Вечное равновесие

Сергей Витальевич Балушкин, 2023

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом…» (Екклесиаст 3:1).День сменяется ночью, приливы чередуются отливами, после вдоха следует выдох, а после него обязательно снова вдох. Радость сменяется печалью, а затем снова появляются причины для радости, и после всё повторяется в такой же очерёдности. Жизнь обязательно сменяется смертью, и наоборот, смерть – жизнью. И так до скончания веков.Почему же всё во Вселенной развивается не прямолинейно, а по некоей синусоиде с попеременной сменой противоположных явлений и состояний? Почему во все времена разные мыслители неизбежно приходили к мысли, что единственная постоянная вещь в жизни – это перемены? И можно ли сделать наше существование хоть сколько-нибудь похожим на прямую линию, а не на бесконечные «американские горки»? Цикличность смены явлений и состояний обусловлена действием незыблемых законов Творца, лежащих в самой основе мироздания. Об одном из таких законов мы и поговорим на страницах книги «Вечное Равновесие».

Оглавление

Глава 5: Центральная ось, вертикальная устойчивость и равновесные силы

Состояние равновесия какого-либо физического тела может быть достигнуто лишь путём приведения его массы к такому положению, при котором сила гравитации проходит через центр тяжести тела и затем проецируется в пределах его основания или опоры (ниже будет приведена иллюстрация этого определения с объяснением на примере). В точности то же самое справедливо и для духовных тел. У них есть и опоры с основаниями, и воздействующие на эти тела силы, и свой центр тяжести. Мир создан по Божьим принципам таким образом, что нам в своём развитии необходимо стремиться к тому единственному положению, в котором мы можем найти истинное равновесие, и, найдя его, твёрдо стоя на ногах, сможем развиваться. Твёрдость и непоколебимость, устойчивость — это непременное условие для поступательного развития, которое выражается в росте способности выдерживать всё большие и большие нагрузки. Чем выше устойчивость, тем больше возможностей для роста и развития, а процесс сближения с Богом означает процесс обретения настоящей твёрдости и устойчивости.

Если Бог является единственным Центром нашего равновесия, и каждый из нас стремится к Нему, то все мы самым естественным образом будем едины в своём стремлении, а наши усилия, объединившись, станут ещё более эффективными. И единство — это не просто способ укрепить наши позиции. Единство, основанное на истинном центре равновесия (Боге) — это единственный естественный способ нормального сосуществования и сохранения желаемого общественного равновесия, а также нормального развития всего общества. Все конфликты человечества так или иначе связаны с попытками восстановить утраченный баланс, и обусловлены они тем, что этот баланс люди пытаются восстановить без поиска истинного Центра равновесия — то есть каждый имеет какой-то свой собственный центр интересов и поэтому по факту «тянет одеяло на себя», чем только ещё больше разбалансирует систему отношений. И следует заметить, что подобное происходит даже в таких общественных институтах, как христианские церкви, которые, казалось бы, должны быть лучшим примером духовного единения. На самом деле в них почти всегда неминуемо присутствует и материальная составляющая, разбалансирование отношений в которой также является мощным фактором разбалансирования и общего уклада как отдельных церквей, так и церковного института в общем. Поэтому для понимания путей выхода из, к сожалению, уже ставших привычными кризисных ситуаций в религиозных организациях, мало всерьёз разбираться исключительно с перекосами в их духовной (идеологической) составляющей, но также необходимо всерьёз разбираться и с перекосами в материальных аспектах. Иначе совершенно невозможно говорить ни о каком единстве даже в таких общественно значимых институтах, как церковь, которые по идее должны быть лучшим примером для всех остальных (Матф.5:13-16). Но, к сожалению, зачастую в них не видно ни серьёзной работы над исправлением идеологических аспектов, ни серьёзного отношения к нарушениям баланса в материальной сфере, зато очень хорошо заметны признаки общей деградации. Это одно из красноречивых свидетельств того, что многие даже очень многочисленные и популярные религиозные институты движутся совсем не туда, куда декларируют, зачастую впадая в прямое противоречие даже с текстами Писаний, которые они так любят цитировать.

