Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг.

Сергей Магид

Сергей Магид (р. 1947 г., Ленинград) начал писать стихи в 1963 г. В 1970–80-е гг., не имея возможности официальных публикаций, печатался в ленинградских и рижских самиздатских журналах. В 1981–1988 гг. входил в ленинградское неформальное объединение поэтов, прозаиков и переводчиков «Клуб-81». В 1985–1990 гг. принимал участие в подготовке создания Ленинградского народного фронта. В 1990 г. уехал из СССР. Живет в Праге. Работает библиотекарем, пишет историософские и культурологические тексты. Первая официально изданная книга стихотворений «Зона служенья» (2003), включившая избранное с 1970 по 2000 г., вышла в издательстве «НЛО». Вторая книга стихотворений «В долине Элах» («Водолей», 2010) вошла в шорт-лист Премии им. Андрея Белого (2010) и Волошинской премии (2011). Философские заметки «За гранью этого пейзажа: Дневники 1997–2001 гг.» (2011) представили читателю С. Магида как глубокого оригинального мыслителя. Третью книгу стихотворений «Angulus / Opticus» составили стихи 2009–2011 гг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

20/09

20/10

30._троянская война как архетип

троянская война как архетип,

в нем архитипы — гектор и ахилл,

пацан парис, который круто влип,

и лис улисс, который восходил

к богине на беседы, а потом

сходил в бюрократический аид

и джеймсу джойсу ставил там на вид

его поэтику и нравственный содом, —

все так перемешалось! лишь одна

глобализация на всех, лишь общий прах,

в первопрестольной — шустрый вертопрах

с Литейного, — белесая шпана,

мочащая клиентов, ну а здесь…

здесь первозданная глухая белизна

невинных а.с. пушкинских листов,

партикулярных как благая весть,

и ящик мегабайтов на столе,

запоминающий все тот же список слов, —

весь — о твоем дыханье и тепле.

1 января 2010

31._ОБРАЩЕНИЕ ЗАКХЕЯ

(ЛК19, 1–28)

когда вошел в иерихон и проходил предместьем

некто по имени закхей

начальник местной таможни

богатенький буратино

(дравший страшные налоги при въезде в город

особенно с иностранцев)

которого однако мало кто воспринимал всерьез

из-за смешного роста

(сто пятьдесят три сантиметра над уровнем моря)

искал видеть Его но не мог за народом

потому что был мал

как ни становился на цыпочки как ни забегал вперед

из-за спин толпы не мог ничего увидеть

не догадываясь что из-за спин толпы ничего и нельзя увидеть

даже если ты лучший баскетболист последнего сезона

но при своем росте закхей вынужден был изобретать себе

подходящие обстоятельства

и он побежал вперед по главной улице

за шеренгами зевак

за оцеплением

сдерживавшим толпы фанатов

кричавших джизиз ты бог

и влез на смоковницу чтобы увидеть Его хотя бы издали

и сидел там и выглядывал из листвы

и его не было видно

Тот же подошед к перекрестку

с желтыми мигающими светофорами

обернулся в сторону дерева взглянул вверх и сказал

закхей почему ты там

а не в своем доме в который я направляюсь?

и закхей опрометью слетел с дерева и бросился домой

чтобы распорядиться о торжественном обеде

а через полчаса подошел и Тот

фанаты же оскорбились и кричали

почему какой-то вшивый таможенник?

почему автограф ему одному?

