Беседы о хлебе. Методические рекомендации

Т. А. Шорыгина, 2012

В пособии дается интересная и полезная информация о хлебе. Дети узнают о том, как вырастить пшеницу и рожь, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, каков внешний вид этих злаков, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу. Пособие содержит сказки, стихи, рассказы и загадки автора. В нем собраны вопросы и задания, помогающие лучше усвоить представленный материал, даны сценарии праздников о хлебе. Адресовано воспитателям, гувернерам, учителям. Можно использовать в коллективной и индивидуальной работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Детям о природе России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о хлебе. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Беседа вторая. Пшеница

Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно, рядками разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки.

Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Как же пшеница стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так, как рассказано в сказке.

Сказка о пшеничном зернышке

Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, а согревались возле костров.

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лесной реки жило племя первобытных людей. Каждый делал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины обтачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Однажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ирата взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее племя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на большой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отведать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшеничное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно из этого злака.

Вскоре многие женщины и девочки племени стали собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

— Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лугах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Другие племена тоже узнали о замечательных зернышках, вкусных и сытных, способных долго храниться, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.

Вот так и стали наши далекие предки растить пшеницу и печь хлеб.

♦ Чем занималось племя первобытных людей?

♦ Что нашла девочка Ирата?

♦ Зачем первобытные люди собирали колоски дикой пшеницы?

♦ Понравился ли людям хлеб?

С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья современной культурной пшеницы уже не похожи на колоски, называемой однозернянкой. Этот древний вид пшеницы до сих пор выращивают в Турции. Его мелкие жесткие зерна очень трудно обмолачивать[3], их используют только на корм скоту.

♦ Как же выглядит пшеница?

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато-золотистого цвета, окружены довольно твердой оболочкой, защищающей их от высыхания.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твердой делают макароны, вермишель. Для выпечки хлеба она не годится, потому что в ней мало клейковины — вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в которой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.

* * *

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

В старину в период жатвы пшеничные колосья срезали острым серпом[4], потом связывали их в снопы[5]. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин[6] — скирдами[7]».

Колосья собранной пшеницы молотили цепами[8], чтобы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна — амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.

Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины — трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

Ребята! Поговорим с вами о том, как возделывают пшеничный и ржаной хлеб на полях в наши дни.

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами — разбрасывателями на поля вносят удобрения.

Потом на поля приходят помощники хлебопашцев — трактора. Они вспахивают землю, перемешивают ее с удобрениями и одновременно боронуют матушку-землю, чтобы не было комков и поле стало ровным.

Борона — это специальный механизм, который рыхлит землю, чтобы проходили в нее и влага, и воздух, и тепло.

Весной, когда прилетают грачи, люди примечают: «Грач на горе — весна на дворе». Весной солнце пригревает, снег тает, бегут ручейки. Оттаивает и земля.

И снова на поля выходят помощники землепашцев — трактора, управляют которыми трактористы. Земля уже оттаяла, просохла и готова к пахоте.

Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю.

Трактор

Трактора выходят в поле,

На весеннее раздолье,

Режут плугом день за днем

Влажный, жирный чернозем.

Затем землю рыхлят с помощью больших грабель, которые называются бороной. У нее острые стальные зубья. Земля после такой обработки становится рыхлой, мягкой, готовой к севу.

Вот теперь можно начинать сев. Недаром говорится: «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет». О севе сложено немало пословиц, таких, например: «Сей густо — не уродится пусто», «Сей хлеб — не спи, будешь жать, не станешь дремать», «Сей зерно доброе, уберешь — спорое»[9].

♦ Попробуйте объяснить эти пословицы.

К трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница. Все лето созревают зерна в колосьях на полях. За ее ростом наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство.

Хлебное поле называют красивым древнерусским словом «нива».

Нива

Хороша ты, нива,

Нивушка родная,

Ты блестишь красиво,

Нива золотая!

А в колосьях, знаем,

Летом зерна зреют,

Добрым урожаем,

Наши души греют.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев — жатва. На поля выходят другие машины — комбайны, управляемые комбайнерами.

О комбайне сложена загадка: «По полю идет, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает».

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины ведут шоферы. По сигналу комбайнера машина, полная зерна, уезжает и подъезжает другая. Хлебопашцы не теряют ни минуты времени.

* * *

В знойную погоду

Жатва началась,

Дорог хлебопашцу

Нынче каждый час.

Из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желто-золотистые брикеты соломы.

♦ Для чего используют солому?

Правильно, она идет на корм и подстилку для домашних животных.

♦ Куда же грузовые машины везут зерно?

Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушать и хранят.

Элеватор — это зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки зерна.

♦ Что же происходит с зерном дальше?

Из него получают муку. В начале нашей книги мы описывали водяные и ветряные мельницы. С помощью ветра, воды, тяжелых жерновов получали люди из зерна муку, а из нее хлеб и все хлебные изделия. Зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку. На мукомольных заводах зерно перерабатывается в муку с помощью электрического тока, который приводит в движение тяжелые жернова.

♦ Что происходит с мукой потом?

