Суверенная экономическая модель. Манифест для наций на подъеме

Стефан Демец

Книга представляет собой манифест улучшенной экономической модели капитализма и исследует такие темы, как суверенная экономика, государственный капитализм / гибридный план и экономика, создание богатства, индустриализация / импортозамещение, торговая политика, финансы / налогообложение, регулирование рынка, суверенные технологии, система образования и НИОКР / интеллектуальная собственность. Он также предлагает некоторые идеи в основных секторах рынка, от сельского хозяйства до экономики знаний.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суверенная экономическая модель. Манифест для наций на подъеме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Политика суверенной экономической модели

Политика и суверенная экономическая модель

Суверенная экономическая модель фокусируется только на экономических теориях укрепления экономики. Она сама по себе аполитична. Это сильно обусловлено попыткой исправить излишества и дисбалансы либерального капитализма. Суверенная экономическая модель — это не отказ от капитализма, а попытка повысить его эффективность. Она имплицитно содержит много политических элементов не из-за политических наклонностей, а потому, что экономический контроль также подразумевает политическое влияние. Как и при любой форме суверенитета, это означает, что страна контролирует процессы внутри своих границ. С экономической точки зрения экономический суверенитет означает, что страна контролирует движение валюты в пределах своих границ. Когда кто-то за пределами страны контролирует продукты питания, лекарства, электронику, промышленное производство, энергетику, средства массовой информации, военную технику, собственность на землю и другие крупные предприятия в этой стране, это означает, что страна не отвечает сама за себя или не является суверенной. Следовательно, суверенная экономическая модель неявно пытается обратить вспять такой внешний контроль. Посредством государственного капитализма, импортозамещения, рыночного регулирования и индустриализации она пытается вернуть рычаги экономического контроля в руки страны и ее народа.

Суверенная экономическая модель также имеет преобладающий долгосрочный взгляд на экономическое благополучие с точки зрения независимости, самодостаточности и стабильности. Одновременно она пытается захватить и сохранить богатство, созданное в стране. Усиление конкуренции не приветствуется многими крупнейшими игроками международной отрасли и странами с такими отраслями. Таким образом, страна, которая идет по этому пути, сталкивается с очень сильным давлением. Поэтому она подвергается критике, презрению и остракизму как в средствах массовой информации, так и в научных кругах со стороны большинства экономических экспертов и заинтересованных сторон. Печально видеть, что лишь несколько стран, таких как Китай, Россия, Индия (частично) и Иран, проводят суверенную экономическую политику. Другие, вольно или невольно, отказались от экономического контроля над своей страной. Это негативно сказывается на их экономике в долгосрочной перспективе.

Политические последствия суверенной экономической модели также имеют непреднамеренный политический угол для стран, которые хотят вернуть бразды правления своей экономикой, чтобы организовать измененные механизмы, подходящие для местных условий. Некоторые страны имеют более «социалистические» наклонности. Президент России Владимир Путин несколько раз упоминал о «социальных обязательствах» бизнеса; в Китае президент Си Цзиньпин и Коммунистическая партия Китая создали концепцию «общего процветания» в 2021 году. Оба этих лидера хотят вывести свою экономику из-под определяемого «либеральным порядком» статус-кво и его экономических методов работы. Оба хотят создать свой собственный вкус, более полезный для своей страны и ее граждан.

В таких странах, как США, экономический национализм с такими девизами, как «Сделано в США», «Покупайте американское» и «Американские рабочие места», по-прежнему вызывает у некоторых людей своего рода националистические, патриотические чувства. Его можно сравнить с палестинским движением за бойкот, отчуждение и санкции (BDS), но в целом против любых иностранных брендов или товаров.

Многие думают, что импортозамещение — это экономическая изоляция, что это значит перекрыть весь импорт и стать экономическим отшельником. Это не так, если только речь не идет о полных санкциях или эмбарго. Иногда применяются секторальные санкции, и в этом случае борется эта разграниченная часть экономики. Импортозамещение опирается на устоявшиеся цепочки поставок и постепенно начинает превращать цепочки поставок в местные. Итак, отрасль начинается с низкоуровневой хозяйственной деятельности и сборки деталей и лишь медленно, на более позднем этапе, заменяет весь стек поставщиков местными компаниями. Кроме того, обычно разрешен импорт, но с высокими таможенными акцизами.

