Вечное равновесие

Сергей Витальевич Балушкин, 2023

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом…» (Екклесиаст 3:1).День сменяется ночью, приливы чередуются отливами, после вдоха следует выдох, а после него обязательно снова вдох. Радость сменяется печалью, а затем снова появляются причины для радости, и после всё повторяется в такой же очерёдности. Жизнь обязательно сменяется смертью, и наоборот, смерть – жизнью. И так до скончания веков.Почему же всё во Вселенной развивается не прямолинейно, а по некоей синусоиде с попеременной сменой противоположных явлений и состояний? Почему во все времена разные мыслители неизбежно приходили к мысли, что единственная постоянная вещь в жизни – это перемены? И можно ли сделать наше существование хоть сколько-нибудь похожим на прямую линию, а не на бесконечные «американские горки»? Цикличность смены явлений и состояний обусловлена действием незыблемых законов Творца, лежащих в самой основе мироздания. Об одном из таких законов мы и поговорим на страницах книги «Вечное Равновесие».

Оглавление

Глава 9: Вертикальная ось, прочие ориентиры и баланс в наставничестве

Итак, исходя из сказанного в предыдущей главе, можно сделать вполне логичный и обоснованный вывод, что свыше нам дан абсолютно точный и ясный Ориентир, указывающий прямой путь в объятия нашего Отца. И настолько же прямые и ясные утверждения об этом содержатся в Библии, как например, в этом месте:

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? 6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

(Иоан.14:5-7)

Это очень серьёзное заявление, и очень мало кто мог бы позволить себе, не кривя душой, сказать подобное о себе самом. Ещё меньше тех, кто при этом мог бы совершать то, что, как описывается в Библии, делал Иисус. Слова и поступки Иисуса выходили за грань текущих представлений не только Его современников, но зачастую не умещаются и в рамки сознания людей, современных нам. Вообще слова Христа часто звучат так, как даже очень умный человек не смог бы сформулировать, не опираясь на сказанное кем-то другим до него. Если почитать библейские истории об Иисусе, то легко можно всё это обнаружить, и это является важным указанием на то, откуда берётся слово, сказанное Иисусом. Оно берёт своё начало далеко за пределами человеческого сознания и, простираясь в будущее, легко преодолевает эти рамки, потому что слово это исходит от Бога, Создателя и Отца. К данному обстоятельству можно относиться по-разному, — верить в это или не верить, признавать или отвергать, — но вряд ли кто-то сможет оспорить крайне значительное влияние слов Христа на весь мир в течение последних 2000-х тысяч лет.

Если же мы серьёзно относимся к словам Христа и видим в них признак истинности, то пользуясь этим признаком (ориентиром), можем отличать и слова противного Богу духа (сатаны) и его служителей — они не обладают такой же безграничной глубиной и жизненной силой, как слова Христа и могут звучать только в рамках уже доступных человечеству понятий.

Данную мысль считаю крайне важной, и чтобы ещё лучше её раскрыть приведу два примера о границах человеческих понятий. Первый из них многим известен и больше похож на красивую легенду, хотя, как говорится, дыма без огня не бывает. Речь о том, что когда открыватели Америки приближались к её берегам, то местные аборигены не видели самих кораблей, а наблюдали только необычное поведение воды, а связно это было с тем, что в их сознании ещё не было образа больших кораблей, а потому они их просто не могли идентифицировать и увидеть такими, какие они есть. Под этим явлением существует серьёзное основание, и вы сами при достаточном внимании и непредвзятости можете убедиться, что и с вами происходит примерно то же самое, когда вы сталкиваетесь с чем-то до сих пор вам не знакомым.

Второй пример я слышал лично от одного американца по имени Майкл Филлип Роуч (Michael Phillip Roach), который 25 лет прожил на Тибете в монастыре и достиг по их меркам огромных высот в мудрости. Он как-то приезжал в Москву, а я был на его выступлении, где слышал рассказ о том, чему он научился в монастыре. Так вот по его утверждению тибетцы тщательно хранят некогда полученное ими учение о любви, которой они никогда до того не знали, и именно это знание они всячески изучают дальше и стараются раскрыть насколько это возможно шире. Когда-то очень давно некий путешественник по имени Фома дошёл до пределов Индии и Китая и рассказал обитателям тех краёв о любви. Конечно, они хорошо были знакомы с этим понятием и знали, что любовь может проявляться в разных формах, — быть эротической, дружеской, братской и так далее, — но они пока не были знакомы с ещё одной формой — с жертвенной любовью. Апостол Фома поведал им о Христе и жертвенной любви Бога к человечеству, и это новое знание во многом определило дальнейшее развитие религиозной мысли тибетцев на все последующие времена. Известно, что тибетские мудрецы — это люди ищущие и никогда не останавливающиеся в своём развитии, и они восприняли слова Фомы так серьёзно, потому что те выходили далеко за пределы текущих понятий мудрецов и имели невероятно жизнеутверждающее свойство, а именно такого характера дух проистекает от Всевышнего Создателя, и тибетцы это уже хорошо понимали.

То есть при достаточно высоком уровне развития восприимчивости мы можем достаточно хорошо понимать, какого рода перед нами возникают ориентиры. Для этого, прежде всего, надо понимать простую вещь, что в интересах Создателя и Творца раскрыть горизонты наших понятий настолько, чтобы мы могли дотянуться до Него Самого и Его Истины, а интересы Его антипода (сатаны), ровно наоборот, всегда сводятся к одному — преградить нам путь к Богу и Его Истине, и в первую очередь через формирование у нас тоннельного зрения, фрагментарного мышления и лоскутного знания, чтобы мы не могли, оглядываясь по сторонам и заглядывая внутрь себя самих, увидеть там следы нашего Создателя и чтобы затем не пошли по этим следам прямо к Нему.

Сатана или дьявол крайне хитёр и изворотлив (не зря он назван в Библии отцом лжи — Иоан.8:44), может сказать часть правды, а затем добавить несколько частей неправды, и нам будет казаться, что мы узнали истину. Конечно, ему известно побольше нашего, но если он станет говорить всю правду, то своими словами будет выводить нас за имеющиеся у нас границы сознания, и тогда шанс встать на прямой путь познания Бога для нас станет гораздо выше, что находится в прямом противоречии с целями противного Богу духа (сатаны). Другое дело, если мы сами не движемся в поиске Бога, оставаясь на первичных позициях познания (Евр.5:12-6:3) — тогда нам достаточно дать всего лишь немного больше информации, чтобы у нас сложилась иллюзия получения некоего трансцендентного знания и мы на этом успокоились. Но такое «знание» рано или поздно приведёт нас в тупик и прямую зависимость от всяких религиозных гуру, потому что оно не берёт своё начало в Боге и не ведёт в конце концов к Нему, а лишь бесконечно петляет в области между Альфой и Омегой (Откр.1:8) подобно тому, как Евреи долгое время блуждали по пустыне между Египтом и Обетованной Землёй. Но у тех Евреев всё же был надёжный Ориентир на Восток, хоть абсолютное большинство из них и их потомков так и не достигли Востока, застряв на веки на восточном побережье Средиземного моря или рассеявшись по всей Земле. А у прочих народов из-за отсутствия нужного Ориентира не остаётся вообще никаких шансов отыскать Восток, и именно по причине, что сатана всегда расставляет на их путях всевозможные преграды и ловушки, и, пожалуй, самой коварной из них является отвращение людей вообще от религии вследствие многовековой дискредитации христианства, иудейства, мусульманства и прочих из-за активности нечистоплотных религиозных деятелей.

Одним из библейских свидетельств подлинной трансцендентности слов Христа являются такие слова:

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

(Иоан.3:8)

Эти слова дают хороший ориентир, позволяющий нам определять правильность пути: сознание человека, рождённого от Духа и управляемого Им, приобретает способность охватывать сферы, недоступные людям, не рождённым свыше — сознание такого человека значительно расширяется, и это не может не заметить, прежде всего, сам человек, а следом за ним и окружающие. Контекст этого отрывка показывает, что даже глубоко религиозные люди могут оказаться нерождёнными свыше, и на это чётко указывает непонимание такими людьми слов Христа (слова одного из Иудейских начальников Никодима — Иоан.3:1-10).

Поэтому и не удивительно, что огромное число даже очень умных и глубоко религиозных людей оказываются неготовыми сходу признавать за словами Иисуса правду, и многим это не удаётся сделать вплоть до конца жизни. Но, как говорится, что написано пером, то не вырубишь и топором, и однажды посаженные Иисусом слова-зёрна неизбежно произрастают и дают свои плоды, хоть их постоянно и стараются заглушить всевозможные сорняки (Матф.13:18-23).

