Железный

Сергей Селин

Эта книга – об изменениях. Изменениях, которые может испытать на себе каждый, кто начнет заниматься любительским триатлоном. Эта книга – об эмоциях. Эмоциях, которые будут захлестывать не только на финише, но и в процессе подготовки. Эта книга – о достижении цели. Финиш на легендарной «железной» дистанции на соревнованиях Ironman сначала был большой целью, а затем стал реальностью. Это рассказ о том, как корпоративный менеджер за один день проплыл, проехал на велосипеде и пробежал 226 км.

Оглавление

Первый «триатлон»

За несколько лет до заплыва в Архипо-Осиповке я перенес операцию на коленном суставе из-за разрыва мениска. Разрыв произошел на ровном месте: встал с кровати и внезапно почувствовал боль в колене. После операции хирург сообщил, что с мениском вопрос решен, но выявлен надрыв крестообразной связки. И если колено будет болеть, то потребуется дополнительная операция.

Все последующие годы после операции колено не беспокоило. Но из нагрузок за эти годы были лишь ходьба, плавание и зимой иногда беговые лыжи. Бегать не рисковал. Психологически было страшно. «Вот и пришло время победить страхи», — посчитал я, ожидая приема у хирурга. Внутренне уже принял решение вступить в ряды триатлонистов, но хотел убедиться, что не выпаду из этих рядов, не добравшись и до первых соревнований.

«Зачем пожаловали?» — традиционный вопрос врача. Фактические слова могут быть иными, но суть первого вопроса всегда одинаковая. Я объяснил историю с коленом и спросил, можно ли мне активно бегать. Хирург, примерно мой ровесник, посмотрел на свежие результаты МРТ в течение нескольких секунд. Затем немного покрутил мое колено.

— Нигде не болит? — спросил он меня.

— Нет, — ответил я.

— Так бегай, — выдал врач резюме.

Нравятся мне хирурги: конкретные, быстрые в решениях. Правда, бывают излишне циничными, но без цинизма в их профессии, вероятно, нельзя — иначе быстро выгоришь.

— А можно бегать много? По десять, двадцать километров? Участвовать в соревнованиях по триатлону? — раскрыл я все карты.

— Бегай. Будет что-то беспокоить — приходи, разберемся, — судя по выразительному взгляду хирурга, «разбираться» предполагалось со скальпелем. Но углубляться в потенциальные детали я не стал и, радостный, быстро покинул кабинет.

Спустя несколько лет осознаю, что мне повезло с тем хирургом: риск по колену явно был, и врач мог занять более консервативную позицию. Как говорится, could stay on the safe side. К счастью, он этого не сделал и вселил в меня веру, что проблем не будет.

Подготовку к первому старту в триатлоне я решил начать с января 2017 года. Поставил цель на первый сезон — финишировать на олимпийской дистанции с результатом быстрее 2 часов 30 минут.

Цель эту (как и последующие) я записал в специальную тетрадь. Многие эксперты по мотивации настоятельно рекомендуют записывать цели именно на бумаге. Я следую их рекомендации: для меня это обычно работает. Но бывают и исключения: как показало время, цель на первый сезон была слишком амбициозной.

Дистанции на соревнованиях по триатлону отличаются по сложности. Где-то плавание проходит в открытом море с волнами, где-то трасса велогонки включает много спусков и подъемов, где-то беговой этап проводится по городским улицам с большим количеством поворотов. Вдобавок на каждом соревновании разная температура воды, воздуха. Все эти и другие факторы сказываются на итоговой скорости спортсменов. Поэтому официальных мировых рекордов в триатлоне не существует, есть лишь рекорды трасс и рекорды серий (например, серии Ironman). Тем не менее я установил для себя конкретный целевой ориентир по времени: мне так проще достигать прогресса.

До января я продолжал тренировки в бассейне, читал в интернете отчеты о прохождении олимпийской дистанции, выбирал соревнования на 2017 год. В итоге в качестве первого старта выбрал «олимпийку» в Бронницах 4 июня 2017 года.

Решил готовиться к старту вновь самостоятельно. Водная дистанция 1,5 км не вызывала никаких вопросов. Ездить на велосипеде я тоже умел. Почти все умеют. На обычном велосипеде. Однако между «Орленком» или «Украиной», на которых я катался в детстве, и спортивным шоссейным велосипедом — пропасть. Но это стало ясно позднее.

