Мышление предпринимателя

Станислав Сагдеев, 2022

Если ты хочешь научиться ставить перед собой большие цели и, самое главное, достигать их, то эта книга для тебя. Ее автор прошел путь от монтера трамвайного пути где-то в Сибири до владельца железнодорожного бизнеса с филиалами в разных уголках страны. И на собственном примере доказал: успех зависит от мышления. Чем масштабнее ты мыслишь, чем невероятнее твои мечты, тем выше вершины, которые ты возьмешь. Книга основана на удивительной, мотивирующей истории автора. В ней есть лайфхаки по бизнесу, поучительные уроки из жизни, взлеты, падения и даже чудеса.Ты узнаешь себя в герое и поймешь, как действовать, чтобы исполнить свои мечты. Но самое главное, осознаешь простую истину, что все происходит к лучшему. Даже если кажется, что это не так.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление предпринимателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Наше будущее закладывается в детстве

В судьбе, вкусах и характере человека огромное значение имеет его детство, влияние людей, среди которых воспитывался и вырастал.

Иван Соколов-Микитов

Всё начинается с детства. Именно поэтому я решил начать эту книгу с рассказа о своем детстве и юношестве. Того времени, когда я еще не знал, что такое бизнес, как ставить большие цели и достигать их и как работает позитивное мышление. Детство — целая страна. И как любая страна формирует менталитет своего жителя, так и детство задает направление развития. Ребенком ты идешь наощупь по своему пути. И пусть неосознанно, но то, кем ты будешь в 60 лет, закладывается именно с детства.

Пора детства приоткрыла мне секреты, которые я заложил в основу своего движения по жизни.

Именно в детстве я впервые услышал и запомнил такие убеждения, как: «Всё к лучшему», «Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе», «Вода камень точит», «Одни двери закрываются, открываются другие».

Будучи ребенком, я понял, что человеческие возможности больше и шире, чем принято считать, и добиться в жизни можно очень многого. И я безмерно благодарен этому периоду и всем урокам, которые я из него вынес и усвоил.

Мой папа родился в Подмосковье, в Вербилках. Его отец, мой дедушка, был директором Вербилковской фарфоровой фабрики. Но потом по решению властей бабушка и дедушка были вынуждены перебраться в Узбекистан, к дальним родственникам. Здесь и прошли детство и юность отца.

Мама родом из Сибири. Неизвестно, как всё вообще могло сложиться, если бы юной девушкой она не решила поехать на комсомольскую стройку в Чарвак.

Там, на стройке Чарвакской ГЭС, они с папой и познакомились. Через какое-то время поженились, и вскоре родились мой старший брат, а потом и я.

Когда мне исполнилось полтора года, мы поехали на другую величайшую комсомольскую стройку — БАМ (Байкало-Амурскую магистраль). Родители много трудились. По вечной мерзлоте прокладывали железнодорожные пути, строили поселки. Мы жили в Звездном, Магистральном, Северобайкальске. В то время родился мой младший брат. А еще через три года родители купили новенький «Москвич», и уже на нем через какое-то время мы вернулись на родину мамы — в маленький городок Нижнеудинск Иркутской области. Там мама с папой устроились на работу инженерами на стройке.

Несмотря на непростую жизнь, я воспринимаю родителей как первых мудрых наставников.

От отца я перенял любовь к чтению — как лучшему способу развития речи, мышления, кругозора. Именно он учил меня мечтать и до сих пор повторяет, что нельзя останавливаться на достигнутом. Когда попал в одну цель — ставь другую и потом следующую. Нет какого-то потолка, вся жизнь проявляется в движении.

Благодаря ему я научился верить в невозможное. Он говорил, что в жизни есть место чудесам, если проявлять силу воли, характер, стремления, если жить по совести, трудиться и честно поступать с людьми. И это я впитал с малых лет. А когда уже во взрослой жизни мне бывало очень сложно, он напоминал: «Когда закрывается одна дверь — открывается другая». И каждый раз сталкиваясь с трудностями, я убеждаюсь, что так оно и есть. И другая дверь обычно лучше первой… Но об этом позже.

Моя мама — мудрая, спокойная и рассудительная. Ее поддержка для меня много значит. Как в народной пословице: «Мать кормит детей, как земля — людей». От нее я пронес через всю жизнь и сделал своим правилом наставление: «Всё, что происходит, к лучшему».