Апостол Павел выражает волю Бога относительно христианского единства, дающего твёрдость и силу, такими словами:

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

(1Кор.1:10)

И заметьте, речь не идёт о том, чтобы все мы потеряли своё собственное лицо, — или как ещё говорят, идентичность, — слившись в одну серую (или другого цвета: белого, красного, черного, коричневого, голубого и всех прочих) массу (1Кор.12:4 — 13:13). Речь идёт об объединении в одном духе любви и братства. Ведь все мы — дети одного Создателя. В пределе не должно быть между людьми никаких разделяющих и отталкивающих друг от друга границ и преград, к которым, несомненно, относятся и самым ненормальным образом сложившиеся разделения на религиозной почве.

Здесь приводятся слова из Библии, приписываемые Апостолу Павлу, который хоть и писал Ефесской христианской Церкви, но тем не менее эти слова могут быть адресованы всем без исключения людям, истинно ищущим Бога и Его Истину, которые со всей ясностью понимают, что нет разных богов, а Он только один над всеми нами:

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Еф.2:19-22)

Конечно, эти слова прямо адресованы тем, кто признаёт Иисуса Господом, а потому могут быть не воспринятыми теми, кто имеет другие религиозные взгляды. Но давайте не будем углубляться в тему религиозных отличий, тем самым только увеличивая и без того огромную пропасть между людьми, а сосредоточимся на Едином Боге и теме данной главы.

Чему здесь учит Апостол? Если приглядеться внимательно, то речь идёт о вертикальной устойчивости некоего «здания» (понятно, что в данном случае говорится о Церкви, но это точно также относится в более широком смысле ко всему миру, над которым возвышается Единый Бог), которое возрастает на единой точке опоры — на Иисусе Христе. Единство, сосредоточение на одном, устремление к единой точке опоры — вот что позволяет расти и крепнуть всему Телу Церкви (1Кор.12:27). И Бог указывает нам эту точку — это Он Сам. Он стоит во главе всего (в основании). За Ним (на Его основании) стоят верные Апостолы (Еф.2:20). А на этом твёрдом и непоколебимом фундаменте вся Церковь «слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:21) и «получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

Всё «здание» Церкви Божьей имеет своим основанием Господа и должно строиться так, чтобы вертикальная ось не нарушалась. Если в каких-то частях Церкви возникают перекосы, то она уже не может расти дальше. Тогда Бог обязательно будет корректировать эти места с тем, чтобы снова привести Церковь к «вертикально правильному состоянию» (соблюдению законов Бога, пронизывающему всё тело Церкви сверху донизу). Только так всё Тело Церкви может расти бесконечно высоко.

Давайте разберём это утверждение на следующем примере. Вы знаете, почему известная во всем мире Пизанская башня до сих пор не упала, хотя и стоит она криво относительно вертикальной оси? Это элементарная физика. Разглядите фигуру 1, изображающую Пизанскую башню на этом рисунке.

Центр тяжести «А» башни, находится на некоторой высоте над землей примерно в центре конструкции. Если провести строго вертикальную линию от центра тяжести до земли, то мы увидим, что эта проекция центра не выходит за пределы основания башни. В этом случае башня имеет вертикальную устойчивость и не падает.

Если же попытаться надстроить башню (фигура 2), то произойдёт следующее: постепенно, по мере роста здания в высоту, центр его тяжести будет перемещаться всё выше и выше в точку «Б», и в какой-то момент вертикальная проекция центра тяжести башни выйдет за пределы её основания, а вертикальная устойчивость здания будет нарушена силой притяжения «В»; тогда, либо обрушится та часть башни, которую надстроили, либо, если эта часть будет очень крепко привязана к нижней, то обрушится всё здание (фигура 3). В любом случае процесс разрушения будет продолжаться до тех пор, пока проекция центра тяжести снова не окажется в пределах основания башни («А», фигура 3).

