Практический курс продуктового маркетинга. Технология создания хита продаж

Сергей Каракозов

Мы на практике пройдем все этапы от анализа рынка и конкурентов на вашем рынке до поступления продукта на склад компании. Создадим все необходимые условия для продаж продукта.Мы вместе с вами будем изучать рынок и ваших основных конкурентов. Выделим обязательные свойства и характеристики, которые должны быть у хита продаж на вашем рынке. Разложим по пунктам процесс создания хита продаж, разберем его свойства и характеристики, обязательные для вашего рынка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практический курс продуктового маркетинга. Технология создания хита продаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Изучение продуктов конкурентов

Изучение продуктов конкурентов — это очень важная задача, которую надо выполнять с определенной периодичностью. Если в периоды экономического роста достаточно изучать раз в квартал, то в периоды экономических кризисов приходится иногда контролировать цены конкурентов еженедельно. Вам должны быть знакомы продуктовые линейки конкурентов и их оптовые/розничные цены на аналогичные продукты. Результатом выполнения этой задачи будет план действий на ближайший месяц и постановка/корректировка стратегических задач по развитию ассортимента.

Например, вы увидели в ассортименте конкурента новые хиты продаж, которых нет сейчас в вашем ассортименте, и планируете завести аналогичный продукт. Это стратегическая задача, которая будет занесена в план и выполнена в течение года. Срочность выполнения задачи зависит от степени загрузки продакта.

Если вы отметили для себя, что конкуренты меняют цены на свои продукты, обязательно оцените необходимость корректировки цен в вашей компании.

Зачем нам необходимо изучать продукты конкурентов?

Изучая успешные продукты конкурентов, мы понимаем потребности потребителей без непосредственного опроса самих потребителей. Изучили продукт конкурента и повторили его успех, предложив продукт лучше по той же цене.

Анализ продуктов конкурентов может привести к пересмотру долгосрочной стратегии развития компании. Изучайте продукты, чтобы найти и описать преимущества вашего продукта перед продуктом конкурента.

Изучайте прежде всего новые продукты и хиты продаж.

Ваша цель — понять, почему этот продукт в данной компании стал хитом продаж.

Будущие покупатели вашего продукта будут сравнивать ваш новый продукт, который может стать хитом продаж, с продуктом конкурента.

Мы должны изучить хиты продаж конкурентов и принять решение, нужен ли аналогичный продукт в вашей компании. Не каждый хит продаж конкурента будет в вашей компании хорошо продаваться и приносить прибыль.

Прежде всего узнайте розничные цены для конечных потребителей непосредственно на торговом сайте конкурента.

Далее уточните, какая скидка предлагается для дистрибьютора продуктов.

Лучше сразу узнать, какие дополнительные условия работы предоставляются, например: доставка до склада дистрибьютора, отсрочка оплаты и пр.

Дело в том, что вы должны будете предоставить сходные условия для посредников (дистрибьюторов). И надо убедиться в том, что ваша компания сможет их предоставить.

Изучать свойства продукта конкурента необходимо очень тщательно.

Сначала мы выписываем все свойства и характеристики продуктов конкурентов в табличный файл, а затем стараемся выявить свойства, которые больше всего влияют на принятие решения о покупке.

Напомню, что конкурентами мы считаем компании, которые используют аналогичные каналы продаж. Это значит, что, если вы продаете через посредников и напрямую, а ваш конкурент не предоставляет скидок посредникам на постоянной основе, мы такую компанию прямым конкурентом считать не можем. Даже если продукт конкурента полностью идентичен вашему. Розничные цены у конкурента, который не пользуется для продажи услугами дистрибьюторов, всегда будут ниже. И мы не можем сравнивать вашу цену и цену конкурента.

Важно выбирать для анализа только успешных конкурентов. Вы же хотите повторить их успех и превзойти их на рынке.

В самом начале моей карьеры мне предложили проанализировать рынок светодиодных светильников. В компании снижались продажи этой товарной категории, и требовалась актуальная информация.

Я нашел в интернете 5—6 компаний, продающих аналогичный продукт. Розничные цены у этих компаний были еще выше, чем у нашей.

Мой анализ руководитель забраковала, так как конкуренты были выбраны неверно. Я анализировал компании, которые не являлись нашими конкурентами: эти компании предлагали аналогичный продукт, но с ними не работали дистрибьюторы нашей компании.