Мечта стать дальнобойщиком

За свою жизнь я побывал во многих городах и странах, посетил разные места и много всего повидал. Но в моем детстве сложно было даже представить, что это может стать для меня реальностью. Однажды в Лондоне, стоя перед экспозицией в одном из музеев, я вспоминал себя ребенком. Вспоминал, как я, маленький мальчишка из далекого Нижнеудинска, жадно рассматривал изображения этих экспонатов в книгах и как страстно хотел увидеть всё своими глазами. Я мечтал, и моя мечта сбылась! Сегодня я уверен, что любое важное достижение начинается с мечты.

В школе мне нравилось учиться. Самыми увлекательными предметами для меня были история и география: они больше всего вписывались в мой воображаемый мир. Я любил мечтать, часто разглядывал в учебниках картинки с изображениями пирамид и древнеегипетских мумий и очень хотел увидеть их вживую. Потом где-то прочитал, что одна из самых больших коллекций мумий хранится в Британском музее в Лондоне и что ясновидящая Ванга предсказала, будто Великобританию затопит. И тогда я захотел попасть туда еще сильнее, чтобы успеть посмотреть всё, пока мумии не оказались под водой.

К слову сказать, в Нижнеудинске у меня не было ни одного знакомого, кто хоть раз ездил бы за границу. Даже у друзей моих друзей не было таких знакомых. Уехать куда-то далеко из нашей местности казалось несбыточной мечтой, утопией. Поэтому я толком и не учил английский в школе. «Зачем, если он никогда не пригодится?» — рассуждал я.

Несмотря на скромные возможности и перспективы в нашем маленьком городке, я не переставал думать о мумиях, пирамидах и Лондоне. Я по многу раз перечитывал романы Жюля Верна, Фенимора Купера, Джека Лондона и другие книги о приключениях, открытиях, путешествиях. И представлял себя на месте отважных исследователей, золотоискателей или бесстрашных индейцев. Истории о том, как они смело преодолевают трудности и идут к своим целям, меня очень воодушевляли.

Вдобавок в нашем классе учился мальчик, который часто приносил на уроки разные интересные вещи и игрушки. Помню, как ребята накидывались на эти диковинки и спрашивали: «Откуда это, откуда?» А он отвечал: «Отец привез из командировки». И рассказывал, что его папа — дальнобойщик — развозит грузы по области, а иногда и по всей стране. Говорил, что, оказывается, есть целые деревни, где продают мягкие игрушки или плетеные корзины, а есть поселения у дороги, где целыми пирамидами выложены арбузы. Всего этого не было в Нижнеудинске, поэтому я слушал его рассказы как завороженный. Это так перекликалось с историями из книг о приключениях и путешествиях! Мне захотелось того же! Я понял, что это реально — по работе ездить по городам, смотреть на быт других людей: как одеваются, что делают, чем живут.

И я решил стать дальнобойщиком, как папа того мальчика. И начал действовать. Узнал, что водительские права смогу получить только после 18 лет, а мне было всего 15. Так долго ждать не хотелось! Мне подсказали другой путь, и у меня созрел целый план…

В Нижнеудинске выбор для продолжения учебы после школы был небогатый. Большинство выпускников шло в ФЗУ (фабрично-заводское училище), или, как мы говорили, в «Фазанку». Там можно было получить специальность слесаря, сварщика или даже помощника машиниста. У нас в городе почти всё было «завязано» на железной дороге. А я решил пойти в СХТ — сельскохозяйственный техникум. Идея была такая: поступить в техникум и стать трактористом. Потом, после двух лет работы, получить права на управление грузовиком. И тогда передо мной откроются все дороги — я смогу ездить по городам России, а может быть, и за рубеж.

Тогда я еще не знал, что, прокладывая путь к своей мечте, интуитивно применил эффективный способ достижения цели — декомпозицию. Иногда мы отказываемся от цели, думая, что она слишком большая, далекая и от этого недостижимая (про большие цели мы еще поговорим). Допустим, у тебя на данный момент нет работы и каких-либо профессиональных навыков. Но ты хочешь получать 100 тысяч рублей в месяц. Звучит нереально, да? У тебя есть два пути. Первый — отказаться от своей идеи и надеяться на случай или везение. Второй — следуя методу декомпозиции, разбить свою цель на этапы и маленькими шажками идти в нужном направлении. Вот как это работает в жизни:

• выбираешь, как именно ты хочешь зарабатывать, например быть каменщиком;

• подаешь объявление о вакансии и устраиваешься в любую строительную компанию, пусть даже разнорабочим, скажем, за 20 тысяч рублей — немного, но это ведь только начало;

• нарабатываешь стаж и опыт в строительстве, смотришь на других, обучаешься;

• далее можно пойти на курсы каменщика, обучиться и получить более высокий разряд;

• потом работаешь по специальности и набираешься еще больше опыта;

• одновременно с этим можно получить среднее специальное или высшее образование и научиться не только работать руками, но и читать документацию, проекты, хорошо разбираться в технологии работ;

• затем становишься мастером и получаешь зарплату 100 тысяч рублей.