Пизанская башня не падает только потому, что не растёт в высоту и проекция её центра тяжести всё ещё находится в пределах её основания.

Пользуясь этой аналогией, мы можем увидеть, что никакое сообщество, в том числе и Церковь не может расти бесконечно, если в его «конструкции» допущены перекосы относительно «центральной оси». Конструкторы башни в Пизе до сих пор остаются неизвестными. По одной из версий это здание совершенно осознанно изначально строилось с перекосом. По другой версии наклон башни произошёл вследствие конструктивных ошибок, из-за несоразмерности фундамента, мягкости почвы и размытия грунта с южной стороны. Но какой бы ни была причина, башня стоит до сих пор.

Давайте при этом не будем забывать, что, во-первых, целью архитекторов не было возведение башни до бесконечности — ведь очевидно, что она изначально спроектирована с ограничением по высоте. Во-вторых, с самого начала строительства в 1173 году, а вернее с 1178 года, когда был построен 3-й этаж и обнаружился перекос, и даже до наших дней, — то есть на протяжении более 800 лет (!), — периодически ведутся различные работы по укреплению здания. Чего там только не делали. Неоднократно заменялись разрушающиеся колонны. В качестве временной меры на северной стороне (башня наклонена на юг) на бетонные балки были установлены свинцовые бруски, которые, выступая в качестве противовеса, стабилизировали строение. Затем были исследованы процессы, происходившие в грунте под фундаментом башни, после чего последовал ряд экспериментов со специально возведённым неподалеку от памятника бетонным фундаментом-макетом. Эксперименты подтвердили, что башню можно немного выпрямить и стабилизировать, если выбрать часть жёсткого грунта из-под северной части фундамента, то есть провести так называемую подработку. Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами — грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчеты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров (!) и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент. В очередной раз в декабре 2001 года башню открыли для туристов. Но уже в 2002 году башня снова закрылась на реставрацию, которая продолжалась до 2010 года (всего каких-то 10 лет, по сравнению с почти тысячелетием!). В 2008 году ученые в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия, башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год.

Я специально привёл здесь этот развернутый пример, чтобы лучше проиллюстрировать то, с какими непрекращающимися проблемами приходится сталкиваться даже если и не основателям, то их потомкам, если допускаются какие-то ошибки в самом основании проекта. И чем дольше поддерживается проект, тем дороже он становится, и тогда приходится тратить на его поддержку всё больше и больше сил и средств. И ведь ещё не факт, что все эти колоссальные усилия окажутся, в конце концов, оправданными. Добавим к этому постоянное напряжённое внимание к данному проекту — жители Пизы (да и не только они) с тревогой сбегаются к башне всякий раз, когда в Италии происходит даже небольшое по силе землетрясение, которые там случаются довольно часто. А сама башня почти с самого начала своего существования не может полноценно выполнять своё предназначение колокольни городского собора Санта-Мария Ассунта, превратившись в довольно странный памятник архитектуры, хотя и мирового масштаба.

Итак, башня в Пизе до сих пор стоит и, без сомнения, является одним из самых замечательных памятников архитектуры Европы и мира. Но это всё, что можно от неё ожидать. И, к сожалению, она не вечна, как не вечно ничто в этом материальном мире. Бог же постоянно занят созиданием вечного царства. Он постоянно и усердно работает над возведением Своего духовного Храма и имеет целью его возведение до бесконечной высоты. Церковь Христа должна быть частью этого Храма, его воплощением в нашем мире.

