Доступно о вечном

Сергей Михайлович Сажин, 2020

Книга, предлагаемая читателю, представляет собой сборник цитат из Священного Писания, изречений отцов Церкви и известных людей, притч, поучительных и добрых историй, касающихся основных вопросов православного вероучения и нравственности. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Страсти

Отцы-аскеты различают несколько этапов проникновения греха в человеческую душу: помысел (прилог), внимание (сочетание), услаждение (сосложение), желание (пленение), решение, дело. Каждый из этапов тесно связан с предыдущим, и чем дальше человек проходит по этому опасному пути, тем сложнее ему бывает с него сойти.

Платон (Игумнов), архим.: Страстный помысел возникает в сфере сознания человека и, овладев вниманием, переходит в сферу чувств и воли, вызывая у человека желание, склонность и решимость совершить грех (Платон (Игумнов), архим. Нравственное богословие. Раздел: Развитие страстного помысла и грех).

Прп. Никон Оптинский: Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной сладости греха. Сказали святые отцы: «Отсеки помысел — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем? Личное несогласие на грех и борьба против него молитвой и исповедью — необходимы (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 173).

Прп. Макарий Оптинский: Мир же, по святому Исааку, составляют страсти, и особенно три главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Если против них не вооружаемся, то неминуемо впадаем в гнев, печаль, уныние, памятозлобие, зависть, ненависть и подобное (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 413).

Прп. Варсонофий Великий: Осуждаемся мы не за то, что входят в нас помышления греховные, но за злоупотребления ими (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 210).

Прп. Силуан Скитский: Никогда не допускай войти в сердце твое помыслу, прогневляющему Бога (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 210).

Прп. Макарий Оптинский: Мы, бедные, любим свои страсти, уважаем их; и какое воздаяние от них получаем? Мучение совести и томление духа (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 416).

Авва Евагрий Понтийский: Всякий греховный помысл изгоняй из сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и малейшую искру, попавшую в нее. Как не удерживаешь скорпиона за пазухою, так не держи худого помысла в сердце твоем Бога (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 211).

Прп. Амвросий Оптинский: Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 171).

Свт. Тихон Задонский: Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех. От помыслов и грех бывает, как от корня — дерево или как от семени — плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет Бога (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 211).

Сидел как-то у дороги толстый монах. Мимо проходил воин, лицо которого было изрезано многими шрамами. Взглянул воин на монаха и сказал:

— Ты уродлив, как толстая свинья!

— А ты прекрасен, как сын Божий!

— Насмехаешься надо мной? — рассердился воин.

— Что ты! В людях видишь прежде всего то, что живет в твоей собственной душе, то, о чем размышляешь день и ночь. Я провожу время в раздумьях о Боге. А о чем твои помыслы? (Православный календарь «Притчи» на 2018 год. С. 180).

Некоторый брат в келии размочил свои ветви, и, когда сел плести, помысел говорит ему: поди посети такого-то старца; и брат опять размышляет в себе: через несколько дней пойду.

Помысел говорит ему: а если умрет брат, что тогда сделаешь? Вместе с тем ты и поговоришь с ним теперь в знойное время. Опять говорит в себе брат: нет, не время идти.

Помысел говорит ему: но когда ты режешь ветви, то время есть. Он же сказал: окончу совсем ветви и тогда пойду. Между тем опять говорит в себе: но хорош воздух теперь; и, встав, оставил размоченные ветви и, взявши милоть свою, пошел.

Был некий в соседстве его прозорливый старец. Когда увидел он спешащего брата, то закричал ему: пленник, пленник, поди сюда! И когда сей пришел, старец говорит ему: возвратись в келию свою. И брат рассказал ему о брани.

И когда он, возвратившись в свою келию, принес покаяние, то демоны возопили гласом великим, говоря: о монахи! Вы победили нас. И рогожа под ним была, как от огня горящая; и демоны, как дым, сделались невидимыми. Тогда он узнал хитрость их (Древний Патерик. 11, 105).

Один крестьянин с хутора, стоящего на отшибе, приютил у себя из жалости разбойника. Спустя какое-то время тот привел с собой товарищей по ремеслу. Обладая слабым характером, крестьянин позволил им у себя жить, и его дом вскоре стал притоном. Сюда разбойники приносили все ими награбленное.

Когда шайку поймали, то крестьянина судили вместе со всеми как соучастника их преступлений. Судья строго спросил его:

— Как же ты стал разбойником?

Крестьянин вздохнул, развел руками и ответил:

— По слабости характера, господин судья (Православный календарь «Притчи» на 2018 год. С. 217).

В Египте жил пустынник-монах. И вот бес после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. «Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или впади в блуд, или один раз упейся — и после этого я уже не буду тебя искушать». Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло и заслуживает смертной казни как по Божию суду, так и по гражданскому.

Совершить блуд — стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны.

Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне».

И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.

Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяным и через это погубил свои многолетние труды (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 112).

Один великий старец прохаживался с учениками на некотором месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих:

— Вырви этот кипарис.

Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал:

— Вырви и этот.

Брат раскачал его обеими руками и выдернул.

Опять показал ему старец другой, еще больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, еще больший; брат же с величайшим трудом сперва много раскачивал его, трудился и потел и, наконец, вырвал и сей.

Потом показал ему старец и еще больший, но брат хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его.

Тогда старец сказал братии:

— Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге (Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение одиннадцатое. О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души).

Стояли на обочине два человека и о чем-то беседовали.

Проходил мимо них пьяница и сказал сам себе: «Наверное, они сейчас договариваются вместе пойти в погребок, чтобы выпить вина».

И пьяница, забыв обо всех своих делах, поспешил в трактир.

Проходил мимо беседовавших блудник и подумал: «Вот люди, не боясь огласки, сговариваются посреди белого дня на плотские утехи. А чем я хуже?»

Изменив свой маршрут, блудник направился в притон разврата.

Прошел мимо праведник и говорил себе: «Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешник, уже третий день не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа». И праведник, отложив все свои заботы, поспешил поддержать добрым словом больного.

Так праведные люди во всем видят доброе, подверженные различным страстям — соблазн ко греху (Жил человек… 101 притча. С. 43.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я