Никто в мире не может не считаться с ролью Христа в истории человечества. Но никто из нас не видел Его лично и не общался с Ним лицом к лицу, а потому не может ни подтвердить, ни опровергнуть Его слов, приведённых в Библии. Всем нам остаётся либо принимать эти слова на веру, либо не принимать, и третьего не дано. Более того, нам приходится принимать решение верить или не верить в условиях, когда слова Христа доносят до нас другие люди, которые в свою очередь сами получили это знание от других людей. А человек по своей природе, как известно, совсем не является эталоном праведности (Иер.17:9), и потому вполне закономерно возникновение подозрений в искажениях различной степени тяжести того, что до нас пытаются доносить другие люди. Это искажение вполне может происходить ненамеренно просто в силу того, что в человеческом языке нет нужного количества точных слов, которыми можно было бы описать всё то, что открывает нам Бог, а также в силу несогласованности применяемой терминологии. Понимание терминов, с помощью которых люди пытаются пересказать свои духовные откровения другим, зачастую понимаются теми несколько иначе, что вызывает неминуемое искажение смыслов первоисточника в их сознании. Ни для кого не секрет, насколько сильно разветвилось со временем хотя бы то же христианство, и это несмотря на прямые библейские указания недопустимости подобного ветвления (1Кор.1:10). И этот процесс неизбежен, потому что появление подозрений, сомнений и альтернативных толкований вполне закономерно (1Кор.11:18,19). Но при этом, если человек действительно ищет сердцем Бога, то он оказывается способным отличить Его голос от голоса всяких самозванцев. И опять же нужный ориентир даёт нам Христос:

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

(Иоан.7:16,17)

Слова Иисуса имеют некое, я бы сказал, мистическое свойство, благодаря которому их трудно исказить или кардинально изменить их смысл. Ведь, например, слова Христа о любви Бога к людям напрямую перекликаются с «прошитым» в нашей душе глубинным представлением о характере нашего Отца, а потому они находят в нас живой отклик, когда мы слышим эти слова. Конечно, это при условии, если наши души ещё не успели зачерстветь настолько, что голос Бога внутри них становится практически неслышным. Но даже люди с зачерствевшей душой не могут не считаться с идущим по небу Солнцем. И вообще, как говорит Библия, нет никаких оправданий людям, говорящим, что им почему-то Бог не открылся, а потому они Его и не знают. Ведь Он очень ясно проявляется в Своих творениях, которые подобно чётким следам способны повести любого человека прямо по пути познания Бога (Рим.1:18-32).

Так или иначе, рано или поздно мы сталкиваемся на своём пути с людьми, от которых слышим слова о Боге. И рано или поздно нам приходится открыть ту или иную книгу, в которой содержатся сведения о Нём. И нет ни одной книги, кроме Библии, в которой утверждалось бы прямо, что Иисус есть Бог. Нигде, кроме Библии, не содержится настолько серьёзных заявлений о личности Иисуса Христа и Его роли в глобальном процессе возвращения людей в объятия Отца. Слова Христа цепляют за живое, но при этом не чувствуется никакой манипуляции для вовлечения человека в исполнение каких-то посторонних целей, и не чувствуется никакой нечистой игры против его естественных жизненных интересов. Но наоборот слова Христа дают надежду и истинное освобождение, проявляют в человеке его личную ценность в глазах Бога и открывают ему свободный вход в близкие отношения с Богом, причём не требуя опоры человека на его собственную святость или праведность, которая никогда не может быть совершенной, а требуя только лишь веры Богу и Его милости (Рим.3:21-26, Евр.10:16-23). Это истинный смысл Евангелия, а все другие так называемые «евангелия» являют собой только прикрытую религиозной терминологией ложь (Гал.1:6-9). Вот это истинное смысловое содержание Евангелия невозможно исказить до такой степени, чтобы оно стало противоречить приведённым в Библии словам Христа. Поэтому и удивительно, что так много людей верят всякой лжи. Причина одна — они не применяют свой мозг по назначению, не думают над прочитанным, а только довольствуются услышанным от кого-то другого, что не может не нести в себе хотя бы малейших искажений в восприятии, которые в сумме порождают большие заблуждения.

Итак, слова Христа обладают глубоким смыслом, который практически невозможно исказить кардинально, чего не скажешь о некоторых других местах Библии, в которых приводятся, например, слова некоторых Апостолов — в этих местах иногда встречаются прямые противоречия словам Иисуса, и эти места зачастую становятся предметом затяжных и даже очень эмоциональных споров между верующими людьми. И если мы видим такое положение дел, вызванное содержанием Библии, то чего уже говорить о положении дел в сфере вне библейских толкований? Дело в том, что знание о Боге содержится не только в Библии, но и вообще везде. Мы можем по крупицам собирать это знание отовсюду, и если у нас имеется верный ориентир, то он не даст слишком сильно сбиваться с пути. А таким ориентиром может являться только Сам Бог. Но, как сказано в Писании, «Бога не видел никто никогда…» (Иоан.1:18), то есть мы никогда не могли увидеть этот ориентир. Однако дальше говорится «…Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». И вот нам от Бога даётся видимый, вернее описанный в Библии ориентир, через который мы можем не только войти в открытую для нас дверь (Иоан.10:9), но и двигаться дальше в познании Бога вплоть до тех пор, когда увидим Его лицом к лицу (1Иоан.3:2).

В итоге получаем такую картину: мы имеем верный и точный Ориентир, но узнаём о Нём исключительно через других людей (Рим.10:17), которые с большой вероятностью способны искажать слова и смыслы, идущие от Первоисточника (2Пет.2:1-3). Таким образом, хоть мы и имеем надёжный Ориентир, но всегда сохраняется актуальность поддержания нашего духовного равновесия, чтобы нам придерживаться центральной линии движения по жизни в сторону Бога и не увлекаться заблуждениями, будучи обманутыми ложными ориентирами. Ни в одной точке этого движения мы не можем похвастаться, что познали Бога во всей полноте (1Иоан.3:2), а потому нам постоянно придётся обращаться к различным источникам знания о Нём.

Среди таких источников вполне могут оказаться кроме Библии и другие писания, и не стоило бы сходу отметать такие ориентиры, так как в них, несомненно, могут содержаться зёрна Истины. Однако при этом полезно задуматься, а стоит ли, образно говоря, — привожу этот пример не для того, чтобы кого-то оскорбить, а только для подчёркивания объективной разницы, — перебирать тысячи коровьих лепёшек в поисках зёрен, чтобы потом из них испечь хлеб, если рядом есть гора отборного зерна? Конечно, не для всех этот выбор очевиден, но никто не в праве отнимать у человека его свободу выбора и свободу в познании Бога. А потому на пути поиска Истины Божьей совершенно недопустимо ни в каком виде и ни с чьей стороны насилие над личностью человека и его врождёнными правами — если он желает в поисках зёрен перебрать тысячу коровьих лепёшек вместо того, чтобы обратить своё внимание на гору отборного зерна, то это его личное право. Такой подход необходимо в полной мере относить и к благовестию, и к наставничеству. В этом отношении пример Апостола Павла (он был духовным наставником для огромного числа людей), думаю, можно считать эталонным:

13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. 15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. 16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

(Фил.3:13-16)

Павел, достигая познания Истины, постигал и то, что он не мог требовать от других подобного своему уровня религиозного сознания. Это касалось как его братьев-иудеев, так и язычников, то есть всех людей без исключения. Далее он говорит:

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

(Фил.3:17,18)

Учитывая то обстоятельство, что никто из людей не может мыслить шире рамок своих понятий и для расширения этих рамок совершенно необходимо иметь доступ к внешним источникам информации, то, следовательно, необходимость во всякого рода наставниках, советниках и учителях является совершенно объективной, и каждый так или иначе ищет для себя подобные ориентиры. Но при этом мир полон лжеучителей, и это обстоятельство так же объективно, а потому каждый из нас сталкивается с необходимостью иметь у себя внутри правильные критерии, позволяющие делать качественный выбор и не попадать в ловушки лжеучителей. И снова мы приходим к необходимости развивать в себе чувство равновесия и укреплять свой духовный центр. А для этого на сегодня у нас нет лучшего инструмента чем писания, которые мы на самом деле, вопреки утверждениям многих лжеучителей, способны читать и понимать самостоятельно (то есть не обязаны всегда опираться только на толкования разных авторитетов).

