Сегодня, в условиях пересыщенного информационного поля, все существующие системы и методы воспитания актера, включая и знаменитую систему Станиславского – перестают работать.Ситуация требует внедрения новых дополнительных подходов, которые помогут актеру переосмыслить его профессию и эффективно продолжить свою деятельность.Данная книга не задумывалась как самостоятельная самодостаточная система воспитания актера но, дополняя уже существующие, вполне может стать личным методом каждого актера.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Информационное поле
Введение
Эта книга могла бы быть посвящена исключительно актерскому мастерству — актерской технике, однако сразу же стала бы неким дополнением к великому объему уже созданного в этой области и потеряла бы свою глубину и значимость. Особенность этой книги в том, что, с одной стороны, она носит в себе информацию, которой больше нигде нет среди других учебников по актерскому мастерству, а с другой стороны, данная информация вполне может считаться тем методом, без какого вскоре будет невозможно полноценное воспитание актера.
Откуда родилось такое амбициозное утверждение? Ответить на этот вопрос очень просто.
Все великие системы и методы воспитания актера формировались и создавались в прошлом: в то время, когда общество еще не обладало некоторыми знаниями, а уж тем более, недавними сенсационными открытиями ученых. Все дело в том, что само время и жизнь этого времени понесли глобальные, если не сказать, катастрофические изменения.
Что же произошло?
Все дело в том, что за последние несколько лет кое-что всерьез изменилось: мир стал другим.
Следовательно, узкопрофильные актерские дисциплины ушли на второй план и появилось нечто более важное, о чем хотелось бы поведать и даже — предупредить.
Итак, начнем с того, что на сегодняшний день существует масса различных школ, курсов, кружков актерского мастерства, какие продолжают повсеместно открываться и множиться. Однако, не смотря на их разнообразие и энтузиазм, все-таки не удалось избежать страшного факта: профессия актера обесценилась.
Так сложилось, что в один прекрасный день называть себя актером стало модно: каждый второй, будь то модель, ведущий, танцор или певец, порой, человек любой творческой профессии, никак не связанной с актерской деятельностью и даже человек совсем не творческой профессии стал провозглашать себя актером. Более того, тысячи людей, где-то получивших актерское образование, на самом деле так и не овладели актерской техникой. По причине этого, на различные пробы и кастинги, на съемочные площадки и даже на некоторые театральные сцены попали случайные люди, что значительно понизило уровень и восприятие такого понятия, как «актер».
К величайшему сожалению, вышеупомянутые обстоятельства нашли своего потребителя — невежественного работодателя и невежественного зрителя.
Сегодня данные обстоятельства продолжают развиваться и приобретают серьезные масштабы, усугубляя свое бедственное положение.
Вследствие такого поворота событий, актеры внегласно были словно разделены на три класса: высший класс, средний класс и класс низший.
Высший класс — всего несколько незабвенных актеров, имена которых на слуху у общества. Средний класс — актеры малоизвестные, мимолетно показывающие свои лица всеобщему обозрению. И низший класс — актеры, которых не знает никто. Вроде бы ничего не изменилось: так было всегда. А вот и нет.
Тотальные изменения все-же произошли.
С одной стороны — низший актерский класс увеличился в несколько раз. С другой стороны — изменилась среда, в которую попал и в какой видоизменился под ее влиянием актер.
Все это произошло и происходит оттого, что очень многие люди перестали понимать, кто такой актер и даже не стремятся постигнуть смысл этой едва ли не самой сложной профессии.
Этим людям некогда: они заняты (цели, желания, заботы, обязанности) — их сознание едва успевает обрабатывать быстротечные явления сегодняшнего ритма жизни, который из года в год только увеличивает свою скорость. Человеческая жизнь сокращается, а ее ритм увеличивается. Человек теряет способность сосредоточения, анализа, обдумывания, что-то успевая понять, а что-то просто покорно и обреченно принимая.
Однако, самое страшное состоит в том, что и сам актер утратил и не стремится вернуть понимание о самом себе, принимая и влача свое жалкое существование!
А ведь актер — это не просто человек, играющий различные роли и владеющий актерской теорией и техникой — это должен быть человек с собственным глубоким мировоззрением и мышлением, производящий подробный анализ окружающей его действительности, скурпулезно исследующий не только других людей (их характеры, нравы, судьбы, образ жизни), но и себя самого — применяя результаты своих опытов на практике.
