МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат

Сергей Цимбаленко

Сегодня, в условиях пересыщенного информационного поля, все существующие системы и методы воспитания актера, включая и знаменитую систему Станиславского – перестают работать.Ситуация требует внедрения новых дополнительных подходов, которые помогут актеру переосмыслить его профессию и эффективно продолжить свою деятельность.Данная книга не задумывалась как самостоятельная самодостаточная система воспитания актера но, дополняя уже существующие, вполне может стать личным методом каждого актера.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Работа с информационным полем

Грязное информационное пространство

Для начала давай четко определим, что такое грязное информационное пространство (грязное информационное поле).

Для актера, грязь в информационном поле — это не только определенное содержимое самой информации, но и ее хаотичная многочисленность, беспорядочность, которая, если ее не привести в порядок и не произвести жесткий отбор, быстро завладеет разумом, плотью и образом жизни.

Грязь информационного пространства — это любая информация, не имеющая никакого отношения к той цели, какую поставил для себя актер.

Откуда атакует актера информационная грязь? Отовсюду!

Источником ненужной информации может стать все, что угодно: люди, места, помещения, улицы, телевизор, телефон, радио, газеты, журналы, книги, интернет, всевозможные гаджеты, кинотеатры, магазины, дома, кафе, работа, путешествия… и даже сны, воображение и воспоминания — все то, что содержит в себе любую информацию.

Очищение информационного поля своей жизни — это основа для актерского продвижения и успеха, это работа, какая, к большому сожалению, зачастую вообще не производится в актерской среде, делая достижение цели невозможным.

Многие и многие актеры понимают: что-то идет не так — они бегут на кастинги, на репетиции, на спектакли и на съемки, на всевозможные тренинги, но улучшений не происходит, потому что в действительности их образу жизни поставлен неверный диагноз: причина болезни — вирус грязного информационного пространства.

Проблема пагубного информационного поля

Итак, информационный хаос дезориентирует сознание и уводит от поставленной цели.

Очистка и упорядочивание информации — необходимая работа.

Однако, кроме невежества и лени, самым главным препятствием такой работы — является страх, который становится большой проблемой на пути к актерскому успеху.

Решение данной проблемы заключается в следующем: для того, чтобы отказаться от ненужной информации, необходимо удалить или строго ограничить ее источник — необходимо удалить из своей жизни некоторых людей или ограничить общение с ними, необходимо отказаться от ненужных тем, привычек, интересов, времяпрепровождения и всеядного образа жизни…

Однако что ты делаешь вместо этого, актер!

Ты боишься обидеть некоторых близких людей, друзей и знакомых, когда тратишь свое время на пустые лайки и комментарии на их страницах в социальных сетях, когда вступаешь с ними в бессмысленные разговоры ни о чем, когда поддаешься их глупому влиянию, когда впускаешь в свое сознание их мнения и предпочтения, не имеющие к твоей цели никакого отношения. Это могут быть хорошие люди, но очень плохие единомышленники, и именно они прививают тебе боязнь осуждения обществом, боязнь быть отвергнутым, боязнь быть одиноким и смешным — боязнь верить в себя и в то, кем ты являешься.

И вот, мало-помалу, ты становишься сообщником того, что не является искусством и подлинным мастерством.

Происходит смешивание двух миров: мира искусства и мира обывателей — белое и черное превращается в серость.

Так формируется твое сознание и сознание таких, как ты — так формируется ваш образ жизни — поколение — время. Толпа.

Прогресс лишь усугубляет этот процесс, позволив толпе вмешиваться в пространство подлинного искусства и ослабив веру в себя подлинно талантливых людей.

Каждый сегодня, кто взял в руки дорогой фотоаппарат — уже считает себя фотографом; каждый, кто взял кинокамеру или прочел пьесу и задумал поставить спектакль — уже считает себя режиссером; каждый, кто прочел умную книгу и посмотрел умный фильм — уже педагог и преподаватель актерского мастерства; каждый, кто взял в руки холст и краски — уже художник; и каждый, кто издал книгу — уже писатель и поэт…

Возможностей выразить свои жалкие творческие способности — сегодня предостаточно. На это есть и дешевый покупатель — и дешевый продавец.

