История человечества содержит множество загадок. Исчезновение целого народа – курыкан – относится к одной из них. Они «пришли ниоткуда и ушли в никуда», оставив после себя наскальные рисунки, которые сохранились на Шишкинских писаницах и удивительную легенду о «курумчинских кузнецах», знавших секрет булата, из которого ковались мечи с волшебными свойствами. Уже известная читателю по книге «Котёл Чингисхана» команда археологов отправится на поиски следов таинственного народа. Героев ждут поразительные находки и открытия, а читателя – приключения и возможность проникнуть вглубь веков и совершить путешествие вместе с посланцами иркутского воеводы Леонтия Кислянского. Для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волшебный меч Курыкан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5
Курумчинские кузнецы
Нет, ну где же быть археологической ла — боратории, как не в подвале, придавленной пятью этажами, где когда-то размещался элеваторный узел и бомбоубежище одновременно?! Умудрились растащить сеть труб по периметру и спрятать их со вкусом под новомодными стройматериалами. Отцы-основатели лесовской школы археологии устроили здесь кафедру, музей, библиотеку знаменитых на весь мир «копателей».
Увидев Вигдора и Селину, Михаил бросился им навстречу, сграбастал в своих объятиях и, не давая опомниться, стал хвалить очерки Вигдора об ольхонских раскопках. Они реально помогли со спонсорами. Финансирование было получено, и работы продолжены.
— Как же я рад вас видеть! А вы, а вы, Селина, божественны! Меркитская принцесса ничуть не меняется.
Селина кокетливо стрельнула глазками:
— Полноте, Михаил. Что люди скажут!
— А пусть говорят, нам-то что? Чайку?
И, снова не дожидаясь ответа, стал плескать заварку и кипяток в кружки, стаканы, пиалы, сохранившиеся от экспедиционных будней.
— Ну что, ребята, вы на реку с нами? Вигдор, принцесса, — Михаил возбуждённо потирал руками. — Там сказочные места, там настоящий отшельник бродит по лесным опушкам, там курыканы-кузнецы делали волшебные мечи.
Вигдор с удовольствием прихлёбывал кипяток, ухватив пару конфеток-подушечек, знакомых с детства.
— Предложение заманчивое, ребята. В прошлый раз было хорошо.
— Сейчас будет ещё лучше. Это ж вам целая культура, цивилизация, я бы сказал, Герыч не даст соврать, — Михаил опасливо покосился на коллегу.
Герман согласно кивнул:
— Не дам.
— Курумчинская культура — сенсация может случиться на наших глазах.
— С этого момента поподробнее. — Селина пристроилась рядом с Михаилом. — Как всегда, жду красочного рассказа.
Михаил сразу посерьёзнел и уже другим, «лекторским» голосом стал погружать компанию в историю таинственного народа.
— Да чего я разошёлся, здесь у нас эксперт Герман.
— Я так коротко, как ты, не умею, — съязвил Герман.
— Не завидуй моему лекторскому горю. Давай как умеешь, мы все во внимании. Жалко, нет на тебя девочки Оли, — пробурчал Михаил, и в тот же самый момент раздался робкий стук в дверь, и, не дожидаясь приглашения, на пороге появилась Оля.
— Аплодисменты, — искренне воскликнул Михаил. — Нам тебя, дорогуша, очень не хватало. Ну вот, теперь почти все в сборе. Теперь, Герыч, тебе ничто и никто уже не помешает рассказать историю о курумчинских кузнецах и их волшебном ремесле.
— Поскольку все вы будущие участники нашей экспедиции, то позвольте кратко и, по возможности, быстро погрузить вас в суть наших, так сказать, поисков, познакомить с легендой нашего предприятия. Я начну с кого бы вы думали?
— С Чингисхана?
— Да что же это такое, Оля! Твоя погружённость в биографию завоевателя меня пугает.
— Тогда меркитской принцессы!
— Селина Ивановна, увы. Наша история сложилась значительно раньше. Какие ещё будут варианты?
— Обещал быстро и кратко, — буркнул Михаил.
— Так точно, ты прав, мой старый друг. Буду. Я начну с Рериха.
— С Рериха? — удивился Вигдор. — А он-то тут каким боком? Как говорил один мой начальник, все вопросы решаются сзади или сбоку. Видимо, это как раз тот случай.
— А вот и не сбоку, а именно с Рериха.
— Никогда бы не догадалась, — вставила Селина.
— Селина Ивановна, в этом ваша сила. Зато вы наверняка догадаетесь или, точнее, ответите на вопрос об одной из самых знаменитых его картин. Как она называется?
— Легко, — парировала Селина. — «Нибелунги», или, как её ещё называют искусствоведы — «Ковка меча».
— Вау, вау, вау. Перед нами знаток творчества Рериха.
