Сверяй ежесекундно

Сергей Васильевич Ковальчук, 2018

Начало – самый сложный этап воцерковления православного христианина. У него есть желание поскорее понять Евангелие, но он не представляет себе, как начать применять его истины в жизни. Автор комментирует Святое Писание на примерах из своей жизни и жизни своих знакомых, показывает, как поступал он сам и они, и как должны были поступать согласно Святому Писанию, Преданию и по правде. В книге читатель найдет также многочисленные цитаты учителей Церкви. Это сделано, чтобы не уклониться от правильного толкования. Умение автора уместно и, порой, с юмором проиллюстрировать ситуацию притчей, выгодно отличает эту книгу от аналогичных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сверяй ежесекундно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стих 13).

Некоторые люди, в числе которых есть и чиновники высокого уровня, искренне считают себя подлинными христианами. Они регулярно ходят в Храм, участвуют в Таинствах Матери Церкви, ездят в паломнические поездки на Святой Афон, в Иерусалим, бывают в других святых местах и поучают своих детей, а, порой и окружающих, что нужно веровать в Бога, быть честными и не лицемерить.

Однако, когда речь заходит о том, как бы «заработать, порешав кое-какие вопросы», то все их религиозные убеждения в мгновение ока куда-то испаряются.

На самом деле, конечно, они просто отходят на второй, пятый или десятый план, уступая почетное первое место помыслам, возникшим в их головах под действием дьявольского искушения. Не забываем, что человек каждый момент своей жизни делает выбор, кого ему слушать — ангела или беса.

К сожалению, часто бывает так, что сатана, действуя через уже искушенного им человека, приступает к верующему (в данном случае чиновнику) и предлагает ему мирские блага и удовольствия. Однако же, он «забывает» напомнить искушаемому о том, что взамен тот должен будет хотя бы на время позабыть о своих убеждениях, вере, совести и самой душе. Дьявол как бы предлагает купить душу человека (или взять ее на время в аренду), а взамен обещает (не факт, что выполнит) некие, порой большие материальные блага.

Его верный слуга-бес нашептывает человеку: «Не будь дураком, возьми деньги, заживи как все нормальные люди! Честные — это лохи, не возьмешь ты — все равно дадут другому, а у тебя «корыто» мимо рта пронесут. Сделаешь за просто так, по приказу начальника, который взял. Бери, а то у тебя и квартиры-то нормальной нет, и машины, и жена уже искоса поглядывает, и детей кормить, поить, одевать, обувать и учить надо. А на все это нужны деньги!»

И вот уже наш «святоша»-чиновник в мантии, погонах, лампасах, пиджаке забыл и о стяжании Царства Небесного, и о Божьих Заповедях, и о Матери Церкви, обо всем, что у него есть святого! Его обуяла страсть наживы, притом, незаконной. Да и где оно (прости Господи) это Царство Божие? Где-то на Небесах, кто его видел-то? А деньги-то вот они, родимые, прямо здесь в конверте, чемодане, спортивной сумке! А на них я…

Вот она — цена Оцененного! С этой минуты соль теряет свою силу и воистину ничем уже не сделать ее обратно соленою! И ни к чему уже она негодна, как только на попрание людям. И рано или поздно ее попирают, за предательство, за обман Бога и людей, перед которыми чиновник — предатель веры православной, только из штанов не выпрыгивал, так хотел показать себя святым.

Попирают невыносимыми условиями в СИЗО и колонии, огромными штрафами за коррупцию, арестом имущества, уходом супруга, предательством друзей, потерей здоровья и веры во все светлое. А что поделать, предателей никто и нигде не жалует. Такова она — судьба Иуды.

***

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стих 16).

Правильно и высокоумно рассуждать — это одно, а совсем другое поступать так самому всегда и везде, как проповедуешь перед людьми.

Не стану долго останавливаться на том, что существуют отдельные священники и иереи, для которых вера в Господа — не есть вера в полном ее смысле, а лишь работа и карьера. Твердо верую, что их меньшинство. Но они есть. Это из их числа те батюшки, которые на дорогих автомобилях пьяными попадают в ДТП, кого-то избивают, — одним словом, ведут себя непотребно.

В ноябре 2014 года, будучи в паломнической поездке на Святом Афоне, в монастыре Ватопед, сам встречал молодого русского священника, который никого не стесняясь, достав битком набитый крупными купюрами в евро кошелек, искушал тамошнего монаха, говоря примерно так: «Брат, возьми сколько надо, у меня сегодня мой брательник сюда приезжает с серьезными людьми. Ты сделай все по высшему уровню, чтобы в баньке попариться там, ну, ты же умный, сам все понимаешь. Чтобы люди в Москву возвратились и могли бы похвалиться, дескать, а в Ватопеде мы…».

