Откуда взялись казаки. История казачества

Сергей Пузырев

История казачества, как история Новгорода и Великого княжества Литовского полностью политизирована и искажена почти на 100%. Когда официальная история противоречива и не дает всей правды, которую часть историков просто не знает и домысливает, каждый по своему, кто во что горазд. Другие искажают эту историю по долгу службы, третьи из каких-то своих корыстных соображений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Откуда взялись казаки. История казачества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Русское государство

Итак, в 14 в. на территории Руси существовало 3 основных центра, Московское, Тверское и Литовское великие княжества. Которые боролись между собой за лидерство и объединение русских земель в годы монголо-татарского ига. В ходе этой борьбы центром объединения стало великое княжество Московское. Возвышение его началось в годы правления Ивана I Даниловича Калиты (1325—1340 гг.). Получив в 1328 г. Золотой Орде ярлык на великое княжение, Иван Калита «собирал» земли, как войной, так и подкупом.

Умелый дипломат, расправляясь со своими противниками, он использовал силы Золотой Орды, поэтому Москва заняла особое положение среди городов, претендовавших на лидерство в русских землях [76]. Иван Калита сделал Москву не только в политическим, но и в религиозным центром Руси и в 1326 г. митрополит Петр переехал из Владимира в Москву. Его сыновья — Семен Иванович Гордый (1340—1353 гг.) и Иван II Иванович Красный (1353—1359 гг.) сохранили за собой ярлык на великое княжение, еще более расширили Московское княжество.

Наивысший подъем Московского великого княжества в 14 веке произошел при великом князе Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389 гг.). Были объединены Владимирское и Московское княжества, заново укреплена Москва. Нанесены поражения монголо-татарским войскам — в битвах на реке Вожжа в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г. При Василии I Дмитриевиче (1389—1425 гг.) к Москве присоединено Нижегородское княжество, продолжалась борьба с тверскими и литовскими князьями.

В 1395 г. в пределы Руси вторгся Тимур, дошел до Ельца и разграбил его. Навстречу ему вышли русские войска во главе с Василием 1, но битва не состоялась — через две недели Тимур повернул назад. После свержения в Орде Тохтамыша Василий 1 перестал посылать дань. Однако новый хан Едигей (с 1399 г.) предпринял в 1408 г. поход на русские земли, сжег Нижний Новгород, Ростов, Дмитров, Серпухов. И, хотя взять Москву ему не удалось, выплата дани Орде была восстановлена.

Этому способствовало следующее обращение: «От Эдигея поклон к Василию после думы с царевичами и князьями нашими. Великий Хан послал меня на тебя с войском, потому что слышали мы, что у тебя укрываются дети Тохтамыша. Да еще слышали мы, что у тебя в Московском княжестве неправо делается: вы осмеиваете и всячески притесняете не только купцов наших, но даже и послов царских. Так ли бывало прежде? Спроси у стариков: земля русская была нашим верным усом, держа страх, и платила дань, почитала послов и гостей ординских.

Ты не хочешь знать того и что же делаешь? Когда Тимур сел на царство, ты не видал его в глаза, не прислал к нему ни князя, ни боярина. Прошло царство Тимурово: Шадибек восемь лет был ханом, ты не был у него! Теперь царствует Булат уже третий год: ты, самый старший князь в улусе русском, не являешься в Орде! Все дела твои не добры. Были у вас нравы и дела добрые, когда жил боярин Федор Кошка и напоминал тебе о ханских благодеяниях. Ныне ты думы старцев не слушаешь. Что же вышло? Разорение твоему улусу! Хочешь ли княжить мирно?

Призови на совет бояр старейших: Илью Иоанновича, Петра Константиновича и других согласных с ними в доброй думе: пришли к нам одного из них со старинными оброками, какие вы платили царю Чанибеку, чтоб не погибло совсем твое царство. Все что ты писал к хану о бедности народа русского, несправедливо: мы теперь сами видели твой улус и узнали, что ты собираешь в нем по рублю с двух сох? Куда же идет серебро? Земля христианская, осталась бы цела, когда бы ты, исправно платил дань, теперь бегаешь, как раб! Поразмысли и научишься…»

Вот такое письмо. Это не современный налоговый инспектор писал. Эдигей в этом своем походе разорил и сжег всех, в том числе и Литву, и, не дойдя до Москвы, вернулся в Орду, написав в дороге вышеизложенное письмо. Здесь есть о чем подумать.