Руководитель дала мне названия трех успешных конкурентов и предложила переделать отчет. В результате анализа я пришел к выводу, что наш продукт на 15—30% дороже для дистрибьюторов и конечных пользователей, поэтому было принято решение о необходимости снижения цен. Была поставлена и стратегическая задача: поиск нового поставщика этих светильников для размещения нового заказа.

Оцените дилерскую сеть вашего конкурента. Если ваш продукт и аналогичный продукт конкурента представлены у одного дистрибьютора, считаем его конкурентом.

Одно дело — заявить характеристики продукта на упаковке или в паспорте/инструкции по эксплуатации. И совершенно другое — произвести продукт, соответствующий заявленным характеристикам. Нам надо узнать, соответствуют ли реальные и заявленные характеристики продукта конкурента.

Для этого надо купить образец продукта конкурента и протестировать.

В некоторых случаях выводы о продукте конкурента можно сделать с помощью простого внешнего осмотра, без применения измерительных приборов, или применяя простые измерительные приборы. А можно отправить образец в лабораторию для более детального изучения. Лабораторные исследования помогут выявить скрытые решения для удешевления продукта.

Иными словами, вы можете столкнуться с недобросовестной конкуренцией. И будет лучше, если вы узнаете об этом перед размещением заказа на партию аналогичного продукта.

Выясните, смогут ли покупатели, не имея специальных знаний и измерительных приборов, оценить несоответствие реальных и заявленных характеристик хита продаж конкурента. Что покупатель будет делать, когда обнаружит это несоответствие? Кто-то пойдет оформлять возврат, но большинство покупателей на массовом рынке ничего не заподозрит. В первую очередь это связано с ограниченными знаниями покупателей о возможности проверки реальных характеристик. Много также зависит от менталитета людей в стране, где продается продукт. Если несоответствие будет выявлено в сегменте товаров для бизнеса, покупатель может подать в суд и получить значительную компенсацию от производителя.

Однажды на переговорах с производителями светодиодного освещения я спросил про соответствие заявленных и реальных характеристик продукта. Молодой предприниматель из Китая сообщил, что они производят продукт для Таиланда. Если в Таиланде выявят факт несоответствия, директора компании отправят в тюрьму. Вот почему товар проходит двойной контроль: после производства на фабрике и после поступления на склад покупателя в Таиланде. Я был удовлетворен его ответом.

Представьте себе, что вы отправили характеристики продукта на фабрику для расчета стоимости производства. Стоимость продукта на фабрике по характеристикам, заявленным на упаковке конкурента, получилась 10 USD. Стоимость продукта, исходя из реальных характеристик продукта, получилась 8—9 USD.

Большинство покупателей не поймет разницы между продуктами себестоимостью 10 USD и 8—9 USD. Продавать эти два различных продукта, скорее всего, придется по одинаковой розничной цене. Нетрудно подсчитать, какая компания получит больше прибыли от продаж при одинаковой розничной цене. Вот почему так важно изучение продукта конкурента на рынках с высокой конкуренцией.

Изучите упаковку продукта конкурента. На упаковке продукта, предназначенного для массового рынка, часто указаны свойства, на которые покупатель будет обращать особое внимание при выборе и сравнении с другими товарами на полке. Эти свойства и характеристики в первую очередь надо контролировать при тестировании образцов.

Практические задания

Найдите на рынке аналоги вашего продукта.

Сравните с продуктами вашей компании: основные характеристики, гарантии, цены и регламент предоставления скидок. Это удобно делать в табличном редакторе.

Найдите минимум три-четыре аналога продукта, а лучше десяток.

Рассматривайте аналоги из ваших основных каналов продаж.

Если вы не находите аналогов в ваших каналах продаж, ищите в тех каналах, где не представлена ваша компания.

Используйте интернет, посетите крупный DIY-магазин, небольшой розничный магазин с аналогичными продуктами конкурентов.

Прочитайте отзывы на продукты конкурентов в интернете и определите, кто их писал: реальные пользователи продукта, сотрудник компании производителя или компании конкурента.

Оцените соответствие заявленных конкурентом характеристик продукта и реальных. Для этого можно приобрести продукт конкурента и передать его для дальнейшего тестирования в свою или стороннюю лабораторию.

Задание для продвинутых

Оцените себестоимость аналога конкурента и сравните с себестоимостью своего продукта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практический курс продуктового маркетинга. Технология создания хита продаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я