Талант форматируется «под себя» — и все больше находится тех, кому такой отформатированный «талант» — по душе.

Толпа открыто творит для толпы.

Уходит тайна… Пропадает интерес к искусству, как к тайне… зачем что-то понимать… зачем во что-то вникать и в чем-то разбираться… зачем что-то разгадывать… Желанным становится такое доступное и банальное… такое сентиментальное развлечение…

Одинаковые спектакли и фильмы, картины и книги, роли и люди… для одинаковых людей.

В этом процессе неизбежно живут и работают актеры: одни выживают и выходят из статуса толпы, другие же — творчески гибнут в водовороте своего страха, лени и невежества.

Как итог, в грязном информационном пространстве по-прежнему рождаться грязные роли, грязные взаимоотношения с партнерами по сцене, грязные цели — ничтожные достижения.

Проблема пагубного информационного поля в театрах, в кино и в обществе — это причина истребления великих художников, творцов, которых становится все меньше и меньше…

Искусство стало все больше и больше тяготеть не к себе, а к потребителю — к толпе.

Защита от пагубного информационного поля

Для того, чтобы окружающая информация не разрушала человеческую жизнь и цель — нужна защита.

Тем более в защите нуждается актер. Он больше всего подвержен атаке, так как его инструмент — это он сам: тело и сознание (форма и содержание), которые взаимодействуют с действительностью на тончайшем уровне, а значит, находятся в поле повышенной уязвимости.

Защита делится на четыре задачи:

1) не впускать ненужную информацию (вред от людей, мест, средств массовой информации… любого окружающего информационного поля);

2) производить отбор (выбор) из уже предложенной информации, которая исходит от людей, мест, средств массовой информации… от любого окружающего информационного поля;

3) самому не производить ненужную тебе информацию с помощью собственных мыслей и слов;

4) самому производить нужную тебе информацию с помощью собственных мыслей и слов.

Выработав в своем сознании постоянное сосредоточение на цели, можно приближаться к ней более эффективно, генерируя своим мозгом только нужные мысли и слова, тем самым блокируя всю отрицательную информацию, исходящую изнутри и извне.

Этот процесс не должен прерываться, как в пассивном состоянии (без взаимодействия с людьми и физическими действиями), так и в активном состоянии (во взаимодействии с людьми и выполнении физических действий).

Термин «защита» употреблен в данном случае не случайно. Информация либо созидает твою личность, либо разрушает ее: информация всегда влечет за собой последствия — ты либо прогрессируешь, либо деградируешь.

Деградация личности либо уводит с пути, который ведет к цели, либо возвращает назад, отдаляя от цели.

Для того, чтобы снять моральное и физическое напряжение, вызванное непрерывным информационным хаосом, нужны нейтральные зоны: сон и места, лишенные внешних источников информации (лес, поле, безлюдные помещения, либо такие, где обстановка гармонирует с внутренним миром — ничего не давая извне и ничего не забирая изнутри — эти нейтральные зоны не только снимают напряжение, но и дают полную свободу воспроизводить свое собственное созидающее информационное поле с помощью своих собственных мыслей).

Если таких нейтральных зон нет — их нужно создавать. И это — обязательное условие.

Нейтральную зону не нужно путать с комфортом и уютом, какие могут оказать обратное, губительное действие на формирование личности, например вызвать лень или вызвать обманчивое чувство успокоения — творческое бездействие.

Во время бодрствования человеческий мозг не прекращает свою деятельность, а значит, должен быть подчинен цели, и значит, нет никакого комфорта и уюта — есть только зона хаоса, зона порядка и нейтральная зона — передышка, где нет информации, поступающей извне или, если она есть, то способная лишь созидать цель и личность, стремящуюся к достижению этой цели. Об этом нужно всегда помнить.

Итак, защита от пагубного информационного поля — это работа, какая ведется непрерывно в течение всей жизни. Эта работа может быть понятна не для всех, и многие окружающие люди обязательно сочтут ее за глупость, однако это не должно быть преградой для тебя, как для актера, чья цель — стать великим художником.

Вот почему значимые творческие люди, в большинстве своем, проживают свою жизнь в публичном одиночестве — это защита от внешнего мира, наполненного хаосом информации — это способ сохранить свой внутренний мир, свое мастерство и свою личность.

