Сверяй ежесекундно

Сергей Васильевич Ковальчук, 2018

Начало – самый сложный этап воцерковления православного христианина. У него есть желание поскорее понять Евангелие, но он не представляет себе, как начать применять его истины в жизни. Автор комментирует Святое Писание на примерах из своей жизни и жизни своих знакомых, показывает, как поступал он сам и они, и как должны были поступать согласно Святому Писанию, Преданию и по правде. В книге читатель найдет также многочисленные цитаты учителей Церкви. Это сделано, чтобы не уклониться от правильного толкования. Умение автора уместно и, порой, с юмором проиллюстрировать ситуацию притчей, выгодно отличает эту книгу от аналогичных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сверяй ежесекундно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 1-4).

Человек, который творит милостыню открыто, тем самым стремится не столько помочь нуждающемуся и прославить Небесного Отца, сколько снискать лавры благотворителя себе любимому.

Конечно, творение милостыни перед людьми бывает разным. Порой, вокруг людей бывает столько, что у человека есть всего два варианта: подать при всех или не подать вовсе. Здесь важно не количество людей, которые могут увидеть твою добродетель, но то, как ты сам это делаешь и как внутренне к этому относишься.

Если человек, доставая крупную купюру, подает ее демонстративно (на нужды Храма ли или просто нищему), с тем, чтобы ее достоинство обязательно бы разглядели окружающие, удивились бы этому, явно или тайно стали бы воздавать ему почести и т.п., то это как раз то, от чего нас предостерегает наш Господь. Ибо это есть гордыня и тщеславие. А Бог, как известно, противится гордому, потому как это свойство сатаны и один из семи смертных грехов человека.

Если же человек, помня слова Евангелия, подает крупную купюру, стараясь, чтобы никто этого не видел, но это увидят, то в этом случае от людей он получит истинную благодарность, по Божьей воле.

Дело в том, что человек очень чутко чувствует фальшь во всем. Отчего мы не верим некоторым нашим чиновникам и политикам? Не в последнюю очередь потому, что, порой, от их обещаний и дел за версту мы чувствуем фальшь. Эти насквозь фальшивые предвыборные обещания лощеных политиков, о большей части которых они забудут сразу после выборов. Эти торжественные перерезания ленточек при открытии какого-либо объекта с фальшивыми, лицемерными улыбками на лицах, бодрые рапорты президенту о том, что, порой, мягко говоря, не соответствует действительности. Показуха, понты. Какие точные слова придумал народ (этих слов нет в словарях русского языка).

В юности, в начале девяностых, я любил читать книгу о Майке Тайсоне, великом боксере. Эту книгу написал журналист, который не был с ним даже знаком. Он по крупицам собирал информацию о чемпионе. Конечно, Майкл (это настоящее имя Тайсона) выглядел в глазах общественности, прямо скажем, не очень хорошим человеком. Некоторые даже называли его животным (забывая при этом слова Христа: «не судите, да не судимы будете»). Однако всего одна деталь позволяет мне высказать свое личное мнение о том, что эти люди не правы. У Тайсона было (а, возможно, есть и сейчас) одно железное правило. Он подавал милостыню. И подавал ее втайне. Некоторые его друзья и даже недоброжелатели свидетельствовали, что случайно становились свидетелями тому, как Тайсон, подойдя незаметно сзади, вкладывал в карман потрепанного пальто старика одну-две стодолларовых купюры. Или, увидев немощную старуху, переводил ее через дорогу, втайне, чтобы никто не видел, вкладывая ей деньги в карман. Как правило, это происходило во время его ночных или утренних пробежек, в то время, когда на улицах города людей минимум.

Это свидетельства множества людей, видевших такие эпизоды в разное время и в разных местах.

Еще более вызывает уважение к этому человеку тот факт, что в недавно увидевшей свет книге (ставшей бестселлером), автором которой является сам Тайсон, об этих его славных делах нет ни слова.