Цель такого многоуровневого труда — стать неким информационным каналом для общества, состоящего из значительного множества людей — в каком-то смысле возвыситься над толпой и обогатить ее судьбоносным знанием.
В свое время ярчайшим примером такого актера был Фредерик Леметр — человек, мнение которого ставили выше мнения короля.
На сцену выходил не просто актер — выходила личность, простирая свой талант за пределы актерского мастерства и даже театра.
Итак, на сегодняшний день существует масса школ, курсов, кружков актерского мастерства, где, в основном, уделяется внимание технике, но не воспитанию личности.
Отчего так происходит и почему это важно знать сегодня?
Мы живем в непростое время. С уходом постсоветской цензуры вступили в силу свобода слова и самовыражение в различных ее формах: в неимоверных количествах в сознание людей стали проникать разношерстные газеты и журналы, книги и брошюры; аудио и видео продукция; радиопередачи и телепрограммы; фильмы и афиши. Открыть актерскую школу, снять фильм или поставить спектакль может любой желающий, у кого есть деньги, связи или организаторские способности. Привлечь к такому продукту покупателя сегодня очень легко: наверное, уже не для кого не секрет, что продать в нынешнее время можно абсолютно все. Самовыражение любого современного человека проявляется везде и во всем: начиная от простых публикаций фото, видео и текста в социальных сетях и заканчивая крупными социальными катаклизмами, вызванными больной фантазией человека из толпы.
Со временем свобода самовыражения превратилась во вседозволенность, вышедшую за рамки здравого смысла и нравственности.
С появлением компьютера, мобильных устройств и интернета этот процесс вышел из подполья сознания и значительно усилился. Начался хаос информационного пространства, где были стерты многие грани понятий и определений — общество изменило свои ценности и взгляд на действительность.
В разразившейся информационной буре деградировали разные явления, в том числе — искусство. Ложное самомнение посредственности и деньги, утверждая свою власть, открыли двери издательств и звукозаписывающих студий, выставочных и концертных залов, кинокомпаний и телеканалов, театров и съемочных площадок — пресыщенное информационное поле, вобравшее в себя второсортных, а порой откровенно дешевых литераторов и художников, музыкантов и певцов, танцоров и скульпторов, актеров и режиссеров смешалось с действительно значимыми деятелями искусства, соединив белую краску высокого с низменной чернотой и породив серую массу творческого потока, завладевшего вниманием второсортных ценителей. Искусство покрылось тенью халтуры, а халтура — тенью искусства. Отличить подделку от оригинала стало все труднее, особенно тем, кто с оригиналом не знаком. Ложь и истина соединились в едином потоке информационного поля, куда неизбежно попал и творчески погибающий актер.
Что такое информационное поле?
В начале двадцатого века биологи начали эксперимент с дикими обезьянами.
По песчаному острову разбрасывался сладкий картофель (обезьяны любят сладкий картофель), но все дело в том, что этот картофель был в песке, и обезьяны мучились, однако ели сладкий картофель с песком.
Так было довольно долго, пока одна из обезьян не догадалась помыть картофель в воде. Она научила этому других обезьян. Наконец, число обезьян, моющих картофель перед едой, достигло какой-то критической цифры, после чего все обезьяны острова стали мыть картофель без всякого обучения.
Однако, самое удивительное то, что на всех близлежащих островах одновременно стали мыть сладкий картофель абсолютно все обезьяны. Существовало нечто, благодаря чему все обезьяны могли общаться между собой одновременно.
Наличие некой тонкой материи, объединяющей отдельных существ в целое, стало носить название «эгрегор».
Эгрегор — это информационно-энергетическая среда любого сообщества, представляющая собой нечто целое, возникающее при наличии критического числа особей и критического числа связей между ними.
Если учесть, что количество различных сообществ (маленьких, больших, гигантских) может быть множественным, следовательно, и эгрегоров может быть достаточно много. Сколько сообществ — столько и эгрегоров. Совокупность эгрегоров соединено в единое информационное поле, одновременно передающее различную информацию множеству живых существ.