Энергия информационного поля

Думаю, никто не будет спорить с тем, что без энергии человек не может жить полноценно.

Если объяснить простым языком, что такое энергия, то получится следующее: энергия — это способность воспроизводить работу, вести активную деятельность.

В современном мире принято считать, что основные источники энергии — это сон, пища, солнце, свежий воздух, отдых, хорошее настроение… Однако совсем мало людей знает, что одним из самых сильных и в то же время порой опасных источников энергии является — информация.

Как это работает?

Внешняя информация — это энергия, работающая по следующему принципу: кто-то получил информацию, родил мысли — появилась энергия — вследствие этой энергии появилось действие — поступки — появились события — сформировалось общество — сформировался образ жизни этого общества — сознание и поведение этого общества явило определенное информационное поле — каждый человек в этом поле стал информационной пищей для окружающих — произошел процесс непрерывного взаимообмена.

Внутренняя информация — это тоже энергия, работающая по такому же принципу: информация поступает в мозг — на основе этой информации рождаются свои собственные мысли — появляется энергия — вследствие этой энергии появляется действие — поступки — появляются события — формируется общество — формируется образ жизни этого общества — сознание и поведение этого общества являет определенное информационное поле — каждый человек в этом поле становится информационной пищей для окружающих — происходит процесс непрерывного взаимообмена.

Следовательно, не только внешняя информация, из которой и состоит этот мир, а и наше собственное сознание (наши мысли и слова), как и наше собственное подсознание — это тоже источник энергии.

Энергия внешней информации может взаимодействовать с энергией внутренней информации: почему это опасно?

Если энергия бесполезной или случайной информации вторгается в энергию, которая развивает твои способности и движет к цели, происходит информационный конфликт. Далеко не редко такой конфликт преобладает над способностью защищаться от информационного мусора и превращает человека в смирившуюся жертву, что все более не желает сопротивляться, часто пуская любой информационный поток на самотек — это не только энергетическое обезвоживание, это добровольный отказ от своего плодотворного времени, от полноценной работоспособности, от эффективности — от цели.

Это отказ от самого себя: от того идеала, который создала мечта.

Так положительная созидающая энергия становится отрицательной — такая энергия может подавить волю и лишить способности к творческой деятельности.

Так внутри людей погибает художник — мастер — творец.

Так уходит из жизни искусство — вдохновение и талант.

Следует учесть еще один очень важный момент: в обмене информацией существует мгновенное энергоционное восприятие или биоэнергия — поток энергии, отражающий связь человека с окружающей средой.

Что это значит?

Своей энергией человек, с каким ты взаимодействуешь, может передать тебе всю информацию, которой обладает сам — мгновенно.

Этот процесс почти полностью происходит в подсознании, на ментальном уровне: тебе не дано прочесть все мысли другого человека и познать его прошлое и настоящее, однако, на уровне клеток твоего тела-воды ты подсознательно принимаешь информацию, какая вносит в твое тело и в твою жизнь определенные изменения.

Вот почему важно держаться от ненужных людей, а по возможности, от любых скоплений людей — подальше.

Например, все знают, что есть люди, которые заряжают своей энергией — позитивом и опытом.

Вот почему необходимо находиться рядом с мастеровыми, а по возможности — с великими актерами. Сами того не ведая, они обмениваются с тобой важнейшей информацией — важнейшим опытом, какой может отразиться и на твоем мастерстве.

Уйти к великим актерам, к великим людям, чтобы работать с ними — одна из важнейших задач всех актеров, какие еще не стали великими.

Поступая наоборот, окружая себя посредственными актерами, ты становишься на путь расхолаживания и деградации. Конец такого пути — дешевый второсортный актер, который просто работает по своей профессии и получает зарплату, другими словами — является обычным социальным нулем.

Чистота информационного поля — это процесс

Чтобы сохранить чистоту своего информационного поля, необходимо постоянно выстраивать отношения с окружающим миром, а это — процесс, который никогда не прекращается.

Важно понимать, что есть большая разница между информацией, хранящейся, например, на жестком диске и информацией, хранящейся в твоей голове.

