Апокалипсис. Толкование XXI века

Валерий Стерх

Книга «Апокалипсис. Толкование XXI века» направлена к изъяснению самой таинственной книги Нового Завета – Откровению апостола Иоанна Богослова. Она содержит в себе пророческие эсхатологические видения грядущих событий, предшествующих концу мира. Толкование сочетает как древнюю святоотеческую традицию, так и современный подход, учитывающий уже сбывшиеся пророчества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Апокалипсис. Толкование XXI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Откровение с Неба

Глава 1:1. Первое видение славы Господней

Иоанн Богослов был сослан императором Домицианом на остров Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9). Там апостолу случилось духовное видение. Вот как он об этом рассказывает:

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (Откр 1:10—19).

Иисус Христос явился Иоанну, чтобы передать через него Откровение, имеющее важное значение для всего человечества. Христос предстает апостолу в сиянии небесной славы и в одежде первосвященника.

О таинственном священстве Иисуса сказано:

Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:5—10; см. Пс 109:4).

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр 7:1—3; см. Быт 14:18).

По подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр 7:15—17).

Иисус не называет Себя по имени, но Иоанн узнает Его, ибо говорит о Нем: подобный Сыну Человеческому (Откр 1:13). Это прозвание Христа (Мессии, Помазанника) восходит к ветхозаветному пророчеству Даниила:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13—14).

Часто это прозвание употребляется и в Евангелиях, где порой Христос называет Себя также:

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит [Иисус] расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф 9:6; ср. Мк 2:10; Лк 5:24).

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие (Мф 17:22; ср. Мф 20:18; 26:2, 24, 45; Мк 9:31; 10:33; 14:21, 41; Лк 9:44; 22:22).

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф 17:9; ср. Мк 9:9).

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28; ср. Мф 25:31; Лк 22:69; Ин 5:27; 13:31).

Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф 16:27; ср. Мф 13:41; 18:11; Лк 9:56; 19:10).

Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24; ср. Лк 17:30; 18:8).

См. также Мф 8:20; 10:23; 11:19; 12:8, 40; 13:37; 17:12; 20:28; 24:44; 25:13; Мк 2:28; 8:38; 10:45; Лк 6:5; 7:34; 9:26, 58; 11:30; 12:8, 40; Ин 3:13; 6:27; 12:34.

В последующем, обращаясь к семи асийским церквам, Иисус несколько раз в различном виде называет Себя иносказательно:

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр 2:1).

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив (Откр 2:8).

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (Откр 2:12).

И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану (Откр 2:18).

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд (Откр 3:1).

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит (Откр 3:7).

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр 3:14).

Ибо Иисус Христос есть Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив, Имеющий острый с обеих сторон меч, Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану, Имеющий семь духов Божиих и семь звезд, Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников, Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит, Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр 2:1, 8, 12, 18; 3:1, 7, 14).

Означает это следующее.

Так говорит Первый и Последний (Откр 2:8). Первый и Последний (Протос и Эсхатос, Начало и Конец) — эти наименования прообразуют Христа как Начало и Конец всего сущего. Ибо о начале времен сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1—3). И о воздаянии через Христа в конце времен: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:22). Конец же грешников — вечная смерть (см. Рим 6:21). Также сказано: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8; ср. Откр 1:10, 17; 2:8; 21:6; 22:13). Альфа и Омега — первая и последняя буквы греческого алфавита, с использованием которого записан Апокалипсис. Иисус Христос, как вторая ипостась Пресвятой Троицы, именуется также и Логосом (Слово Божье, Бог Слово). Альфа и Омега, таким образом, знаменуют полноту и совершенство Слова.

Который был мертв, и се, жив (Откр 2:8). Иисус был распят на кресте, умер, а затем воскрес. И еще: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр 1:17—18). Воскреснув, Иисус победил смерть и освободил из ада патриархов, переведя их в рай.

Имеющий острый с обеих сторон меч (Откр 2:12). Меч в данном видении — это меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Слово изображено оружием ибо оно в устах Господа прежде всего является обличающим пророчеством, разящим греховные помыслы: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34); Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12); Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (Откр 2:16); Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (Откр 19:15; ср. Откр 19:21).

Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану (Откр 2:18). Иисус Христос — Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы. В Иоанновом видении Он предстает в сиянии небесной славы: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи… и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр 1:14—16). Белая овечья шерсть (волна) символизирует Божественную чистоту (ср. Дан 7:9), также как и халколиван, который в переводе означает «белая медь». Огонь символизирует Божью силу (ср. Откр 20:9).

Имеющий семь духов Божиих и семь звезд (Откр 3:1). Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр 2:1). Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр 1:20). Семь звезд — это семь Ангелов или семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6), находящихся перед престолом Его (Откр 1:4). Они начальствуют над семью церквами, которые символизируют семь периодов Вселенской Христианской Церкви.

Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит (Откр 3:7). Ключ Давидов — это ключ к толкованию пророчеств или ключ разумения (Лк 11:52; ср. Мф 23:13). Ибо если пророчество истинно истолковано, то никто не сможет исказить его смысл. Поскольку пророчества нередко даются в символическом виде, то смысл их заперт до момента открытия пророческой двери (ср. Откр 3:8) указанным ключом, называемым по имени пророка-псалмопевца Давида.

Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр 3:14). Иисус Христос — Сын Божий, Бог Слово, второе лицо Пресвятой Троицы, воистину начало создания Божия, ибо сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1—3). Через Иоанново пророчество передается благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр 1:4—6). Иисус Христос, Бог Слово, есть Аминь, то есть Истина, ибо Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер 10:10). И еще сказано: Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин 17:17). И еще: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1 Ин 5:5—12). Горе же тем, которые имеют пред собою Истину, но слепо вопрошают: что есть истина? (Ин 18:38).