Ее везут на хлебозавод. Там стоят огромные чаны с закваской. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Причем в чан к трем частям муки добавляют одну часть жидкости.

Тесто

Представь, что нам с тобою дан

Огромный-преогромный чан.

Что насыпаем мы туда?

Нам нужны мука, вода,

Соль и сахар нам нужны,

Меж собой они дружны!

Дрожжи знают свое место,

Без дрожжей какое тесто?

Это надо все смешать,

Кто нам станет помогать?

«Руки» механические,

«Руки» электрические.

Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки батонов, булочек, баранок, бубликов и прочих вкуснейших вещей!

Наконец хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Ребята! Вы, конечно, знаете пословицу: «Повторенье — мать ученья!», поэтому повторим еще несколько пословиц, посвященных хлебу.

Без хлеба — нет обеда.

Хлеб — батюшка, вода — матушка.

Будет хлеб — будет и песня.

Много света — много хлеба.

Хлеба бери столько, сколько съешь.

Хлеб всегда надо доедать.

Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать.

♦ Попробуйте объяснить эти пословицы.

Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

Послушайте стихотворение.

На хлебной ниве

Не пришло ли время,

Не настал ли срок,

В землю бросить семя,

Чтобы вышел прок?

Присмотрись получше

Ко всему окрест,

Тропкою посуше

Отправляйся в лес!

Если распушилась

Ива над водой,

Машет у обрыва

Веткой молодой.

Если, как из пушки,

Грянул первый гром,

Да урчат лягушки

В тростнике сыром,

Жаворонок в небе

Рассыпает трель —

О насущном хлебе

Шепчет нам апрель!

Поклонись пашне!

Ты ступай-ка в поле,

Дорогой сынок,

Да возьми поболе

Там земли комок.

Если он рассыпчат,

Если не тяжел,

Значит в поле выйти

Верный срок пришел.

Любит мать-землица

Ласку, как дитя,

Пашне поклониться

Вновь зовет тебя.

В прежнее-то время,

В годы старины

Отслужить молебен

Были б мы должны.

Богу помолиться

У святых икон,

И отдать землице

Поясной поклон.

Попросить у неба

Щедрый урожай,

Чтоб хватило хлеба

Всем на каравай!

На пашне

Вешнее приволье

В сердце — благодать!

Дружно станем в поле,

Землю мы пахать.

Словно в русской бане

Парится земля,

Теплыми клубами

Пар обвил поля.

Ветер ветви клонит

К голубой воде.

Приложи ладони

К свежей борозде.

Коль земля «поспела»,

То теплом обдаст,

И готов для сева

Свежий влажный пласт.

С думою веселой

Бросим мы зерно.

Колосом тяжелым

Прорастет оно.

Страда началась

Не до песен боле —

Началась страда!

Снова просит поле

Пота и труда.

Был завет старинный —

Срезав хлеб серпом,

Первый, именинный,

Сноп вносили в дом.

Верили, что сила

Зерен золотых

Многих исцелила

Слабых и больных.

Нынче не случайно

В голубой дали

На полях комбайны,

Словно корабли.

Жатва

В знойную погоду

Жатва началась.

Дорог хлеборобу

Нынче каждый час!

Полилось рекою

Золотой зерно.

Кормит нас с тобою

Хлебушком оно.

Мы на стол поставим

Пышный каравай.

Землю-мать восславим

Мы за урожай!

Хлебвсему голова

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб — хозяин дома,

Всему он голова!

Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве — царь!

Как отец родимый,

Он питает нас.

Яровой[10], озимый[11]

Каждый день и час.

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата[12]

Хлебушек сильней.

Хлеб — живая сущность

Неба и земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли!

Ответьте на вопросы

Расскажите сказку о пшеничном зернышке.

♦ Как выглядит пшеница?

♦ Какие есть сорта пшеницы?

♦ Почему уборку урожая называют «страдой»?

♦ Как в старину убирали урожай пшеницы?

♦ Какие машины помогают современным земледельцам пахать поле, убирать зерно?

♦ Как вы думаете, почему в старину на Руси считалось большим грехом бросить кусок хлеба?

Выполните задания

Нарисуйте колосок пшеницы.

♦ Нарисуйте спелое зерно пшеницы.

Отгадайте загадки

Не видно ни конца, ни края —

Так широко раскинулось оно!

На нем колосья созревают —

Чудесное пшеничное зерно.

(Поле.)

Поле дружно колосится,

Даст нам хлебушек… (пшеница).

Не море, а волнуется,

Спелым колосом красуется!

(Поле.)

Оглавление

Из серии: Детям о природе России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о хлебе. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Обмолачивать — извлекать, выбивать зерна из колосьев.

4

Серп — ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелкозазубренного ножа для срезания хлебных злаков.

5

Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.

6

Овин — строение для сушки снопов перед молотьбой.

7

Скирда — сложенные особым способом снопы.

8

Цеп — ручное орудие для молотьбы.

9

Спорое — успешное.

10

Яровой — злак, засеваемый весной и созревающий осенью.

11

Озимый — злак, засеваемый осенью и зимующий под снегом.

12

Булат — старинная узорчатая твердая сталь для клинков.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я