он же не был ни на одном выступлении

не слышал ни одного хита

даже самый известный — «нагорный блюз» — ему незнаком

но закхей

не замечая от волнения эти крики

поднялся, так что его стало чуть лучше видно за столом

и сказал что хотел бы выпить за то

чтобы скорее пришла социальная справедливость

и что сам он готов к такому положению дел

и даже начнет первым осуществлять принцип равенства

и половину имения своего раздаст нищим

на что Тот сказал закхею

чтобы тот перестал сотрясать воздух

что все что он несет это чушь собачья

что никто никому не равен и равен быть не может

что наоборот всякому имеющему дано будет еще

а у всякого неимеющего отнимется и то что имеет

и что спасение этого дома

как и спасение всех истинных сынов авраамовых

состоит не в том чтобы раздавать свое имущество нищим

и поощрять их к безделью

и паразитическому образу жизни

но и не в том чтобы прилично устраиваться

порабощаясь взяточничеству и ростовщичеству

делая повсюду гешефт спекулируя земельными участками

продавая акции покупая акции

прикидываясь в англии бедными евреями с востока

а на востоке называя себя богатыми англичанами

а в том чтобы хранить дающиеся по милости дары благодати —

мудрость понимания мудрость сочувствия мудрость мужества

внутреннюю дисциплину ответственность

и умение видеть невидимое

потому что все это вместе взятое

и есть основа умеренной любви к подобным себе

а иной не нужно

кто будет делать тот спасется

кто считает что уже спасен тот погибнет

и сказав это пошел далее восходя в Иерусалим

закхей же остался стоять где стоял

с поднятым бокалом и думал

как же ему теперь быть с этим равенством

и раздачей имущества

провел бессонную ночь

утром подал заявление

об уходе по собственному

пошел дежурить в котельную

вступил в местный «мемориал»

вместо изобретения подходящих обстоятельств

начал искать единственно необходимые слова

и постепенно стал обнаруживать в себе

кое-какие дары благодати

первым из них был тот что перестал замечать

какого он роста.

4 января 2010

32._1 фес 5,14–24

помню, командир нашего радиовзвода,

младшо́й п. савлов

любил цитировать перед началом дежурств

из устава караульной службы:

утешайте малодушных,

т. е. девяносто процентов окружающих вас,

включая вас самих,

а оставшиеся десять процентов не утешайте

ибо они все равно не утешатся;

поддерживайте слабых,

но не давайте им садиться себе на шею

ибо в этом и состоит цель их силы;

будьте долготерпеливы ко всем,

но не в ущерб своим дарам,

которые вам предназначено раскрыть в этой жизни;

не воздавайте злом за зло,

но во всем всегда старайтесь разглядеть доброе,

кроме тех случаев,

когда внедрение добра в вас провозглашается целью

вашей матери, вашей жены, вашего лучшего друга

или государственной политики вашей родины;

всегда радуйтесь,

потому что в каждом отдельно взятом случае

вам могло бы быть гораздо хуже,

чем сейчас;

непрестанно молитесь.

молитва это тумблер, переключающий внимание

с избыточного напряжения на экономное;

за все благодарите,

потому что могли бы и зарезать,

но вот, не зарезали;

духа не угашайте.

это самое главное,

но постоянно требует огромного количества дров;

пророков в своем отечестве не презирайте

ибо только пророки видят то невидимое,

которое ежеминутно окружает вас;

не испытывайте все подряд,

что попадается вам под руку в этой жизни,

потому что не из всего можно извлечь хорошее,

чтобы потом его держаться,

но испытывайте только то, что нравится вам

с первого взгляда;

удерживайтесь по возможности от всех видов,

форм, уверток, демагогических трюков зла

и постепенно привыкнете к добру,

потому что привыкнуть к нему сразу не в состоянии никто,

даже замполит дивизиона капитан жемчужников,

а уж он-то на привыкании собаку съел;

и вот тогда Бог внутреннего покоя окружит вас

Собою со всех сторон

и сохранит в целости вашу душу, ваш разум и ваше тело

до самого пришествия Спасителя,

Который постоянно зовет вас к Себе,

но голос Его не то чтобы тих,

а не на каждой частоте слышен,

товарищи радисты.

это понятно?

и мы отвечали хором:

так точно, товарищ младший лейтенант!

а после дембеля всё позабыли,

и младшо́го и его устав

караульной службы.

6 января 2010

33._старость есть часть жизни

старость есть часть жизни,

проституция есть часть жизни,

лесбийский брак есть часть жизни,

расизм есть часть жизни,

психический вампир есть часть жизни,

даже умирание есть часть жизни,

только боязнь жизни есть часть смерти.