Милостыня — есть добродетель. И если мы подаем или творим ее втайне, люди прославляют за нее Бога. Не чудо ли нищему старику или бедному сироте, о которых забыло и государство, и, возможно, даже родственники, считающему копейки, найти в своем кармане огромную, по их меркам, сумму. О таком этот человек не забудет никогда! Он не знает, кто его благодетель. Но точно знает, что благодарить нужно Бога.

А Тайсон? У него, слава Богу, все хорошо. И за преступление, которое он то ли совершил, то ли сам стал жертвой ложного доноса, грозившее ему пожизненным сроком, получил всего шесть лет, из которых реально отсидел только три года. И от неминуемого срока за уклонение от уплаты налогов и полного разорения каким-то чудом спасся. Да и все плохое, связанное с ним, о чем говорили люди в восьмидесятых-девяностых, куда-то ушло. Как вода сквозь песок. А слава чемпиона и благодарность людей остались. Не иначе, Отец наш Небесный, видя тайное, воздает ему явно!

***

«И, когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 5-8).

Того, кто прилюдно, в Храме или перед ним, делает вид, что молится, с целью показаться людям набожным и праведным, сложно назвать верующим в Бога в принципе.

Если человек истинно верующий, то он знает, что Господь видит все! Он создал каждого из нас. Следовательно, Он видит нас насквозь: все наши мысли, помыслы, слова и дела. Он видит все это ночью и днем, зимой и летом, когда человек летит в самолете или находится в подводной лодке. Перед Ним, как Владыкой Вселенной, мы как на ладони — ни спрятаться, не скрыться. Поэтому, такой человек не Богу молится, а удовлетворяет свое тщеславие. Вот он я какой, глядите на меня. И некоторые глядят и вводятся в заблуждение, чем воздают хвалу тому, кто ее на самом деле не заслуживает. А потому, забирая у Бога часть воздаваемой Ему славы и получая часть почестей, этот человек уже приобретает свою награду. На Небесах ему за такое поведение ее не видать.

И хорошо, если просто не будет награды. А ведь может быть и наказание за то, что вводит в заблуждение духовно неокрепших и неопытных людей. Особенно, если в миру это человек авторитетный. Ведь глядя на него, некоторые люди, особенно молодые, могут начать копировать его поведение, думать, что это часть «святости» человека. А он, бедолага, либо не знает, либо знать не хочет, что видит этот грех его Бог и мерзок он пред очами Владыки.

Молиться тайно от людей (или, если молятся в Храме, сосредоточив все внимание только на Том, к Кому обращена молитва), это часть благодетели и смирения. Свидетели твоего «молитвенного подвига», восторженные зрители Богу не нужны, они нужны только человеку, который так поступает.

Выскажу свое личное мнение по поводу слов Господа о краткости молитвы и о том, что многословная молитва Отцу нашему не нужна.

Это отчасти может показаться странным, ведь в Храмах молитвы бывают многочасовыми. А в монастырях они, порой, вообще воздаются круглосуточно. И, на первый взгляд, в этом можно увидеть некоторое противоречие со словами Христа. Тем более, что следом за этими Его словами в Святом Евангелии приводятся многоценные слова единственной данной нам Самим Господом молитвы «Отче наш», которая достаточно кратка.

Но на самом деле (повторяю, это только мое мнение), если мы что-то просим в молитве у Небесного Отца, то она должна быть краткой, ибо знает Отец наш, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения у Него. Если же мы каемся, благодарим и воздаем Ему хвалу и славу, то тут ограничений нет и быть не может.

***

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 14-15).

Приходилось ли вам слышать от других людей примерно такие слова: «Простить-то его (ее) я прощаю, но забыть того, что этот человек сделал, не смогу никогда!» или «Я его давно простил, но при встрече руки не подам»?

Мне приходилось, и не единожды. А жаль.