Готово. Цель достигнута!

От мечты до ее осуществления в данном случае пройдет два — два с половиной года. Некоторые могут отказаться от идеи, говоря, что это долгий путь. Но ведь многие не ставят целей и не растут финансово в течение всей жизни! Скажите, что дольше? Два с половиной года или вся жизнь, прожитая на минимальную зарплату в поисках «легких» и «падающих на голову» денег? Невозможно вот так взять и проснуться в новой реальности — к ней нужно идти самому. Каждый раз, когда у тебя появляется новая масштабная идея, разбивай ее на несколько шагов и выполняй их последовательно. И ты убедишься, что даже самая сложная задача становится выполнимой.

Перед окончанием восьмилетки я поделился своим планом с мамой. Мое намерение стать трактористом ей, мягко говоря, не понравилось. Но я не отступал от своего желания и подробно объяснил, с чем связано мое решение. Я рассказал, что мечтаю путешествовать, что мне тесно в Нижнеудинске, что я никогда из него не выезжал и очень хочу вырваться и посмотреть другой мир. Сказал, что специальность и работа тракториста приблизят меня к моей мечте путешествовать, бывать в других городах, а может быть, даже странах.

Мечта маме очень понравилась, но со средствами достижения она не согласилась. Она объяснила: тракторист — это тяжелая, грязная работа, и можно запросто застопориться на одном уровне, и не два года, а на всю жизнь. Ходить постоянно испачканным в мазуте, пахнущим соляркой, и ничего не добиться. Да и зарплата невысокая — на хорошую жизнь не накопишь. Так эта работа скорее запрет меня в этом городе, а точнее, в тракторе посреди поля, чем позволит посмотреть мир. Мама сказала, что уровень рабочего — не то, к чему я должен стремиться. И подсказала, что к мечте я могу прийти другим путем. Например, получить высшее образование, стать инженером. И тогда можно ездить по стройкам по всей стране. Мы договорились, что я пойду в девятый класс, а потом и в десятый. У меня будет время подумать, как жить дальше и двигаться к своей цели. Я очень благодарен маме за поддержку. В тот момент она сумела услышать меня, понять мои желания. А зная мое упрямство, повлияла на мое решение мягко, аргументированно, логично.

Конструктивный диалог между детьми и родителями очень важен. Подросток едва начинает жизненный путь, в его багаже пока что небольшой запас личного опыта, теоретические знания из книг, мнения друзей. Используя его, он пробует проложить путь к своей цели. Но зачастую этого бывает недостаточно, так как в реальной жизни другие правила. В этот момент важна понимающая поддержка взрослого, который сможет выслушать позицию ребенка и поможет дополнить его багаж недостающим опытом. Спокойная беседа и разумные аргументы помогут подростку взглянуть более взвешенно на его первоначальный план и, возможно, прислушаться к совету взрослых и пересмотреть его.

Друг Серёга. Какой выбрать путь?

Я часто вижу людей, которые не удовлетворены тем, что имеют, сетуют, что мало добились, и сомневаются, что вообще когда-либо смогут сделать что-то значимое. Как правило, про такое положение вещей они говорят: «Не судьба, не сложилось, Пете, Вале, Толе повезло, а мне нет». И каждый раз после встречи с такими людьми меня не оставляет мысль о том, что их жизнь могла бы сложиться иначе. Ведь то, как мы живем, — всегда наш собственный ВЫБОР.

В детстве у меня был друг Серёга. Он с родителями жил на окраине города, и жили они небогато — мама с папой в основном промышляли в тайге: собирали грибы, ягоды, охотились и выделывали шкурки животных. Нижнеудинск окружен лесами, в которых много зверя, ягод, грибов и других даров природы.

Мы часто уходили с Серегой в лес, делали рогатки, охотились на белок. В таких лесных походах я освоил хороший навык, который впоследствии применял и в жизни. Когда просто идешь по лесу, его обитателей не видно и не слышно. Чтобы заметить белку, нужно остановиться, замереть, прислушаться к шорохам и направить свое внимание на то, что происходит вокруг.

Очень важно уметь «замирать» каждый день и даже на протяжении дня. Давать себе время подумать, привести ум в порядок. Это помогает справиться с любой задачей гораздо эффективнее, чем постоянно бежать и пытаться решить всё на ходу.