Шоссейного велосипеда у меня не было. Когда я узнал приблизительные цены, то мысли о его покупке испарились. Внимание! 100 000 рублей за средний спортивный велосипед для соревнований. И он, возможно, будет даже не новым. Я не ошибся в количестве нулей. Можно даже приписать еще один нуль: продаются велосипеды и за миллион рублей. Дороже, чем новый автомобиль известной отечественной марки. В конечном счете я принял решение готовиться на велотренажере в спортзале, а на саму гонку взять шоссейный велосипед в аренду.

С бегом все обстояло неоднозначно. С одной стороны, в плане тренировок все элементарно: бегать можно где угодно. Я решил готовиться на беговой дорожке в спортзале. С другой стороны, в последний раз до начала подготовки к «олимпийке» я бегал восемнадцать лет назад, еще в институте. К началу тренировок по триатлону мне было тридцать пять лет. Получается, полжизни не бегал. К тому же, как упоминал, в недалеком прошлом я перенес операцию на мениске. И хотя хирург дал добро, сомнения остались: выдержит ли колено многокилометровые забеги? Плавать или крутить «вел» можно буквально через несколько дней после операции на мениске. Врачи рекомендуют эти виды физической активности для эффективного восстановления. Бег — совсем другое дело. Это многократные ударные нагрузки на коленные суставы.

Но решение принято. За дело! Прекрасно помню первую тренировку. Нижний Новгород. Трехзвездочный отель. Шесть утра. Я первый и единственный посетитель в местном фитнес-центре. По плану — беговая тренировка. Встал на дорожку впервые в жизни. Разобрался с настройками и пробежал три километра (посчитал, что для первого раза достаточно). Не запыхался. Не устал. Колено не заболело. Постепенно, в течение месяца, дошел до 11—12 километров бега за тренировку. Тренировался обычно в течение часа.

В спортзале отеля также имелся велотренажер — самый простой «стульчик» с педалями, о продвинутых моделях речи не было. Стал накручивать километры на нем. Начал с двадцати минут, последовательно дошел до часовой тренировки.

Обычно за неделю у меня было четыре тренировки: две беговые, одна на велотренажере, одна в бассейне. Либо одна беговая, две велосипедные и одна плавательная. Раз в месяц делал брик — комбинирование велонагрузки и бега. В моем случае выглядело так: сначала кручу педали на велотренажере сорок минут, затем бегу в течение двадцати минут. Сложность и одновременно прелесть триатлона в том, что нужно повышать свой уровень в трех отдельных видах спорта и при этом эффективно их совмещать. В этой сложности я увидел вызов. И принял его.

Четырех тренировок в неделю для триатлона, конечно, мало. Как показал личный опыт, прогресс достигается существенно быстрее при пяти-шести тренировках в неделю. Но где найти время?

Найти можно, если есть желание и цель. Это всегда вопрос мотивации. У большинства спортсменов-любителей имеются работа с полной занятостью и семья с детьми. Поэтому они живут в следующем режиме: утром тренировка, днем работа, вечером семья. Утром тренироваться лучше по нескольким причинам. Во-первых, организм после сна полон сил. Во-вторых, утром меньше причин, которые могли бы сорвать тренировку. Или, перефразируя, «к вечеру всегда найдется причина, чтобы не пойти на тренировку» — запомнившееся изречение в одном из блогов. В-третьих, не страдает семейная жизнь: вечер посвящен семье. Описанный график я постепенно нашел оптимальным и для себя: в последние два года основную часть тренировок провел с 6:00 до 7:30 утра.

При подготовке к первому старту я тренировался как ранним утром, так и вечером. В командировках — утром, в родном городе — вечером. К своему удивлению, быстро начал терять вес. На момент начала тренировок я весил 83 кг. При росте 187 см меня никак нельзя было обвинить в лишнем весе. Но через два месяца весы показали 77 кг — минус шесть килограммов. Многие последователи диет обрадовались бы, но я забеспокоился и решил разобраться в причинах потери веса. После изучения вопроса сделал вывод, что виновны скорее всего тренировки натощак. Либо организм просто сжег лишний (для триатлона) жир. Так или иначе, утром стал тренироваться только после легкого завтрака. Вес стабилизировался на уровне 76—77 кг.