В 1430—1453 гг. между потомками Дмитрия Донского началась война за московский великокняжеский престол. В ней участвовали внук Дмитрия Донского великий князь московский ВасилийII Васильевич Темный (1415—1462 гг.) и Галицкие князья — Юрий Дмитриевич (младший сын Дмитрия Донского), его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Война закончилась победой Василия Темного.

В ходе этой борьбы почти все удельные княжества, входившие в великое княжество Московское, исчезли. В 1448 г. собором епископов была признана автокефальность (т.е. независимость) Русской церкви от Константинопольского патриархата. Первым митрополитом Московским и всея Руси стал Иона (в 1448—1461 гг.). В 1458 г. Русская митрополия окончательно разделилась на две — Киевскую и Московскую. Границы Московской митрополии стали совпадать с границами Русского государства.

При сыне Василия Темного Иване III Васильевиче (1462—1505 гг.) к Москве были присоединены Новгород (1477—1478 гг.), Тверское княжество (1485 г.), Вятская земля (1489) Вязьма (1494 г.); в 1503 г. завоеваны верховья Оки и Днепра. В зависимости от Московского княжества попали Рязань и Казань. С конца 1470-х гг. Ивана III стали величать не просто великим князем московским, а «государем и великим князем всея Руси».

Московское великое княжество стало централизованным государством во главе с единовластным государем. Боярская дума из совета ближних бояр и князей превратилась в постоянно действующий орган при великом князе. Важное значение имел институт местничества — все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы. А их служебные должности и звания зависели от родовитости и личных заслуг.

После того, как второй женой Ивана III стала византийская принцесса Софья (Зоя) Палеолог, Русское государство стало рассматриваться наследником Византии, которая пала в 1453 г. под натиском Османской империи. У Руси появился новый герб — двуглавый орел. В годы правления Василия III Ивановича (1505—1333 гг.) к Москве были присоединены Псков, Волоцкий уезд, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Василий III стал официально именоваться «самодержцем».

При Иване III и Василии III постепенно увеличивалось дворянское сословие, росло поместное дворянское землевладение. Иван IV Васильевич Грозный (1533—1584 гг.) 16 января 1547 г. венчался на царство и был провозглашен самодержавным первым русским царем, помазанником Божиим. При нем в Русском государстве окончательно утвердилась самодержавная форма правления с элементами сословно — представительной монархии — царь управлял страной, опираясь на совещательные органы — Боярскую думу и Земские соборы.

В 1552 г. завоевано Казанское, в 1556 г. — Астраханское ханства. В 1558—1583 гг. велась Ливонская война за бывшие русские земли в Прибалтике (Ливонии), закончившаяся поражением России. Вначале 1580-х гг. началось присоединение к России Сибири. В 1565 г. Иван IV неожиданно для всех разделил собственное царство на 2 части опричнину и земщину. Сын Ивана Грозного царь Федор Иванович (1584—1598 гг.) стал последним представителем рода Рюриковичей на русском престоле.

После смерти Федора Ивановича царем был избран Борис Годунов (1598—1605 гг.). Конец 16 — начало 17 вв. в истории России стали называть Смутным временем. В начале 17 века в России разразился страшный трехлетний голод и массовый мор, погубивший до трети населения страны. В годы смуты на московском престоле сменились несколько царей: Федор Годунов (царь с 13 апреля по 1 мая 1605 г.), Лжедмитрий I (царь-самозванец в 1605—1606 гг.), Василий IV Шуйский (правил в 1606—1610 гг.).

Период междуцарствия, 1610—1612 гг., когда государством управлял совет из семи бояр (Семибоярщина), обернулся угрозой потери национальной и религиозной независимости в результате призвания на царство польского королевича Владислава и польско-шведской интервенции. В 1612 г. ополчение русских городов (Второе ополчение) под руководством князя Д.М.Пожарского и К. Минина освободило Москву от иноземных захватчиков.