В лесу мы с Серегой разводили костер и жарили сало на прутиках, потом ели его с хлебом. До сих пор помню эти вкус и запах — ароматы детства. А еще мы готовили из лиственницы жевательную серу — вкусную и полезную. В тайге она вместо жвачки. Раньше с ее помощью спасались от цинги и лечили зубы. Мы добывали кору, приносили ее домой и выпаривали на паровой бане. Потом Серегина мама продавала полоски серы на рынке.

В наших совместных походах я рассказывал Сереге о прочитанных книгах, о разных странах, необыкновенных местах, о подвигах отважных путешественников.

Пока мы учились в начальных классах, мы тесно дружили, но уже в средних, когда мы немного подросли, друг начал отдаляться от меня. Он всё чаще общался с ребятами из своего района. Сказать, что они являлись образцом для подражания, было бы неправдой. И сегодня такие подростки есть, наверное, в каждой школе. Они мало времени уделяют учебе, прогуливают уроки, просто шатаясь по улицам или пытаясь найти приключения себе на голову. Такие подростки первыми среди сверстников начинают употреблять спиртное, курить.

В те времена в школьной среде курили многие, и, признаюсь честно, соблазн был велик. Курение являлось не просто привычкой, оно делало тебя «своим» в компании сверстников, это было даже круто, и некоторые ребята не раз предлагали мне закурить вместе с ними. Но я держался от этого в стороне.

Как-то в школе на одном из стендов я прочитал статью о вреде курения. До сих пор помню жуткие слова: «Курение останавливает развитие мозга, особенно у детей!» На меня эта статья тогда произвела огромное впечатление. Я действительно наблюдал, что у ребят, которые начали курить и принимать алкоголь, снижалась успеваемость, они скатывались по оценкам и дисциплине. Со временем с ними уже было не о чем поговорить, потому что круг их интересов сузился, и это очень грустно наблюдать. Я твердо решил, что никогда не буду курить, и попытался донести эти же мысли до Сереги. Но тщетно. Всё чаще от него пахло табаком, и иногда я замечал, что он нетрезв.

Атмосфера, в которой ты живешь и растешь, безусловно, влияет на тебя. Невольно ты впитываешь и перенимаешь образ мышления и отношение к жизни тех людей, которые тебя окружают. Быт, который ты наблюдаешь с ранних лет, пусть даже неблагоприятный, становится привычным и естественным. И, согласись, в нем есть некий комфорт.

И в этом самом комфорте кроются ловушки и иллюзии: «Если я буду делать так, как все вокруг, я буду таким же, буду признан, стану своим». И, разумеется, такой путь кажется более легким. Но, прежде чем выбрать его, загляни в будущее. Принимая то или иное решение, задумайся: какой выбор и как скоро принесет тебе в итоге больше пользы? И если ответ для тебя очевиден, умей твердо и уверенно сказать: «Нет».

Со временем я почти перестал общаться с Серегой, а он всё чаще стал избегать меня. Ему не хотелось ни обсуждать книги, ни мечтать. Меня это расстраивало, я не хотел видеть друга таким, как мог, пытался повлиять на него. Но мои усилия что-то изменить оказались напрасны.

После восьмого класса я пошел в девятый, а он поступил в «Фазанку», чтобы потом работать на железной дороге. Но в этом желании он был не уверен. Больше всего его тянуло заниматься охотой и собирательством, как его отец. Он стал хуже учиться, мы общались всё реже, и, к моему большому огорчению, со временем наши пути окончательно разошлись.

Окончив школу, я уехал из городка, а когда спустя какое-то время решил проведать родных, захотел повидать и старого друга. Пришел в дом его родителей. И, как встарь, спросил с порога: «Здрасьте, а Серёга дома?» Его родители как-то грустно на меня посмотрели и сказали, что его нет. Сперва я не понял, подумал: «Отошел куда-то, видно, не успеем повидаться…» А на следующий день я узнал, что Серёга… умер. Повесился год назад. Кто-то сказал мне, что это из-за девушки. Возможно, так оно и есть, но я более чем уверен, что дело еще и в том, что всё произошло из-за огромного ощущения беспросветности и бесперспективности, которое Серёга испытывал день за днем, оставаясь в пространстве созданного им внутреннего мира.

Наша жизнь — это череда выборов. Осознай, что к ситуации, в которой ты сейчас находишься, тебя привела цепочка твоих решений. И что самое важное — всё всегда можно изменить, если есть СИЛА ВОЛИ и ЖЕЛАНИЕ.