В конце января 2017 года я прошел медосмотр: сдал анализы крови, мочи; сделал ЭКГ сердца под нагрузкой (на велотренажере) и УЗИ сердца; получил консультацию кардиолога. Основное внимание уделил именно сердечной мышце, так как триатлон — тяжелый циклический вид спорта, нагрузки на сердце (да и в целом на организм) приличные. А у меня — жена, дети, родители. В общем, ответственность за семью требует предусмотрительности. Так ежегодный медосмотр в начале сезона стал новой полезной привычкой.

К старту требовалось решить вопросы с экипировкой. Плавки у меня были. Покупать гидрокостюм для первых соревнований не планировал — взял в аренду в Москве. Также решил не приобретать специальный стартовый костюм для триатлона: жаль было тратить время на поиски и покупку. Да и в целом я минималист в одежде. Применительно в том числе к спорту: даже теперь, спустя несколько сезонов в триатлоне, у меня минимум спортивной одежды. Тогда, в 2017 году, для бегового этапа были выбраны имевшиеся в гардеробе футболка, шорты и старые (без преувеличения) кроссовки Reebok, купленные в обычном магазине двадцать лет назад. Забегая вперед, отмечу, что они выдержали не только старт в Бронницах, но и прошли со мной финальную, самую тяжелую часть подготовки к Ironman. Похоже, раньше качество и правда было выше.

Где взять велосипед? Я был в своем уме, чтобы не покупать велосипед для первой гонки. Поинтересовался возможностью аренды у коллег в Калуге, где работал в то время. Один из них порекомендовал своего знакомого, Илью. Тот оказался не только участником соревнований по триатлону, но и тренером. О тренировках я Илью не просил, а вот велосипед взял в аренду на неделю, предшествующую старту. Вернее, Илья мне его дал бесплатно. Велосипед стоимостью порядка ста тысяч рублей. Бесплатно. Совершенно незнакомому человеку. Без каких-либо расписок, копии паспорта и т. п. Я был поражен феноменальной взаимовыручкой, которая является нормой для триатлонистов. Смог бы я поступить так же? Честный ответ меня разочаровал. Но значительно поднял планку требований к себе. До сих пор вспоминаю Илью с большой благодарностью. За велосипед и за ценный урок для личностного роста.

Ни пульсометра, ни привычных триатлонистам спортивных часов с GPS на первом старте у меня не было. И то и другое приобрел гораздо позднее — когда начал готовиться к Ironman.

За месяц до старта я перешел на пять тренировок в неделю, повысил их интенсивность и начисто исключил прием алкоголя. Кстати, потребление алкоголя, которое и до триатлона было сдержанным, сократилось в разы за последние четыре года — несомненный бонус от активных занятий спортом. В последнюю перед стартом неделю я существенно снизил нагрузки: провел только по одной легкой тренировке по каждому из видов спорта. Заключительные три дня до соревнований не тренировался совсем.

Воскресенье. Июньское утро. Плюс 6 на улице. Неожиданно. Но выбирать погоду в день первого старта нет возможности. «Как ты поплывешь в такой холод?» — спрашивает отец, когда сажусь к нему в машину. «Хотел бы я знать как», — думаю про себя. Понимаю, что с учетом холодной ночи вода будет бодрящей. Я готовился несколько месяцев к первому в жизни длинному велозаезду. К интенсивному бегу на 10 км. К необходимости держать темп на дистанции. Но никак не к ледяной воде. Лежавший в багажнике «гидрик» уверенности не придавал. Однако отступать было уже поздно. «Придется пройти испытание холодом», — заключил я. Но проходить, к счастью, не пришлось.

Через час пришло СМС от организаторов: плавательная часть соревнований отменена. Выдох облегчения как первая реакция. И тут же неизбежное разочарование. Получается, полноценного старта по триатлону не будет. А я ведь готовился именно к триатлону. Настраивался на триатлон. Мечтал о триатлоне. При этом отменили как раз ту часть соревнований, где я рассчитывал не затеряться в задних рядах.