Итак, информационное поле — это совокупность различных эгрегоров, которая составляет нашу вселенную и по которой кочует информация.
Так, например, кочуют слухи и сплетни, новые выражения, слова, непонятно как распространившиеся с такой удивительной быстротой. Так в нашу жизнь приходит что-то новое (знания, привычки, ценности), что становится постоянным спутником наших действий и образа жизни в целом. Все это происходит вследствие перемещения в пространстве информации, которая благодаря живой энергии может распространяться на сотни и тысячи миль почти мгновенно.
А теперь давай рассмотрим, что же происходит с человеком, неизбежно попавшим в такую информационно-энергетическую среду.
Не секрет, что человеческое тело на 70% состоит из воды. На эмбриональной стадии вода составляет целых 98% организма. Вода поддерживает жизнедеятельность путем переноса энергии и питательных веществ по всему телу. Можно смело утверждать, что люди — это и есть вода.
Как оказалось, вода — малоизученное явление в простом обывательском обществе. Многие люди вообще ничего не знают о воде.
Самое важное свойство воды — феномен, до сих пор не известный миллионам людей по всему миру. Что же это такое?
В конце двадцатого века в научном мире происходит одно очень важное событие: посвятив себя изучению воды, японский ученый Масару Эмото делает снимки ее кристаллов в момент замерзания. Эмото приходит к сенсационному открытию: форма образующихся кристаллов воды изменяется под воздействием воспринятой информации.
Другими словами, вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию — музыку, молитвы, разговоры, события, звуки, видимые явления и даже написанные или напечатанные слова.
В результате многочисленных исследований был сделан вывод: вода действительно обладает способностью запоминать и передавать информацию, полностью видоизменяя свою структуру под воздействием информационного поля.
Поскольку человеческое тело состоит из воды, любая информация также способна влиять на человека и изменять его внутренне и даже внешне.
Информация может оказывать как положительное воздействие, так и отрицательное.
Таким образом, попадая в информационное поле (совокупность многих эгрегоров), ты становишься его жертвой и оказываешься в большой опасности.
В чем именно состоит опасность?
В том, что попадая под влияние информационного поля, многие люди просто-напросто не умеют защищаться от нахлынувшей всевозможной информации, которая, если не научиться ею управлять — бесцеремонно будет питать и формировать тебя, по своему усмотрению видоизменяя твои мысли, речь, мировоззрение, психику и поведение.
Итак, первый твой враг — это внешняя информация, а точнее, информационный хаос.
Для того, чтобы не стать жертвой этого врага, нужно научиться работать с внешней информацией: выработать способ защиты от внешнего беспорядочного информационного поля.
Есть только один способ, который может научить тебя эффективной защите — это цель и выбор (отбор).
Сначала нужно четко определить свою жизненную цель, свои жизненные приоритеты: задай себе вопросы, кем ты хочешь быть, чего ты хочешь достичь, где ты хочешь находиться и среди каких людей готов проводить свое время.
Как только ответы будут получены, любая информация, поступающая извне, должна строго соответствовать ответам на эти вопросы и должна приближать тебя к цели.
Убери из своей жизни все источники ненужной тебе информации — все то, что мешает достижению твоих целей и засоряет путь к твоим целям: не читай ничего лишнего в книгах, в газетах, в журналах, в социальных сетях; не черпай информационный мусор из телевизора, радио, интернета; не посещай бесполезные места; не занимайся пустыми делами; избавься от расхолаживающих тебя привычек; не трать свое время на глупые и бестолковые разговоры с собеседниками; не пускай в свою жизнь отравляющих твою целеустремленность людей.
И наоборот, позволь войти в твою жизнь всем источникам нужной тебе информации — всему тому, что помогает достижению твоих целей и питает путь к твоим целям: читай нужные книги, статьи в газетах, в журналах, реже в социальных сетях; черпай информационную помощь из интернета (лучше исключить потоковую информацию — телевидение и радио); посещай полезные места; занимайся плодотворными делами; приобретай дисциплинирующие тебя привычки; предоставь свое время мудрым и поучительным разговорам с собеседниками; впусти в свою жизнь вдохновляющих твою целеустремленность людей.