— Ой, хвалите меня, хвалите. Я репродукцию видела, когда в Белокурихе отдыхала. Спасибо, Вигдор Борисович, за то, что заботитесь о здоровье своих сотрудников. На самом деле у моего шефа жена в художественном музее работает. Я у неё нахваталась.
— Хорошо, продолжим. А может кто-то вспомнить, что изображено на уникальном полотне Рериха?
— Господи, я ж сказала, что видела эту репродукцию. Грот, а может, пещера в скале. Один кузнец поднял молот или молоток. Я в ваших мужских инструментах плохо разбираюсь, и обрабатывает заготовку для меча. Другой кузнец, наверное, его помощник.
— Селина Ивановна, снимаю шляпу. Всё-таки, вы истинный знаток Рериха. Но давайте вспоминать дальше. Кузнецы, стало быть, имеют какую внешность?
Воцарилось молчание. Все пытались найти ответ на вопрос Германа, и пауза затянулась.
— Такой простенький вопросик, — смутился Герман. — Подсказываю — азиаты! Азиаты стучат молотками по наковальне. Ну, ну, ну! Думайте! Подсказываю — типичный разрез глаз, выпирающие скулы, суженное к подбородку лицо… Понял, ответа не будет. В одной из своих книг художник, а по одной из версий ещё и разведчик, написал, — Герман достал из кармана видавший виды блокнот и, найдя нужную страницу, стал читать: «Курумчинские кузнецы — странные, непонятные народы, которые не только пришли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья. Общепринятые деления на гуннов, аланов, готов — разбиваются на множество необъяснимых подразделений. Насколько всем известно, моменты с определёнными датами иногда попадают в совершенно несоответствующие своему времени условные периоды. Оленьи камни, керексуры[8], каменные бабы, стены безымянных городов хотя и описаны, и сосчитаны, но пути народов ещё не выявлены. Как замечательны ткани из последних гуннских могил, которые дополнили знаменитые сибирские древности». — Захлопнув блокнот, Герман продолжал: — И вот Рерих, путешествуя по Алтаю, услышал о курумчинских кузнецах, которым не было равных в обработке металла. Так и родилась идея его картины «Ковка меча», или, как её ещё нередко называют, «Нибелунги».
— Где Алтай, а где Байкал, Ангара, Селенга! — усомнился Вигдор.
Оля подняла руку.
— Можно я добавлю?
— Летай, юная птица, блесни опереньем.
— Раньше Рериха о курумчинских кузнецах узнал этнограф, иркутянин Бернгард Петри. Он ведь первым нашёл следы культуры, которую и назвал — курумчинской.
— И это правда, — подтвердил Герман. — Он первым в 1912 и 1916 годах в ходе раскопок у улуса Шохтой Курумчинского ведомства в долине реки Мурин раскопал жилища кузнецов. По тем временам курумчинцы получали железо, в котором основного вещества было 99,4 %! Они придумали свою технологию получения металла. Выплавка шла в глиняных горнах, куда слоями закладывали уголь и руду. Через отверстие нагнетали воздух. Когда появлялся металл, глиняный горн разбивали. Это так называемое прямодельное или сыродувное железо.
Получение металла, дамы и господа, — чудо. Представляете, руда на вид обычный камень, а если болотная руда, то вообще, фу-фу-фу, приятного мало, но в итоге появлялся жидкий металл.
И чудо это случилось в племени курыкан, носителей курумчинской культуры. Но выплавить металл было половиной дела, а вот выковать из него меч, нож, стремена, доспехи и даже посуду — действительно было делом сложным и требовало искусства и мастерства.
Оружие, которое ковали курумчинские кузнецы, очень ценилось в древнем мире. Его сила и качество считались непревзойдёнными, потому эти изделия наделяли волшебной силой, а обладателей таких мечей знали как сильных воинов-командиров.
Всего я вам про курыкан рассказывать не буду, дня и ночи не хватит. Оставим что-то на экспедиционные будни. Там я вас обещаю загрузить по полной.
— Так мы едем меч искать?
— Нет, Селина Ивановна, наша задача посильнее будет — начнём поиск исчезнувшей цивилизации! Целого народа!
— Я совершенно согласна.
— Давай, Оля, жги дальше! Буду слушать, с чем ты согласилась, внимать и получать удовольствие.
— Я серьёзно, не шучу. У меня с вами научное согласие. Курыканы создали собственную культуру. Вот вы не упомянули про Шишкинские писаницы, а ведь там столько рисунков курыканского времени. Вы назвали Лену, Алтай, Байкал, Ангару — места расселения курыкан, и ведь это огромные площади. Но географические расстояния, связанные однотипными ремёслами, методами обработки полезных ископаемых, хозяйственными отраслями, не могли не повлиять на создание чего-то более важного и общего. Ну… как это выразить точно, не знаю — над всем этим что-то должно было получиться в итоге.
Селина захлопала в ладоши:
— Ничего себе, Оля, выдала спич! Глубоко копает товарищ.