Сказать, что мне стало стыдно и противно, ничего не сказать. Так мало того, ребята-украинцы, которые были в той поездке со мной и, как вы понимаете, не особо питавшие добрых чувств к России и РПЦ после Майдана, сразу же нашли мощный аргумент в споре со мною, говоря: «Ну что, брат Сергей, видишь какие у вас там, в Москве вашей, священники? А ты говорил!»

Приведенные драгоценные слова Святого Евангелия Божьего, разумеется, касаются всех нас, а не только священнического чина. И ключевые, на мой взгляд, здесь слова: «ваши добрые дела».

Полагаю, что уместно привести тут притчу, которая в комментариях не нуждается.

Притча о хулигане и Храме.

Однажды в Храм во время службы

Зашел мужчина вере чуждый.

Он крепок был, в себе уверен,

И твердо зло творить намерен.

И на скамейке развалясь,

Стал лузгать семечки, глумясь.

И перекрикивать стал хор,

Крича, что вера в Бога — вздор.

Ругался матом, хохотал,

Ему никто не возражал.

Пока тот хам права качал,

Народ молился и молчал.

Когда тот хулиган устал

И с места подниматься стал,

К нему старушка подошла,

И ласково произнесла:

— Ты заплевал все шелухой,

Дай подмету я за тобой!

Увидев в Храме атмосферу

Смирения, любви и веры,

Тот богохульник зарыдал:

— Простите, люди, я не знал,

Что можно так себя вести!

Прости мне, Господи, прости!

***

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 21-22).

Все мы знаем, что убивать нельзя. Никого. Божия Заповедь: «не убей» означает запрет не только на убийство одним человеком другого, но и на убийство любого живого существа. Нельзя убивать людей (вне зависимости от их вероисповедания, пола, расы, возраста, имущественного положения и т.д.), животных, в том числе водных и земноводных, насекомых и вообще кого-либо.

Исключение, по моему собственному разумению, могут составлять лишь убийства военного противника на поле боя во время войны или вооруженного конфликта (причем, вооруженного противника, а не поверженного и просящего пощады), а также случаи необходимой обороны при угрожающей тебе или другому человеку неминуемой гибели.

А как же убийства мальчишками из рогатки или пневматики птиц, собак, кошек? Охота за осами, стрекозами, бабочками, муравьями с их последующим, порой, мучительным уничтожением? Как же надувание через трубку лягушек? Это детская забава ничего не понимающих еще детишек?

Помню себя в четыре года. Маленький демон, крошащий камнями гнезда муравьев. Чуть постарше: ловящий ос в спичечный коробок и сжигающий их на костре. Еще постарше: убивающий голубей из рогатки.

За все это пришлось исповедоваться. А ведь этих живых существ уже не вернуть. И их, как и меня, создал Бог! Не исповедовать это нельзя, иначе Суд и геенна огненная. Может быть, хоть кто-то, читая эти строки, решит эти свои грехи тоже исповедовать и никогда их не повторять. Я буду рад и одному человеку, пусть Господь простит мне хоть еще одно прегрешение.

Но убийство — это край! Это прямое нарушение Заповеди и тяжелейший грех. Господь же, Иисус Христос, жестко и в императивной форме требует от нас не только следить за словами, которые мы только собираемся произнести, но даже за мыслями и помыслами.

Ведь гневаться на брата своего можно и в душе, в мыслях, пусть это еще и не находит своего выражения в словах или поступках. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Как понять, напрасно я гневаюсь на брата (любого христианина, брата во Христе) или же не напрасно? А никак! Гневаться нельзя вовсе, ведь гнев — это один из семи смертных грехов.

Во-первых, человеческий гнев праведным не бывает, только Божий. Ведь гневаться, даже, как нам кажется, праведно и справедливо — это судить. А судить — означает предварять Суд Божий. А кто я такой, чтобы это делать?

Во-вторых, может случиться так, что гневаешься ты напрасно, ибо не виноват этот человек в том, что ты сам себе про него напридумывал, следуя дьявольскому промыслу.

Ты наскоро сделал, как тебе кажется, очевидный вывод? На чем же ты основывался, делая его? Может ли быть, что это не так? Тебе про это сказал человек, которому ты доверяешь на все сто? Твоя логика безупречна, и она позволяет сделать лишь один вывод? А ты с этим человеком объяснился, слово ему предоставил в свою защиту? Ведь даже на человеческом суде у подсудимого есть право дать показания и иметь адвоката. А ты уже приговорил его заочно? Тогда его враг или конкурент, оклеветавший его, может торжествовать, а с ним и сатана, ведь вы теперь с оклеветанным враги.