Законы мироздания одинаково действуют по отношению к любому человеческому сообществу. Церковь в этом смысле не является исключением, ведь это всегда сообщество людей. И если в ходе строительства Церкви допустить «перекосы», уйти от строго вертикальной линии (под этой линией здесь следует понимать то, чему учит Бог, а особенно через Христа), то до какого-то момента Церковь сможет даже расти численно и даже сможет расширять своё влияние в мире, не замечая пагубного влияния перекосов на свою жизнь. В этот период люди могут сколько угодно тешить себя тем, что они каким-то образом эволюционируют или прогрессируют, но это будет всего лишь глупым самообольщением, потому что такой путь может характеризоваться только деградацией. Отхождение от центральной линии, затем потеря истинной точки опоры, потом нарушение равновесия… о каком прогрессе тут можно говорить? На этом пути обязательно и неизбежно наступит момент, когда обратные (равновесные) силы начнут проявляться всё сильнее и значительнее, и тогда о себе заявит необходимость проведения каких-то реформ, а если они будут несвоевременными или недостаточно глубокими, то обрушение (та же революция) станет абсолютно неизбежным. Об этом со всей очевидностью история учит любого человека, кто решит со всем вниманием и без предвзятости ознакомиться с историческими источниками (не с готовыми сомнительными выводами разных историков, а теми документами, которые косвенно или прямо свидетельствуют об имеющих место событиях в исторической ретроспективе, из сопоставления которых можно делать довольно точные собственные выводы), тем более, что сейчас для этого есть все возможности, и многие источники имеются в открытом доступе.

Поскольку путь перекосов и отхождений от центральной линии по своей сути деградационный, то разрушения в той или иной мере будут неизбежными. Когда же разрушения начинают давать о себе знать и уже становится невозможно спокойно наблюдать за этим процессом, то возникает всего два обобщенных варианта дальнейших действий. Первый вариант кажется наиболее безопасным. Он заключается в том, чтобы ставить подпорки, вешать противовесы и подрабатывать фундамент. Но эти меры неспособны придать конструкции достаточной прочности для дальнейшего роста и способны лишь на время отдалить момент полного разрушения. Это касается строительства любого сообщества, включая церкви, и все эти меры на практике оказываются по большому счёту бесполезными и обычно выливаются лишь в подстраховочные ограничения, дополнительные и обременительные законы и правила. А «подработка» фундамента — это не что иное, как усугубленный отход от основополагающих принципов, и если говорить о Церкви, то это отход от норм, содержащихся в истинном учении Христа (как пример, благословление церковью однополых браков, поддержка откровенного фашизма и т.п.). Чуть выше было сказано, что если не производится никаких своевременных реформ, то неминуемо произойдёт революция. Но есть важное уточнение, что революция в любом случае будет неизбежной, если некие нарушения (противоречия или перекосы) содержатся в самой основе устройства общества, даже если там и проводятся какие-то реформы2. Мера «кровавости» революционного процесса в таком случае, скорее всего, будет достаточно высокой и обусловленной только степенью запущенности ситуации. В таких случаях революционную ситуацию можно охарактеризовать известным выражением «когда верхи не могут, а низы не хотят», символизирующим верхнюю точку кризиса. Но с какой стороны придёт переворот и как он будет проходить, предсказать будет не просто, и таким образом, контроль над процессом кардинальных глубинных изменений у руководства будет слабым или вообще иллюзорным.

Для того же чтобы избежать полной катастрофы, приемлемым будет другой вариант. Необходимо решиться на коренные, фундаментальные (революционные) преобразования, и лучше, чтобы их инициатива шла от руководства. Но в любом случае придётся ломать уже построенное «здание» до того места, в котором начался перекос, и тогда уже, поправив ориентиры, продолжать строительство, придерживаясь строгой вертикальной оси. Конечно, это может быть очень болезненно, но после таких преобразований уже не понадобятся ни подпорки, ни противовесы, ни тем более «подработка» фундамента. Но для этого нужна добрая на то воля людей, в чьих руках находятся основные рычаги управления. Иначе неизбежно будут появляться другие люди, которым ничего не останется кроме попыток перехвата этих рычагов или, по крайней мере, вмешательства в процесс управления. Но если добрая воля и вообще трезвый рассудок у руководителей наличествует, то очень высок шанс всему обществу, во-первых, войти в процесс коренных преобразований на ранней стадии, пока «ломка» ещё не станет серьёзным препятствием, а во-вторых, пройти этот процесс насколько возможно безболезненно.