— Так цивилизация, уважаемая, цивилизация! — Герман принялся ходить по лаборатории. — Курумчинская культура имеет гораздо более глубокое значение!
Почувствовав одобрение, Оля продолжала:
— Цивилизация может появиться где угодно. Цивилизацию что отличает?
— Вот именно, что? Очень интересно, — подзадоривал Герман.
— Общество определяет период, когда достигает своей кульминации. Кульминация и есть цивилизация!
— Мудрёно-забубённо, — бросил Михаил. — Фелипе Фернандес-Арместо[9], между прочим, определил цивилизацию как тип отношений с естественной средой, которая была преобразована так, что удовлетворяла потребностям человека.
— Тоже мудрёно, но хотя бы знакомые слова, — отозвался Герман.
— Э-э-э-э, друзья, похоже на спор физиков и лириков, вам не кажется? Кстати, кто всё-таки оказался прав, кажется, так до сих пор и не выяснили? — Вигдор тоже стал заводиться на фоне неожиданной дискуссии. — На мой взгляд, цивилизация — это возможность процветания общества. Нет? Да! Почему гибнут великие цивилизации? Да потому, что, достигнув общего развития, вдруг вспоминают о своём превосходстве над другими. Курыканы, или гулигане, двигались к созданию универсального общества, они полуоседлые скотоводы и земледельцы, они кузнецы и умельцы-ремесленники, плавильщики и… художники.
— Значит, ты, Вигдор, настаиваешь на универсальном государстве и, соответственно, универсальном обществе?
— Таки да, Герман! Для того времени это почти фантастично. Но версия может быть рабочей, учитывая, что в названных местах проживало очень большое число разных народов. И они имели возможность взаимообогащаться.
— Точнее — быстро взаимообогащаться, — добавил Герман.
— Тем важнее будет найти как можно больше артефактов и хоть на шажок продвинуться в изучении истории таинственных курыкан, — подытожила Оля и выдала такую топотушку, что все присутствующие раскрыли рты, наблюдая, как замелькали каблучки девушки.
— Вот это класс, повезло же Коле. Против этого аргумента нет никаких иных мнений, — с искренним восторгом заметил Герман.
— Как, однако, вы изменились за год! — воскликнула Селина.
— Это всё влияние Коли, Селина Ивановна. Он сказал, что мой застенчивый характер надо выдавливать неожиданными действиями.
— Характер у вас, на мой взгляд, вполне нордический. А вот поясните-ка лучше вашу глубокую мысль, ту, которая мелькнула в вашем выступлении до фольклорного представления.
— Вы считаете, Михаил, что в ней есть рациональное зерно?
— Однозначно.
— Всё просто. Многие разводили в те времена лошадей. У монголов и бурят были чудесные такие, такие лохматые, низкорослые…
— Одним словом, непрезентабельные лошадки. Так?
— Точно, такие кони-пони. Но степнякам других и не надо было, именно низкорослые длинношерстные, выносливые и неприхотливые. Вы же видели курыканских коней на Шишкинских писаницах?
— Красавцы скакуны! — искренне поддержал Герман.
— Ну вот… Помимо скакунов у курыкан были большие стада крупного рогатого скота, — продолжала Оля.
— Даже верблюдов видим.
— Совершенно верно, Герман Германович, и верблюдов. А таким стадам что было необходимо?
— Что за вопрос, вода, конечно, пастбища!
— Да, Михаил Петрович! А ведь вода была далеко не везде, где травка зеленеет. То мало снега в горах, то реки и ручьи пересыхают…
— Согласен, Оля, — подыгрывал Михаил.
— Мне кажется, я понимаю, куда она клонит, — вклинился в разговор Герман. — Чтобы напоить скот, и получить корма для стад в нужном количестве, и что-то заготовить для зимовки, и в случае неурожаев, курыканы…
Михаил и Герман впились взглядами в студентку Олю.
— И-и-и… курыканы… — протянул Михаил.
— Стали строить оросительные системы, — выпалила Оля.
— И-и-и… курыканы… — подбадривал Герман.
— Возможно, они таким образом оставляли до зимы нетронутыми, так сказать, отдельные поля.
— Давай, Гера, поставим ей сразу пятёрку за будущий диплом.
— Позвольте и мне свои восторги по части курыкан добавить…
— Милости просим, Вигдор Борисович.
— Признаться, я не знал, что среди Шишкинских писаниц есть и курыканские рисунки. Сами петроглифы мне знакомы, изучал во время экспедиционной практики, а потом издал чудесную книжку на их основе.
— Уф, — Герман обеими руками пригладил волосы. — Я устал и хочу есть. Предлагаю всё, что мы ещё не вспомнили про курумчинских кузнецов, художников, курыкан-воинов, пастухов оставить на время экспедиции. Наговоримся…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волшебный меч Курыкан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других