Во всем этом процессе выбор (отбор) играет решающую роль. Суть выбора в том, чтобы уметь отличать информационный мусор от полезной информации.
Другими словами, одна информация приближает тебя к цели — другая же отдаляет от нее: необходимо понимать, какая именно информация положительно влияет на твою жизнь. Для этого нужно найти ориентиры (самое лучшее соответствие твоим целям — это могут быть люди, события, предметы и все то, что олицетворяет наилучшие достижения в области твоих целей). Такие ориентиры помогут твоему выбору и не дадут тебе сойти с желаемой дороги.
Однако, есть еще и второй твой враг — это внутренняя информация. Что это такое? Прежде всего, это твои мысли и слова.
Ты — это генератор внутренней информации, которая также, как и внешняя информация, способна изменять структуру воды, а значит и тебя. Каждый день, согласно твоей воле, твой мозг генерирует множество собственных мыслей и слов.
Главная задача — приучить себя к состоянию постоянного контроля над своим мышлением и повседневной речью.
Благодаря собственным волевым усилиям, можно воспроизводить только те мысли и слова, какие приближают тебя к заветной цели или отождествляют с ней твою жизнь.
То же самое относится и к воображению — к различным образам, посылаемым импульсами подсознания: на одних образах стоит концентрировать свое внимание, а других стоит, наоборот — избегать.
Итак, мир состоит из множества эгрегоров, которые являются носителем определенной информации — эта информация соединяется в единое информационное поле и может быстро передаваться из одной точки земного шара в другую.
Состоящий из воды, человек неизбежно попадает в эпицентр информационного пространства, а поскольку вода изменяет свою структуру под воздействием информационного поля, у человека есть только два пути: пассивно отдаться информации и позволить ей сформировать свой образ жизни или защититься от нее, управлять ею — став хозяином своей судьбы.
Актер и информационное поле
Вместе со стремительным информационным прогрессом подлинный актерский талант потерял самый важный элемент своего роста — умение делать верный выбор (отбор).
Именно выбор является определяющей способностью быть талантливым актером. Правильный выбор распознает весомые элементы реальности и определяет действительно стоящие цели и явления, ведущие к высокому уровню мастерства и к высокому уровню художественных ценностей.
Ежедневно тысячи актеров сталкиваются с мощным потоком окружающей информации, но лишь считанные единицы из них осознают тот факт, что абсолютно вся окружающая информация формирует их индивидуальность: формирует их мысли, их действия, их образ жизни в целом.
Именно неумение защищаться от объема информационного напора, неумение произвести верный отбор (выбор), превращает колоссальное множество актеров в пустые сосуды — превращает их в толпу — в посредственность. Ограниченный взгляд на окружающую информацию, превратив актерское искусство в банальную ремесленническую работу, становится виновником крушения актерских судеб.
Для того, чтобы смодулировать из себя по-настоящему творческую личность, недостаточно заняться просто творчеством: недостаточно ходить на занятия по актерскому мастерству, недостаточно ходить на репетиции и на пробы, недостаточно играть спектакли и проводить свое время на съемках — нужно внимательно всмотреться в окружающий мир и во все то, что его наполняет, и, подобно скульптору, взявшим долото и молот, отсечь все ненужное, серое, посредственное, дешевое и ложное — превратить глыбу всеобщего информационного поля в свою идеальную скульптуру, претендующую на то, чтобы быть подлинным произведением искусства.
Другими словами, весь твой твой быт: семья, друзья и знакомые, перерывы в работе, выходные, сон, выходы в гости, поездки в транспорте, прогулки по городу, посещение магазинов, кафе и ресторанов, ванной и туалета, нахождение на кухне и в комнатах своего дома — каждая секунда твоей жизни — это твое актерское мастерство! Это тот материал, с каким тоже необходимо работать, из какого нужно научиться добывать и объединять в единый сплав драгоценные частицы подлинного искусства и мастерства.
Но как это сделать? Как отличить полезные элементы от бесполезных и сделать тот самый верный выбор?
Именно здесь на помощь приходит чувство вкуса. Без чувства вкуса не бывает искусства. Актер, как никто другой, должен обладать особым вкусовым чутьем, потому что, в отличие от всех остальных представителей искусства, он воссоздает правду живого человека здесь и сейчас, а значит, саму жизнь, но делает это, превращая свое поведение в события, несущие в себе особый смысл для зрителя и облекшиеся в художественную форму.