Обычно в теории всё выглядит просто. Но почему же зачастую очень сложно начать и проводить глубокие изменения на практике? Ответ, судя по всему, нужно искать в так называемом человеческом факторе. Человеко-центризм и гуманизм, установленные вместо Бого-центричности, переворачивают мировоззрение с ног на голову, искажая истинную картину действительности. И пока в головах людей существует такое мировоззрение и мировосприятие, никакие даже самые правильные идеологии и методы не смогут дойти до практической реализации, потому что над ними постоянно будет довлеть та самая глобальная дефектная концепция, о которой упоминалось в предыдущей главе. В качестве иллюстрации к данному утверждению приведу высказывание, присланное мне одним человеком, который прочитал вышеприведённый пример с Пизанской башней:

«Однажды инженеры представили проект выпрямления башни до ровной вертикали. После выпрямления нужно было сделать кое-какие технические доработки, и башню не приходилось бы периодически подправлять.

Но администрация города и люди воспротивились этому проекту, ведь что такое Пиза без падающей башни? Это всё равно, что засыпать каналы Венеции, потому что от влажности разрушаются дома! Резко снизится поток туристов и, соответственно, денег. Поэтому решили оставить всё как есть — поддерживать башню в падающем состоянии, затрачивая каждый год немалые средства на то, чтобы башня и не упала, и не выпрямилась.

Так и в церкви — некоторые несоответствия и кривизну вполне можно исправить, но из-за угождения тем или иным людям этого не происходит. Например, люди привыкли, боятся болезненных изменений или им просто так удобнее жить или управлять. Иногда проще поддерживать status quo, хотя на это тратятся ненужные силы, это отнимает ресурсы от более важных проблем. Но таковы люди, они ищут комфорта, а не истины…».

Тут мы снова коснулись вопроса глобальной управляющей концепции. Это очень важный, но очень большой и объёмный вопрос, и нет возможности здесь об этом писать подробно. Но важно отметить одно: любая глобальная концепция является «вложенной» в другую, более глобальную, как в матрёшке, и существует лишь одна иерархически наивысшая концепция, которую мы можем назвать волей Бога. В любом случае всё, происходящее под небом, так или иначе, подчиняется этой иерархически наивысшей Концепции Творца. Ей подчинены все законы мироздания, — включая и так называемый закон равновесия, — которые являются служебными инструментами реализации этой глобальной концепции. А иначе быть просто не может. Так устроен мир Божий. Поэтому, даже если изменения «кривизны» не входят в наши планы, мы привыкли жить с ними и нам так удобно, то всё равно мы вынужденно столкнёмся с деструктивными явлениями. Природа же этих явлений будет для нас неясна, если мы не подозреваем о существовании более объемлющей концепции, чем наша собственная и, если не понимаем, что такое равновесные силы, подчиняющиеся воле Божьей. Поэтому никогда не будет лишним вникать в суть происходящего и согласовывать полученные данные с иерархически наивысшей концепцией Создателя, выраженной и описанной в так называемых Священных Писаниях, среди которых особенно выделяется Библия, живость и истинность слов которой подтверждена многочисленными поколениями и миллиардами жизней (1Тим.4:16).

Понимая природу вечного закона равновесия и, как следствие, осознавая неизбежность включения равновесных сил даже при малейшем нарушении вселенского баланса, не говоря уже о более злостных формах его нарушения, не нужно пугаться и расстраиваться, когда Бог начинает ломать уже построенное нами. И хотя становится жаль своих усилий и потраченных лет, мы должны понимать, что для нас всё же лучше сломать что-то неправильно построенное и начать строить заново, нежели всё оставить как есть и потом потерпеть сокрушительное окончательное поражение.

