном населенном пункте.

Если поводом сменить место работы оказались обстоятельства личностно-бытового характера, то и озвучивать их, потенциальному работодателю, Вы можете без всякого риска недоверия к Вашему решению. Однако, соблюдать определенные условия, все же, необходимо. А именно:

— обязательный зрительный контакт;

— тон должен быть спокойным и ровным:

— речь убедительна;

— ответ лаконичным.

Например: — «Ввиду переезда в другой район, мне стало неудобно добираться до прежнего места работы, так как времени на это уходило неоправданно много».

Помните! Не стоит, на собеседовании, нагружать работодателя подробностями своей личной жизни, и уж тем более, обозначать проблемы.

Однако, в том случае, если Ваше увольнение оказалось условно-вынужденным,7 существуют весьма неоднозначные нюансы. Правдивый ответ, при таком варианте развития событий, в глазах нанимателя, может характеризовать Вас не с лучшей стороны, а неправдивый, значительно уменьшит шансы на победу. 8

А как правильно на него отвечать? Дело в том, что «правдивый» и «неправдивый», весьма субъективные понятия, суть которых сводится к не к тому как это воспринимают окружающие, а к тому, во что верите Вы сами, ведь спрашивают именно Вас.9 Поэтому, при условии искренней убежденности, в том, что Вы говорите, необходимо назвать истинную причину увольнения, но не допуская негатива. Другими словами, нужно перевести негатив в позитив.

Так, например:

— вместо: — «Педагоги, работающие с воспитанниками с ЗПР не желали прислушиваться к моим рекомендациям, в результате чего у нас возникли недружелюбные отношения»;

— говорим: — «Я могу и хочу, добиваться максимальной результативности в коррекционной работе с воспитанниками с ЗПР, использовав, при этом, инновационные технологии, однако коллеги, работающие с данной категорией детей, моей активной позиции не разделяли, предпочитая работать привычными, устоявшимися методами»;

— вместо: — «Прошлая работа не оправдала моих ожиданий, так как мне неоправданно мало платили»;

— говорим: — «Несмотря на приятную общую атмосферу и интересную работу, мои индивидуальные достижения продолжительное время, никак не отражались на материальном стимулировании»;

— вместо: — «Руководство навязывало мне использовать в работе диагностический инструментарий, с которым я была не соглас(ен)на и это повлияло на дальнейшие деловые отношения»;

— говорим: — «Руководство настаивало на том, чтобы в своей работе я использовал(а) тот диагностический инструментарий, который я считаю менее информативным. Такой подход не дает мне возможности в полной мере реализоваться как специалисту».

Помните! В вашем ответе важна не только причина увольнения, но и то, как вы ее преподнесете. Не допускайте критики в адрес предыдущего начальника, не демонстрируйте свою нелояльность к коллегам и стремление избегать трудностей. Напротив, постарайтесь так выстроить свои ответы, чтобы подчеркнуть в них свои достижения. Подготовьте примеры, которые, расскажут о результатах вашей профессиональной деятельности, продемонстрируют ваши знания и опыт.

Иначе говоря, правильно сформулированными ответами вы продемонстрируете не только ваше умение достойно выходить из непростой ситуации, а также свой профессионализм, владение деловым этикетом и заинтересованность в эффективной работе.

Если же причиной Вашего увольнения стали какие-либо серьезные нарушения, об этом тем более стоит сказать в правдивой формулировке:

Например: — «На своей прошлой работе, я совершил(а) очень оплошный поступок, который обернулся серьезным разбирательством и, в последствии, предложением мне уволиться «по хорошему». Я раскрыл(а), воспитателям группы, результаты диагностики ребенка с проблемным поведением и это стало обсуждаться ими с родителями ребенка. Я полностью поддерживаю своего начальника в решении предложить мне уволиться, так как родители ребенка поставили его перед жестким выбором — уволить меня и замять это дело, либо придать широкой огласке этот факт и тогда пострадает не только моя репутация. В свою очередь, брать на себя смелость обвинять воспитателей, я тоже не берусь, считая все произошедшее только своей профессиональной ошибкой».10

Не прибегайте к оправданиям. Напротив, в конце повествования, обязательно подчеркните, что Вы полностью осознали свой неправомерный поступок, сделали соответствующие выводы и сполна научены этим неприятным опытом. И если Вы действительно говорили откровенно, это не останется не подмеченным.

Помните! Не осознавший причин своих прошлых ошибок не избежит их в будущем. Но осознав их — не присваивайте себе ярлыки, и тем более, не занимайтесь самобичеванием. Сделайте выводы и смело идите дальше!

Не даром говорят, что за одного битого двух небитых дают.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

На сайте «Федерация психологов образования России» имеется возможность скачать электронную базу всей нормативно-правовой информации, пройти обучающий вебинар, а также получить онлайн консультацию по вопросам обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

2

Например: — «Недостаток своего профессионального опыта в области консультирование, собираюсь восполнять теоретическими знаниями о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, умением быстро и качественно работать с источниками научной информации, опытом преодоления сложных жизненных ситуаций и природными способностями к конструктивной коммуникации и эмпатии».

3

Например: — «…, а интерес к профессии и активная жизненная позиция будут безусловно способствовать моему профессиональному росту».

4

Указывать на достигнутые в прошлом результаты и личные достижения, при этом можно оперировать цифрами, датами, процентами и т.п.

5

Например: — «Как долго я могу находиться на больничном? Могу ли брать дни за свой счет?».

6

Забыть все страхи и расслабиться поможет правильный настрой (например, тот, что Ваша изначальная задача не понравиться работодателю и устроиться на эту работу, а поупражняться в импровизации по созданию сценического образа «Успешный психолог — заслуженный победитель!».

7

Например, причиной увольнения может стать: конфликт с коллегами; разногласие с начальником в оценке эффективности в каком-то из направлений вашей деятельности; несогласие с распределением стимулирующих надбавок и т.п.

8

Весьма опрометчиво недооценивать способности человека, который руководит коллективом, чувствовать фальшь.

9

В абсолютном понимании, нет ни правды, ни лжи. Все в мире субъективно, потому что, человек живущий в нём, индивидуален, сложен и многогранен, и посему объективной правды быть не может (просто один субъективный контекст заменяется другим)

10

Все приведенные в пособии примеры — это исключительно выдумка автора, с целью наиболее полно раскрыть заявленную тематику.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я