Твой мозг — это мгновенно воспринимающий любые смысловые импульсы (как изнутри, так и извне) живой организм, где без твоего ведома может появиться новый хозяин. Имя этого хозяина — окружающий тебя информационный мир. Если с ним не разобраться, он начнет хозяйничать в твоей голове: внося корректировки в твое мышление, он может изменить всю твою жизнь.

Чем длительней такой процесс, тем больше информационного влияния он оказывает на твой образ жизни.

Информация — это своего рода медицинская терапия: многократное повторение одних и тех же процедур с целью оздоровительных изменений в организме.

Однако, в отличие от медицины, реальная информационная терапия либо лечит — либо, наоборот — калечит. Одна информация созидает тебя и ведет к цели, другая — разрушает и уводит от цели.

Дело в том, что мимолетная информация умирает: ее вытесняет новая информация, поступающая извне или создаваемая собственным мозгом.

Если нужную информацию не фиксировать в своем мышлении (а для этого нужно постоянно о ней размышлять) — она уйдет в раздел пассивной памяти, что будет означать для этой информации лишь одно: полную невозможность влиять на твою жизнь — сейчас.

Это приведет к тому, что твое мышление, твой внешний облик и твоя деятельность станут неким отражением ненужной информации, какая будет постоянно конфликтовать с твоими целями и твоим желанным образом жизни.

Актер — это тоже носитель информации, подверженной либо процессу созидания, либо процессу деградации.

Нельзя, например, играя роль, позволять себе думать о чем-то, не имеющем к процессу действия никакого отношения. Также, нельзя перед исполнением роли думать о непричастных к актерской игре вещам.

Нельзя перед выходом на сцену или на съемочную площадку болтать на отвлеченные темы с кем бы то ни было, блуждать в телефоне или в интернете, заниматься чем-то, что не является искусством, что не способствует росту в конкретной роли или в актерском мастерстве в целом.

Для многих актеров нарушение этих правил входит в привычку: каждый раз, при появлении таких актеров на сцене или в кадре, их сознание не подготовлено, их информационное поле оказывается чуждым сцене или съемочной площадке, уровень таких актеров не выходит за пределы лишь выученного текста, мизансцен и наработанных навыков, что не позволяет им воспринимать окружающую действительность с позиции поиска новых граней, с позиции живого действия, открывая таким образом созданный сценический мир — заново.

Так возникает пустой мертвый автоматизм — так возникает пустой образ жизни актеров, которые никому не нужны.

За пределами сцены или сценической площадки, в обыденной жизни, необходим все тот же процесс, где все элементы творческого «я» актера находятся под его пристальным наблюдением, каждый раз обновляясь и развиваясь, избавляясь от шлака посредственного существования.

Итак, чистота информационного поля — это постоянный процесс — это по сути медицинская терапия, совершение постоянных ежедневных действий, направленных на отражение информационных атак и исцеление пораженной непотребством творческой личности.

Тебе решать, кто ты для своего творчества: лекарь или убийца.

Информационное поле нельзя прерывать

Все существующее в любом своем масштабе имеет начало и конец.

Даже такие не изученные человечеством явления, как время, вечность и вселенная, имеют начало и конец. Это основа и незыблемый принцип всего мироздания. Это обязательное условие, на каком строятся любые достижения.

Информационное поле существует и формирует образ жизни всего человечества по такому же принципу и на том же условии.

Если нарушить этот принцип и это условие, результат будет лишь один — хаос.

Хаотичная информация приводит к хаотичному мышлению, что порождает хаотичный образ жизни, который никогда не приведет к поставленной цели.

Достижение цели представляет собой процесс движения от начальной точки — к конечной. Цель — это система: это совокупность гармонирующих между собой частиц, построенных по принципу начала и конца.

Вся человеческая жизнь состоит из маленьких и больших целей. Одни цели становятся достижимыми, другие же теряют свои достижения и гибнут. Причина гибели — информационный хаос, как ты уже знаешь, способный изменять весь образ жизни человека.

Не исключением является и актер.

У актера обязательно должны быть разные цели: от самых малых до великих.