Даже сейчас, спустя много лет, когда я вспоминаю о Сереге, его решение вызывает во мне сильные эмоции. У нас сложились очень разные судьбы, непохожие. Я часто спрашивал себя: «Мог бы я показать своему другу иной путь, если бы был более настырным, убедительным, если бы знал на тот момент чуть больше?» Но каждый раз прихожу к одному и тому же решению: каждый человек САМ управляет своей судьбой и САМ выбирает, какой шаг сделать дальше. И да, пока не произошло самое худшее, выбор всегда, в любой момент можно изменить в правильную сторону. Подумай об этом, когда захочется закурить или утопить свои неудачи — а они бывают у всех — в алкоголе. Подумай: «А правильно ли я делаю? Чем мне это поможет? Что я на самом деле могу сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?» И поверь мне, ты можешь абсолютно всё!

Бизнес со школьной скамьи

В старших классах я впервые познакомился с понятием бизнеса. Освоил то, что тогда называли спекуляцией, а теперь гордым словом «предпринимательство».

После девятого класса, когда Серёга ушел в «Фазанку» и мы почти перестали общаться, я сдружился с другим одноклассником, Виталькой. Виталька стал для меня еще одним человеком, который показал, что в жизни что-то может быть по-другому. В данном случае речь шла о заработке.

Делать что-то и получать за это деньги было для меня знакомо с самого детства. С другом Серегой и компанией взрослых мы ездили на заготовки смородины, кедровой шишки и орешков, собирали кору лиственницы для серы, черемшу. Всё это приносило нам деньги на карманные расходы.

Но благодаря Витальке я познакомился с бизнесом. Я попробовал делать деньги не так, как это было принято у моих родителей и вообще у большинства людей в то время, — только на работе. И этот опыт очень пригодился мне в дальнейшем.

Старшая сестра Витальки занималась перепродажей: покупала товары в Красноярске, а в Нижнеудинске продавала в два, а то и в четыре раза дороже. У нее получался неплохой заработок. Она отдыхала, путешествовала, ездила на хорошей машине, в общем, могла позволить себе многое, что для жителей нашего городка было диковинкой.

И мы с Виталькой, воодушевившись ее примером, решили попробовать такой же способ зарабатывания денег. Сестра Витальки подсказала, что именно нам стоит продавать — женские шерстяные рейтузы. Для женщин нашего городка это был дефицитный товар. Она же объяснила нам, где их покупать и куда сдавать на реализацию. Мы покупали рейтузы в Красноярске, ставили цену раза в три раза выше закупочной. Ходили по магазинам Нижнеудинска и предлагали рейтузы на реализацию. Удивительно, но такая цена не казалась нашим покупателям заоблачной. Торговля шла хорошо. В те времена всё строилось на доверии, у нас не было никаких документов, формальности не соблюдались. Виталька был к этому делу ближе, знал больше тонкостей, видел, как это делают его сестра и мама, поэтому торговля у него шла более бойко. Я, можно сказать, начинал с нуля, и меня этот процесс очень увлекал, хоть я был и не столь бойким продавцом. Потом Виталька разузнал, что в Нижнеудинске дефицит замков — мы съездили за ними в Красноярск и тоже хорошо заработали.

Несмотря на то, что мне было труднее, чем другу, и я зарабатывал меньше, это для меня был очень хороший опыт, из которого я уже тогда вынес для себя важные выводы о деньгах и о заработке.

• Иметь больше денег — не значит больше работать.

• Выполняя какие-то действия по-другому, можно получить другой результат.

• Успех лежит в той сфере, где ты сможешь удовлетворить чью-то потребность.

• Чтобы найти нишу, в которой есть запрос, важно быть открытым и внимательным к тому, что тебя окружает.

• Важная составляющая успеха в бизнесе — доверие покупателей.

• Тот, кто в своем деле знает больше, больше преуспевает.

• Начиная что-то новое, опирайся на поддержку знакомых и единомышленников и смело проси помощи и совета.

• Проверяй хорошие идеи на практике — оценить их можно только по результату.

Позже у нас с Виталькой произошла история с брусникой. В Нижнеудинске ее было очень много. Я узнал, что ребята покупали ее ведрами и везли на продажу в Иркутск. Брусника — хорошая, крепкая ягода, в дороге не портится. Мы с Виталькой купили по шесть ведер брусники, упаковали в коробки и поехали в Иркутск поездом. В городе взяли такси и отправились на центральный рынок. Признаюсь честно, нам было страшно. Мы первый раз оказались в Иркутске без родителей. Переживали, вдруг таксист нас обманет, не туда довезет, заберет нашу бруснику. Тогда были неспокойные времена, рэкет повсюду, особенно среди частников-торговцевНо мы с Виталькой с этим страхом справились и достаточно быстро разобрались и освоились в новой обстановке.

