Сила слова

Сборник, 2023

Если перефразировать известную библейскую истину, можно сказать, что Бог живет в словах. Бог единый, справедливый, добрый, способный обогреть, спасти, воскресить. Сила которого настолько безгранична и велика, что у нее нет человеческих измерений. Каждый писатель или поэт владеет этой силой в разной степени, и у каждого есть миссия – оживлять, наполнять и освещать путь во тьме сомнений и страхов. В сборник «Сила слова» по итогам VI Большой международной литературной онлайн-конференции вошли произведения авторов – участников этого грандиозного проекта – единственного в мире, которому нет подобных и равных. Читайте сборник и наполняйтесь живительной силой слова.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила слова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Галина Зайцева

Белорусский писатель, публицист, общественно-политический и культурный деятель.

За работу с молодежью награждена почетной грамотой Президиума Верховного Совета БССР.

Режиссер и организатор социальных программ для молодежи, детей и подростков, участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда (1984–2012). Автор и организатор действующего с 2006 года Республиканского фестиваля поэзии имени Адама Мицкевича «Свитязи ясной изящные крылья».

Член Интернационального Союза писателей, Международной академии наук и искусств. Гран-при «Поэт года», Международного конкурса поэзии (2022).

РУСИ ХРАНИТЕЛЬ

Поэма

Посвящается Александру Невскому

Глава 1

Рождение защитника

Когда Русь плакала от гнета и от боли

Под трели переславль-залесских соловьев,

Родился мальчик, по Высокой Божьей воле,

Для славных дел и будущих боев.

Все было в нем не так, как у детей:

Глубокий взгляд лучом горячим жег,

Глаза всех русских родников и рек синей,

Взглянет — и тонут в них страдания людей.

Сын матери, княгини Феодосии,

Смиренной, тихой женщины земной.

Покорной мужу, преданной семье —

Она в Историю вошла такой…

Отец, князь Ярослав, любя людей и Бога,

Был кроток, милостив, честолюбив.

Готовя мальчика во взрослую дорогу,

В нем благочестие и христианский дух развил.

Господь вложил в прекрасное творение

Все качества великой родословной:

От Рюриковичей — мастерство правления,

А от Владимира Святого, Русь крестившего, —

Духовность христианскую и широту мышления.

От Ярослава Мудрого — блюсти свои границы

И Руси имя не срамить в делах.

Не ведать страха, в битвах — поражений —

Так завещал великий прадед — Мономах.

Москвы создатель Юрий Долгорукий

И Всеволод Гнездо Большое — предки —

Открыли жизни всей ему секрет:

Что Родины и христианской веры

На свете ничего дороже нет.

Наш Александр взрослел не по годам,

В два года совершился «постриг княжеский»[1].

Подстригли волосы, вручили первый меч

С благословеньем: землю русскую беречь.

Ответственно отнесся он ко всем учениям,

Науке дипломатии, практическим умениям.

Учился быть за свой народ в ответе

По Библии и «Поученью детям»[2].

В своем творенье Мономах потомкам

Оставил главный нравственный завет:

«Хранить страх Божий, веру христианскую,

Без веры этой гражданина нет.

Страх Божий — всему доброму начало.

Основа личности есть нравственность души.

Какой бы болью тело ни страдало,

Заботу и добро всегда верши.

Быть милостивым к своему народу,

В лихие дни без страха защищать.

Жизнь положить за правду и свободу,

Родной земли врагу не отдавать».

Заветы все воспринял чистым сердцем

И там же их навечно прописал.

Жизнь нелегка, блюсти их будет трудно,

Он с малолетства это понимал.

Глава 2

Юный князь

Наместником в Великом Нижнем Новгороде

Отцом посажен Александр с ранних лет.

Князь юный стал свидетелем раздоров,

Гражданских распрей и народных бед.

В период трудных дней его правления

Сформировался ум, характер цельный.

Став осторожным, осмотрительным и сдержанным,

Незаурядные он принимал решения.

Гранитной волей и умом великим

Сдружил народ самолюбивый, ушлый.

Восстановил вдруг рухнувший порядок.

Отец — доволен. Жители — послушны.

Так началась в историю страны дорога,

В ней — жизни смысл, души его тревога.

Родная Русь была между врагами

Не только с Запада, но и с Востока.

Правитель Золотой орды Батый

Башкир, мордву и половцев кромсал.

Сил не было его остановить —

Кровавый хан, бесчинствуя, гулял.

Чтобы расширить власть своей Орды,

На землю русскую решил плеснуть беды.

Рязань и Муром, Тверь, Торжок —

Пожаром сжег и север, и восток.

От боли не вздохнуть — еще набег Батыя,

И вновь горят места Руси святые.

Где были города — там кости, пепелища,

Угнала в рабство жителей татарская силища.

Отброшены на несколько веков

Искусство, и ремесла, и культура.

Изрыла землю нечисти мотыга,

На Русь набросив платье из оков

Кровавого монгол-татаров ига.

Глава 3

Первый бой

Правитель мудрый, тактик и стратег

Дружину храбрую к войне с врагом готовил.