Хотели бы вы, чтобы Господь Бог вроде как отпустил вам грехи после исповеди, а, вроде как, и нет? Вроде как стер черную краску греха из книги вашей жизни, но, спустя какое-то время, опять вспомнил о вашем грехе и она, эта краска, снова бы проступила, хотя и не так явно? Ластик, дескать, плохой попался.

Думаю, что нет. Вот так же и человек человеку либо прощает его согрешения перед собою раз и навсегда и уже не помнит их, либо нет. Простить наполовину невозможно. И все подобные, приведенные выше, высказывания свидетельствуют лишь о лицемерии человека, их произносящего.

Разумеется, согрешения бывают разные. Бывает, человек плевый долг ближнему не отдал, а, бывает, не дай Бог, убил твоего близкого или изнасиловал, или сжег твой дом. Как тогда быть? Мстить или простить?

По моему мнению, прежде всего, необходимо как можно быстрее снять накал эмоций и успокоиться, чтобы не наломать дров. В ярости, бешенстве и гневе уж точно ничего путного и правильного не сделать. Во-вторых, с холодной головой разобраться, а виновен ли этот человек в том, что ты сам ему инкриминируешь? И, в-третьих, даже если ответ на второй вопрос окажется положительным и подкрепленным неоспоримыми фактами, не вершить свой суд.

Нужно вспомнить слова Отца-Создателя: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Второзаконие, Глава 32, Стих 35) и «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Послание к римлянам святого апостола Павла, Глава 12, Стих 19).

Если же человек сам хочет отомстить, то Господь уже не вмешивается. Вся ответственность в этом случае ложится на самоуправного мстителя.

Однако, предположим, что в вашем случае речь идет все-таки не о страшном преступлении, а о какой-то неприятной ситуации, в которой человек обидел вас (ударил, плюнул в лицо, оскорбил, не отдал долг, предал, оклеветал, распустил слух, разболтал тайну и т.п.).

Давайте же попробуем разобраться, а что, собственно, в принципе означает это многогранное слово — прощение?

Словарь С.И. Ожегова толкует это как забывание вины, обиды, освобождение от какого-либо обязательства.

То есть все-таки забывание! «Не могу забыть» — это не прощение.

Следовательно, прощение — это некое переступание через себя, свои амбиции, авторитет (мнимый или реальный). Причем раз и навсегда, без постоянного возвращения мыслями ко греху брата твоего перед тобой уже после того, как простил.

Вы скажете, ну хорошо, я понял(а). Допустим, я простил(а) этого человека. Но ведь он не останавливается. Он продолжает творить то же (или еще чего похлеще), за что прощен мною. И никак не реагирует на все увещевания, просьбы и предупреждения. Как же тогда быть?

Я не священник и не богослов, чтобы авторитетно отвечать на такие вопросы. Но все же попытаюсь. И на помощь мне придет… Евангелие.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» (Евангелие от Матфея, Глава 18, Стихи 15-17).

Как говорится, комментарии тут излишни. Делай так, и узнаешь, он ли виноват перед тобой или его оклеветали, и если он виноват, то брат он тебе вообще или… язычник и мытарь.

И под конец, предлагаю вам, возлюбленные мои друзья и читатели, притчу в тему.

Притча о прощении

Был у христианина друг.

Всю жизнь его он знал.

И вот однажды как-то вдруг

Тот друг его предал.

Христианин его простил,

Неприязнь к другу победил,

И даже свечи ставить стал,

Молясь за друга, что предал.

Но видеть друга не желал,

И сторониться его стал,

Хотя в душе он и страдал,

Но так в себе он рассуждал:

«Друг предо мною согрешил,

А я его потом простил.

Но не хочу я с ним общаться,

Здороваться и улыбаться».

И стал он Бога так молить,

И у Всевышнего просить:

«Освободи мя от грехов,

Как я прощаю должников».

И вот он видит страшный сон:

Настало время — умер он,

И душу Ангелы несут

К Спасителю на Страшный Суд.