Увидев Иисуса в славе Господней, апостол Иоанн был потрясен: И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся (Откр 1:17). И голос Его, как шум вод многих (Откр 1:15). Голос, как бы трубный (Откр 1:10).

Нечто подобное испытывали и ветхозаветные пророки при видении ангелов. Вот свидетельство пророка Даниила:

…В двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его — как топаз, лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле. Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням». Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: «господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне». Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!» И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: «говори, господин мой; ибо ты укрепил меня» (Дан 10:4—19).

Также и Христос положил… десницу Свою (Откр 1:17) для укрепления апостола Иоанна. И повелел: Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (Откр 1: 19).

Глава 1:2. Второе видение славы Господней

В следующем видении апостол Иоанн взошел на небо:

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр 4:1—11).

На этот раз Иоанну предстал Бог-Отец, первое лицо пресвятой Троицы, Господь Бог Вседержитель (Откр 4:8).

Зеленая радуга (изумрудная, цвета смарагда) вокруг престола Господня есть символ искупления, помилования и обновления:

И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле (Быт 9:12—16).

А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом (Иез 1:26—28).

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая (Откр 10:1—2).

Семь духов Божиих — это семь Архангелов. Так называются верховные Ангелы, наиболее приближенные к Богу. В Библии они названы по именам (ср. Енох 20):

Архангел Михаил:

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд 1:9).

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан 12:1).

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе (Откр 12:7—8).

Архангел Гавриил:

И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (Дан 8:15—17).

Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы (Дан 9:21).

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк 1:18—20).

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:26—28).

Архангел Рафаил (Азария):

Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго (Тов 12:15).

И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? (Тов 6:7).

Архангел Иеремиил [Ремиил]:

На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Езд 4:36—37).

Архангел Уриил:

Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил, и сказал: сердце твое слишком далеко зашло в этом веке, что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего (3 Езд 4:1—2).

А я семь дней постился, стеная и плача, как повелел мне Ангел Уриил (3 Езд 5:20).

Где Ангел Уриил, который вначале приходил ко мне? (3 Езд 10:28).

Архангел Салафиил [Саракиил]:

Но пришедший ко мне Ангел поддержал меня и укрепил меня, и поставил на ноги. И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа, и спросил меня: где ты был, и отчего лице твое так печально? (3 Езд 5:15—16).

Также Иоанну предстали посреди престола и вокруг престола другие четыре ангела в виде Льва, Тельца, Человека, Орла, называемые Херувимами:

Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки. Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки (Дан 3:54—55).

И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними (Иез 10:1).

Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю (Ис 37:16).

Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! (Пс 98:1).

В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог]; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него. Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра (Пс 17:7—11).

Вокруг престола Господня располагались 24 малых престола, на которых сидели 24 старца в золотых венцах и одетые в белые одежды. Старцы — это святые, белые одежды — праведность, золотые венцы — знак победы над смертью:

Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр 5:8).

Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр 7:14).

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Откр 3:5).

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр 3:21).

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10).

Глава 1:3. Третье видение славы Господней

Далее апостол Иоанн увидел:

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков (Откр 5:1—14).

Свиток книги, запечатанный семью печатями, — это книга жизни. Внутри свитка записаны имена людей, которые в конце времен будут спасены, снаружи — имена грешников:

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр 20:12).

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр 20:15).

И поклонятся ему [антихристу-зверю] все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр 13:8).

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Откр 3:5).

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни (Флп 4:3).

И не войдет в него [новый Иерусалим] ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр 21:27).

И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр 22:19).

Без раскрытия книги жизни никто из людей не может спастись и обрести бессмертие. Поэтому апостол Иоанн много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. Однако он был утешен старцем, ибо раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее способен Иисус, лев от колена Иудина, корень Давидов, победитель [смерти], Христос, Агнец Божий, принесший своей крестной смертью жертву за нас, чтобы верующие в Него спаслись, который был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

В этом видении Христос явлен как Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов [Архангелов] Божиих, посланных во всю землю. Закланный Агнец символизирует собой крестную жертву Иисуса:

На другой день видит Иоанн [Креститель] идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин 1:29).

И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий (Ин 1:36).

Глава 1:4. Небесная книга

После череды видений апостолу Иоанну была дана Небесная книга:

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими… И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих (Откр 10:1—3, 8—11).

Раскрытая книжка — это книга Апокалипсис.

Сладость книги — это сладость Откровения о спасении верующих в Христа. Горечь книги — это горечь Откровения о гибели неверующих.

Подобным образом, путем символического съедания книжного свитка, получали пророчества и древние пророки:

Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф (Иер 15:16).

И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез 2:9—3:3).

Книгу Апокалипсис, посланную с неба, необходимо сохранять в первозданном виде:

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр 22:16—19).

Церковь свято хранила Откровение Иоанна Богослова, и оно в неповрежденном виде дошло до наших дней. А те, кто пытались исказить текст Небесной книги, получили обещанную кару.

В середине XX века в районе Мертвого моря были обнаружены свитки священных книг, принадлежащих общине ессеев. В числе прочих был обнаружен и свиток ессейского Апокалипсиса, содержащий большое число отклонений от исходного Откровения. В наказание за эту дерзость Господь стер с лица земли общину ессеев.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Апокалипсис. Толкование XXI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я