В стартовом городке все было в новинку. Шатры со спортивным питанием. Рюкзак, полученный при регистрации. Постановка велосипеда в транзитную зону. Большое количество участников — несоизмеримо больше, чем в заплывах, в которых я ранее участвовал. «Не думал, что вас, ушибленных на голову, так много!» — удивился папа. Он изначально считал мою затею с участием в соревнованиях по триатлону причудой. В чем смысл надрываться физически в течение трех часов? «Вас бы всех, таких активных, отправить картошку копать. Больше пользы было бы!» — то ли шутливо, то ли всерьез заметил он.

Плавание на 1,5 км организаторы заменили забегом на 4 км. Получился дуатлон: 4 км бег, 40 км велогонка и 10 км бег. Кстати, температура воды и воздуха в день соревнований была лишь 12 градусов. Холодно для июня. На велоэтапе я бы гарантированно замерз, если бы папа не предложил дополнительно надеть его водолазку.

Я размялся и за десять минут до начала соревнований влился в ряды участников в зоне старта. Здесь я, в отличие от заплывов на открытой воде, не стремился попасть в первый ряд: в число сильнейших бегунов я, бесспорно, не входил.

Наконец раздался сигнал старта. Многие участники резво начали забег. Мой план состоял в том, чтобы пробежать первые четыре километра в комфортном темпе. Гонка длинная, опыта нет. Сил не хватит, если начать слишком быстро.

Так как часов c GPS и пульсометра у меня не было, бежал чисто по ощущениям. В итоге на четыре километра потратил девятнадцать с половиной минут, то есть чуть быстрее пяти минут на километр. Нормальный рабочий темп для начала гонки. Самочувствие хорошее, не устал.

В транзитке нашел на стойке свой велосипед. Надел шлем, схватил велосипед и побежал к выходу из транзитной зоны. Ни велосипедных очков, ни велоформы у меня не было. Велотуфель тоже не было — первый в жизни велосипедный этап ехал на «плоских» педалях в кроссовках. Зато выиграл время: не требовалось менять кроссовки на велообувь. В конце транзитки я запрыгнул на велосипед и начал свой первый заезд. Первый — потому что, как уже говорил, велосипед взял за неделю до старта и, по неопытности, успел сделать на нем лишь две небольшие, по десять километров, тренировки. Да и те провел на 500-метровом круге лыжероллерной трассы возле дома. Выезжать одному на шоссе было откровенно страшно.

Жесткий. Таково основное ощущение от шоссейного велосипеда после первых пятнадцати километров. А после двадцати показалось, что он стал еще жестче. В реальности стало сказываться отсутствие велошорт или стартового костюма для триатлона. В них предусмотрен так называемый «памперс» — мягкий слой, который защищает «пятую точку» от ударов, передающихся на седло. Защищает частично. И название смешное. Но без «памперса» на шоссейном велосипеде становится не смешно, а ужасно грустно уже после первых двадцати километров. Седла на спортивных велосипедах заметно отличаются от тех, которые установлены на прогулочных или горных собратьях — попробуйте сами, и почувствуете разницу.

Также крайне непривычной была посадка. Пришлось сильно наклониться вперед и сохранять это положение весь велозаезд: такова специфика расположения и форма руля на спортивном велосипеде. Тогда я еще не знал, как важно периодически «вставать на педали» и разминать спину. Эти знания и навыки пришли позднее — после тренировок с опытным наставником.

Таких же, как я, — в кроссовках на педалях — встретилось лишь пять-шесть человек. Несколько участников ехали на горных велосипедах: на многих любительских стартах по триатлону такие велосипеды разрешены.

В течение заезда я заметил, что неплохо еду в горки, но на спусках отстаю. Впоследствии над спусками работал с тренером. Но тенденция сохраняется.

Дистанция в 40 км состояла из двух кругов. Периодически навстречу проезжали лидеры. Вернее, проносились. Их скорость казалась запредельной. Красивые велосипеды. Красивая экипировка. Но главное — сильные ноги. Без них никак. Ни один велосипед не поможет, если ноги не готовы к гонке.

После 30 километров, на середине второго круга, я почувствовал голод и усталость, а это очевидная подсказка, что пора поесть. В теории знал, что питание — в высшей степени важная часть триатлона: во время соревнований спортсмены расходуют до 1000 ккал в час, и питаться приходится на ходу. Обычно участники получают энергию из углеводных гелей, батончиков или специальных смесей. У меня была как раз маленькая пластиковая баночка, которая обещала доставить 400 ккал в мой организм. Не быстро, но удалось открыть упаковку и выпить содержимое — чудовищно сладко. Тут же запил водой из фляги. Уже через пятнадцать минут жизнь улучшилась: усталость ушла на второй план, даже эмоциональный подъем почувствовал. Волшебная смесь!

