Йога Васиштхи: смыслы и наставления

Софья Владимировна Арзуманян

«Йога Васиштхи: смыслы и наставления» – это краткий пересказ учения мудреца Васиштхи, жившего во времена, описанные в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Данное прочтение оригинального текста не претендует на единственно верное, но продиктовано абсолютно искренним желанием автора сделать сложное простым, понять суть и поделиться ею с такими же духовными страждущими, облечь в понятные слова то, что находится за пределами слов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога Васиштхи: смыслы и наставления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Принц Рама

В славном городе Айодхья жил царь Дашаратха, продолжающий благородные традиции великих индийских царей: он был сведущ в толковании Вед, и его основным богатством была добродетель. Никогда не нарушавший своего слова и действовавший по закону, он был любим своими подданными. В совершенстве владея своими чувствами, обладая трезвым умом, он правил Айодхьей справедливо и благоразумно, словно небесный царь Индра.

Под руководством такого благородного правителя люди чувствовали себя защищенно и счастливо и воспитывали в себе такие же качества, как и царь Дашаратха. Так все жители были добродетельны: были довольны своей жизнью, трудились согласно своему призванию, не ведали зависти и лжи. Никто не нуждался, все жили в достатке своими многочисленными семьями, владели зерном, скотом и конями. У людей не было недостатка в золотых украшениях: серьгах, диадемах и ожерельях. Они ежедневно омывались в священных реках и растирались душистыми маслами, используя розовое масло и сандаловую пасту. Никто не ел нечистую пищу, не позволял своим соседям страдать от голода и жажды. Кроме того, в Айодхье люди не имели порочных привычек: не знали гордыни и ненависти, не поступали необдуманно, бессмысленно или безбожно. Мужчины и женщины были праведниками, целиком владели своими чувствами, а в чистоте и целомудрии не уступали великим мудрецам. Среди них не было подлых, нечестивых людей, не исполняющих своих обязанностей, не было воров и обманщиков. Никто не отрицал существования Бога, все с почтением относились к брахманам — средоточию мудрости. Что касается брахманов, они с преданностью исполняли возложенные на них обязанности, твердо управляли своими чувствами и полностью контролировали свой ум. Все брахманы были сведущими в Ведах и не забывали поститься на полную Луну и другие назначенные традицией дни.

В этом городе никто не страдал умственными или физическими недугами и не чувствовал себя несчастным. Среди жителей Айодхьи не было мужчин или женщин, лишенных красоты или богатства, как не было среди них людей, непреданных царю и государству. Можно сказать, что в городе царили доверие и счастье.

У Дашаратхи было четверо сыновей. Здесь, в Айодхье, родился и жил и его старший сын Рама. Все четверо сыновей были дороги Дашаратхе, как члены собственного тела, но первенец, могучий Рама, был отцу всех дороже.

Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, всех превзошел Рама ученостью, воспитанием и мудростью, и не было никого, кто более Рамы был бы сведущ в делах и обязанностях правителя государства. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен, он никогда не уклонялся Дхармы. Он был щедр и милостив к беднякам, почитал брахманов, был сострадателен к несчастным. Безмерно добр он был к своим подданным, и подданные любили его. Он был блестящим ездоком на коне и на слоне, а также непревзойденным в мире лучником. В воинских состязаниях на колесницах и в рукопашной схватке он являл свое исключительное искусство. Он всегда обуздывал свой гнев и гордыню и был чужд зависти. Таковы были выдающиеся достоинства этого знаменитого царевича в глазах всех людей. Сияющий, подобно славному Солнцу, Рама блистал добродетелями, благодаря которым все им дорожили, а отец находил в нем свою главную отраду.

Рама жил во дворце своего отца в царской роскоши. Однажды, желая попутешествовать по всей стране и посетить разные святыни, Рама попросил у отца разрешения на отъезд. Его отец выбрал благоприятный день для начала странствия, и в этот день, получив благословления от всех старших в семье, Рама уехал. Рама путешествовал по разным странам со своими братьями и подданными. Там он увидел разные народы, обладающие разными языками, традициями и верованиями, увидел диковинные дворцы и необычные природные явления, познакомился с местными мудрецами и знатоками писаний. Через некоторое время он вернулся в столицу к удовольствию отца и своих подданных. Все жители столицы вышли на улицы, чтоб приветствовать своего любимца.

