Чудные мгновения. Уроки литературы

Любовь Сушко

За 15 лет работы в гимназии накопилось много интересного материала, разработок уроков, лекций по русской литературе, которые впервые собраны под этой обложкой. Могу сказать одно, мне лично на уроках скучно не было, надеюсь, что не только мне одной.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудные мгновения. Уроки литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

УРОК 16 ДВЕ РУССКИЕ КНЯГИНИ РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ О ПОБЕДАХ И ПОРАЖЕНИЯХ

Не принято углубляться в летописи первой половины 13 века, когда русские князья терпели поражение от монголо-татарского нашествия..

В 1237 году под натиском татарским пала Рязань — самое мятежное из всех русских княжеств. Мы привыкли читать о победах юного Александра Невского и даже не задумываемся о том, что в то же самое время, когда он отражал натиск шведов на Неве и немцев на Чудском озере, происходили совсем иные, более печальные события в Киеве, где правил его отец князь Ярослав, и в Рязани. От этих событий наши летописцы и приведут нас к Мамаеву побоищу 1380 года и к окончательному освобождению от рабства в 1480 году, путь в 243 года — невероятный отрезок времени для русской истории. И сохранилась уникальная история из Батыевых времен, когда князь Юрий Рязанский решил остановить Батыя и умолить нечестивца дарами. И послал он к нему навстречу сына своего князя Федора, и молил, чтобы не разорял он Рязани. Солгал ему вероломный хан, когда принял его дары. Он затребовал на ложе его жену. В этом решительно отказал ему князь Федор: «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть станешь», — услышал его слова хан. После этих слов князь Федор был убит, а тело его бросили на растерзание зверей лютых. И много еще было вместе с ним людей убито. Его тайно похоронил один из верных слуг, он же рассказал княгине о том, что случилось. И как записал летописец, в тереме своем в тот момент с младенцем-сыном встречала она его. И вместе с ним бросилась она на землю и разбилась до смерти.

За зарайским городом,

За Рязанью за старою,

Из далеча чиста поля,

Из раздолья широкого

Привезли убитого.

Княгиня, помня о старых традициях, когда жена шагала в костер за убитым мужем, распорядилась собственной судьбой. Язычество по-прежнему оставалось главной верой в сердцах русских людей. И в решительные минуты они обращались к многовековым традициям предков своих, а «случайные» черты христианства не играли никакой особенной роли.

ПЛАЧ ЯРОЛСАВНЫ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Но из грозного 1237 года мы перенесемся в более мирное, хотя и печальное время 1179 года, когда после печального похода своего в плену оказался князь Игорь Святославич Черниговский вместе с братом своим Всеволодом. А в граде его в своем высоком терему оставалась его жена Евфросиния Ярославна — дочь могущественного князя Галицкого Ярослава Владимировича. Именно ее плач по мужу и сыну произносим мы снова и снова. И перевели на современный язык его для нас поэты 19—20 века, и пытаемся понять душу русского человека, какой она была почти 8 столетий назад Из скудных исторических источников мы знаем, что матерью ее была дочь великого князя Юрия Долгорукого княгиня Ольга, и в свое время она осмелилась покинуть своего грозного мужа и вернуться в град своего отца. Сама Ефросинья готовилась стать женой венгерского короля, и какое-то время провела в Венгрии. Но по каким-то неведомым обстоятельствам, скорее всего вопреки воле своего отца, она стала вдруг женой опального и вечного гонимого князя Игоря, еще в детстве лишенного своего Чернигова, и получившего его назад только после того, когда он вернулся из плена. Вся его недлинная жизнь прошла под печальной звездой неудач и горестных поражений. Но в отличие от матери своей, она не оставляла своего мужа и в горькие минуты их жизни, а потом, даже умерла почти в одно время с ним, хотя и вокруг смерти каждого из них остается много тайн, которые мы уже никогда не узнаем. Она не знала о горькой участи младших сыновей, которые отправились в Галич, град деда своего, чтобы занять полагавшийся им, как наследникам, престол, и были зверские убиты свирепыми боярами, с которыми во все времена не было никакого сладу. Но мы возвращаемся к знаменитому произведению, повествующему о печальном Игоревом походе.

Голос княгини долетает и до Киева и до Галича — два главных в ее жизни города:

Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу,

И рукав с бобровою опушкой,

Наклоняясь, в Каяле омочу.

Перед нами древняя языческая сказка, где женщина может оборачиваться птицей. А мы знаем, что в роду у Игоря был князь Всеслав, которого так и называли чародеем, и о его превращениях в зверя, рыбу, птицу, писали летописцы. Вот и княгиня говорит о том же.