Окончание второго круга. Съезд с основного шоссе к транзитной зоне. В транзитке быстро поставил велосипед на стойку, снял шлем и бегом вперед — на заключительные 10 км. Удивительно, но ничего не болело. Первые в жизни 40 км я проехал за 1 час и 25 минут. То есть со средней скоростью приблизительно 28 км/ч. Сравнивать на тот момент было не с чем.

На завершающий этап план был следующий: держать ровный темп первые семь километров, а на заключительных трех километрах выложиться полностью.

Первые километры, опять же по ощущениям, бежал неплохо: все подряд не обгоняли. Держался на расстоянии десяти метров за девушкой, которая задавала приемлемый для меня темп. Как узнал позднее, девушка была из корпоративной команды известного банка. Явно не первый раз принимала участие в соревнованиях и скорость бега держала приличную. Все шло чудно до шестого километра.

Тут неожиданно ноги налились свинцом; каждый шаг стал даваться с трудом; дыхание участилось. Других вариантов, кроме как терпеть и не отставать от девушки-пейсмейкера, не было. Но, как я ни старался, мой спасительный ориентир постепенно отдалялся от меня.

Когда до финиша оставалось менее трех километров, стало чуть легче. Сначала психологически, а затем физически. Те два километра — шестой и седьмой — оказались самыми сложными за всю дистанцию.

На отметке «1 км до финиша» я решил, что пора отдать все оставшиеся силы, и ускорился. Вот уже видна финишная арка. Последние двести метров бежал изо всех сил. Финиш! Я сделал это!

После пересечения желанной линии получил медаль, бутылку воды и отошел в сторону. Подбежал папа, поздравил. Я хотел сказать спасибо, но не сумел. Папа дозвонился до Оли и передал мне телефон. Я принял поздравления, но в ответ лишь что-то пробурчал. Десять минут после финиша не мог нормально говорить. Больше такого со мной никогда не было. Даже после завершения длинных триатлонных дистанций.

Заключительные 10 км я преодолел за 50 минут 15 секунд. То есть вновь с темпом около пяти минут на километр. Несмотря на страдания на шестом и седьмом километре, скорость на беге меня порадовала и придала уверенности на будущее. Общее время на дистанции — 2 часа 38 минут. 249-е место среди 410 участников старта. «Для первой гонки неплохо», — подвел итог для себя и сделал несколько выводов.

• Психологическая готовность в триатлоне не менее важна, чем физическая. Психологическая готовность означает, в числе прочего, умение терпеть, когда тяжело. А тяжело в триатлоне бывает часто — это я понял уже после первой гонки.

• Для того чтобы попробовать на вкус триатлонную гонку, велосипед достаточно взять в аренду. Но то, что нельзя арендовать, лучше сразу купить — например, велошорты.

• План питания нужно составить до гонки и следовать ему на дистанции. Если почувствовал голод, значит, уже потерял секунды или даже минуты в скорости.

• В триатлонной гонке, как и в бизнесе, нужно постоянно быть готовым к материализации рисков. И иметь план «Б». Заменили плавание на бег — не проблема; физически готов пробежать в два раза больше, чем требовала исходная дистанция. Села батарейка на спортивных часах и не виден темп и пульс — не беда; добегу на ощущениях, как многократно делал на тренировках.

• Не менее важно на соревнованиях уметь использовать благоприятные возможности. Появился удобный пейсмейкер на беге — отлично; можно «зацепиться» за него, сохраняя должную дистанцию. Проехал мимо минивэн организаторов — чудесно; используй вихревые потоки воздуха, чтобы получше разогнаться на велосипеде.

Прилив «гормонов счастья» после финиша сделал свое дело: то самое счастье прибыло. Но я предполагал, что эмоций после гонки будет больше и они будут сильнее. Полагаю, сказался нестандартный формат соревнований в тот день. Я не получил полностью того, на что рассчитывал: все-таки без плавания это не триатлон. А хотелось настоящего триатлона. Поэтому через неделю зарегистрировался на следующий старт — в сентябре в Сочи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Железный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я