Душа пред Господом предстала,

От страха вся затрепетала,

Узнав от Ангелов, каков

Реестр ее земных грехов.

— Прости мне, Господи, прости!

И все грехи мне отпусти! —

С надеждой грешник закричал, —

Так же, как друга я прощал!

Господь, качая головой,

Ему ответил: — Милый Мой,

Тебе грехи Я отпускаю,

Но видеть тебя не желаю!

***

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 16-18).

Что такое пост? Только ли отказ от алкоголя и продуктов животного происхождения (мясных, молочных, рыбных, яиц)? Конечно, нет. Это отказ от развлекательных мероприятий, более частое посещение Храма, усердная молитва, проявление любви к ближним, забота о них, милостыня и иное проявление добродетели.

Но всякий отказ от чего-то привычного, это ограничение. Жесткое ограничение по отношению к себе любимому. Легко сказать, откажись в течение длительного времени от своих любимых продуктов, не ходи в кино, ресторан. Труднее это сделать. А соблюдать все четыре поста и поститься каждую среду и пятницу, еще сложнее. Не все так могут, правда? Вот то-то и оно. Поэтому и хочется, чтобы люди, которые не постятся, сочувствовали тебе, а еще лучше, чтобы восторгались тобой. Ведь никто из них себе даже не представляет, насколько это непросто. Не так ли? Вот и надевают на свое лицо «постящиеся» маску мученика. Унылыми становятся, мрачными. А что есть уныние? Один из семи смертных грехов. А что конкретно? Каково его определение? Думается, уместно будет для объяснения этого состояния привести здесь притчу. Она так и называется:

Притча об унынии

Решили иноки узнать,

Что это значит — унывать.

И подошли с вопросом этим

К святому. Тот ответил: — Дети,

Уныние — есть смертный грех,

Один из самых тяжких всех.

Запоминайте это все:

Он значит — думать о себе!

Поэтому и получает уже свою награду тот, кто хочет показаться постящимся. Перед людьми. Но не перед Богом, Который есть Сердцеведец. У Него, в Царствии Его Небесном, не дождется такой человек, по словам Христа, никакой награды. Да и будет ли это Царствие для такого человека, неизвестно.

Представляется, что каждый истинный христианин, приступая к подвигу поста, должен делать это с улыбкой, с чистыми и светлыми помыслами во славу Божию. Так, чтобы не возгордиться и не впасть в уныние, согрешая тем самым пред Отцом нашим Небесным сразу двумя смертными грехами. А то, как именно это делать, расскажет притча.

Притча о правильном посте

Монах, постящийся в пустыне,

Который был уже не молод,

Пришел к святому: — Отче, ныне

Переношу я страшный голод.

Хотя, живя в монастыре,

И раньше доводилось мне

Держать постов, что и не счесть,

Но чтобы так хотелось есть!

— Не удивляйся так, сын мой, —

Сказал отшельнику святой, —

В пустыне нету никого,

Кто был свидетелем того,

И мог бы видеть подвиг твой,

Питая тебя похвалой.

Тщеславие в монастыре

Служило пищею тебе,

И радость, что ты испытал,

Когда на ближнего роптал,

Что он не может так, как ты,

Кормили тебя без еды!

***

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 19-21).

Сребролюбие — еще один смертный грех. Господь Бог наш Иисус Христос прямо запрещает христианину собирать себе богатства, выраженные в деньгах, драгоценностях и всяком ином имуществе. Да, без средств к существованию в этом грешном мире не прожить. Но не нужно делать стремление к богатству целью всей жизни. Если таковое стремление у человека присутствует, то очень скоро у него может появиться желание добиться этой своей цели любым путем, идя к ней, как говорится, «по костям». Корыстолюбие — страшная вещь. Стремясь к богатству, люди, порой, утрачивают человеческий облик, идя практически на любые преступления и махинации. Где сребролюбие, там очень скоро появляются и другие смертные грехи. Зависть (почему это еще не мое?), гордость (я богат, а остальные должны лишь прислуживать мне!), блуд (одной жены мне мало, ведь я могу позволить себе любовницу и не одну!) и т.п.