Это и отличает актера от простого человека.
Но существует и другое, главное, отличие рядового актера от актера-личности.
Рядовой актер является лишь поверхностным исполнителем, как правило — поверхностных ролей, не влияющих на нравственное обогащение общества, а выполняющих, скорее, развлекательную функцию.
Актер-личность же, напротив, возлагает на себя огромную ответственность за моральное влияние на общество, придавая своей игре социальный масштаб.
Чем глубже личность, тем вернее выбор и сильнее развито чувство вкуса — тем выше талант.
Как привить себе чувство вкуса?
Есть одна хорошая поговорка: «Если хочешь покорить мир — учись у тех, кто его покорил». Если ты, как актер, хочешь обладать превосходным чувством вкуса, чтобы научиться делать верный выбор (отбор) из окружающего тебя информационного хаоса, нужно учиться у великих людей.
Например, ты можешь учиться искусству созерцания у сомнительных картинок и фотографий из интернета, а можешь учиться у великих художников; ты можешь учиться литературному сценическому слову у современных беллетристов, а можешь учиться у великих писателей, драматургов и поэтов; ты можешь учиться музыкальному искусству у второсортной субкультуры, а можешь учиться у великих композиторов и музыкантов; и уж конечно ты можешь учиться актерскому мастерству у актеров, участвующих в слабой драматургии, снимающихся в дешевых телевизионных сериалах, не имеющих достойного сценария, не имеющих достойной работы художника, не имеющих достойной работы режиссера, а можешь учиться у великих актеров, играющих если не классические тексты, то тексты сценаристов и драматургов мирового уровня, ставшие современной классикой и воплотившиеся в работах великих режиссеров — художников, повлиявших на весь мир и давших своим актерам роли мирового значения.
Каков твой выбор?
После каких актеров весь мир стал играть по-другому? Какие люди изменили мир? Какие из этих людей соответствуют твоей цели? Учись у них!
Ориентируйся на масштаб мира — никак не меньше!
Кроме всего вышесказанного в этой главе, тебе придется разрешить одну очень важную проблему.
Чем дольше живет человечество — тем больше информации появляется в нашем мире, тем более хаотичным и агрессивным становится информационное пространство, в каком ты ежедневно находишься, тем все меньше работают методы великих людей из прошлого и тем все сложнее и сложнее отыскать действительно великих представителей человечества сегодня.
Проходит все больше и больше времени, а значит, что-то старое уже не работает — это значит, что тебе придется что-то менять — уже самому.
Из тяжелейшего плотного сплава информационного пространства, словно полезные ископаемые из земной коры, по крупицам, тебе придется добывать опыт великих людей прошлого. Затем этот опыт нужно будет обработать и получить из него тот материал, какой выведет тебя на новый уровень и приведет к твоей цели.
Другими словами, с помощью своего разума — с помощью своего умения делать выбор и создавать свое информационное поле, тебе придется адаптировать опыт прошлого под сегодняшнюю реальность, потому что ум, опыт и восприятие современных людей — изменились.
Итак, чувству вкуса нужно учиться у самых лучших представителей искусства не только настоящего, но и прошлого.
Устремляясь к наивысшей высоте в искусстве, есть больше вероятности подняться над низким, фальшивым творчеством.
Придерживаясь вышеизложенного подхода к воспитанию актера, в свое время выдающийся режиссер Ю. П. Любимов, который в совершенстве владел умением делать отбор, выбор элементов из окружающей его действительности, поднял театр на Таганке до уровня лучшего театра мира, где актер работал с сильными эпохальными текстами и был прежде всего личностью, а уж только потом исполнителем.
Движение к такому принципу подхода к искусству и в частности, к актеру, делает творческого человека мудрее, образованнее, а главное — повышает уровень его мастерства, которое обязательно повлияет на множество людей, оказывая действие на их сознание и образ жизни.
Метод работы с информационным полем, описанный в этой книге — для тех актеров, кто желает уйти от статуса толпы, посредственности, социального ноля и пробиться к уровню личности. В добрый путь!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги МЕТАМЕТОД. Мастерство актера, которому не учат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других