И вот Дашаратха, стоя в блистательном собрании среди царей севера и юга, узрел своего сына. Он приближался ко дворцу в сиянии своей красоты и мужества, обликом напоминающий благостный ливень, укрощающий жестокий зной летнего дня.

Сойдя с колесницы, Рама быстро взбежал по ступеням дворцовой лестницы и, возгласив имя царя, склонился к его ногам. Царь Дашаратха взял сына за руки, привлек его к себе и обнял. Потом он указал Раме место, приготовленное для него на возвышении, украшенном золотом и драгоценными камнями. Затем царь обратился к сыну с такими словами: «Рожденный первою моей женою, равной мне достоинствами, украшенный высокими добродетелями, ты, о Рама, мой достойный сын, наконец, снова дома! Твоя семья и твои подданные ждали твоего возвращения с нетерпением. Посмотри на ликующую толпу! Твое природное сострадание и благородство души принесли тебе славу и любовь народа!»

После этого начались празднования, и вся столица Айодхья отмечала возвращение принца целых восемь дней.

После приезда некоторое время Рама жил, как и прежде, во дворце, выполняя свои ежедневные обязанности. Все шло хорошо, и ничего не предвещало беды. Исполненный добродетелей и чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобив, прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха от упражнений в воинском искусстве он вел душеполезные беседы с умудренными наукою и опытом мудрецами. Свободный от болезней, крепкий духом и телом, он успевал заниматься и государственными делами, и духовными практиками.

Но очень скоро стало ясно, что в принце произошли сильные изменения. Он похудел, побледнел и ослаб. Его настроение стало напоминать апатию, а в его речи все больше сквозила тоска. Царь обеспокоился этими неожиданными и непонятными изменениями в настроении и облике своего любимого сына. На все вопросы о его здоровье Рама отвечал, что с ним все нормально. Когда Дашаратха спрашивал его, о чем он печалится, Рама вежливо отвечал, что ни о чем, и замолкал.

Дашаратха потребовал от управляющего детального отчета о состоянии принца. Управляющий был в затруднении и сказал: «О царь, со времени своего возвращения из путешествия принц сильно изменился. Он ничем не интересуется. Ему не нравится быть в компании таких же молодых людей. И он потерял интерес к обществу мудрых. Ему не интересны украшения и драгоценности. Даже когда ему предлагают дорогое оружие или коня, он смотрит печально и незаинтересованно. Он потерял интерес к охоте и военным соревнованиям, которые так ценил раньше. Он выгоняет даже дворцовых танцоров, считая их мучителями. Он ест, ходит, сидит и умывается как глухой или слепой. Временами он бормочет про себя: «Что за радость в богатстве и наслаждениях? Все это иллюзия».

Он по большей части молчит и ничем не увлекается. Ему нравится одиночество. Все время он погружен в свои думы. Мы не знаем, что с ним случилось, что у него на уме, и чего он хочет. День за днем он худеет. Снова и снова он повторяет про себя: «Увы! Мы, люди, прожигаем нашу жизнь, вместо того чтобы стремиться к высшей мудрости! Люди страдают и жалуются на свои страдания, но никто не отворачивается от источников своих страданий!» Видя и слыша все это, мы, его скромные слуги, сильно расстраиваемся. Мы не знаем, что делать. Он утратил надежду, желания, он не привязывается ни к чему и ни от чего не получает удовольствие. Он не потерял рассудок, но он и не просветлен. Временами кажется, что он подумывает о самоубийстве».

Царь, расстроенный не на шутку, призвал любимого сына, обнял его и спросил: «Что заставляет тебя грустить, мой сын? Ведь ты знаешь, что уныние — это открытое приглашение разным страданиям».

Рама сказал: «Я искренно отвечу на твои вопросы, отец! Благодаря тебе я вырос в счастье, у меня были прекрасные учителя и друзья. Недавно я провел несколько месяцев в путешествии, и во время этого путешествия я видел множество разных людей, обычаев, стран. И везде я видел одно: люди страдают и пытаются избежать страданий. И вот, видя все это, я погрузился в печаль, меня охватили мысли, лишающие покоя».

«Каковы же эти мысли? Поделись со мною, сын мой!»

Рама: «Мое сердце начало вопрошать: что люди называют счастьем и можно ли достичь счастья в этом мире? Все существа в этом мире рождаются, только чтобы умереть! Я не вижу никакого смысла во всех этих рождениях, которые всегда сопровождаются страданиями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Йога Васиштхи: смыслы и наставления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я