Все мы вышли из праха и в прах обратимся. Несколько десятилетий нашей земной жизни — всего лишь ничтожный миг в вечности, миллиметр в триллионах триллионов километров исторического пути. И Спаситель обращает наше с вами внимание на этот факт, призывая не полагать это бесценное конечное время нашего пребывания на земле на коллекционирование материального богатства, которое навсегда перестанет нас интересовать после последнего удара сердца. А этот удар может наступить очень скоро, возможно, уже сейчас.

Мы должны собирать то, что является ценностью в вечности — наши добрые дела. Дела, которые после нашей смерти пойдут вслед за нами. Дела, которые прибавят нам веса на весах Его Правосудия при Страшном Суде.

Человеку для жизни много не надо. Скромному и смиренному христианину вполне достаточно одной квартиры или дома, одной машины, незначительных накоплений. Так сказать, на черный день. Иначе пропадет желание работать в поте лица своего, хотя у некоторых этого желания никогда и не существовало.

Большие деньги — это и большие заботы, ведь их нужно не только приумножить, но и сохранить. А на это требуется время, энергия, ум, силы и… сердце. Но ведь все это требуется и для молитвы, заботы о ближних, других богоугодных дел. Получается, что воистину не может человек служить двум господам — Богу и маммоне. Потому, что одному будет усердствовать, а другому не радеть.

Право выбора всегда за нами, но уж слишком в последнее время люди стали корыстолюбивы, позабыв, что на самом деле мы в этом мире всего лишь гости, а жизнь наша в руках Божиих.

Притча о госте

Приехал к старцу одному

Один богатый посетитель.

И обращается к нему:

— Ответь мне на вопрос, учитель.

В твоей убогонькой избушке

С единственною комнатушкой

Есть лишь иконы и кресты.

И это все, что нажил ты?

Я понял, о насущном хлебе

Ты не заботишься. А мебель?

Лишь стол и лавка из нее,

А где же остальное все?

Пойми отец, ведь так нельзя!

Так человеку жить негоже.

— А где, мил человек, твоя?

— Но, я в гостях… — Вот и я тоже!

***

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 22-23).

Физически человек воспринимает свет посредством зрения. Человек, который слеп от рождения, никогда не видел мирского света. Но что есть «свет» и «око» в устах Господа? Представляется, что «Свет» — это Бог, а «око» — сердце человека. У человека, который «видит» Бога, то есть слышит Его своим сердцем, вразумляется Его словами, сказанными для каждого в Святом Евангелии, сердце не может быть каменным. Есть выражение «видеть сердцем». Того, кто может так видеть, не обманешь, его внимание направлено на то, чтобы внимать Богу и видеть лишь Его одного, а не рассеивать его на мирские блага и заботу нынешнего века. Внимание христианина к Богу и его служение Ему должны быть неразделимы.