Беда в том, что слишком часто мы оказываемся неспособными своевременно увидеть собственные ошибки, и продолжаем идти дальше, лишь усугубляя проблемы. Бог же видит все ситуации, Он видит, что и как мы строим. Он знает, что, если вовремя не отреагировать и не поправить нас, то катастрофа будет только усугубляться и в итоге полное обрушение станет неизбежным. Но это не входит в Его планы, как и в планы любого здравомыслящего человека. Поэтому не стоит относиться к действию равновесных сил, как к чему-то враждебному, потому что всё обстоит ровным счётом наоборот — эти силы служат Богу для нашего всеобщего блага. И это касается всех аспектов человеческой жизни вообще. А если, в частности говорить о построении христианского сообщества, то Бог хочет, чтобы Его Церковь была живой и должным образом сбалансированной, а не походила на кривой и неспособный расти дальше памятник.

И вот что интересно. Бог может сломать построенное нами до самого основания. Однако само наше основание не нуждается в улучшении, и нет никакой необходимости его рушить, если оно есть Христос. В этом основании нет перекосов и каких-либо дефектов. В этом заключается непревзойдённая надёжность и уникальность данной точки опоры:

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.

(1Кор.3:11-17)

Если нашим основанием является Христос, то нам нечего бояться. Как говорится, ниже земли не упадёшь. Если вертикальная ось нашего храма (в широком смысле — нашей жизни) основывается на Христе, то даже если мы где-то и отклонимся в сторону, то Бог с любовью нас поправит. Бояться нужно лишь тому, кто упускает из внимания Христа, упорствует в грехах и не желает работать над исправлением ошибок. В Царстве Бога ничего не происходит случайно и ничего не может быть внезапным для того, кто постоянно укрепляет свой духовный центр, кто постоянно корректирует свои действия в соответствии с указанными Богом ориентирами:

5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.

(2Кор.13:5)

Примечания

2

Разница между эволюцией и революцией, а тем более реформами очень существенна. В самом общем понимании применительно к жизни человека, эволюция, революция и реформа — всё это является изменениями условий человеческой жизни. Вся жизнь, по сути, и являет собой процесс перманентной трансформации — как говорится, нет в жизни ничего более постоянного, чем изменения. Но если эволюция — это очень медленный процесс, и значительных изменений в таком темпе люди могут просто не дождаться при своей жизни, а реформы затрагивают изменения каких-то отдельных частей, не затрагивая самих основ устройства, то революция представляет собой коренные преобразования, глубокие и радикальные изменения, которые только и могут обеспечить действительно качественный рывок в период жизни определённого поколения. Но важно понимать, что революция — это не акт, а процесс. То есть никакая революция не проходит в один или несколько дней, недель и даже месяцев. Это долгий процесс, но не настолько, насколько долгим является процесс эволюции. Их роднит только то, что оба они приводят к фундаментальным преобразованиям. Причём революционный процесс носит объективный характер, то есть не зависит полностью от личного желания каких-то субъектов, которые хоть и играют важную роль в направлении и поддержании этого процесса, но ничего не смогли бы сделать, если бы в обществе не созрел так называемый революционный потенциал. А причиной роста этого потенциала является нарастание тех или иных общественных противоречий. Например, революционные события октября 1917 года в России были полностью обусловлены усугублением веками не решаемых жизненно важных вопросов большей части населения и нарастанием так называемого базового противоречия капитализма. Февральская буржуазная революция того же года, несмотря на какие-то реформы, не могла решить обозначенные выше вопросы, потому что у власти оказались люди, которые всего лишь устранили с пути монархическую власть, становящуюся помехой для капитала, но система не могла победить саму себя, то есть не могла устранить то самое базовое противоречие капитализма. И это всё происходило на фоне страшнейшей на тот момент в истории человечества империалистической войны, а как известно, империализм — это стадия развитого капитализма. То есть простой народ был поставлен буквально на грань жизни и смерти (причём далеко не только в России, и в том числе поэтому речь шла о мировой революции), и в рамках существующего капиталистического устройства никакого выхода для 80% населения России не было. И, как это всегда и бывает, волна объективно растущих общественных противоречий вынесла на верх соответствующих характеру этой волны субъектов. Называть события октября 1917 года революцией неправильно именно потому, что революция — это не акт, а именно процесс. Революционный потенциал накапливается до того момента, когда происходит результирующий революционный акт, который имеет своё собственное название — переворот.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я