На рынке в основном продавали ягоду ведрами. Мы решили продавать стаканчиками, чтобы увеличить прибыль. Сперва дело пошло не очень, так как у нас выходило дороже, чем у соседей ведрами. Но через какое-то время мы обратили внимание, что те, кто продавал ведрами, быстро распродают товар и уезжают. Вот тут-то у нас и пошли продажи. Наше терпение окупилось, и уже к обеду мы почти всё распродали. Посчитав прибыль, мы приятно удивились: прибыль составляла почти 800%. За короткий сезон брусники мы с Виталькой съездили в Иркутск три раза, и я заработал за три поездки гораздо больше, чем мама на работе за месяц.

Волка ноги кормят». Если хочешь заработать деньги, нужно преодолевать свои страхи. Позволять себе быть смелым, делать то, что большинство других не делает. Конечно, дома хорошо, уютно и безопасно. Но для того, чтобы изменить свое финансовое положение, нужно переступить порог этого уюта и начать действовать. Вертеться, трудиться. И это обязательно даст свои плоды, будь ты школьником, студентом или специалистом с многолетним опытом. Жизнь постоянно подкидывает нам возможности, главное — их не упустить.

Важное открытие!

В человеке заложено очень много неизведанной силы. Зачастую мы ее не понимаем, потому что не видим или не можем проследить связь между причиной и следствием. Ну или же замечаем ее, но говорим, что это чудо и исключение из правил. На самом деле силой можно научиться пользоваться, управлять и достигать с ее помощью любых целей.

Однажды к нам в Нижнеудинск приехал гипнотизер. Это было целое событие для нашего городка! Я выпросил у мамы денег на сеанс и пошел в кинотеатр «Спутник» — всё происходило там. Собрался полный зал, все находились в предвкушении.

В начале выступления гипнотизер пригласил на сцену человек двадцать из зала, в основном подростков. Среди добровольцев оказался и я. Нас поставили на сцене в два ряда, гипнотизер сказал нам смотреть только вперед. Он подходил к каждому сзади и что-то делал. Пока я ждал своей очереди, то видел боковым зрением, что некоторые ребята падают, будто замертво, и их оттаскивают куда-то назад. Мне стало страшно, но я решил остаться. Вскоре пришел и мой черед. Я почувствовал, как гипнотизер положил мне руку на затылок (хотя как знать, может, он и не касался меня), и меня неумолимо потянуло упасть назад, на него. Меня побуждала к этому какая-то невидимая, могущественная сила. Я собрал всю волю в кулак, чтобы устоять на ногах. И устоял. Оказалось, что меньше половины ребят выстояло. Нас отпустили обратно в зал, а остальных усадили на стулья. Ребята так и остались с закрытыми глазами, словно в «отключке», тела их выглядели безвольными.

Гипнотизер начал показывать «фокусы». Например, он делал пассы, что-то говорил, и человек вытягивался в струнку, замирая по стойке «смирно». Потом он укладывал его на два стула, так, что стульев касались только голова и ступни, а остальное туловище как будто «висело» в воздухе. При этом тела ребят оставались прямыми, как крепкие доски, не прогибались под собственной тяжестью, не падали, не съезжали, даже если на них садились сверху. Заканчивая свои фокусы, гипнотизер проводил ладонью перед их лицами, они приходили в себя и говорили, что ничего не помнят. Уходили со сцены и присоединялись к зрителям в зале.

Из тех, кто остался, гипнотизер выбрал одного мальчишку, местного хулигана, и заставил его изображать курицу. Будучи в каком-то трансе, он сел на корточки, стал кудахтать и делать движения, как будто клевать зерна. Я знал этого мальчика и с уверенностью мог сказать, что находись он в ясном сознании, то никогда бы не стал так кривляться перед публикой. А тут вдруг ползает, кудахчет и клюет зернышки. Гипнотизер снял с него «чары», а потом спросил: «Ты куришь?» Подросток к тому возрасту уже вовсю дымил как паровоз. Гипнотизер сказал ему, что он больше не будет курить, сделал с ним что-то, потом предложил сигарету. Паренек сильно закашлялся, его замутило, и закурить он так и не смог. Он начал возмущаться, ругаться, говорил, что всё равно закурит. Гипнотизер дал ему еще одну сигарету, и всё повторилось. Спустя несколько дней паренек смог вернуться к пагубному занятию, но во время представления явно чувствовалось, что на него как-то повлияли, будто заколдовали.