На этом пути познания мы постепенно приходим к способности фильтровать прочитанное и определять, что можно применять к своей жизни буквально, а что следует воспринимать только аллегорически, к чему можно относиться с полным доверием, а что необходимо подвергать серьёзному критическому осмыслению. Также на этом пути мы неизбежно встречаем разных людей, некоторые из которых стараются стать для нас наставниками. Правда, многие из них на поверку оказываются лишь мошенниками, которых наши дела если и интересуют, то только пока с нас есть что взять, и их наставничество для нас в лучшем случае будет бесполезным, а в худшем — крайне вредным. Но есть и другие люди, которые оказываются настоящими попутчиками и единомышленниками, и среди них неизменно находятся те, кто способен добавить света нашим дальнейшим шагам, чтобы мы могли идти по нашему пути более уверенно. О балансе в отношении наставничества мы и говорим в данной главе.

Итак, среди разных ориентиров на нашем пути неизбежно появляются наставники, без которых практически не обходится никто в период своего взросления и становления как человека, и также не обходится ни один человек, начинающий путь поиска Бога. Поскольку же, как мы уже должны понимать, материальное и духовное неотделимы друг от друга и Создатель является для всех нас началом и концом (Альфой и Омегой), то Его Ориентир является универсальным как для материальной стороны жизни, так и для духовной. В обеих частях у нас есть наставники, и вот что говорит о своём наставничестве Апостол Павел:

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

(1Кор.4:16)

Павел, умоляя учеников подражать себе, непременно указывал на необходимость преемственности подражания от Христа. Наставничество может быть сбалансированным, — то есть не нарушающим Божьего равновесия и не вызывающим противодействия равновесных сил, — только когда сохраняется прямая преемственность наставничества от Христа (если принять за истину божественность личности Иисуса и Его преемственность от Создателя, то такой подход будет актуальным не только для христиан, но и для всех других людей в не меньшей степени). Так, например, если в структуре церковного наставничества в каком-то звене возникнет «перекос», то дальше по цепочке неминуемо это искажение будет разрастаться до момента, когда обрушение конструкции станет уже неизбежным. Об этом мы уже говорили в 5-й главе (пример с Пизанской башней), но там касались данного вопроса только в общем и больше с точки зрения концептуально-идеологической основы строительства сообщества, то есть говорили в основном о бесструктурной составляющей. А здесь коснёмся данного вопроса (без всяких сомнений одного из самых важных для строительства любого нормального сообщества и тем более Церкви Христовой) с точки зрения структурной его составляющей.

Если говорить конкретно о церковном устройстве, то в нём должна существовать определённая иерархия, установленная Богом. Она призвана не для того, чтобы показать, кто хуже, а кто лучше, и не для того, чтобы выделить некоторых «особенных» людей и наделить их привилегиями. Иерархия в Церкви должна служить только для того, чтобы все без исключения стали в некотором смысле лучше. Об этом прямо и красноречиво говорит следующий отрывок из послания Апостола Павла:

10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

(Еф.4:10-16)

Создавая для Своей Церкви институт наставничества (совокупность служений евангелистов, учителей, наставников и т.д.), Бог создал условия для постоянного устремления всей Церкви к единой точке — Христу (1Кор.1:10-13). Считаю, что это замечание здесь особенно важно потому, что многие христиане склонны слишком увлекаться разными «ориентирами» в виде всяких наставников и учителей, порой совершенно забывая, что единственным Ориентиром как для них самих, так и для их наставников должен быть только Христос. Только такое положение вещей может являться залогом подлинного единства в Церкви (1Кор.1:10-13).

В 5-й главе мы говорили о Пизанской башне и причинах её феноменальной устойчивости. Там речь шла о вертикальной проекции центра тяжести башни, не выходящей за пределы её основания, что является главным условием вертикальной устойчивости. Но если нужно построить гораздо более высокое здание, то одного лишь соблюдения строгой вертикальности будет недостаточно. Нам будет необходимо серьёзно задуматься над центральной несущей конструкцией (или над скелетом) проекта, но, конечно, с обязательным соблюдением строго вертикальной оси.

Для иллюстрации приведу в пример конструкцию не менее известного чем Пизанская башня строения. Знаете, почему Останкинская башня поднялась так высоко и до сих пор гордо возвышается, сохраняя невероятную вертикальную устойчивость, что даже случившийся однажды пожар оказался неспособным её разрушить или нанести ей значимый ущерб? В своей структуре она имеет не только железобетонные конструкции, которые ставятся друг на друга и связываются между собой посредством сварки и болтов с гайками. В самом центре башни находится вертикальный сердечник, состоящий из стальных прутьев большого диаметра. Он подобно позвоночнику пронизывает тело башни от низа до самого верха. Каждый из прутьев этой арматуры связан с другими прутьями специальными узлами, с помощью которых можно их крепко стягивать между собой. Так верх башни оказывается притянутым к её низу, а низ — к верху. Такая конструкция в сочетании с мощным фундаментом и при соблюдении вертикальной оси позволяет Останкинской башне в течение многих лет сохранять потрясающую устойчивость и ежедневно выполнять свои проектные функции.

Подобным образом и в любом нормальном обществе, и тем более в Церкви Бога, всегда должна существовать крепкая связь от самого основания до самого верха — центральная несущая конструкция, благодаря которой в основном и держится всё «здание». В светском обществе аналогией несущей конструкции служит так называемая вертикаль власти, у которой в свою очередь есть свой идеологический скелет (объединяющая идея, стратегия или концепция). Вспомним уроки Советского Союза, но при этом не будем сейчас рассуждать о плюсах и минусах того периода, а сфокусируемся только на том, чем можем проиллюстрировать основную тему данной книги.

В СССР отдельные республики имели собственные аппараты управления, и у них было достаточно свободы для решения своих хозяйственных вопросов. Но все они имели общую идеологическую основу, поддерживаемую единой политической структурой с единым центром управления (КПСС). В таких условиях какой-нибудь руководитель, например, тот же Леонид Брежнев, мог успеть поработать в разных хозяйствующих субъектах (республиках), но при этом он всегда оставался в рамках одной идеологии (партии). То есть хозяйственная жизнь всех союзных республик, составлявших «горизонтальные» пласты структуры страны, держалась на единой идеологической «вертикальной» оси КПСС. Когда же эта ось была демонтирована, то все пласты расползлись в разные стороны, и некогда могущественная страна моментально развалилась на много разрозненных частей, потерявших внятную идеологию, утративших субъектность и обречённых на служение чужим интересам. Надо понимать, что у кого-то нет собственных внятных целей, то этот кто-то будет вынужденно служить целям чужим. То же самое справедливо и по отношению к любым сообществам, включая целые государства. Да, они могут иметь какие-то свои доктрины, но при этом совсем необязательно могут осознанно двигаться в собственном концептуальном фарватере. Так если у СССР вплоть до конца 80-х годов была довольно внятная и между прочим прогрессивная идеологическая концептуальная основа, позволившая стране несколько раз подниматься буквально из руин и стать одной из величайших мировых держав, то в 90-е годы после потери собственной идеологической основы страна вынужденно стала исполнительницей чужих концепций и интересов, играя в них роль в лучшем случае сырьевого придатка своих новых реальных стран-хозяев. Если присмотреться, то в этом процессе можно легко разглядеть действие более глобальной сатанинской концепции «разделяй и властвуй», которая всегда направлена на атомизацию общества и разжигание в нём различных противоречий.

Кроме того, слабость разрозненных частей некогда единого государства (да и любого другого крупного сообщества) состоит в том, что практически ни одна из них не обладает набором всех необходимых компетенций, а без их полного набора не возможно говорить о государственном суверенитете. Разрозненные государства, появившиеся после распада СССР, утратили многие необходимые компетенции, которыми раньше обладали и пользовались на равных правах в составе единого Союза с единой центральной идеологической вертикальной осью.

И было бы огромной ошибкой считать, что в других социальных формациях, в том числе в Церкви Бога, всё работает как-то иначе. Для их устойчивости им также необходима общая внятная идеология и вертикальная несущая структура, наличие которой является неотъемлемым условием субъектности, устойчивости и способности к развитию. Но идеология должна быть в абсолютном согласии с волей Бога, чтобы всегда сохранялась вертикально-горизонтальная устойчивость. Потеря истинного Ориентира (Центра равновесия) всегда приводит к перекосам и дальнейшим разрушениям.