А что происходит в действительности? Внимание очень многих людей, включая автора, тех, которые не относятся к священническому чину или монашеской братии, не только рассеяно, но и порой сосредоточено не на свете, который дают молитва, истинный пост, помощь ближнему, забота о родителях и детях, милостыня, сострадание и другие добродетели. А на постоянных, как правило, бесплодных мечтаниях о материальном достатке, обсуждении поведения своих ближних, на новостях из интернета, телевидения, радио, причем, в основном, негативных. Там кого-то убили, там, в ДТП пострадали или погибли люди, кто-то изнасиловал невинное дитя… Поток негативной информации, идущей к нам из фильмов, сериалов, ток-шоу, новостных программ огрубляет наше сердце, оскверняет ум. Правоохранительная и судебная система вообще стали основными ньюсмейкерами. Мы постоянно вынуждены смотреть какие-то ЧП-расследования, слушать пресс-секретарей всех мастей. Презумпции невиновности уже практически нет, собственный взгляд человека на события искореняется. Мы вынуждены постоянно впитывать в себя негатив, вольно или невольно, в словах или мысленно осуждать своих ближних. А почему вынуждены? Нас кто-то силой заставляет «вкушать» всю эту скверну? Нет, это наш собственный выбор. Мы хотим развлечений, информации. Но мы не хотим читать и внимать Святому Писанию и Преданию, ходить в Храм, честно поститься. А почему? Да потому, что это скучно, неинтересно, «все одно и то же». То ли дело, лежа на диване, смотреть телек или прожигать время в соцсетях, играть в компьютерные игры, выпивать дома, в ресторане или в бане. То ли дело горячить кровь, возбуждая страсть просмотром эротики или порнографии. Вот так и «замыливается» наш глаз. Так перестаем мы слышать голос Бога, отличать добро от зла. Так через худое око в нас поселяется «свет», который есть тьма. И воистину, если это свет, то какова же тьма!?

Притча. Как нас уводят от Бога

Всемирный съезд безбожных сил.

Лукавый демонов спросил:

— Как христианам запретить

Мы можем в Храмы их ходить?

Как можем помешать молитве,

Что против нас сильна в их битве?

Как ограничить доступ к Богу?

Нам технологии помогут!

Нам нужно время их украсть,

Чтоб совратить на блуд и страсть!

— Как это сделать? — крикнул зал.

— Вот так! — лукавый им сказал.

— Занять ненужными делами

И всяческими пустяками.

И научить людей стремиться

Любым путем обогатиться!

Пусть думают лишь о деньгах:

Машинах, дачах и благах,

Что эти деньги могут дать,

К стремлению все покупать!

И искушайте больше тратить,

Материально жизнь наладить,

К кредитам прививайте страсть,

Чтоб к банкам в кабалу попасть!

Работать убеждайте дольше,

Чтоб мамам не хотелось больше

Их детям время уделять,

А тем хотелось лишь гулять!

Отбить желание учиться.

Тогда должно все получиться!

Дерутся пусть, пусть курят, пьют,

Похабничать не устают!

Пусть праздность, глупое веселье

Сменяет страшное похмелье!

Разваливаются пусть их семьи,

А сами пусть ложатся в землю!

Пусть жадно поглощают бред,

Которым полон интернет.

И музыка не умолкает,

Людское время забирает!

И телевизор, и газеты,

Щиты рекламные, буклеты

Могли мозги так запрудить,

Чтоб больше не хотелось жить.

И информации поток

Им влезть в петлю скорей помог.

И в праздники их пусть всегда

Царит мирская суета.

Отвлечься посильней от Бога

Такие вещи им помогут:

Гулянки, пьяные застолья

С прелюбодейною любовью,

Рыбалки, бани, шашлыки,

Затем ночные кабаки,

Потом ночные казино,

Наутро водка и вино!

Пусть этот бесполезный хлам

Мешает посещать им Храм.

И никогда пусть их уста

Не славят имени Христа!

Ну, как вам этот славный план

По растлеванью христиан?

Ответить нам с тобой придется:

«Ну, как им это? Удается?»

***

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стих 24).

Чей я раб? Этот вопрос должен задавать себе каждый человек, тем более, православный христианин. Кто мой хозяин? Кошелек, с помощью которого сатана, требующий поклонения себе, может дать сладострастному человеку комфорт, власть, унижение ближних, великолепные, обильные кушанья и сладчайшие напитки, пуховые перины и морской пляж, красавиц-блудниц и… все материальные богатства мира, и его славу. Или Великий и Вечный Бог, дарующий Царствие Небесное за верность Себе и Его Заповедям? Как можно усидеть на двух стульях?

Отношения раба и господина предполагают полное и безусловное служение первого второму. Ни один господин не потерпит, чтобы его раб двурушничал. «И нашим, и вашим» — это двоедушие, а значит, лицемерие.