Что хрупок мир, он ясно понимал

И дружбу новую усердно укреплял…

Князь Полоцкий Брячислав Василькович

Дал в жены дочь ему — в знак верного Союза.

Два княжества — Смоленска, Торопца —

Надежно с ним скрепили дружбы узы —

Для мощи воинской, не красного словца.

Великий Новгород крепчал и развивался,

Готовил силы — побеждать в бою.

Как вдруг, нежданно летом, поутру,

Огромный шведский флот вошел в Неву.

«Я уже здесь и в плен беру землю твою», —

Посол прочел ему послание врага

И не моргнул коварным шведским глазом…

«Ах, ты берешь? А я — не отдаю!» —

Промолвил Александр, собрав дружину разом.

«В силе велице» шведы подошли,

И юный князь стал действовать стремительно.

Опередить врага, напасть незамедлительно,

Чтоб крестоносцы в город не вошли.

Собор Софийский распахнул ему объятья,

И, стоя у святого алтаря, он чувствовал,

Как тяжелеет воинское платье,

Ведь за спиной стоит не только Новгород —

Вся истекающая кровью христианская земля…

«Не в силе Бог, но в правде!

Здесь не должна ступать захватчика нога.

Пройдем через болота, через топи —

Господь направит наши с вами стопы,

Не убоимся ж множества врага», —

Сказав так, скрытно совершил бросок

В еще дремавший лагерь неприятеля.

Рассвет восходу пеленал глаза,

А с трех сторон, как молния, стремительно

Уже летела «Божия гроза».

Вдоль берегов Невы, Ижоры, в гуще шведов,

Крушился вражий строй передовой,

Враг смят и обращен в стыдное бегство —

Таким вот был у Александра первый бой.

Значительную, яркую победу

Внезапная атака принесла.

Разбиты шведы, торжествует православие,

И выход в море отстояли навсегда.

С триумфом в Новгород вернулся воевода.

Не знал, приветствуя, люд взрослый, детский,

Что бить врага умчался Александр —

А возвратился славный Александр Невский.

Глава 4

Руси защитник

Истерзанная внутренними войнами,

Сопротивлялась Русь, примеры подвигов являя.

Сражаясь, умирала — городами, воинами,

Свободу, независимость теряя.

На грани гибели, в борьбе с Ордой иссякнув,

Спасла Европу от лихих татар.

Она же отплатила «очень мило»:

Ливонский орден с позволенья папы римского

В поход крестовый бросил свои силы.

Тевтонцы, меченосцы, эсты, крестоносцы[3],

В хвосте — епископы в сутанах и крестах.

Тряся чреслами и облизывая губы,

Русь католическою видели в мечтах.

Изборску нанесен удар нежданный, дерзкий,

Разбита крепость, Псков осадой взят.

Народ убит, растерзан и распят,

Стал под угрозой выход в море невский.

Клубятся тучи черные над Русью,

Неся угрозу рабства, унижения.

Враги, восторженно ликуя от успеха,

От Новгорода ждут коленопреклонения.

Не суждено кровавой быть године,

Князь Невский собирает ополчение.

И вот уж ижорян и ладожан[4] дружина

Спешит бороться за освобождение.

Дружины Новгорода, Суздаля, Владимира

Несут свободу Пскову побежденному.

Ликует город в честь великих воинов,

Достались почести и пешему, и конному.

«Не будем мы на лаврах почивать, —

Так молвил Александр. — Враг сам не сгинет.

Пришел он к нам с мечом. Теперь — бежит,

Так пусть от нашего меча здесь и погибнет».

И новую баталию недолго было ждать,

Ведь мчаться за врагом — не трусом убегать…

Дух победителя в погоню увлекает,

И Чудско озеро уже вдали сверкает.

В апрельский полдень вражий вырос клин

Тевтонских рыцарей, оруженосцев, кнехтов[5].

Епископ Дерптский[6] для поддержки духа

Прикрыл своими воинами тыл.

Сверкали латы в серебре и стали,

Пот разъедал у лошадей глаза и крупы.

Спешили грабить, убивать без устали,

Но вороньё уже летало, чуя трупы.

Бой был на суше, и на льду, и в небесах.

Сражалась правда, чистота — с бесáми.

Строй лучников, ряды свои сомкнув,

Нещадно жалил зло горячими стрелами.

А с флангов конные дружины на лету

Рубили голову стальной «свиньи немецкой»[7].

Бежали эсты[8]. Дерптские полки

Под лед ушли навеки, в темноту.

Собрав трофеи, «стоя на костях»,

Сказал Великий воин, тактик и стратег:

«Отныне будет навсегда, вовек!

Кто к нам придет, тот превратится в прах.

Руси святой — священные границы,

Всех территорий христианской веры.

Пока потомки чтят Истории страницы,

Бесчинство вражье, рабство здесь не повторится!»

Он приподнялся высоко на стременах,

Рукою совершил большой размах

И, очертив Руси границу победителя мечом,

Поцеловал его устами и челом.

Лазурный взгляд свой утопив в таких же небесах,

Воскликнул: «Будь незыблема в веках!