Когда мы говорим о мерзостях толпо-элитарного общественного устройства и его альтернативе, — условно говоря, соборном устройстве, — то часто у людей возникает недоумение, ведь и там, и там в обязательном порядке формируется структура управления, а также вырисовываются пирамидальные очертания всей конструкции (сравнительно малочисленная «элита» наверху и значительно большая масса «толпы» в нижних слоях). Но надо ведь понимать, что есть разница между структурами и управляющими концепциями. Так, если в толпо-элитарном устройстве все директивы спускаются сверху вниз без должного учёта пожеланий внизу, что обычно вызывает немало противоречий и конфликтов, то в соборном устройстве наоборот все решения формируются движением снизу вверх. Да, наверху и там, и там есть свои руководители, но концептуальное устройство систем управления абсолютно разное. Если кто-то будет говорить об отсутствии реальных примеров соборной концепции, то значит такой человек просто недоинформирован или намеренно закрывает глаза на имеющуюся в обилии фактологию. Но не будем сейчас углубляться в эту тему. Подчеркнём лишь, что существует кардинальная концептуальная разница между даже внешне похожими моделями общественного устройства. Так вполне может оказаться, что одна христианская церковь будет кардинально разниться с другой христианской церковью, если они управляются разными концепциями, хоть и вывески у них одинаковые, и идеологическая основа как будто одна и та же (стараются жить по Библии).

Истинной концептуальной основой Храма Бога (Его Церкви) может служить только правильное понимание и неуклонное исполнение слова Бога, связывающего между собой ВСЕХ Божьих детей без исключения. Если какая-то церковная идеология позволяет, например, одной части хоть немного превозноситься над другой (что моментально начинает придавать церкви толпо-элитарный сатанинский характер), то немедленно включаются равновесное силы, стремящиеся всё привести в должное равновесное состояние (о каком единстве вообще может идти речь при таком устройстве?). Действие равновесных сил бывает заметным не сразу, так как оно строго пропорционально степени нарушений, а нарушения какое-то время могут быть не слишком заметными, так как не достигается их критическая масса. Некоторые члены сообщества с религиозно-магическим типом сознания, видя, что вроде ничего не происходит, будут думать, что всё в порядке, и это позволит лжеучителям всё дальше уводить их в мракобесие. Но равновесные силы будут постоянно давать о себе знать. Как говорится, имеющий глаза чтобы видеть, да увидит это. Однако Бог невероятно терпелив, и даже вплоть до того, что может позволить церкви зайти в её заблуждениях очень и очень далеко (2Пет.3:13-18). Поэтому ответственность за сохранение верного направления движения церкви должна возлагаться на ВСЕХ её членов, а не только на неких «особо избранных», обычно занимающих место на капитанском мостике (1Кор.12). И именно поэтому хорошие ориентиры могут оказаться не только среди людей, официально объявленных лидерами, но и среди всех прочих. Критерий же всегда один — преемственность примера Христа. Все другие случаи — это ориентиры ложные.

Итак, люди движутся навстречу с Богом и познают Его, и каждый находится на каком-то своём уровне познания. Эта особенность позволяет всем членам церкви взаимно обогащаться, естественным образом выстраивая систему наставничества, когда каждый берёт друг от друга какие-то черты, которым он мог бы подражать. В благоприятно выстроенной среде взаимного наставничества все связи настолько хорошо сбалансированы, что нет никаких возможностей одним превозноситься над другими, потому что все дополняют друг друга, активно перенимают друг от друга лучшие примеры и позволяют друг другу быть самими собой без каких-либо «стандартных» требований друг от друга (1Кор.12:20-25). Это, естественно, возможно только в среде единомыслия, а потому мы и говорим о движении всех в этой среде от единого начала и к единой точке — от Альфы к Омеге (Откр.22:13). В такой среде появление лжеучителей, конечно, возможно, но очень мало вероятно, потому что их появление всегда будет для большинства очевидным и утаиться не сможет, как нельзя не заметить чернильную кляксу на белом листе (1Кор.14:24,25).

По сути дела, в идеале мы все друг для друга должны быть примерами и ориентирами. В толпо-элитарной системе эта возможность уничтожается (в пределе на корню), потому что в ней неизменно выделяется некая «верхушка», которая узурпирует функцию ориентира, при этом осознанно или бессознательно отнимая эту природную способность у «низов». Такое общественное устройство несёт в себе самом отрицание самого себя. Такое противоречие при его разрастании грозит общественным взрывом, что само по себе совершенно естественно и закономерно, а также абсолютно предсказуемо, так как это нарушение равновесного состояния, которое прямо ведёт к заранее известным и вполне прогнозируемым последствиям.

В любом церковном сообществе, ориентированном на Эталон, всегда есть те, кто способны быть особенно хорошими примерами. Таких людей может быть много. Бог выдвигает и ставит их в качестве живых ориентиров на пути нашего познания Бога, и они самым естественным образом занимают ступеньки некоей лестницы (назвать её иерархической язык не поворачивается, потому что, хоть понятие «иерархия» вполне себе нормальное, но в доминирующем в мире толпо-элитарном устройстве уже успело стать сильно дискредитированным). И требуется, чтобы эти ориентиры-маяки были настоящими, не искажающими правды. Поэтому для установления иерархии в Церкви существуют твёрдые условия, указанные Богом (1Кор.12:27-13:13, Иак.3:1, 1Пет.5:2, 1Тим.3:2, Тит.1:7). Удивительно, что Бог иногда доверяет несовершенным людям выбирать тех, кто будет служить ориентирами для них же (Деян.6:3). Но и для этого существует своё правило. Те, кого мы выбираем, должны уже являться прекрасными примерами (1Тим.3:2, Тит.1:7). И Бог всегда следит за этими процессами и регулирует их.

Он знает и предупреждает нас:

… будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

(2Тим.4:3,4)

Если мы в своём выборе основываемся исключительно на своих собственных представлениях и желаниях, то падение уже стоит на пороге. Это просто глупо, так как никто из нас, за исключением очень редких исключений, не может видеть достаточно широко и глубоко, чтобы принимать близкие к абсолютно верным решения самостоятельно. Поэтому мы должны внимательно прислушиваться к голосу Бога, Который заботится не только о нас, но также и о других. Этот голос можно услышать повсюду, а особенно в нас самих и в людях, чьи сердца ищут Бога.

Мы часто оказываемся неспособными судить о самих себе достаточно объективно, а потому взгляд со стороны других людей на нашу жизнь и наши мысли зачастую будет для нас совсем не лишним. Человек вообще, будучи существом социальным, нуждается в проверке своих суждений через общение с другими людьми, которые могут подвергать его мысли критике, соглашаться с ними или другими способами выражать своё отношение. Иначе человек в своих размышлениях может зайти очень далеко в заблуждения, а в пределе дойти и до сумасшествия. При этом никто из нас вовсе не обязан слепо следовать чьим-то указаниям, тем более зная, что никто не совершенен. И здесь мы снова сталкиваемся с необходимостью поддерживать должный баланс.

Наверное, сейчас стоит сказать несколько слов о нашем врождённом праве выбора. Эта тема сама по себе настолько важна, что заслуживает отдельной книги, но она имеет прямое отношение к теме равновесия и поэтому будет более подробно рассмотрена далее в отдельной главе. Однако право выбора играет важную роль и в наставничестве, и поэтому мы сейчас попытаемся эту тему немного раскрыть.

Вообще право выбора играет одновременно и позитивную, и негативную роль в истории человечества (прямо в соответствии с законом равновесия и диалектическим характером мироздания). Именно свобода выбора позволила человеку принять историческое решение и начать свой путь отдаления от Бога, как от Центра Равновесия, но также свобода выбора открывает всем нам путь назад к восстановлению полного мира в душе через налаживание отношений с Создателем. Судя по тому, что мы видим из Библии, душевное спокойствие, абсолютно равновесное внутреннее состояние изначально было неотъемлемой частью человеческого естества и вполне могло оставаться таким же до сих пор, если бы человек не воспользовался своим врождённым правом выбора в пользу обратного (хотя делал это практически неосознанно, да и не мог в полной мере осознать последствий).

Вот что сказано в книге Екклесиаст:

Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их…

(Еккл.3:11)

«Вложил мир в сердце их» — это как раз говорит о полном равновесном состоянии души, которое было изначально подарено человеку Его Творцом. Такое состояние возможно только в непосредственной близости с Создателем, а вернее сказать в Нём Самом. Человеку не было необходимости достигать этого состояния душевного равновесия, так как оно было его врождённым (!) свойством с самого начала. Но при этом ничто кроме сохранения настолько же близких отношений с Богом не могло гарантировать сохранение этого состояния и дальше. Однако произошли известные события в Едемском саду, и человек потерял настолько необходимую ему близость с Богом, а вместе с этим — и свой душевный покой. И теперь нам всем только и остаётся, что постоянно сталкиваться с необходимостью поддерживать состояние душевного равновесия, а для этого на каждом шагу делать определённый выбор.