6 января 2010

34–40._О ВИ́ДЕНИИ

I. богач уверен в том

богач уверен в том

что все вокруг него тоже богаты

умный человек

начиная разговор с собеседником

полагает что имеет дело с умным человеком

и богач и умный

в результате оказываются в шоке

правду мира легче выносят

бедный и глупый

для них нет неожиданностей

ведь один из них видит всё

а другой — ничего не видит.

II. правда жизни растет во мне как сорняк

правда жизни растет во мне как сорняк

с каждым днем я чувствую

как она все глубже и глубже пускает свои корни

приму ли я ее или отвергну

ей это все равно

придет день она освободится от меня

чтобы запустить корни в другого

понимаю ли я в чем ее смысл или нет

это ничего не изменит

просто она во мне

и чувствуя ее

я постепенно догадываюсь

чего она хочет

и как увидеть то

к чему она ведет.

III. в моей жизни остается уже

в моей жизни остается уже не так много пространства

чтобы заставить его книжными шкапами

но достаточно

чтобы оно холодило мне руки

своей пустотой

где видно всё насквозь.

IV. есть люди

есть люди

которые подозревают всех

тогда как нужно не подозревать

а зреть.

V. я чувствую

я чувствую

что я здесь прежде всего для того

чтобы не стать частью ликующей толпы

чтобы не встать под развернутые знамена

каких бы то ни было цветов

чтобы остаться тем

кто сохраняет дистанцию

и взгляд со стороны

только так можно хоть что-то увидать.

VI. истина слишком хрупка

истина слишком хрупка

чтобы ее скандировали на улицах

именно тогда она становится

совершенно невидимой.

VII. смесь вопрошания и ожидания

смесь вопрошания и ожидания

любопытства и робости

вины и изгойства

держит нас в глубине леса

откуда мы иногда выходим на опушку

короткого монолога

порой на просеку пяти-шести слов

а то и в просвет одного

тогда и кусочка видимого нам неба

вдруг хватает

чтобы понять где мы.

9 января 2010

41._БАЛЛАДА О КРОВИ

Зима. Колхозник торжествует.

Его поля занесены.

Он слышит урожай. Он чует

Побеги будущей весны.

Мороз все сорок, но под снегом

Тепло. И, впав в анабиоз,

Лежит земля, грядущим млеком

Взбухая и копя овес

Лошадке архитерпеливой.

И все бы так и дальше шло,

Когда б росток, еще пугливый,

Не зацепился за крыло

Машины с черным знаком немца,

Давящей в ледяной земле

Всей массой кости ополченца,

Едва заметные во мгле,

А дальше больше — гильзы, мины

Неразорвавшиеся, глины

Пласты, артиллерийским плясом

Над мягким человечьим мясом

Перекуроченные вдрызг…

Нет, места нет для урожая

Здесь, где пехота, погибая,

По пятой шла в повальный визг

осколков, мин, гранат, бутылок,

Летящих в черную броню,

Где выстрел точечный в затылок

Бил дезертира на корню,

Где нету до сих пор ни всхода,

Ни колосочка, ни зерна,

Где отвернулась мать-природа

От всех, кто знал тебя, война,

Запомнив только крик и кашу

Кровавую, где смерть с лихвой

Косила жизнь — и их и нашу —

В декабрьском поле под Москвой.

И все же, друг, мы победили,

Их танки в землю закопав,

И, не жалея, кровь пролили,

Бессмертными за это став.

И вот зима. Мир торжествует.

Он ждет с три короба в свой рот.

Но под землей лишь нефть бунтует

И кровь соленая растет.

10 января 2010

42._всё сравнивай (сравнимо всё со всем)

всё сравнивай (сравнимо всё со всем)[8]

Конец ознакомительного фрагмента.

20/09

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

«Не сравнивай: живущий несравним» — из стихов 1937 г. (О. М.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я