Несомненно, история знает случаи, когда у одного раба был не один хозяин. Но абсолютный хозяин у такого раба все равно один. И рано или поздно перед рабом встанет дилемма: кого из господ ему любить и кому принадлежать, а кого ненавидеть и от кого бежать.

Возможно, кто-то из читателей скажет, что он и Бога любит, и о себе любимом не забывает, что вообще рабовладение — далекое и позорное прошлое человечества и т.п. Кто-то заявит, что он сам по себе и ничей он не раб. Но давайте зададимся вопросом: сколько времени каждый из нас в сутки посвящает Богу, а сколько маммоне? Есть ветхозаветное понятие — «десятина». Некоторые христиане, возможно, даже многие, считают, что это относится только к деньгам. Мол, из того, что я зарабатываю, я должен отдать Церкви десять процентов. Это так. Но не одними деньгами отдается эта десятая часть благ. Десятину можно и нужно отдавать Богу в виде чтения и исследования Библии, святых отцов, жития святых и другой богоугодной литературы. В виде работы на Матушку Церковь. Почему бы не прийти в Храм и не предложить свое послушничество? Скажем, в виде мытья полов, приготовления пищи для верующих в церковные праздники, обустройства территории Храма и т.п. Почему бы не поразмышлять о содержании Святого Писания и не поделиться своими, пусть даже спорными мыслями, возбуждая интерес к такому чтению у других? Может быть, стоит написать книгу и вынести свои мысли на обсуждение людьми? То есть, для начала, хотя бы задаться вопросом: выходит ли у меня каждые сутки моей жизни отдавать Богу 2,4 часа? Хотя бы. И посчитать, сколько времени уходит из этих суток на мечты о богатстве, зарабатывание денег, обсуждение того, кто и сколько имеет, крадет, берет взятки и «гребет деньги лопатой».

Ну и на что именно уходит больше нашего времени? На второе или на первое? Нетрудно понять, кому именно мы служим и о ком более радеем.

«Золотой середины» в нашем служении тому или иному хозяину не существует, хотя мир и будет нам об этом твердить. Мы не можем быть одинаково и одновременно полностью посвящены служению Господу и деньгам. Ведь мирское и Небесное понятия взаимоисключающие. Не надо обманываться, что мы не рабы. Каждый из нас, без исключения, раб. Не только Бога или денег. Вы — раб: Божий, или своего желудка, девушки, друга, похоти, желаний и т.д. Список того, что «или», бесконечен. И все эти идолы противостоят Богу.

И немного юмора. Проиллюстрирую служение человека одному из идолов на примере притчи.

Притча о чревоугодии

Знакомьтесь: я — чревоугодник,

«Невинной слабости» невольник,

Не в силах жор свой превозмочь,

Я объедаюсь день и ночь!

Я едоман, фанатик пищи,

Такой, что еле держит днище,

Победа я над духом тела,

Я — раб, а господин мой — чрево!

Не тело у меня, нет, — туша!

Я заложу за пищу душу,

В мороз и в лютую жару

Я только жру, и жру, и жру!

За день никто из вас не съест,

Что я съедаю за присест,

Ведь мой желудок — мой кумир,

Еда мне заменяет мир!

Я жертва жирового плена,

Нагнуться — тяжкая проблема!

Живот, свисая до колен,

Собою заслоняет член.

Я — чревобес, гортанобес,

Не контролируя свой вес,

Я ночью сыр и колбасу

Желудку в жертву принесу.

Одышка, тяжесть, запах, пот,

Всему виновник — только рот!

Кто меня сможет полюбить?

А может, еще начать пить?

***

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 25-34).