Для Адама до определённой поры необходимости делать выбор не существовало (хотя он и имел врождённое право выбора), потому что он не знал ничего, кроме любви Отца и постоянно пребывал в состоянии абсолютного душевного равновесия рядом с Ним. Но после того, как вкусил плода с так называемого «древа познания», то в тот же момент оказался в диалектической действительности, которая объективно заставляет человека постоянно делать выбор между двумя крайностями или сторонами. Замечу здесь и то, что, судя по всему, рано или поздно ему всё равно пришлось бы вкусить того плода, но только это должно было произойти позднее, когда Адам был бы к этому готов. А в тот момент искуситель заставил его сделать поспешный выбор (Прит.20:21), тем самым введя Адама в диалектическую действительность с необходимостью постоянно выбирать свои пути.

Для неокрепшей в доверии Отцу душе человека находиться в подобном состоянии опасно, потому что это обширное поле деятельности для противников, которые гораздо более его осведомлены об истинном положении вещей (как говорится, каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше него). История знает множество случаев спекуляций на свободе выбора человека. Например, как мы уже говорили в 7-й главе, многие слышали слово «ересь», которым официальные религии обозначают все альтернативные вероучительные вариации, придавая им строго негативный оттенок. И таким образом, большинство людей, принимая мнение «официальных» религиозных институтов за чистую монету, не задумываясь следуют установленным теми правилам и предписаниям. И было бы очень странно ожидать от этих людей правильного понимания значения слова «ересь». А между тем оно означает всего лишь ВЫБОР или направление, и является абсолютно нейтральным, то есть не имеющим никакой негативной коннотации. Но для «официальных» религиозных институтов любые альтернативные взгляды всегда несут в себе угрозу самого существования этих институтов. И поэтому нет ничего удивительного в том, что они вынуждены прибегать к обману путём искажения Истины. Особенно масштабно такие явления стали происходить с момента сращивания религии и государства в эпоху императора Константина и его преемников на престоле римской империи (IV век). В эту эпоху то, что в одном поколении называлось ересью и осуждалось, в следующем поколении становилось официальной версией, и уже наоборот осуждалось то, что считалось правильным в прошлом (например, так называемое арианство). Поэтому думающим людям стоит внимательнее и критичнее относиться к тому, что говорят «официальные» религиозные власти, потому что велика вероятность того, что они ведут свою паству в пропасть (Матф.15:14). Конечно, может быть это и не так или не совсем так, но надо иметь в виду, что религия, сросшаяся с властью, уже концептуально лежит вне русла Божьего промысла, хотя бы потому, что власть изначально могла быть исключительно в руках Бога. Как только религия попадает под покровительство власти, в тот же момент она становится инструментом для решения политических и прочих корыстных вопросов. И тогда в руках «официальной» религии сам выбор человека становится предметом спекуляций и манипуляций.

Мы ещё будем дальше возвращаться к проблематике выбора, а сейчас просто зафиксируем, что после выхода человека за пределы Едема и попадания его в мир выбора, мы с вами теперь живём в этой же действительности, в этой зоне турбулентности космических масштабов, в которой различные силы швыряют нас в крайности подобно щепкам в бушующем океане. И нет шанса уцелеть в этой среде без ясного и чёткого ориентира и без желания жить. Вся наша жизнь — это, по сути, сплошная череда выбора, попытка выжить и достигнуть надёжного берега. Но это невозможно, если не искать с постоянством ту центральную линию, которая направит нас на тот самый Восток, где сходятся все жизненные пути человечества.

Эта тема действительно очень обширна и на протяжении всей книги мы ещё не раз будем сталкиваться с проблемой выбора на фоне темы равновесия.

Итак, с тех пор как человек воспользовался правом выбора и стал самостоятельно выбирать свои пути, он столкнулся с тем, что такие же, как он другие люди тоже имеют и всячески выражают своё собственное право выбора. Это обстоятельство обусловило наличие пересечений множества путей и интересов. Стали нарушаться границы и стали естественным образом происходить процессы их восстановления. В ход шло всё, что могло обеспечить хотя бы шаткое, но равновесие. Термин «статус кво» как раз иллюстрирует это, но он и близко не подходит к тому, чтобы проиллюстрировать то равновесие, которое было в душе человека в самом начале бытия.

Кто был сильнее и хитрее, тот оказывался на более тёплом и плодородном месте, другие же вытеснялись. Дальнейшее развитие процессов выживания привело человечество к выделению класса военных, в чьи основные задачи поначалу входила только защита населения от посягательств соседей. Военные находились на полном обеспечении у своих соплеменников для того, чтобы они, не отвлекаясь на бытовые вопросы, имели возможность погружаться с головой в подготовку к сражениям — то есть наилучшим образом выполняли свои защитные функции. Но постепенно люди с оружием стали чувствовать своё преимущество перед другими и стали использовать свои навыки для притеснения окружающих соплеменников, что породило феодальное устройство. Институт власти, конечно, возник ранее, но в этот период он приобрел поистине демонические черты. И такое положение в социальных отношениях господствовало практически повсеместно по всей Земле, распространяясь по её лицу, как страшнейший вирус.

В дальнейшем естественный ход вещей привёл к буржуазным переменам, что дало цивилизационный скачок и усиление научно-технического прогресса, но при этом многие социальные противоречия не только не были решены, но были даже усилены. Народы за многие века привыкли жить при таком устройстве, и в умах людей понятие иерархии власти теперь почти исключительно связывается с господством одних над другими, и многие даже представить себе не могут, что может быть как-нибудь иначе. Это как раз иллюстрация того, что было сказано выше о воздействии глобальной сатанинской концепции, господствующей в умах огромного количества жителей планеты и не дающей им вырваться за её рамки даже просто теоретически, не говоря уже о практике.

Чтобы картина мироустройства не выглядела настолько удручающей, следует добавить, что некоторым людям всё-таки удавалось выбраться из-под купола лжи и заглянуть за завесу. Некоторым из них удалось выявить, описать, просчитать и спрогнозировать диалектические процессы человеческого бытия, как например, тому же Гегелю. Другим удалось развить эти теории, как например, Карлу Марксу. И затем другим удалось их очень успешно применить на практике, как например, Ленину и Сталину (только совсем не смыслящий в фактологии и социальной инженерии человек сможет утверждать обратное). А причина такого без преувеличения грандиозного успеха в том, что все эти люди осознанно или бессознательно опирались на установленные Создателем естественные диалектические законы бытия, хотя при этом некоторые из этих людей были и неверующими в Бога.

Изначально в отношениях человека с Богом никаких иерархических схем и систем не существовало, так как всё было построено лишь на личных отношениях в атмосфере, я бы сказал, полной взаимозависимости, взаимного почитания, уважения и доверия. Но во времена, когда вселенское равновесие было уже нарушено, появились и все предпосылки, чтобы даже в таких вопросах, как внутренняя духовная жизнь сообществ людей, возникали и действовали всякие иерархические структуры, которые от божественной иерархии взяли только властный аспект, причём с полным непониманием самой природы власти, которая по замыслу Бога никогда не могла быть в руках кого бы то ни было из людей и могла быть полностью сосредоточена лишь в руках Самого Бога. Стремление людей к власти всегда и неизменно приводило к катастрофическим искажениям её проявлений вплоть до практически рабовладельческой формы господства в церквях. О других мерзостях даже упоминать не буду.

На самом же деле, даже являясь членами одной церкви, каждый её член остается самостоятельной личностью, хотя, к сожалению, далеко не всегда высоко личностно развитой. Для такого личностного развития нужно время и практический опыт, которого обычно катастрофически не хватает молодым. Этот опыт есть у более взрослых, но они не всегда сами по себе являются достаточно зрелыми и авторитетными для молодых. Не будем забывать, что каждый из нас считает себя свободным, и тогда нам необходимо как-то договариваться между собой, чтобы в этой сложной системе взаимоотношений всегда поддерживать должный порядок (1Кор.14:33). Любые человеческие сообщества, в том числе и все церкви, состоящие из ищущих Бога и ставящих Его на первое место в своей жизни людей, с одной стороны провозглашают свободу, а с другой — вынуждены выстраивать внутреннюю иерархию. Такая система подчинения становится ненужной только там, где все члены сообщества находятся на совершенно одинаковом и причем высоком уровне развития, где каждый свободен и одновременно готов подчинить себя самого другим. И более того, к такой атмосфере термин «подчинение» становится не применимым, потому что это уже не подчинение, а соподчинение людей. А ещё лучше сказать, ясное осознание ими полной взаимозависимости.

