Сборник задач и упражнений по биохимии для студентов медицинских специальностей

Татьяна Александровна Лобаева, 2023

В сборнике собраны тематические задания различного уровня сложности по 12 темам биохимии, включая ситуационные, расчетные, практико-ориентированные, клинические, фармакологические и другие типы задач и упражнений. Пособие соответствует требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки 31.05.01 Лечебное дело (специалитет), 33.05.01. Фармация (специалитет), 31.05.03 Стоматология (специалитет), 34.03.01 Сестринское дело (бакалавриат) и может быть использовано при проведении аудиторных занятий по биохимии, самостоятельной работы студентов, а также для аттестации студентов данных специальностей в медицинских вузах.Рецензенты: Радыш Иван Васильевич – д.м.н., проф., зав. кафедрой управления сестринской деятельностью МИ РУДНСмирнова Ксения Валерьевна – к.б.н., зав. лабораторией вирусного канцерогенеза НИИ канцерогенеза ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России, доцент кафедры биохимии и молекулярной биологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Оглавление

Раздел 4. Сложные белки

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ В ДАННОЙ ТЕМЕ?
Основные термины и понятия

Простые белки

Сложные (конъюгированные белки)

Гем

Флавины

Гемоглобин

Миоглобин

Молекулярная масса

Амфотерность

Растворимость

Онкотическое давление

Лиганд

Сродство к лиганду

Знать

Классификацию и особенности строения сложных белков

Примеры сложных белков в каждой группе

Фосфопротеины: определение, функции, выполняемые в биосистемах

Липопротеины: определение, функции, выполняемые в биосистемах

Хромопротеины: определение, функции, выполняемые в биосистемах

Нуклеопротеины: определение, функции, выполняемые в биосистемах

Металлопротеины: определение, функции, выполняемые в биосистемах

Гликопротеины: определение, функции, выполняемые в биосистемах

Серповидно-клеточную анемию

Талассемии

Уметь анализировать формулы

Гема

Миоглобина

Гемоглобина

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 1

Заполните недостающие фрагменты таблицы «Металлопротеины», иллюстрирующей состав и функции сложных белков.

ЗАДАНИЕ 2

На рисунке представлена схема строения сложного белка — гемоглобина взрослого человека (HbA).

Покажите, как выглядит график зависимости насыщения кислородом этого белка.

Подпишите оси X (степень насыщения белка кислородом, %), Y (Парциальное давление газа, мм рт. ст).

В той же системе координат покажите зависимость насыщения кислородом двух сложных белков — миоглобина (Mb), фетального гемоглобина (HbF). Какова способность всех трех белков к насыщению кислородом?

ЗАДАНИЕ 3

На рисунке представлены графики зависимости насыщения гемоглобина кислородом в разных условиях.

На графике укажите кривую, соответствующую кривой насыщения гемоглобина кислородом при уменьшении концентрации CO2. Объясните ответ.

Объясните эффект Бора в связывания гемоглобина с кислородом.

На графике укажите кривую, соответствующую кривой насыщения гемоглобина кислородом в отсутствии 2,3-бисфосфоглицерата. Объясните ответ.

Опишите биологическую роль 2,3-бисфосфоглицерата в регуляции связывания гемоглобина с кислородом.

ЗАДАНИЕ 4

Сила, с которой кислород связывается с гемоглобином, зависит сразу от нескольких факторов. Эти факторы сдвигают или изменяют форму кривой диссоциации оксигемоглобина. Сдвиг вправо указывает на то, что исследуемый гемоглобин имеет пониженное сродство к кислороду. Это затрудняет связывание гемоглобина с кислородом (для достижения того же насыщения кислородом требуется более высокое парциальное давление кислорода), но облегчает выделение гемоглобином связанного с ним кислорода.

Заполните недостающие параметры в таблице, описывающей графики зависимости насыщения гемоглобина кислородом в разных условиях.

Пояснение:

ЗАДАНИЕ 5

Серповидноклеточная анемия (рисунок картины крови ниже) — наследственная гемоглобинопатия, связанная с таким нарушением строения белка гемоглобина, при котором он приобретает особое кристаллическое строение. Форма гемоглобина больных — так называемый гемоглобин S.

Каковы биологические и физико-химические свойства гемоглобина в норме и что меняется при патологии? Дайте объяснение на основе схемы ниже:

Пояснение:

ЗАДАНИЕ 6

Талассемия (рисунок картины крови ниже) — генетическое заболевание, возникает при повреждении генов гемоглобина и тяжесть заболевания зависит от глубины поломки генов. При талассемии наблюдаются характерные изменения в клиническом анализе крови. Резко снижены количество эритроцитов, уровень гемоглобина (при тяжелых формах — иногда до 20–30 г/л) и цветовой показатель. Эритроциты крови уменьшенного размера, зачастую необычного вида — так называемые «мишеневидные».

Какова структура глобиновых цепей гемоглобина в норме? Опишите их.

На рисунке подпишите составные части гемоглобина:

ЗАДАНИЕ 7

В таблице представлены характеристики трёх белков.

В чем вы видите отличия между ними? Предложите методы, которые можно использовать для разделения этих белков. Дайте обоснование своему выбору.

Опишите особенности структуры и биологические функции каждого из представленных белков.

Решение:

ЗАДАНИЕ 8

Подпишите составные части гема. Найдите структуры пиррола, метиленовые мостики и остатки пропионовой кислоты.

Что является полярной частью молекулы?

Какова роль железа в этой структуре?

Назовите гемовые белки в организме человека.

ЗАДАНИЕ 9

Известно, что к металлопорфиринам относятся ферменты, принадлежащие к семейству цитохромов Р-450 (рис. ниже). Эти ферменты и существует в различных биообъектах (в растениях, бактериях и млекопитающих). Ферменты Р-450 играют ключевую роль в окислительной трансформации эндогенных и экзогенных молекул, а их активный центр содержит протопорфирин железа(III)-IX, ковалентно связанный с белком атомом серы проксимального цистеинового лиганда.

Предположите, с какими структурными особенностями Р-450 связана их способность участия в ОВР.

ЗАДАНИЕ 10*

Объясните, остатки каких аминокислот в структуре белковой молекулы, могут давать гликоконьюгаты?

Составьте формулы продуктов взаимодействия между соответствующими аминокислотами и остатками моносахаров (глюкозы и галактозы)

Решение:

ЗАДАНИЕ 11

По смыслу предложения, продумайте, какие слова необходимо включить в текст:

1. Эпителиальные клетки животных продуцируют гликопротеины муцины. Эти гликопротеины являются основными компонентами __________оболочек тканей. Муцины обеспечивают таким оболочкам_____________, _________________, выполняют защитные функции тканей, например, предохраняют от протеолитического действия ______________и кишечного сока, участвуют в процессах минерализации, способны связывать патогены. Молекулярная масса муциновых комплексов достигает 20 Мда.

Компоненты выбора:

• слизистых

• влажность

• эластичность

• прочность

• желудочного

• ликвора

2. Присоединение углеводных цепей к полипептидам осуществляется посредством_________________ связи. К настоящему времени выявлено несколько способов соединения моносахаридов с аминокислотами. Наиболее распространены два типа присоединия: _________________связь и ____________________связь. Реже встречается соединение посредством S-гликозидной связи по остаткам ___________и С — гликозидной связи между остатками D — маннозы и триптофана

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я