В советское время любили говаривать, что человек — царь природы. Отчасти это так. Но над этим царем есть Царь царей и без Него ничего не можем, даже дышать. Человек — это Божий образ, которого на земле Бог сделал если не царем, то господином над другими живыми существами. Сын Божий приводит в пример птиц, которых наш Небесный Отец питает, хотя, в понимании людей, они не работают. Взрослые птицы питают себя и своих птенцов и не имеют сколь-либо значительных запасов пищи. В отличие от богатящихся людей, имеющих порой колоссальные «сбережения» в виде собранных на земле богатств на миллионы и миллиарды рублей и долларов. И очень часто приобретенных нечестно.

Все наши заботы и попечения без Божией помощи эфемерны. Без Него все будет тщетно. Мы не можем ни росту себе прибавить, ни жизнь продлить даже на минуту. Всех и каждого питает рука Бога.

Значит ли это, что человек не должен ничего делать для своего пропитания и ходить в обносках? Конечно, нет. Каждый из нас должен в поте лица своего добывать себе и еду, и одежду (уповая на Бога и молясь Ему). Речь идет о чрезмерной заботе.

Ведь, как говорится, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Птицы небесные тоже не сидят в гнездах и не ждут, пока в них с неба упадет все нужное им для жизни. Они отправляются на поиски этой пищи (то есть работают). Так же и пчелы. Так же и другие животные — травоядные и хищные. Мышь ищет зернышко, чтобы покушать, кот выслеживает мышь, чтобы напитать себя и котят, а леопард должен нагнать косулю, чтобы не протянуть с голодухи ноги самому и маленьким детенышам.

Итак, Иисус Христос обличает лишь излишнее попечение человека о пище и одежде. Если на сей день Бог, несмотря на твои старания, не послал тебе разносолов и царских одежд, не дал заработать миллионы, а даровал простую пищу, обычную одежду и небольшие деньги, значит, это то, что тебе нужно.

Бесконечное попечение о себе любимом: вкусность и обилие яств, расточительность, пышность одежд, раболепство перед модой, желание постоянно облачаться во что-то новое (нередко при этом осуждая ближнего за то, что он ходит в одном и том же, хотя у него просто нет возможности одеться по-иному) — вот что недопустимо.

Вы скажете, что чрезмерная забота как раз и ведет к приобретению богатств, к успеху? Именно так. И Бог, видя это устремление таких душ, попускает стать таким людям богатыми. Но ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а служить Богу и маммоне одновременно не можем. Если твоя цель — обогатиться, ты идешь к ней, сметая на пути все препятствия. Разоряя конкурентов, подкупая чиновников и т.д. А попроси у такого человека вчерашний однокашник или бедный родственник в долг, даст? Сомневаюсь, поскольку имею несколько примеров грубого отказа даже близким друзьям и родным братьям со стороны таких увлеченных погоней за золотым тельцом. Да еще и с циничной присказкой: «Бог в помочь!»

Но вы заметили, что успеха добивается именно тот, кто всецело поглощен своей целью? Каждая его мысль, каждая клеточка его организма дышит этим веком и духом мира. Он расчетлив, догадлив, умен, решителен в достижении своей цели. И ему помогают… бесы. Это, конечно, мое личное мнение и кто-то возмутится таким утверждением, но лично я полностью уверен в том, что скопивший миллионы и миллиарды в какой-то момент своей жизни осознанно или нет, но заключает некую сделку с сатаной. Ту, по условиям которой, сатана дает ему то, что он так страстно хочет (незаметно подсыпая при этом в душу такого человека своих мерзостей), а человек взамен обязуется отдавать этот долг сатане после смерти. «Ну, — говорят такому человеку после смерти бесы, — ты при жизни получил все, что хотела душа твоя, а теперь придется отдавать!» Примерно так. А если я не прав, то, как же быть с изречением Господа: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Марка. Глава 10. Стих 25). Или как быть с притчей о богаче и нищем Лазаре (Евангелие от Луки. Глава 16. Стихи 19-31)? А ведь в этой притче есть такие слова: «…И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сверяй ежесекундно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я