Пример таких высоких отношений, где всё совершенно уравновешено, показал нам Иисус, рассказывая о Своих отношениях с Отцом:

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

(Иоан.10:17,18)

Люди, находящиеся на низких уровнях личностного развития (на самом деле, находящиеся в рамках очень узкого мировоззрения, а ещё точнее сказать, находящиеся под воздействием ложной объемлющей концепции) не в состоянии принять такой уровень свободы и постоянно теряют своё душевное равновесие, всякий раз оказываясь не готовыми к нормальному взаимодействию. Читаем продолжение этого отрывка, где Иисус говорит о Своих невероятных отношениях с Отцом, и видим библейскую иллюстрацию вышеприведённого утверждения: люди с низким уровнем личностного развития оказываются совершенно неспособными к принятию важнейших истин, и всё, что выходит за рамки их ограниченного сознания, вызывает у них подозрение, страх и дезориентацию, на что они реагируют естественно очень агрессивно вследствие включения примитивного инстинкта самосохранения:

… От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

(Иоан.10:19)

И если мы будем достаточно честны сами с собой, то увидим, что слишком часто мыслим довольно ограниченно. Если же кому-то удаётся хотя бы немного вырваться из тисков общественного мнения и навязанного извне мировоззрения, то такой прорыв уже можно считать серьёзным достижением. Но многим это кажется настолько сложным и даже опасным, что заставляет прекратить всякие попытки и смириться с существующим положением, а чтобы не беспокоили связанные с этим неприятные ощущения, приходится принимать в качестве истины совершенно неистинные и часто откровенно сомнительные вещи — нам часто достаточно для успокоения, чтобы эти вещи просто имели приличный внешний вид. Но это далеко не то успокоение (равновесие), а лишь его видимость. Другими словами — это ложь.

С учётом вышесказанного становится совсем неудивительно, почему многие оказываются неспособными состыковать (уравновесить) у себя в голове некоторые места из духовного учения, как например, эти:

10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…

(Еф.4:10-12)

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

(Матф.23:8-10)

Здесь содержится видимая или кажущаяся нестыковка: в одном отрывке говорится о том, что Бог Сам поставил учителей и прочие духовные ориентиры среди Своего народа, а в другом отрывке говорится, что никто из Его людей не должен называть других учителями. И подобные «нестыковки» являются для многих достаточной причиной, чтобы объявить тексты Писания дефектными и отвергнуть их, нисколько не принимая их в качестве указателя на Истину. Но почему-то многим не приходит в голову, что тексты Писания не обязаны быть такими, какими их хочется видеть нам. Кто сказал, что Библия не должна иметь таких вот «нестыковок»? А что, если с детства уверять человека, что как раз вот таким образом и должна выглядеть Истина, что она только и может быть найдена среди кажущихся противоречий? Понимаете, это ведь вопрос личного восприятия и не более того.

Кстати, мнение о нахождении истины среди противоречий реально существует, хотя, очевидно, что оно не слишком сильно распространено. Мы в определённом смысле владеем только теми знаниями, которые были доступны в окружающей среде, в которой мы воспитывались. И всё зависит только от мировоззрения, которое мы осознанно или неосознанно приняли в качестве истинного. Но если действительно считаем себя зрелыми и осознанными людьми, то должны воспринимать всё происходящее непосредственно, а не стереотипно. А для этого нужны истинные знания, которые в наше время можно получить, лишь активно развивая способности (кстати, врождённые) к восприятию и отыскиванию «золотой середины», равновесной центральной линии.

Такой вот получается замкнутый круг, который невозможно разомкнуть без внесения извне «свежей информации». Этому как раз и служат внешние ориентиры, различные учителя и наставники. Здесь мы снова и снова сталкиваемся с необходимостью поддержания определённого баланса: с одной стороны есть необходимость принимать новую информацию со стороны, а с другой стороны существует опасность заразиться лжеучениями, которых в мире расплодилось очень много. И совершенно очевидно, что тут без ощущения Истинного Центра Равновесия решительно не обойтись.

Вернёмся к приведенным выше отрывкам из Библии, в одном из которых сказано, что Сам Бог ставит учителей, а в другом говорится, что никто не должен называть других учителями. Как видно из Писания, да и из самой жизни, порядок и некая иерархия необходимы. Но с другой стороны никто из нас не должен называться отцом, учителем и наставником. Действительно, такая «нестыковка» способна вывести из равновесия любого человека, и особенно в начале его духовного пути. Главное, что нужно с самого начала — это понять, а если не получится понять, то, по крайней мере, допустить, что оба эти отрывка не существуют один без другого. Они являются частью одного учения, и это учение не разорвано на независимые части, но вместе они составляют нечто единое, к пониманию чего мы и идём по пути восстановления утраченного равновесия — личных отношений с Отцом.

Давайте ещё порассуждаем над нашей «нестыковкой». Перед Богом мы все имеем одинаково высокую ценность — каждый бесценен. В этом смысле мы все равны перед Богом, и здесь нет никакого противоречия. «Вес» каждого из нас равен «весу» Христа. Ведь даже если бы Ему пришлось умирать всего лишь за одного из нас (грешника), то без всяких сомнений Он сделал бы это.

Но как же совместить в нашем понимании церковную (как в прочем и любую другую общественную) иерархию и равенство перед Богом?

Во-первых, чтобы иметь взвешенную точку зрения нужно найти центр равновесия или посмотреть на вещи из центральной точки, а потому нужно постараться взглянуть на ситуацию глазами Бога. Бог делает ВСЁ для нашего блага (Рим.8:28). Он уже отдал Иисуса за каждого из нас, за всех людей, когда-либо рождённых, без всякого исключения. А теперь Он стремится приблизить нас к Себе, прокладывая перед нами путь. На этом пути вначале стоит Иисус, затем Апостолы и пророки, потом представители следующих поколений (Еф.2:19-22). Те, кто движется по данному пути дольше нас, как правило оказываются более мудрыми и опытными чем мы. И они естественным образом могут являться для нас ориентирами на пути: наставниками и учителями, ну или хотя бы примерами. Но мы все равны в том смысле, что все проходим похожие жизненные пути — от рождения через созревание и старость к смерти. Просто мы живём в разные временные промежутки. Учение же остаётся (должно оставаться) неизменным. А благодаря этому учению сохраняется наше убеждение в том, что ценность каждого отдельного человека перед Богом всегда неизменно высока. И это должны понимать все без исключения люди, двигающиеся по данному пути — как идущие впереди, так и следующие за ними. Как видите, это и есть «точка сборки» для двух наших «противоречивых» отрывков. То есть в реальности между ними нет никакого противоречия. Мы видим единый поток знания, также видим наслоение периодов развития разных людей, передающих знание от поколения к поколению, и всё это является частями одного и того же процесса.

Такую совершенно логичную и естественную картину могут испортить только значительные вкрапления ложного учения. А учитывая размах лжеучений и частую беспомощность нашего разума в противостоянии их атакам, голос Бога у нас внутри должен подсказать, насколько важна в нашем духовном развитии роль хороших наставников.

Когда мы возрастаем и становимся мудрее, то неизменно в какой-то момент начинаем лучше, нежели кто-то другой рядом с нами, понимать некоторые вещи. К тому же рядом появляются новые люди, которые находятся ещё только в самом начале пути и которые нуждаются в том, чтобы им кто-то помог правильно сориентироваться в новой обстановке. Но главное не то, насколько много мы знаем и понимаем. Главное всегда в том, насколько качественны наши отношения с Создателем и наши отношения с окружающими, насколько мы их любим (1Кор.8:1). Однако мы всё же остаемся людьми, склонными к независимости и гордости. Отдавая себе в этом отчёт, как взрослые люди, мы сами должны стараться сохранять своё духовное равновесие и не позволять себе превозноситься над другими (1Кор.13:4), зная, что всё дано от Бога и не мы сами приобрели это своей мудростью (1Кор.4:7). Потому-то и говорится одновременно о власти и соподчинении между членами Церкви:

5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

(1Пет.5:5)

Надеюсь, теперь стало легче совместить (уравновесить) в голове приведённые в этом отрывке слова Апостола Петра об одновременном подчинении и соподчиненииповинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу»).

Чтобы вместить Божье учение полным образом, необходимо рассматривать вещи с разных сторон. Но это связано с риском потери центральной линии и равновесного состояния. Однако другого нам не дано — так уж устроена та диалектическая реальность, в которой мы оказываемся, рождаясь в этом мире. В каком-то смысле движение и лавирование между крайностями — это и есть та самая узкая тропа, которая ведёт к спасению (Матф.7:13), и на самом деле риском является стремление сохранять статичный «статус кво» и при этом не двигаться в познании дальше. Согласитесь, ведь гораздо легче обмануть ребёнка чем взрослого человека, но есть и немало взрослых, которых обмануть не тяжелее, чем детей (Евр.5:11-6:3). Ничего не стоит на месте, а потому развиваются и технологии лжи, и стоять на месте, полагаясь исключительно на прошлый опыт, согласитесь, опасно. Но и двигаться дальше в неизвестность тоже достаточно рискованно. Так как же найти равновесное отношение между этими двумя крайностями? Ответ в том, что нужно иметь прочный духовный стержень, благодаря которому наше духовное тело будет способно оставаться цельным и не распадаться на части даже в самых турбулентных ситуациях.