Например, великой целью актера может стать какое-то важное послание человечеству, способное изменить множество людей по всему миру. Над этой целью актер может трудиться всю жизнь. Другой целью, менее великой, может стать стремление сыграть какую-то конкретную и значимую роль. Маленькими целями могут стать сверхзадачи во взаимодействии с партнерами при исполнении ролей или определенные результаты в выполнении актерских упражнений.

Во всех этих случаях любая цель будет состоять из неких частиц: из конкретных мыслей, действий, которые должны иметь начало и конец и которые пронизаны информацией.

Как это применимо в жизни актера?

Возьмем к примеру роль. С точки зрения целого, у любой роли есть начало и конец. Это целое состоит из сцен, которые тоже имеют начало и конец. Каждая сцена состоит из действия: целей и способов поведения для их достижения, а каждая цель и способ поведения также имеют свои начало и конец.

Таким образом, существует четкая структура работы актера: исполнение роли, которая поделена на сцены, а сцены, в свою очередь, поделены на различные действия.

Если актер нарушает принцип начала и конца, к примеру, не достигнув одной цели в процессе сцены переключается на другую или не исчерпав мизансцены переключается на беспричинные движения по сцене — происходит хаос, актерская игра становится невыразительной и не вызывает нужного отклика у зрителя.

Любое актерское упражнение — это тоже начало и конец, особенно если оно сопряжено со средоточением.

Например, тренируя индивидуальные атмосферы, предельно важно приучить себя находить такое место или время, где посторонние шумы не будут возникать в процессе исполнения упражнения, иначе, такое упражнение окажется не только малоэффективным, но и приведет к утрате способности чувствовать любое воссоздание индивидуальных атмосфер.

Конец или завершение такого упражнения в данном случае — невероятно важен, потому что рождает в актере чувство того, что необходимая и конкретная атмосфера создана — и контролирует все поведение исполнителя.

То же касается и вдохновения: пришедшее внезапно вдохновение — это лишь начало, которое необходимо довести до конца, например, пришедшую точную формулировку сверхзадачи необходимо либо сразу отрепетировать, либо зафиксировать на бумаге для последующей возможной репетиционной пробы — иначе мысль, идея, детали уйдут из сознания и бесследно исчезнут.

Естественно, не всегда получается соблюдать принцип начала и конца в мире хаоса и суеты, но стремиться к такому соблюдению нужно.

Информационное поле — это мозаика или картина: если каждый элемент или мазок на своем месте, начат и закончен — возникает гармония, образ виден ясно, но если гармонии нет — образуется лишь пятно — хаос.

То же самое происходит и с человеком: если каждый жизненный элемент на своем месте, начат и закончен — возникает гармония, образ жизни виден ясно, но если гармонии нет — образуется лишь пятно — хаос, достойный лишь пристанища безликой толпы.

Итак, основа и принцип любого искусства, будь то живопись, музыка или архитектура, театр или кино — это гармония, а она, в свою очередь, состоит из частиц, какие имеют начало и конец.

Информационное поле существует по такому же принципу и с той же основой.

Ты — сеятель информационного поля

Итак, самое главное, что нужно знать про информационное поле: информация бывает двух видов — внешняя (окружающий тебя мир) и внутренняя (твои слова и мысли).

Ты — это почва, в какую попадают семена двух этих видов информации. И парадокс состоит в том, что не внешняя и не внутренняя информация являются сеятелями — а ты сам, потому что выбор семян остается за тобой.

Работа с информационным полем твоей личности — это и есть работа земледельца: если засеивать и возделывать свою землю умело — появятся плоды, а если ты неумелый земледелец — результатом твоей деятельности станут лишь бесплодные корни и сорняки.

Что посеешь — то и пожнешь.

И это не какая-то там придуманная история — это твоя основанная на научных фактах реальность.

Три самых важных вопроса

Ты не добьешься высокого уровня мастерства или даже не добьешься ничего в актерском искусстве, если не ответишь на три самых главных вопроса — три составляющие фундамента, на котором строится весь актерский путь.

Ответы должны содержать в себе четкое определение — предельную ясность. Все три вопроса очень конкретные, и на них нельзя отвечать абстрактно, потому что и сама профессия актера — очень конкретна.

Итак!

Вопрос I.

Кто такой актер?