Для некоторых стран, особенно в Африке, суверенная экономика с импортозамещением была частью плана по обретению экономической независимости в 1960-х годах. Итак, после того, как страны добились независимости, политическая эмансипация уступила место определенной политике. Они были приняты и реализованы, но без планирования и иностранного вмешательства они мало что дали.

Нужна политическая воля для оздоровления народного хозяйства, и декларируется множество доводов и лозунгов, но, как правило, реальных изменений не происходит, потому что статус-кво удобен большинству. Это нужно изменить.

Что такое экономический суверенитет?

В контексте бизнеса суверенитет — это концепция, согласно которой государство или страна полностью отвечает за свои крупнейшие предприятия и деловую политику. Чтобы быть суверенной, страна должна быть свободной от сопротивления или вмешательства со стороны внешних (или контролируемых извне) субъектов, которые действуют по идеологическим или геополитическим причинам, саботируют бизнес-процессы из «чистой жадности». Следовательно, страна должна жестко контролировать свои крупнейшие компании, свою экономическую инфраструктуру и свои основные экономические движущие механизмы. При этом часто содействие нескольких участников рынка и внешних миноритарных акционеров полезно для управления. Они выступают в качестве противовеса бюрократическому и политическому характеру государственных компаний и в виде эталона качества и инновационности продукции.

Суверенитет, в том числе экономический, страны эквивалентен правам человека, принадлежащим человеку. Это право страны иметь равный статус с другими странами, выбирать определенный путь и принимать самостоятельные решения для более плавного экономического роста.

Социально-экономические последствия и влияние

Несколько стран пытаются выдвинуть уникальное видение различных вариантов капитализма, пытаясь сгладить грани, устранить плохие черты и сделать его более устойчивым. Их видения поразительно похожи, но с разной терминологией, исходящей из разных точек зрения и идеологий. Китай и Россия лидируют в реализации части этого видения, в то время как Западу этого катастрофически не хватает.

Западный капитализм заинтересованных сторон — это форма капитализма, учитывающая интересы и потребности работодателей, поставщиков, местного сообщества и других. Его цель — создать долгосрочную ценность для всех заинтересованных сторон. Это идея более мягкого капитализма. Некоторые, такие как McKinsey & Company, решительно поддерживают его, в то время как другие резко критикуют. Это видение очень похоже на китайское и российское понимание роли бизнеса в обществе, хотя и с использованием разной терминологии.

В 2021 году Китай ввел и начал проповедовать концепцию «общего процветания». Это происходит как из коммунистической идеологии, так и из конфуцианской и восточноазиатской философии. Данная концепция направлена на устранение всех «дисбалансов» и «излишеств» в экономике, особенно плохих привычек либерального капитализма: спекуляций, пузырей активов, спекуляции и чрезмерного вторжения технологических компаний в государственный бизнес. Эта новая философия обеспечит большую стабильность на финансовых рынках и более широкое распределение инвестиций в более «подходящие» формы бизнеса. Она восстанавливает суверенитет и главенство государства в экономике.

Путин в своих выступлениях часто говорил, что первоочередной задачей бизнеса является создание рабочих мест, второй — внесение вклада в государственную казну, и только при соблюдении обоих первых двух условий предприятия могут получать прибыль. В России от бизнеса требуют быть командными игроками, вносящими вклад в общую систему, иначе они не приветствуются. Это имеет смысл в том, что каждый бизнес должен отдавать пропорциональную «долю» более широкому сообществу.

Таким образом, социально-экономические последствия суверенной экономической модели заключаются в том, что страна и ее народ должны получать более значительную долю богатства от бизнеса.

Скрытая борьба за власть

Экономическое завоевание — это игра, которую великие державы всегда практиковали через свои торговые компании, и она продолжается и сегодня. Деньги — это сила, поэтому контроль над бизнесом и деньгами переводится в политическую сферу страны следующим образом.