Чудеса, которые демонстрировал гипнотизер, произвели на меня сильнейшее впечатление. Можно сказать, это было одно из самых ярких событий в моей жизни. Мой мирок знаний обычного школьника затрещал по швам.

Я впервые осознал, что наши возможности значительно больше, чем мы себе представляем.

Вот какие выводы я тогда сделал.

• Человек состоит не только из тела, а мозг обладает гораздо большей силой, чем мы думаем. Наш организм способен на гораздо большее, чем принято считать в обычной жизни.

• Очень важно, как ты внутри воспринимаешь себя, какую установку даешь своему мозгу. Человек выполняет действия, которые соответствуют его мышлению. Ты можешь быть курицей или человеком. Если ты считаешь, что победишь, то с гораздо большей вероятностью ты действительно станешь победителем. Если ты будешь считать, что у тебя ничего не получится, то, скорее всего, с большей вероятностью, у тебя действительно ничего не получится.

• Некоторые люди обладают знаниями, которых нет у сотен, тысяч и миллионов других людей. Эти знания помогают им управлять другими.

• Можно закрыться от невероятных фактов, а можно допустить, что чего-то не знаешь, и расширить свои возможности.

Сделав эти открытия, я захотел стать таким «гипнотизером» для самого себя! Если у других это получается, может получиться и у меня. И начал тренироваться использовать это в жизни. Тренировать мозг, сознание, мышление. Чтобы всегда иметь собственную позицию и не поддаваться на уловки таких же гипнотизеров. Чтобы управлять своей жизнью и менять ее в ту сторону, в которую я сам захочу.

Образование важно всегда

В наше время многие подростки говорят, что высшее образование устарело. Что пять лет в вузе — пустая трата времени, проще и быстрее научиться всему на коротких курсах и на практике. Говорят, «корочка» сегодня никому не нужна. Да, это так — современный мир уже другой. Я не был студентом-отличником, и учеба не всегда давалась мне легко. Но благодаря институту я освоил массу навыков, и речь сейчас не только об учебных дисциплинах. И это был бесценный опыт в мою копилку.

Оканчивая десятый класс, я снова поговорил с мамой о будущем. И она руками и ногами была за учебу в институте. А меня даже уговаривать не пришлось: я уже понимал, что высшее образование приблизит меня к мечте.

К тому времени мой старший брат Ринэль уже учился в Иркутске, в институте железнодорожного транспорта. Из нашего маленького городишки областной центр казался чуть ли не центром мира. Брат рассказывал, как ему живется в таком огромном городе, и его рассказы всегда вызывали огромный интерес. Учиться в сельхозтехникуме на тракториста я, само собой, больше не хотел, большой город манил меня своими огнями и приключениями.

Конечно, возможность на время уехать из Нижнеудинска меня привлекала больше, чем учеба, но я принял это как данность. А в решении меня укрепила встреча в поезде, когда мы с мамой, повидав брата в Иркутске, возвращались домой.

С нами в вагоне ехал молодой солдат, он служил где-то в Забайкалье. Лысый, голоухий, весь какой-то нескладный. В армии он сильно простудился, по неосторожности заработал воспаление легких, теперь раньше срока ехал домой. Мы разговорились, речь зашла о высшем образовании, и тогда он поделился своим мнением.

Самое ценное, что дает институт, — не знания и не зубрежку, а умение пользоваться информацией. Ты выносишь из института навык находить информацию для решения поставленной задачи. И потом не теряешься в жизни, когда наступает нужда что-то выяснить, разузнать. В институте учат работать с библиотекой, с оглавлениями, быстро находить нужную информацию, структурировать ее и выбирать из нее самое ценное.

Позже я много раз вспоминал его слова и убеждался в их верности.

Я стал студентом железнодорожного института, и всё поменялось, усложнилось.

Учеба давалась мне с большим трудом, я многого не понимал. В техническом вузе сложные предметы: теоретическая механика, сопромат, строительная механика, высшая математика, черчение.

На мой факультет — «Путь и путевое хозяйство» — поступило, наверное, больше двухсот человек. И с каждым курсом число учащихся сокращалось. На втором курсе осталось уже 100, потом 50, потом 25 человек.

Первые два курса и мое имя регулярно попадало в списки на отчисление. Я не жульничал, не списывал, не мог платить за курсовые, как это делали некоторые однокурсники, потому что у меня не было лишних денег, но сейчас я понимаю, что это было даже хорошо.

Очень быстро я понял про институт то, что мне пыталась втолковать мама и тот солдат в поезде.