Храни же русскую землю, Господь в трех лицах,

Народ-христианин лишь вам будет молиться!»

Пролог

Пределы Западной Руси укреплены надежно,

Тевтонский орден получил отпор.

Но днем и ночью над Восточной Русью

Висит татарский окровавленный топор.

Лишь Новгород надежно защищен,

В болотных топях сгинет конница Орды.

Дружины в битвах поредели и слабы,

Как защитить народ и землю от беды?

Нахмурен лоб, и стал суровым взор,

А в голове кипит тяжелых дум котел.

Одна другую догоняли мысли,

Как тучи черные, что над землей нависли.

Ордынцы обложили Русь великой данью,

Платить надо сейчас. Расплатимся — потом.

Глаза сверкали жгучей серой сталью,

Душа горела пламенным огнем.

Нет ратных сил восток спасти

От внуков Чингисхана,

Прославивших себя кровавыми делами…

Обдумывал он долго методы свои,

Добавив кротость голубя,

Взяв мудрость у змеи.

Спасение одно нашел: учтиво и смиренно,

Забыв про гордость, ненависть к Орде,

С дарами ехать к хану, поклониться.

Пусть слабому быть миру — не беде.

Князь застонал, сдавил виски от боли,

Ради земли, народа муку взял.

Глаза и мысли обратил к высокой Божьей воле,

Господь молитвы все его принял.

Союз с Ордой, завещанный отцом,

С терпеньем мудрый Александр крепил.

Батыя сын, Сартак, стал добрым другом,

Он друга в свою веру обратил.

Европа может в спину нож вонзить —

Он это знал и испытал однажды.

Константинополь преподал урок,

А Рим через послов забросил сети дважды.

«Учения сии мы не приемлем,

Измены православию не будет! —

Такой ответ епископам был послан. —

Лишь христианство

На земле моей пребудет!»

Чтоб укрепить позиции свои,

Пришлось в тяжелый, долгий путь отбыть.

Ярлык на княжество во «всей русской земле»

Из рук монгольского кагана получить.

Став единовластным князем всей Руси,

Старался укрепить границы и подворья.

С благословенья Господа решительно и смело

Нес веры христианской свет в Поморье.

Дружины шли сквозь темноту полярной ночи.

Народ поход тот «темным» окрестил.

Язычества броню пробив могучей Верой,

С Норвегией, Финляндией мир заключить спешил.

Поморье стало русским, просвещенным,

Навек невежества отброшены оковы.

Но вот в Орде случились перемены,

Вновь лошадям меняются подковы.

Спешит великий князь уже к Берку,

Без отдыха, вперед! Галопом, рысью,

И в самом центре Золотой Орды

Он чудо сотворил, которое замыслил.

Ислам и православие Союз создали братский,

На древе дружбы — две могучих ветви.

Епархия учреждена на астраханских землях

Великой Русской православной церкви.

Подписан мир с Ордой на многие года,

Русь оживет. Забудется беда…

Дождь смоет кровь с земли, развеет ветер пепел,

Жизнь станет радостной, а взгляд народа — светел.

Привык быть воином, а нынче — дипломат,

На поле брани тратил меньше сил.

За Русь горой стоял и несказанно рад:

Татарина терпеньем победил.

Домой с успехом возвращаясь из Орды,

Он вдруг почувствовал великую усталость.

Долг выполнен сполна, а сил уж не осталось,

И сжалось сердце, как в предчувствии беды.

Откуда немощь? Ведь хватало сил

Тяжелые вести переговоры.

Неужто хан из мести отравил,

Чтоб возродить кровавые поборы?..

Но он ведь мог убить еще в Орде:

Одною смертью больше или меньше.

Притормозил коня, устал сидеть в седле,

Так быстро тают силы, быть беде…

А может, лютой ненависти след,

От римского престола исходящий?..

Ведь заключенный мир ему угрозой был,

Дамоклов меч, над замыслом висящий.

Коварный замысел у них был очень прост:

Католицизму дать на Русь широкую дорогу.

В него же обратить измученный народ,

Что жизни не щадил за Родину и Бога.

Остановившись, в небо прошептал:

«Господь, прошу одну лишь только милость —

Чтобы душа со мною не простилась,

Пока мой конь домой не прискакал.

Литые зерна христианской веры

Прошу, народ мой и земля — неси.

Любви и Мира сквозь века являй примеры —

Святое в этом есть призвание Руси!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила слова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

«Постриг княжеский» — рыцарский обряд перехода княжича из детства в отрочество.

2

«Поученье детям» — книга, послание князя В. Мономаха своим детям и потомкам.

3

Тевтонцы, меченосцы, эсты, крестоносцы — крестоносное воинство Северной Европы.

4

Ижоряне и ладожане — народные дружины городов Ижора и Ладога.

5

Кнехты — безземельные воины из числа европейских крестьян.

6

Епископ Дерптский — епископ города Дерпт в одной из епархий римско-католической церкви.

7

«Стальная свинья немецкая» — вид боевого построения немецких рыцарей.

8

Эсты — древний народ, прибалтийско-финское население Ливонии (территория современной Эстонии).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я