В примере Авраама, названного другом Богу, ясно усматривается, что собой представляет этот стержень. Это вера, доверие Богу, которое ему вменилось в праведность (Иак.2:23, Евр.11:8-10). То есть это не соблюдение каких-то правил или обычаев, и не следование инструкциям и преданиям, но живые и непосредственные отношения с Отцом и полное доверие Ему. Но и не только Аврааму подобное отношение к Богу вменилось в праведность. Бог признаёт праведными всех людей, которые имеют и взращивают в себе такое же доверие Ему, как у Авраама. И это напрямую связывается с личностью Иисуса Христа (Рим.4:18-25). Такой стержень доверия Богу превыше всех правил и предписаний, и он даёт способность всегда оставаться в состоянии поддержания верного баланса.

С другой же стороны мы до самой смерти остаёмся несовершенными людьми, и прямо внутри нас играют всякие противоречивые чувства. Если же позволяем этой своей несовершенной (греховной) натуре доминировать в нас, то неминуемо отходим от центральной линии и теряем равновесие, становясь гордыми, излишне жёсткими, непримиримыми, склонными к спорам, осуждению и стремлению любой ценой отстаивать своё мнение (1Кор.11:16, 1Кор.8:2,3, 1Тим.6:3-5). Тогда уже недалеко и от того, чтобы стать «самостоятельными», «независимыми» и от Бога. Но это только до определённой поры, пока не упадём в бессилии вдали от центральной линии и не осознаем своей ошибки.

Только давайте всё же не путать отдаление от Бога и отдаление от людей, затягивающих нас в ложь (2Фесс.3:1-6, 1Тим.6:3-5, Гал.1:6-9). Однако при этом нужно помнить, что если мы отходим от Бога, то теряем и способность судить справедливо, а значит и утрачиваем способность определять, где ложь, а где правда. Очевидно, что нам совершенно необходимо иметь навык нахождения баланса в этом деле, а это связано с необходимостью постоянно двигаться в личном познании Бога, наращивая собственные глубокие убеждения и при этом постоянно проверяя их через общение с другими, а особенно с качественными наставниками и учителями.

Как видите, диалектичность ситуации проявляется в том, что мы никак не можем прийти к однозначному ответу, нужны ли наставники или нет, и нужно ли иметь только личные убеждения или необходимо только слушать всяких учителей. Потому что важно одновременно и то, и другое, и мы никогда не сможем прийти в этом вопросе к Истине, если будем бросаться в крайности. И точно так же необходимость искать баланс касается абсолютно всех сфер жизни.

В сфере наставничества проблема потери баланса связана в основном с насаженным сатаной ложным отношением к власти. Очень часто люди, которых даже самым демократическим путём выбирают на руководящие должности, со временем поддаются искушению властвовать. Коварство лжи сатаны состоит в том, что люди начинают верить в саму возможность властвовать. Но при этом замысел Бога изначально подразумевал наличие любой власти исключительно в руках Самого Бога, ведь только так можно обеспечить подлинную справедливость, потому что только Он Сам является Центром вселенского равновесия. Но людям с незапамятных времён хочется забраться повыше, чтобы обеспечить себе наилучшие условия для выживания. На этом стоит весь мир, который в массе давным-давно уже потерял истинные ориентиры.

Глубинной идеологической составляющей мира является стремление причислить себя к так называемому «избранному народу». Но это избрание вопреки диктуемому религиозно-магическим сознанием убеждению касается не каких-то отдельных наций или других формаций, а только отдельных личностей (подобно библейскому Аврааму), имеющих и проявляющих доверие Богу. Эти личности рано или поздно находят друг друга, и именно они являются тем самым подлинно избранным народом. Конечно, они выделяются на фоне других, но, во-первых, не выказывают этого внешней атрибутикой (какими-нибудь особыми одеждами, ритуалами и пр.), а во-вторых, не стремятся специально занять это почётное место. Они просто ищут Бога, Который лично делает их избранными (пример царя Давида).

Для человека должно быть важнее не то, на каком месте он находится или какую должность занимает. Для любого человека важнее всегда было и всегда будет то, насколько он близко с Богом и насколько похож на Него на любом месте, которое не занимал бы. Тогда для Бога всегда будет возможность поставить такого человека в пример другим. Но для этого необходимо не сопротивляться Божьей власти и не препятствовать Ему Самому устанавливать должный баланс:

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лук.14:7-11)

Апостол Павел так говорит о главных (центральных) вещах в своей жизни:

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

(Фил.3:7,8)

Павел отчётливо понимал, что главным в жизни является Бог. Он есть Центр Всего. Из Него проистекает всё (Иоан.1:3, Рим.11:36). И Бог Сам ставит Павла и других подобных ему в пример нам (1Кор.4:16, Фил.3:17, Евр.13:7).

Ещё одним великолепным примером понимания Бога и близости с Ним является Иов. Когда сатана устроил в его жизни большие проблемы (Иов.1:6-19), то Иов несмотря на всю суровость испытаний, остался верен Богу, очень хорошо понимая, Кто и что является главным:

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! 22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

(Иов.1:20-22)

Иов хорошо понимал установленный Богом принцип вечного равновесия (хотя, может быть, и не называл его так): «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!». Он понимал, что всё начинается с Бога и всё возвращается к Богу, отношения с Которым были для него ценнее всего. И написано: «во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

Но не успел Иов опомниться от первого испытания, как наступило следующее (Иов.2:1-8). Его жена попыталась «облегчить» страдания любимого мужа, совершенно не понимая сути происходящего и мысля, судя по всему, посредственно и стереотипно:

9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

(Иов.2:9,10)

Иов остался твёрд в своей вере. Он очень хорошо понимал, что важно не то, что происходит с нами в данный момент, приятное оно или неприятное, а важно то, куда и с чем мы придём в итоге. Он даже и помыслить не мог ругать Бога — это для него было тем же, что вовсе не иметь ума. Для него Бог всегда был главным, Он был для Иова Центром всего. Поэтому об Иове Сам Бог говорит: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8). Эта история описана для нас, чтобы мы лучше понимали сердце и характер Бога (1Кор.10:11). Ведь в последний день Он хочет сказать каждому из нас что-то подобное тому, что сказал об Иове (Матф.7:21-27, 1Тим.2:4-6, Матф.25:34).

Иов мог бы стать великолепным учителем для Церкви Бога. Но он и есть учитель! Его убеждения, слова и поступки Бог ставит в качестве ориентира для нас, и мы об этом читаем в Писании, которое оставляется нам для назидания (Деян.20:32, 2Тим.3:16,17, Лук.16:29-31). И было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили здесь, насколько щедро Бог возместил все потери Иова ещё при его жизни (Иов.42:10-13).

Снова вспомним уже приведённый выше пример (ориентир) человека, хорошо понимающего необходимость духовного равновесия и того, где его искать. Эти слова сами по себе могут быть хорошим наставником (бесструктурным):

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. 6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. 7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: 8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, 9 дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал:"кто Господь?"и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

(Прит.30:5-9)

Говоря о совершенной вере и совершенном равновесии невозможно пройти мимо ещё одного наставника — Авраама, — который стал не просто наставником, но по словам Господа сделался нашим отцом по вере. Мы о нём уже говорили немного выше, но не будет лишним вспомнить ещё раз:

17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. 18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному:"так [многочисленно] будет семя твое".

(Рим.4:17,18)

Авраам поверил «сверх надежды». Что это значит? Похоже, что он поверил в то, на что по человеческому рассуждению надеяться было невозможно (вспомните о пределах человеческого сознания и о том, Кто способен расширить эти горизонты):

19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; 20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу 21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. 22 Потому и вменилось ему в праведность.

(Рим.4:19-22)

Авраам полностью доверился Богу, и это вменилось ему в праведность. Он, так же как Иов, не сомневался в праведности Бога (некоторая неуверенность вначале не в счёт, это скорее только эмоции). Как написано, «он не помышлял» о человеческой реальности, но смотрел на возможности и обещания Бога. Он «не поколебался в обетовании Божием неверием». То, что Авраам, так же как Иов, не поколебался, говорит о том, что он сохранял своё духовное равновесие. Он всегда стремился к Богу, как к Центру всего, и всегда хранил в сердце доверие Создателю и своему Другу (Ис.41:8).