Чего только не услышишь об актере! Одни говорят, что актер — это тот, кто играет в кино, в сериалах и в театре, другие, что актер — это творческая индивидуальность с хорошей дикцией и голосом, третьи говорят, что актер — это смелый не закомплексованный человек, иные говорят, что актер — это просто легкомысленный человек… Кто-то вообще думает, что актер — это мастер поговорить… Порой даже доходит до абсурда: люди думают, что актер — это везунчик и баловень судьбы…

И все это, конечно же — неправда.

Актер — это очень точная профессия, которая имеет очень точное определение. Актер — это человек, которого не спутаешь ни с кем, и то, что делает актер, не сделает ни художник, ни музыкант, ни певец, ни танцор, ни модель, ни спортсмен, ни какой другой представитель человечества. Кто же он?

Актер — это человек, перевоплощающийся в другого человека. Иных определений актера — нет.

Это очень точное определение: другого человека можно пародировать, можно его изображать, показывать, и это может делать кто угодно, но перевоплощаться в другого человека может только актер. И если, например, танцор, певец, спортсмен не может перевоплощаться в другого человека — он не может быть актером.

Что нужно делать?

1) Всегда знать и помнить, кто такой актер.

2) Найти место, где обучение соответствует именно этому определению актера.

3) Научиться быть именно таким актером.

Вопрос II.

Что такое актерское мастерство?

Существует множество актерских техник и жанров. Есть множество школ, методов обучения и мнений. И все они трактуют определение актерского мастерства по-своему: кто-то называет его набором навыков, кто-то обаянием, природой, харизмой, ну а кто-то набором инструментов, какие помогают создать роль, и если навыки, обаяние и харизма имеют абстрактное значение, поскольку ими может обладать кто угодно, то набор инструментов да, действительно имеет прямое отношение к актерскому мастерству, и можно применять разные инструменты: для кого-то одни, для кого-то — другие, однако, как я уже говорил ранее — нам нужна суть — конкретика.

Есть только одно определение, без которого невозможно обойтись хорошему актеру, если речь идет об актерском мастерстве: актер может выглядеть обаятельно и харизматично, красиво, говорить текст, грациозно двигаться, великолепно петь, танцевать, но все его мастерство и умения будут равны нулю, если не будет только одного — умения создавать правду, умения убедить окружающих в правдивости своего поведения и действий.

Актерское мастерство — это умение заставить поверить людей, что вы действительно перевоплотились в другого человека — это умение создавать правду. Других значений и определений у актерского мастерства — нет.

Правда, это закон не только жизни, но и закон любого искусства.

Что нужно делать?

1) Всегда знать и помнить, что такое актерское мастерство.

2) Найти место, где обучение соответствует именно этому определению актерского мастерства.

3) Научиться именно такому актерскому мастерству.

Вопрос III.

Зачем нужно актерское мастерство?

Этот вопрос — самый важный. Однако, большинство актеров относится к нему весьма легкомысленно. А действительно — зачем: ну, для искусства, для зрителя… зачем искать причину, думают многие начинающие актеры. Разве это важно. Подумаешь. Актер это актер. И так сойдет.

Вследствие такого отношения, одни видят в актерском мастерстве развлечение, другие — способ самоутвердиться, самоудовлетвориться, прославиться, третьи лишь ублажают свое самолюбие, а четвертые и вовсе не понимают зачем им все это нужно. Вот и появляются так называемые актеры — без мыслей, без целей, без смысла — безжизненно и беспричинно болтающиеся на сценах и съемочных площадках. Интересные сами для себя, совсем не интересные для окружающих или же интересные для таких же пустых и невежественных людей, как и они сами.

И все же, зачем нужно уметь заставить поверить людей, что вы действительно перевоплотились в другого человека — зачем нужно умение создавать правду?

Допустим, я актер — я перевоплотился. Я заставил поверить зрителя, что я перевоплотился достоверно. Что дальше? Зачем все это?

Нам по-прежнему нужна суть — конкретика. Точность.

Не стоит забывать, что профессия актера — это не дешевая шутовская миссия — это возможность сказать свое слово и свое мнение обществу, более того, это возможность, в прямом смысле, быть мудрее, чем многие люди — это искусство здесь и сейчас вести за собой толпу — и актер должен иметь на это право.