С 1613 г. в России утвердилась новая царская династия — Романовы, а первым царем из этой династии стал Михаил Федорович (1613—1645 гг.). Окончательно Смутное время закончилось только к 1618 г. В годы царствования Михаила Федоровича и его сына Алексея Михайловича в России утверждается принцип управления государством, который позднее стал называться сословно-представительной монархией.

Земские соборы в первые годы правления Михаила Федоровича созывались часто, чуть ли не каждый год, и в них значительно выросло представительство низших сословий. Соборные представители получали от избирателей наказы, которые доводились до верховной власти, а затем по ним выносились решения — «приговоры». После 1653 г. Земские соборы практически не созывались. Административным управлением занимались приказы (в 17 веке было до 80—90 приказов).

В годы правления царя Алексея Михайловича (1645—1676 гг.) наиболее крупными успехами во внешней политике стали присоединение Украины (1654 г.), возвращение Смоленска и Северской земли (1667 г.). Значительно ускорилось освоение Сибири, где были основаны новые города — Нерчинск, Иркутск, Селенгинск. Однако попытки вернуть России Балтийское побережье успехом не увенчалось. В царствование Алексея Михайловича произошло несколько крупных восстаний.

При царе Федоре Алексеевиче (1676—1682 гг.) осуществлен ряд реформ, в которых было уничтожено местничество. Чигиринские походы русской армии и украинских казаков в период русско-турецкой войны 1677—1681 гг. помешали Османской империи захватить Украину. В начале 1682 г. проводилась военная реформа. После смерти царя Федора Алексеевича правительницей государства стала его сестра царевна Софья, ставшая регентом при малолетних царях Иване и Петре в 1682—1689 гг.

В 1687 и 1689 гг. было организовано 2 похода на Крымское ханство. В 1686 г. заключен «Вечный мир» с Польшей, закрепивший за Россией Левобережную Украину и Киев. В 1689 г. заключением Нерчинского договора завершились переговоры с Китаем по поводу спорных территорий. В августе 1689 г. правительство Софьи пало, а сама она была заключена в келью Новодевичьего монастыря в Москве. В 1689—1696 гг. государством совместно правили цари Иван V Алексеевич и Петр I Алексеевич — дети царя Алексея Михайловича от разных жен.

В 1696 г Иван Алексеевич умер, и Петр I стал единодержавным правителем (1682—1725 гг.). В 1697—1698 гг. с Великим посольством царь впервые побывал за границей, учился в Голландии кораблестроению, осматривал достопримечательности Лондона, встречался с государями различных европейских держав. В 1721 г. Российское царство указом Петра I было объявлено Российской империей, а русский царь получил титул императора. Таким образом, можно увидеть развернутую картину истории создания Русского государства [76].

И появление казачества на сцене происходящих событий, совершается при полной занятости интересующей нас территории, в границах которой традиционно принято считать возникло казачество. Поэтому нет и этнических корней возникновения казаков, как отдельного этноса имеющего вышеописанные процессы самоорганизации, где можно было бы увидеть, что казаки появились вследствие вышеописанных этнических признаков, ассимиляции, интеграции и слияния каких либо отдельных народностей.

Выше приведены предположения Александры Ишимовой о слиянии русского народа населявшего Тмутараканское княжество с Касогами, после победы князя Мстислава над Редедей, но конкретных процессов ассимиляции касогов в Тмутаракани в истории России нигде не отмечено. Так, же нет, ни какой информации о государственных образованиях, возникающих в результате этих ассимиляций. Однако предположения Александры Ишимовой имеют под собой основание, считать вышеназванный союз возглавляемый князем Мстиславом, точкой концентрации противостояния с центром государства. Речь идет о Черниговских и Киевских «кланах» враждовавших между собой, когда изначально Чернигов вотчина князя Мстислава, не подчинявшегося князю Ярославу Мудрому. Это противостояние двух столиц сохранялось на протяжении длительного периода времени, когда даже в сказаниях и былинах упоминаются отдельно черниговские и киевкие князья. Ученые историки данного факта не замечают, и думается что напрасно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Откуда взялись казаки. История казачества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я