В Книге Притч мы найдём такие слова:

23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

(Прит.4:23)

Здесь сказано о приоритетной необходимости хранения своего духовного центра, из которого исходит жизнь. Центр физического равновесия человека находится в области примерно на 4 сантиметра ниже пупка и в 2-х сантиметрах вглубь тела. У мужчин и женщин положение этих точек немного отличается, но не суть. Если человек напрягает, например, руки, то он переводит направление перемещения веса тела выше области пояса. И тогда его легче вывести из равновесия, чем, если бы он не напрягал рук. Фокус на других частях тела также приводит к смещению центральной точки, и от этого общее равновесие оказывается под угрозой. Когда же вес тела сбалансирован вокруг центральной точки, то равновесие сохраняется в относительно устойчивом состоянии, в каком бы направлении человек ни двинулся.

То же относится и к мыслительной сфере, и к духовной жизни человека. Внутреннее всегда связано с внешним. И влияние может происходить как извне внутрь, так и наоборот — изнутри наружу. И здесь мы уже сами должны выбирать и решать, позволим ли внешним обстоятельствам влиять на наше внутреннее состояние или своей внутренней сущностью будем влиять на происходящее вокруг нас. Но мы не должны упускать из вида того факта, что центр нашего равновесия (как физического, так и духовного) никогда не может находиться вне нас самих, и более того, наш центр тяжести находится не где-то на окраинах нашего тела (физического или духовного), а в самом его центре. В Библии этот центр называется сердцем.

Авраам больше всего хранимого хранил своё сердце. А в его сердце центральное место занимал Бог. Это и дало ему веру, которая вменилась ему в праведность. Авраам не обращал внимания на преклонный возраст свой и своей жены, да и другие внешние обстоятельства не имели для него такого же веса, как обещания Бога. Авраам старался не смещать в разных направлениях свой духовный центр тяжести. Он твёрдо верил в обещания Бога, которые сохранил в самом своём сердце.

В подтверждение сказанному здесь можно добавить ещё и слова Самого Иисуса Христа:

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

(Лук.17:20,21)

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Матф.6:31-33)

Царство Бога — это главное, чего судя по этим словам нужно искать и чего добиваться. И оно находится внутри каждого человека, принимающего Бога, в самом его духовном центре. И нужно понимать, что Царство Бога не может быть без царствования Самого Бога, Который в самом центре Своего Царства. Центр всего есть Бог, и Он должен быть в самом центре нашего сердца. Тогда всё остальное в нашей жизни будет правильным образом сбалансировано и расположено в правильном порядке.

Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что любой, даже очень близкий к Богу человек может потерять равновесие, если перестанет смотреть на установленный Богом ориентир и будет придавать значение (вес) другим вещам. Так было, например, с Апостолом Петром, когда он начал тонуть, глядя на бушующие волны, а не на Иисуса, твёрдо стоящего на тех же самых волнах (Мф.14:28-32). И история Петра лишний раз показывает необходимость осторожно относиться к разного рода учителям и авторитетам: они совсем необязательно могут быть осознанными последователями сатаны, но они ведь люди, а значит могут и ошибаться, и тогда важно очень внимательно проверять все их слова и сверять их с имеющимися у нас уже проверенными ориентирами.

То же самое относится и к всевозможным христианским (да и вообще религиозным) группировкам. Некоторые их них со временем совершенно теряют из виду Христа. И в отличие от Апостола Петра, к сожалению, многие из них так Спасителя и не находят. Петру посчастливилось видеть Ориентир своими глазами, и даже если он иногда терялся, то живой пример Иисуса в его жизни помогал ему снова и снова находить верный путь. Но с последующими поколениями всё обстояло уже не так. Если подобные Петру наставники и учителя ещё могли быть в большой степени достоверными ориентирами для своих последователей, то более поздние поколения наставников и учителей уже неминуемо и объективно теряли в качестве. Это было связано со многими причинами, о которых мы уже много говорили выше и которые привели к невероятному разделению церкви сначала на западную и восточную части, а затем и в других плоскостях. Некоторые из этих частей утверждают, что именно они являются носителями истинной традиции и преемственности Апостольского учения, но сами уже перестали быть чёткими ориентирами по примеру Самого Христа, а потому такая раздвоенность уже сама по себе не внушает никакого доверия.

Проблема нечёткости ориентиров связана не только с сомнительностью многих из этих религиозных структур, но и с многочисленными вопросами к бесструктурной составляющей всей религиозной сферы — к различным версиям Писаний. Проблема эта связана не только с разночтениями из-за различия в переводах и неминуемыми ошибками при переписывании текстов, которые вполне могли допускать предки. Она усугубляется ещё и тем, что многие слова, применяемые в библейском тексте, из-за различных трансформаций языков и по другим объективным и субъективным причинам могли терять свой исконный смысл, а вместо него приобретать новый, который далеко не точно отображает суть вещей.

Вспомним пример, который приводился где-то выше о значении слова «Спаситель». Ведь очевидно же, что Христа не называют словом «Спасатель», а между тем разница очень существенная. Смысл этих слов совершенно разный. Спасатель в общем смысле — это тот, кто от чего-то кого-то спасает, например, из огня, из-подо льда, от врагов и так далее. И многие религиозные люди именно так и понимают роль Христа, Который их спасает от суда, грехов, ада и наказания. Да, конечно, в каком-то смысле так и есть, но у деятельности Христа есть и другой смысл, который обычно не рассматривается многими религиозными сообществами, что и толкает их в крайности. Например, некоторые Израильтяне ждали Мессию, как освободителя от римского господства, но не признали Его в лице Иисуса. И проблема была не в Иисусе, а в тех Израильтянах, ожидавших пришествия Спасателя, который должен был их освободить от римской оккупации, тогда как Мессия (Машиах) на самом деле был не Спасателем, а Спасителем.

Выше мы уже говорили, что слово «Спаситель» связано скорее не с понятием «спасать», а с понятием «пасти» (пастух, пастырь). И когда говорили об Ориентире, то вспоминали слово «Спас», которым когда-то называли Полярную звезду, являющуюся лучшим ориентиром в пространстве в тёмное время суток. В духовном смысле это та точка, в которой рано или поздно собираются все люди, которые идут к ней, как к ориентиру. Из Библии мы знаем, что Христос часто сравнивается с Пастухом, собирающим стадо Божье (Втор.30:4, Ис.11:11,12, Иер.31:10, Мар.13:27, Иоан.10:1-18). Таким образом Иисус — это Спаситель, то есть Пастух, спасающий (в смысле собирания вместе) стадо Божье. Роль Спасителя не в том, чтобы спасать от проблем, грехов, суда и так далее. Конечно, и это тоже, так как роль Пастуха вообще состоит в том, чтобы уберечь стадо и не потерять никого (Матф.18:11-14). Но Он не спасатель по вызову, Он Спаситель, собирающий вместе всех ищущих Бога (как пастух собирает овец). Через Христа Бог указывает Своему стаду, где находится тот самый Центр равновесия, что само по себе, — в качестве, так сказать, неотъемлемых опций, — является избавлением и от суда, и от греха, и от многих проблем (Лук.19:10, Иоан.3:17, Иоан.10:10).

На этом мы можем закончить общий обзор ориентиров для поиска пути к Богу. Конечно, мы не коснулись здесь многих примеров, на которые можно было бы обратить внимание, — а это и раввины-толкователи Торы, и христианские духовные отцы, и даже исламские муфтии с буддистскими гуру, — но, как говорится в Библии, у нас есть много наставников, но мало отцов (1Кор.4:15). У каждого из нас есть те, кому больше всего доверяем в самом начале пути, но позднее мы уже можем оценивать результаты этого пути и даже оценивать качество того, что нам говорили учителя. Но опять же встаёт вопрос насчёт правильности критериев такой оценки. И в этой главе я постарался привести аргументы в пользу, пожалуй, самой заметной фигуры человеческой истории, на которую без всякого сомнения может хотя бы в чём-то ориентироваться без преувеличения любой человек.

Фигура Христа заложена в самое основание нового Храма Божьего, Его Церкви (Еф.2:20). Сама же Церковь должна являться продолжением Христа (1Пет.2:4-6), и через неё, то есть через Христа должен пролегать путь к Отцу (Иоан.14:5-7). В конце же пути Сам Христос встречает всех, кто дошёл этим путём до конца (1Иоан.3:2, Еф.1:22,23). То есть Христос пронизывает снизу доверху всю эту конструкцию, а её составные части, все Его последователи несут на себе ответственность придерживаться строгой вертикальной оси — Христа. Иисус — это тот Ориентир, с помощью Которого мы всегда можем находить должный баланс между самостоятельностью в поиске Бога и наставлениями со стороны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я