Князь Игоря не скрывал своей приверженности к языческой верой, и настроил против себя всех своих братьев еще и потому что продолжал хранить языческие храмы и строил новые. Вопреки утвердившемуся на остальных землях христианству, здесь царило язычество. И Ярославна уверенна в том, что только родная природа (и ее вечные боги) могут помочь ее мужу. И она окажется рядом с любимым, в гибель которого не верит.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь.

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклоняясь.

Перед нами былинный богатырь, то ли еще живой, толи уже погибший, но оставшийся могучим и прекрасным. И как королевич Елисей у Пушкина, она отправляется на поиски любимого, чтобы оживить его. Здесь нет еще размышлений о смерти, она готова спасти, разбудить, оживить его.

И княгиня уговаривает ветер (это один из самых могучих языческих богов Стрибог) не мешать русичам, не помогать их лютым врагам.

Но природа настроена злобно по отношению к ним, о чем говорило и затмение, и тревожные крики птиц, потому они и потерпели поражение.

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки, —

Упрекает бога ветров княгиня. И она говорит с ним почти на равных, он должен не только слышать ее, но как-то изменить свое отношение к происходящему.

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты,

Ах, зачем, зачем мое веселье,

В ковылях навек развеял ты?

Как это не похоже на призывы смириться и не роптать против божье воли у христиан. И боги должны были услышать ее призывы и как-то изменить свое отношение к происходящему. Она упрекает и Днепр — водную стихию, и могучего Царя Морского за то, что в свое время он помог Святославу одолеть половцев. Мы знаем, что накануне великий князь одержал победу над ними, что и заставило Игоря бросится туда и тоже доказать свое могущество.

Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

И упрекая Днепр, она просит сохранить ее князя и вернуть его назад живым.

Чтобы жив вернулся он ко мне.

Княгиня укоряет и солнце, которое было в сражении против русского князя:

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан,

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан.

Ярославна явно бунтует против своих богов. И что же происходит на самом деле? Если в христианстве бунт всегда жестоко наказывается, и героиня неизменно оказывается мертва, то солнечные боги древних славян после упреков княгини возвращают ей князя Игоря. И во время его побега из половецкого плена начинают служить ему.

А на плач княгини природа отвечает своей грозной силой:

И возроптало море сквозь туман,

Вихрь помчался к северу родному.

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Без помощи и поддержки и властелин слаб и беззащитен, во все времена об этом не забывали русичи. И подобно древнему новгородскому князю Волхву он может обратиться и в животное — горностая-белку, и в рыбу, чтобы переплыть реку, и в птицу, чтобы добраться поскорее до родного дома. Перед глазами оживает толи древняя сказка, или язычество вечное и несокрушимое снова доказывает нам свою власть над миром и людьми. И в тот момент князь Игорь вспоминает, что река может стать и враждебной силой. Так утонул юный князь Ростислав, когда переправлялся с воинами своими:

И закрыла Днепр от Ростислава,

И погиб в пучине Ростислав.

Младший брат Владимира Мономаха в 1093 году во время битвы русских с половцами утонул, и Владимир не смог его спасти. О плаче его матери над погибшем сыном есть свидетельство в летописи:

Плачет мать над темною рекою,

Ищет сына-юношу во мгле,

И цветы поникли и с тоскою,

Приклонилось дерево к земле.

Так и перекликается Плач Ярославны с более ранним произведением — плачем безнадежным, полным отчаяния, остается только сожалеть о том, что мы так плохо знаем свою литературу. Именно он замыкает круг и соединяется с горестью княгини Евпраксии, когда погибшего любимого мужа вернуть больше невозможно. И так же как и до возвращения князя Игоря, и на этот раз:

Мрак стоит над русскою землею,

Горько ей без Игоря одной,

Но восходит солнце в небеси

Игорь-князь явился на Руси.

Князь Федор вернулся на Русь в гробу, потому не на что больше не надеясь и шагнула его жена как в старые древние времена во след за ним в пропасть. Но о чем же свидетельствует и плач матери над утонувшим Ростиславом, и плач Ярославны, и поступок княгини рязанской? Язычество оставалось неодолимой силой в умах и душах людей и через несколько столетий после принятия христианства жила языческая вера. И в трудные минуты они всегда обращались к богам своих предков. Невозможно за одно или несколько столетий истребить из душ людей то, что было в них тысячелетия. Древне русская литературы хранит еще одну тайну. Можно переписать летописи и учебники истории, с литературой такое сделать труднее, истина там сохраняется в первозданном виде, если это настоящая литература

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудные мгновения. Уроки литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я