Само по себе техническое образование уже дает крепкую базу. Оно формирует определенный тип мышления, нацеленный на логику и планирование. Производя технические расчеты, думаешь о подготовке, обо всех мелочах, о том, что может пойти не так. Выстраиваешь технологическую цепочку, уделяешь внимание деталям, при этом видишь картину целиком. Такие знания и навыки пригодятся в жизни не раз. Но из института я вынес кое-что еще, не менее ценное.

Будучи студентом, я осознанно выработал умение ставить цели и достигать результат и видел, как это работает на практике.

Например, цель — сдать экзамен. Постановка цели — 30% успеха. Это можно сравнить с походом в лес. Прогулка по лесу может остаться просто прогулкой. Как и учебный процесс, который можно пустить на самотек. Но, если ты поставишь себе цель собрать грибы (или сдать экзамен), твои действия станут более продуманными и организованными, а всё внимание будет направлено на реализацию этого плана. Остальные 70% — шаги и пути достижения цели. К одному и тому же результату можно прийти разными путями, нужно лишь выбрать оптимальный для себя. Чтобы собрать грибы, можно разведать хорошие места, подобрать лучшее время для похода в лес, взять в компанию бывалого грибника. К успешной сдаче экзамена можно тоже подойти разными путями: вызубрить предмет или написать шпаргалки. А можно попросить помочь соседа по парте или договориться с преподавателем.

Я использовал самые разные способы: зубрил, обращался к сокурсникам с просьбой что-то объяснить, общался с преподавателями, договаривался с деканатом и просил отсрочку, чтобы успеть сдать предметы. Все эти действия оттачивали мои социальные и умственные навыки, которые я в будущем успешно использовал на пути к построению своего бизнеса.

Помню ситуацию, когда мне никак не удавалось сдать экзамен по математике: я находился на волоске от отчисления и искал любые возможности разрулить ситуацию. Поэтому когда я услышал, что у преподавателя день рождения, то купил цветы и конфеты и пошел к ней домой, чтобы ее поздравить. Я просто пришел, поздравил, мы поговорили. К тому времени я был уже женат, и мы ждали пополнения. На мне была ответственность за семью, и мне необходимо было учиться дальше. Я объяснил, что мне очень важно сдать этот экзамен. В итоге получился простой душевный и искренний разговор, в результате которого я получил заветную «тройку» в зачетке. Я не призываю решать все вопросы подобным образом, просто хочу показать на данном примере, что решение всегда есть и нужно постоянно быть нацеленным на то, что ты его найдешь.

Денег в то время мне почти всегда не хватало. У родителей просить было стыдно: на одежду, еду, билеты на дорогу домой и обратно. Мне очень помогал старший брат. Мы вместе брались за любую работу, даже разгружали фуры. Иногда нам платили деньгами, иногда товарами: консервами, овощами, огурцами и помидорами в банках. Тогда же я заработал одну из самых крупных денежных сумм на тот момент времени: три недели подрабатывал путейцем со старшекурсниками на железной дороге. В общем, мы делали всё, чтобы выжить и заработать.

Институтская жизнь прошла в таком ритме — крутиться, искать, преодолевать. Это укрепляет волю и оттачивает разум. Такой стиль жизни стал моей естественной средой обитания, чему я несказанно рад.

Это было мое первое образование, и оно очень укрепило чувство уверенности в себе и в своей жизни, которое сложно с чем-то сравнить.

Возвращаясь к теме о нужности институтской «корочки», хочу сказать, что сталкиваюсь с самыми разными мнениями на этот счет, но всегда улавливаю один важный подтекст. Недавно смотрел вместе с сыном курс видео о профессии программиста — сейчас это очень востребовано. И вроде бы смысл ролика в том, что сейчас специалиста ценят не по корочке, а по тому, что он умеет. Но все же проскальзывают оговорки: диплом нужен, если ты планируешь устроиться в международную компанию или если у тебя есть шанс стать начальником отдела или директором. И вроде бы такая ненужная «корочка» сразу приобретает большой вес для твоих возможностей. Поэтому я по-прежнему убежден и придерживаюсь мнения о необходимости высшего образования. Возможно, те, кто не будет учиться и начнет работать раньше, обгонят тебя на первых порах. Но, если говорить о длительном промежутке времени, например 10 годах, в итоге у тебя окажется большее преимущество, чем у тех, кто сразу начал с практики. Стоит набраться терпения, обучиться и заложить в основу своего старта фундамент. Такое решение окупит себя в дальнейшем многократно.

Поэтому смело и с полной уверенностью утверждаю: институт — не трата пяти (шести, семи) лет жизни, а одно из главных вложений в будущее.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление предпринимателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я