Актерское мастерство нужно для того, чтобы с помощью своих выразительных средств: голоса, души и тела — выразить идею — донести до многих людей определенную мысль и смысл.

А какие мысли и идеи ты хочешь выразить? Какие смыслы ты готов донести обществу? Будут ли слушать твое мнение? Способен ли ты заставить себя слушать? Способен ли ты изменить общество? На эти вопросы тебе, как актеру, тоже нужно ответить.

Что нужно делать?

1) Всегда знать и помнить, зачем нужно актерское мастерство.

2) Найти место, где обучение соответствует именно этой причине актерского мастерства.

3) Научиться соответствовать именно такой причине актерского мастерства.

Вкус

После того, как ответы на три наиглавнейших вопроса получены — фундамент заложен. Теперь необходимо возвести костяк сооружения, на какой будет наращиваться актерская плоть — полноценная деятельность актера.

Этот костяк состоит из трех принципиально важных для понимания элементов, без которых актерское мастерство всегда будет на посредственном уровне — на уровне дилетанта.

Элемент I — ВКУС.

Итак, в данном случае, вкус — это умение распознавать искусство.

Как уже говорилось ранее в этой книге, информационный хаос захлестнул современное общество и стер грани понимания искусства и дилетантизма. Если ранее только простому обывателю было сложно отличить плохую игру актера от хорошей, плохой фильм или спектакль от хороших, то сейчас даже самому актеру стало сложно разграничить эти отличия, а то и вовсе невозможно. Актерское мастерство перестало быть искусством — и стало развлечением, работой, бизнесом — пищей толпы. Толпа, в свою очередь, живет лишь одним понятием: «нравится — не нравится» (оплачиваю — не оплачиваю).

Ранее искусство никогда не опускалось до уровня толпы: за искусством всегда стояли отдельные, особые люди — единицы. Эти люди обладали вкусом. Сегодня они сознательно забыли свое чувство вкуса ради потребностей толпы (ради денег) или, самое страшное — действительно этот вкус утратили. Искусство стало деформироваться и в таком виде внедряться в сознание людей.

Давай вспомним, что же такое искусство?

Искусство — это образное осмысление действительности, воплощенное в некий обратный путь от воображения к реальности, который дает более глубокое постижение мира: дает познание, откровение, новые смыслы — привычным вещам — и какой недоступен для воплощения многим и многим другим людям.

Образно мыслить, а тем более воплощать свое образное мышление в реальность — могут далеко не все. Однако, это — лишь часть целого: необходим не просто образ, а новое знание, какое станет чем-то полезным для общества. Обычно такое знание приходит к отдельным людям, которые становятся его проводниками и доносят его до людской массы.

Сегодня таким проводникам все сложнее. Информационный прогресс открыл возможности всему человечеству, независимо от принадлежности или не принадлежности к творчеству: с появлением доступных средств (кино-фото-аудио-видео техники, гаджетов, социальных сетей, видеохостингов, творческих программ) самоутверждаться стало легко — стало легко воплощать воображение любого человека в реальность. Миллионы людей по всему миру выражают свой «внутренний мир», не имеющий ценности для искусства, имеющий ценность для толпы. Информации стало неизмеримо много — проводники к искусству стали практически не нужны. Новые знания затерялись в информационном изобилии, где ценность актера также почти утратила свое истинное предназначение: открывать новое, удивлять, доводить до катарсиса, выполняя в большинстве своем лишь функцию развлечения.

Однако, такое положение дел — вина не только насыщенного информацией времени — но и самого актера. Идя на поводу жаждущей развлечения толпы, актер обесценил себя сам — обесценил свое мастерство и историю своих великих предшественников.

Истина состоит в том, что как бы не менялся этот мир — искусство остается прежним. Прежним остается и искусство актера: если ты хочешь стать великим исполнителем ролей — тебе придется ставить перед собой великие цели и делать то, что доступно лишь единицам.

Итак, зачем актеру распознавать искусство?

Поскольку искусство возвышается над сознанием толпы — это означает, что актер должен превосходить публику, зрителя в той сфере жизни, которая содержится в его роли, а значит — в нем самом, чтобы в момент своей игры донести идею и мысль, которую еще не знало большинство.