ВТО и торговые соглашения

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, регулирующая торговлю между странами. Она обеспечивает основу для согласования торговых правил для стран с разными типами и уровнями экономической активности. Хотя она должна быть независимой и нейтральной, она не является беспристрастной. Она сильно смещена в сторону более богатых стран и их крупных транснациональных организаций. Это дает им преимущество перед развивающимися странами за счет ограничения доступа к технологиям (интеллектуальная собственность, ИС), продуктам питания и фармацевтическим препаратам. С момента своего создания ВТО оказывала негативное влияние для бедных стран, поскольку позволяла более богатым странам использовать нетарифные барьеры для блокировки импорта из развивающихся стран. Зарождающиеся отрасли в развивающихся странах особенно подвержены влиянию политики и политики ВТО. Подобно глобальной ВТО, другие региональные торговые соглашения, особенно в тех случаях, когда между странами-участницами существуют серьезные разногласия, также ориентированы на самые богатые страны, которые навязывают свои правила более мелким и слабым странам.

Международное разделение труда является концепцией глобализации. Труд осуществляется в самых «удобных» местах. Некоторым странам «присваивается» множество отраслей, а другие исключаются. Это своего рода современная феодальная вассальная система, не отвечающая интересам суверенной страны, теория и методы работы, продвигаемые международными компаниями. Они заинтересованы в рентабельности за счет снижения затрат на оплату труда, налогов, производственных и транспортных расходов.

МВФ, Всемирный банк и другие международные организации Международные финансовые институты, такие как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, были созданы, чтобы помочь меньшим, более бедным странам преодолеть разрыв с более богатыми странами. Они были предназначены для финансирования этих стран для повышения их экономического роста и уровня жизни. Однако на самом деле обе эти организации используют финансы, чтобы мешать, блокировать и уничтожать конкурентов крупных транснациональных корпораций в развивающихся странах. Хорошо известно, что страны восточноевропейского постсоветского блока были вынуждены закрыть предприятия и электростанции, чтобы получить финансовую помощь. Это увеличило экономическую и политическую зависимость этих стран от самих институтов, в то же время снизив их шансы на проведение подходящей для местных условий экономической политики в существующих рыночных секторах.

Измерения экономического суверенитета. Экономический суверенитет страны измеряется разными показателями:

— Политический суверенитет определяет модель и политику экономического развития

— Контроль стратегических секторов и бизнес-экосистем

— Независимость от еды, энергии и технологий

— Способность производить наиболее стратегически важные товары и услуги

Часто бедным странам или странам, попавшим в беду из-за войны, стихийных бедствий или других факторов, предлагается щедрая финансовая помощь. Эта кажущаяся помощь извне всегда связана с политическими и экономическими условиями. Такие ковенанты включают соблюдение невыгодных условий, часто в форме торговых договоров, принудительной приватизации, принудительного закрытия конкурентов, доступа к рынку, политических уступок или военного доступа на территорию.

Экономический колониализм для развивающихся рынков. В развивающихся странах многие люди жалуются на экономический колониализм, основанный на деньгах, финансах, торговле и технологиях. Более сильные и богатые страны используют финансовые инструменты для навязывания колониализма меньшим и более слабым странам, вызывая недовольство. Этими инструментами могут быть любые из следующих:

• Привязка обмена валюты к доллару США

• Платежные системы

• Кредитные карты

• Финансовые стандарты

• Финансовое образование

Многие крупные ТНК колонизировали более мелкие или более слабые страны, используя инструменты коммерческого колониализма. Используя свой широкий спектр брендов и товаров, свою финансовую мощь и политическую силу своих стран, они выбили дверь и захватили рынки. Принимающие страны не могли воспрепятствовать этой колонизации из-за отсутствия у них экономической защиты и изначально слабой экономики. Во многих странах заметно, что товары повседневного спроса (FMCG), производимые компаниями лишь в нескольких странах, доступны. Эти товары поступают в основном от компаний США и Великобритании, в то время как компании из других регионов, таких как Европа, полностью отсутствуют на рынке.

Некоторые экономические обозреватели отмечают, что развитые страны устанавливают и используют технологический колониализм как рычаг власти против более мелких стран. Некоторым странам развитые страны отказывают в праве покупать определенные технологии, оправдываясь или вводя санкции. Они делают это, чтобы оказать давление на более мелкие страны или замедлить их развитие или прогресс.

Использование экономических инструментов ведущими странами является средством геополитического первенства. Это всегда было и всегда будет.

