Проект Земной разум

Сергей Салтыков, 2015

Кто и с какой целью дает человеку Разум? Можно ли прожить только Умом? В чем ценность исправленных ошибок и бескорыстной помощи? Есть ли смысл в борьбе со злом? Есть ли пределы разумной жизни? На эти и многие другие вопросы автор не только дает убедительные ответы, но и предлагает читателю сформулировать собственные.

Оглавление

Лектор

…На экране возникло изображение довольно просторного помещения с круглым столом в центре. Ни само помещение, ни дюжина сидящих за столом молодых мужчин не соответствовали моим традиционным представлениям о публичных университетских лекциях. Я сразу подумал, что племяннику тайком удалось заснять собрание какого-то закрытого молодежного клуба или, хуже того, криминальную мафиозную сходку. И лишь приглядевшись повнимательнее, заметил среди сидевших за столом и самого Михаила. Табличка с его именем напротив не оставляла никаких сомнений. Добавив звука и увеличив картинку, я с интересом начал вникать в суть происходящего.

Первое, что сразу же бросилось в глаза, — это явное выражение на лицах всех присутствующих недоумения, тревоги и интереса одновременно. Чувствовалась какая-то неловкость и непонимание ими происходящего. По редким и тихим репликам было понятно, что все кого-то нетерпеливо ждут. Кто-то предлагал познакомиться до прихода лектора, другие пытались выяснить, на каких курсах учатся их соседи. Я поймал себя на мысли, что все почему-то разговаривают на разных языках, одеты не только не по-лондонски, но даже не по сезону и погоде за окном.

Когда все, как по команде, затихли и устремили взгляд в одну сторону, я понял, что сейчас на экране появится лектор. И действительно, к свободному месту за столом уверенным шагом подошел мужчина лет 55–60, поставил перед собой небольшой предмет в виде куба и внимательным взглядом окинул замерших в ожидании слушателей.

— Добрый день, друзья! — его голос поразил необычайно красивым тембром и какой-то особенной мелодичностью интонации. — Благодарю всех за то, что откликнулись на мое приглашение и прибыли на эту лекцию. Должен вам сразу сообщить, что это будет необыкновенная лекция. Нам предстоит большая и интересная работа, поэтому сразу же хочу озвучить одно абсолютное условие. Ни при каких обстоятельствах вы не будете перебивать мою речь, покидать этот зал до ее завершения и задавать вопросы без моего предварительного разрешения. Договорились? Ну и прекрасно!

Вам заблаговременно предлагалось прихватить с собой персональные устройства для видео — и звукозаписи. Я вижу, что многие уже начали съемку. Это разумная инициатива. Я представлюсь и расскажу о себе чуть позже, а сейчас вам намного важнее познакомиться друг с другом. Я предлагаю сделать это не совсем обычным для вас способом. Передайте, пожалуйста, своему соседу собственный смартфон, при этом внимательно зафиксируйте время на его экране. После этого назовите ему свое полное имя, название вуза и факультета, на котором проходите обучения, город и страну постоянного проживания.

Парни нерешительно протянули друг другу смартфоны, и после небольшой паузы в аудитории зазвучал хор удивленных голосов. В нем я отчетливо разобрал названия известных вузов крупнейших городов мира: Лондона, Парижа, Токио, Нью-Йорка и Пекина, Санкт-Петербурга и Мехико, Сеула и Буэнос-Айреса. Прозвучали также соответствующие им имена и фамилии: Дэвид, Андре, Ван, Хосе, Ли и другие трудно разбираемые и запоминаемые имена и названия. С минуту громкость и эмоциональность необычного знакомства нарастала со скоростью приближающегося поезда, затем внезапно оборвалась звенящей тишиной. Все снова, как по команде, уставились на лектора, но продолжали тревожно молчать.

— Итак, дорогие друзья, вы все поняли правильно. Получив от своих руководителей персональные приглашения и прибыв в назначенное время в указанную в нем аудиторию собственного вуза, вы действительно прибыли по адресу. У вас действительно на экранах смартфонов высвечивается местное время ваших городов, вы действительно слышите от меня и других слушателей приветствия на своем родном языке (на нем же ведется и запись на ваших персональных устройствах). Собеседник, соответственно, слышит вас на своем родном языке, который вы могли даже никогда не изучать и ни разу до этого не использовать. Все это действительно так. Не смущайтесь и привыкайте — будем считать все это первой демонстрацией наших реальных возможностей и технологий будущего, — нарушил затянувшуюся паузу лектор. При этом он выразительным жестом указал на странный куб, стоящий перед ним на столе. — Вы можете обращаться ко мне «Господин ЛЕКТОР». Это слово действительно в некотором смысле соответствует моему истинному имени и социальному статусу. Я представляю одну очень большую и влиятельную организацию. Она не похожа ни на одну из известных вам корпораций, находится очень далеко отсюда, и подробнее о ней я расскажу чуть позже.

— Господин Лектор! — голос Хосе возбужденным криком вклинился в едва заметную паузу. — Разрешите…

Лектор остановил его плавным и одновременно решительным жестом и безо всякого осуждения и раздражения спокойно продолжил.

— Друзья! Мы уже договорились не перебивать меня. Наберитесь терпения! На все возникающие у вас вопросы вы получите исчерпывающие ответы в ходе лекции. Это условие необходимо соблюдать буквально и абсолютно. Не потому, что я избегаю прямых вопросов или не заинтересован в точном понимании вами излагаемого материала. Просто мы очень ограничены во времени. Даже с учетом того, что мы можем управлять этой объективной категорией по своему усмотрению, объем предстоящей работы заставляет нас поступать именно так.

Тема предстоящей лекции сформулирована в ваших пригласительных билетах как «Технологии будущего». Это соответствует истине только отчасти. На самом же деле мы будем говорить о более серьезных и значимых для вас явлениях и понятиях. И прежде всего — о мире, который вы абсолютно не знаете и о существовании которого только догадываетесь.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я