Чудные мгновения. Уроки литературы

Любовь Сушко

За 15 лет работы в гимназии накопилось много интересного материала, разработок уроков, лекций по русской литературе, которые впервые собраны под этой обложкой. Могу сказать одно, мне лично на уроках скучно не было, надеюсь, что не только мне одной.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудные мгновения. Уроки литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

УРОК 8 О НАШИХ БЕЗГРАНИЧНЫХ ЖЕЛАНИЯХ А.С.ПУШКИН «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Когда в детстве мы читаем сказки А.С.Пушкина, и наслаждаемся их изяществом и поэтическими достоинствами, можем ли мы даже приблизиться к глубинному их смыслу.

Я согласна с тем утверждением, что эти сказки написаны вовсе не для детей. И на сказки они похожи только по каким-то внешним атрибутам жанра. Но, наверное, целой жизни мало для того, чтобы понять их глубинную суть. И самое печальное, мы очень плохо знаем христианские мифы и символы, и совсем не знаем языческих. А ведь чаще всего именно на них строятся и русские народные сказки, которые слышал он от няни своей, и его собственные сказки.

И то, что было естественным и бесспорным в понимании смысла для самого поэта, для нас сегодня таит свои неразгаданные тайны.

И если «Сказка о царе Салтане» — это повествование о том, как был погублен наследник царя Салтана, и открылась страшная тайна, о которой не мог знать царь, до того момента, пока не умер сам. И не оказался он на таинственном острове Буяне, где в море — океане, небо сходилось с землей, и обитали души мертвых. И вели они жизнь, которая как две капли воды была похожа на земную, с той лишь разницей, что там все было иллюзией. То «Сказка о рыбаке и рыбке», вроде бы проще и лаконичнее, и не требует таких познаний языческих мифов. Но так ли это?

Но и ее герои вольно или невольно сталкиваются с мировыми проблемами бытия человека. Иногда человеку, много и упорно работавшему (тридцать лет и три года) улыбается удача.

Старику повезло, он поймал удачу за хвост и поймал золотую рыбку. В старых наших верованиях, морями правил Царь Морской, и он мог казнить и миловать, моряки и до сих пор относятся к нему с почтением и приносят свои жертвы. Золотая рыбка — это одна из первых его помощниц, а возможно и новое воплощение, потому за доброту она может награждать.

Золотая рыбка, которую старик отпускает в море, готова его наградить, но подарок всегда становится своеобразным испытанием на прочность. Но наши герои словно забыли истину о том, что с того, кому много дается, много и спроситься. Они противоположны по характерам. Старику не нужно ничего, старухе хочется получить все возможное и невозможное.

И жили они себе спокойно до такой возможности, и было у них разбитое, но все-таки корыто, но вдруг свалилось чудо — они могут получить большее, и что же?

Бойтесь своих желаний, они сбываются, — говорили нам мудрецы. Но старуха не собирается упускать возможность и сначала, не особенно веря чуду, просит она новое корыто, но, получив его, и убедившись, что все возможно, не может остановиться. И чем больше она получает от рыбки, тем больше ей хочется. И словно разыгрывая странную драму, рыбка дает ей желаемое. Новая изба — это то желание, которое еще вполне соответствует ее статусу и положению, оно не вступает в противоречие со всем остальным миром. И разумному человеку, поблагодарив удачу, надо бы остановиться, но не такова наша старуха.

Когда получена изба, она желает поднять свой социальный статус, не понимая, что для этого мало только внешних атрибутов, а необходимы еще какие-то условия: воспитание, социальная среда. Стать столбовой дворянкой по велению рыбки невозможно, но чудо происходит и на этот раз.

И спокойное море начинает волноваться и проявлять какие-то свои недовольства, но упрямая старуха не замечает этого, и сама она сердится и бранится еще больше. Из рабыни получился самый худший из типов повелительницы, и рыбка по воле старухи уже не добро, а зло начинает творить, нарушая какие-то законы социального бытия, это не может ей самой нравится.

Старуха поднимается одним рывком еще выше, и заставляет рыбку сделать себя царицей, т.е. получить власть на земле, власть, данную Богом. Потому что во все времена, не людьми, а Всевышним назначался царь. Но не только рыбка, даже безвольный, не имевший никаких желаний старик дает ей справедливую оценку:

Не ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство.

Но она только ярится, и требует то, что по ее слабому рассудку ей может принадлежать.

И автор показывает нам, насколько может быть губительна власть для тех, кто не имеет никаких заслуг, как далеко могут завести и довести до беды необдуманные желания.

На этот раз море почернело, природа в языческие времена всегда была частью веры, и наши боги были солнечными, и повелевали разными стихиями. Разумного человека такой знак должен был остановить и отрезвить, но старуха не собирается на это обращать внимания, тем более что все это делает для нее старик. Но во многом виноват и старик, который позволяет из себя вить веревки, и не может поставить глупую бабу на место. И тогда она замахивается на самое главное — хочет стать владычицей морской, чтобы была у нее золотая рыбка на посылках. Она замахивается и на божественную власть. Что должно было произойти на этот раз?

Но море в это время разыгралась буря страшная. Но и этот знак не может остановить старика, он передает рыбке просьбу старухи, которая для него, вероятно страшнее всех на свете, хотя она и женой его давно быть перестала, и прогнала со двора.

Но этот раз рыбка безмолвствует, она не может ему обещать исполнить такую просьбу. И старик возвращается к тому, с чего все начиналось: сидит старуха, а перед нею разбитое корыто.

Желания наши порой исполняются, но они должны быть разумны, человеку на то, и дан разум, чтобы мы могли отлить возможное от невозможного. Когда бросаешься на многое, можешь потерять даже то, что имеешь.

Оба героя наказаны заслуженно, старуха за страшную жадность, старик за безволие и покорность, с которой он относится к собственной жене, что по домострою было недопустимо.

Они живут убого, но возможно, в силу своих характеров и отношения к миру, получили только то, что должно. И пока старик «ловил неводом рыбу, а старуха пряла сою пряжу», если у них и не было материального благополучия, то было душевное равновесие, они не врывались в чужой мир, и не перекраивали на свой лад. И чудеса они требуют материально — бездуховные, потому что на другие у них просто соображений не хватает. Но то, что легко досталось, оно и исчезает так же легко и просто.

Старик за всю жизнь не смог построить даже добротную избу, и за доброту и трудолюбие, рыбка могла ему помочь в этом, но не больше. Кто был ничем, тот не может стать всем, — говорит нам в своей странной сказке А.С.Пушкин. И все, кто пытается оспорить это, оказываются у разбитого корыта.

Пушкинские сказки вовсе не так просты, как могло бы показаться из-за изящества их формы.

И не малышам, а школьникам старших классов необходимо об этом хорошенько задуматься, потому что сказки, это «добрым молодцам урок».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудные мгновения. Уроки литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я