Конкурентные преимущества наций

В прошлом города, торговые посты, укрепления и порты строились в стратегически важных географических точках для торговли, безопасности и легкого доступа к природным ресурсам, таким как вода и плодородные земли. Города возводились у рек и обрабатываемых земель, укрепления на легко обороняемых холмах и горных вершинах, фактории на оживленных торговых путях или вблизи производственных площадей, порты в удобных для обороны бухтах со спокойными, защищенными водами. Многие страны постоянно выдают эти стратегические позиции за военные и торговые преимущества. Многие страны по-прежнему пользуются конкурентными преимуществами, обусловленными географическим положением, и адаптировали свою экономику, чтобы воспользоваться этим преимуществом. Поэтому большинство стран имеют какие — то преимущества перед другими в определенных категориях товаров. В большинстве случаев это преимущество использовалось для создания экстенсивной экономической деятельности и даже передовых отраслей промышленности. Некоторые отрасли прекратили свое существование по разным причинам, например, из-за замены более новыми технологиями или просто из-за нехватки ресурсов. В интересах стран определить такие конкурентные преимущества и использовать их. Это могут быть простые вещи, такие как вода, большие площади суши или природные ресурсы. Эти отрасли должны составлять основу экономики. Катализаторы экономического развития можно разделить на две макрогруппы:

• Естественные конкурентные преимущества

• Эволюционное развитие от сельского хозяйства, природных ресурсов и инфраструктуры

Естественные конкурентные преимущества должны быть использованы для эволюционного экономического развития. После выявления конкурентных преимуществ, как исторических, так и новых, следует сосредоточиться на том, чтобы воспользоваться ими, развиваясь и внедряя инновации для достижения быстрого эволюционного развития. В качестве основы для улучшения экономики используются сельское хозяйство, природные ресурсы и инфраструктура. Даже на базовом уровне, поскольку они требуют огромного количества ручного труда, эти отрасли нуждаются в автоматизации и инновациях с помощью машин, инструментов, материалов и технологий. Воздействие таких сырьевых товаров и видов деятельности необычайно велико, и существуют огромные возможности для начала производства капитальных товаров в рамках программ импортозамещения. Это приводит к значительному повышению квалификации и индустриализации страны и затрагивает многие сектора. Сельское хозяйство и производство продуктов питания требуют большого разнообразия машин и промышленных процессов для преобразования сырой сельскохозяйственной продукции в товары с добавленной стоимостью. Природные ресурсы требуют большого количества промышленных машин для транспортировки, фильтрации и обработки сырья, добытого из-под земли. Инфраструктура, помимо этапов строительства, нуждается в машинах и транспортных средствах для перевозки людей и грузов, поэтому она является отличной отправной точкой для тяжелой промышленности.

Более того, все три «базовые» отрасли — сельское хозяйство, природные ресурсы и инфраструктура — влияют на другие отрасли, например, химическую, поскольку требуют для переработки сотни или тысячи веществ. Ключевая задача правительства — определить наиболее важные или удобные отрасли и товары, на которые можно сделать ставку, учитывая их выгоды для экономики. Правительство должно оценить промышленные и технологические возможности и навыки страны, внутренний спрос, конкурентоспособность, экспортоспособность и множество других экономических и стратегических факторов. После того, как этот анализ сделан, страна может планировать следующие шаги эволюции своего экономического развития.

Региональный смысл существования суверенной экономической модели

Внутри стран часто регионам или штатам в федеральной политической системе предоставляется определенная автономия в экономических вопросах. Налогообложение может быть другим, и местные законы могут иметь приоритет над федеральными и другими автономными прерогативами. Следовательно, даже полунезависимый регион страны может формировать свою экономику практически независимо от центрального правительства. Например, региональный законодательный орган, безусловно, может использовать суверенную экономическую модель в качестве источника вдохновения. Региональные администрации получили свободу действий, учитывая их частичную автономию, для создания местных экономических планов и инвестиционных возможностей, которые идеально подходят для малых и средних компаний с большим присутствием на местном уровне и местными интересами. Таким образом, даже местные администрации могут принимать разумные и независимые решения и проводить экономическую политику в интересах как бизнеса, так и жителей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суверенная экономическая модель. Манифест для наций на подъеме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я