Чтобы распознать искусство — нужен художественный вкус. Без художественного вкуса никакого искусства быть не может!

Как же воспитать вкус актеру и проявить его в актерском мастерстве?

В любом крупном бизнесе, например, есть доверие к лидерам. Именно лидеры приводят свои компании к мировому финансовому успеху, именно лидеры мотивируют начинающих предпринимателей открывать свой бизнес и следовать своей мечте.

В искусстве тоже есть лидеры.

Есть великие актеры, которых ты должен знать — ты можешь учиться у них, изучая их роли, изучая их книги, изучая их влияние на общество, которое их окружало, и на поколения, какие еще подвержены их влиянию.

Таких актеров единицы — изучи историю — найди их — это твое задание.

Не ищи мелких актеров — ищи гигантов.

Расширь свои познания: найди лучших представителей искусства в литературе, в музыке, в живописи… — все они, так или иначе, связаны с актерским мастерством. Ищи единицы! Ищи гигантов!

Гиганты искусства учат художественному вкусу. Учись у них!

Талант

Если есть вкус, соответственно — проявляется талант, потому что талант — это выбор.

Элемент II — ТАЛАНТ.

Издавна существует определение, утверждающее, что талант — это труд. Это ложное определение и не имеет ничего общего с истиной. Такое утверждение — просто закономерность, которую допустили ленивые талантливые люди. В данном случае — ленивые актеры.

Дело в том, что путь актера — это достаточно долгий подробный процесс. Довольно часто случается так, что даровитый актер, делая первые успехи, принимает для себя ошибочное мнение: ему кажется, что причиной его успеха являются его способности, некий дар, который у него есть. И вот, довольствуясь этим даром, актер перестает работать над собой, используя то, чем уже владеет.

Знаешь, что зачастую происходит дальше?

Рядом появляется менее одаренный человек. Он знает о своих недостатках и о своем несовершенстве. И он принимает решение трудиться.

Что же происходит через некоторое время?

Этот трудолюбивый человек достигает небывалого успеха и оставляет позади своего одаренного предшественника.

Что же в целом произошло?

А случилось следующее: просто талантливый человек, обладая даром вкуса, перестал делать выбор. Ключевое слово здесь — ДЕЛАТЬ! По сути, талантливый человек перестал РАБОТАТЬ с информационным полем и пустил свою жизнь на самотек.

Да, выбор — это умение управлять информационным полем, а управлять, значит — совершать поступки — работать — делать!

Именно из-за отсутствия у талантливых людей такой деятельности и возникла псевдоистина: «Отец таланта — это труд». И, хотя трудолюбивый бездарь выглядит порой выгоднее ленивой одаренности, все же труд и талант — это не одно и то же. Нет. Одаренность плюс труд равно — подлинный талант, а бездарность плюс труд равно — псевдоталант.

Талант — это выбор — вот более точное определение, а выбор, в свою очередь, требует непрерывного совершения определенных действий.

Итак, талант — это выбор, а выбор — это вкус, а вкус — это умение работать с информационным полем.

Талантливый человек осуществляет свой выбор как в пределах сценического действия (конкретного понимания выбора), так и за пределами сценического действия (глобального понимания выбора). Все, что существует в пределах глобального понимания выбора, а это вся жизненная деятельность, не связанная с профессией актера — должно служить развитию и становлению личности самого актера, его мастерства и его деятельности в искусстве.

Так, например, в пределах сценического действия (конкретного понимания выбора) актер может самостоятельно (независимо от видения режиссера) выбрать содержание своего внутреннего монолога, определить и присвоить своей роли дополнительные внутренние конфликты, мотивы действий, персонализировать (найти точки соприкосновения своей личной жизни с ролью) взаимодействия с партнерами-персонажами и т. д.

В пределах же своей деятельности, не связанной с профессией актера (глобального понимания выбора) актер может, например, выбрать чему он посвятит свое время: чтению низкопробных постов в социальных сетях или чтению значимых для искусства книг, просмотру хаотичного потока телевизионного вещания или просмотру сознательно выбранных передач, фильмов, так или иначе полезных для деятельности актера, разговорам на пустые темы или разговорам на темы, например, социально значимые лично для деятельности самого актера и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я