Это было про гнев в мыслях, а теперь — в словах. Говоря брату во Христе: «ты — пустой человек» («рака», ударение на последнюю букву), ты не только его судишь, но и выражаешь это в словах, порой публично, чем оскорбляешь и унижаешь его. Говоря же ему: «безумный», оскорбляешь его еще более, ибо подразумеваешь, что ты как раз умный. Кто дал тебе такое право? Может ли игрок в футбол судить футболиста, играющего за другую команду, или даже за свою? Нет, это делают арбитры. Так кто дал право? Никто! Ибо «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стих 2).

***

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 23-24).

Знакомо ли вам выражение: «Как камень с души упал»? Уверен, что знакомо. И не только выражение, но и чувство, которое человек испытывает после того, как от чистого сердца кого-то простит и с кем-то примирится.

Зачастую, люди, находящиеся в ссоре, уже и сами точно не помнят, благодаря кому из них (а, возможно, и третьему лицу) разгорелась эта ссора, это неприятие ближнего, порою, перерастающее в настоящую ярость, съедающую ненавидящего изнутри как огонь.

Это тягостное чувство и практически любой человек на уровне подсознания понимает, что так нельзя, что нужно помириться, но… Вот именно, что «но»! Этих «но» может быть так много, что человек, которого обидели или который обидел, считает, что мир с ненавидимым им человеком невозможен в принципе.

Это гордыня в чистом виде. «А извинится ли он передо мною? А не сочтет ли мой первый шаг, мою просьбу о мире и прощении за слабость?»

Но рассуждать-то вовсе и не нужно! Сможет ли, простит ли, подумает ли и еще тысячи «ли». Если ты человек верующий и любящий Господа, Который велел тебе поступать так, то делай. Возьми и позвони, приди к брату своему, к другу, к начальнику или подчиненному, которого ты обидел или который обидел тебя, и попроси прощения! А, если обидел этого человека прилюдно, переступи через свою гордыню и извинись прилюдно.

И Господь явит чудо! Ты увидишь, что твои опасения были всего лишь миражом. Просто выполни сказанное тебе Господом. Это Он тебе сказал, именно тебе, здесь и сейчас, а не две тысячи лет назад в другом конце света Своим ученикам в ходе Нагорной Проповеди!

А если это не так, то вот тебе пример, что эти слова Господа истинны.

Совсем недавно президент Турции, Эрдоган, в ходе телефонной беседы с нашим Президентом переступил через себя и извинился за сбитый в ноябре 2015 года российский военный самолет и гибель его пилота.

Вы, читатель, возможно, возразите, что к этому его принудили обстоятельства. Эмбарго, блокада, экономические потери, недовольство Эрдоганом в этой связи турецким правящим классом и т.д.

Возможно, и даже, скорее всего.

Но посмотрите. Ведь буквально же на следующий день после этого наш президент распорядился отменить большинство из санкций в отношении Турции, после чего наши отношения вышли на небывалый уровень дружбы и взаимопонимания. Путин ждал этого: «Простите!» И мгновенно простил. Вся Турция перестала страдать от экономических санкций и запретов. Целый народ, миллионы людей!

Представляю, как Эрдоган страдал от того, что необходимо наступить на горло своей гордости, но ведь наступил! И был вознагражден за это Богом, Который буквально спас ему жизнь спустя считаные дни после этого.

Ведь о том, что мятежники едут к нему в резиденцию, чтобы его убить и взять власть в свои руки Эрдогана предупредил не кто-нибудь, а… Путин!

Да-да, в недавнем времени его злейший враг! Вот так! Воистину Пути Господни неисповедимы!

А, представьте, читатель, насколько нам с вами будет легче извиниться перед нашим ближним и попросить прощения, чем президенту Турции, который к тому же не является православным христианином!

А вдруг и нас Господь спасет от лютой смерти через того, у которого мы так не хотим, так сопротивляемся попросить: «Прости меня! Я был не прав!»

Нет? Вы в этом уверены?

***

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 25-26).

Соперник — это обиженный нами брат, наш ближний.

Согласно римскому судопроизводству того времени, займодавец (кредитор) имел право силой вести своего должника к судье.

Поэтому произнесенное Господом Иисусом Христом можно воспринять как нечто образное, сказанное, как принято у людей, по аналогии.

На самом же деле слова: «пока ты еще на пути с ним» подразумевают, что человек должен успеть примириться с ближним, которого он обидел словом ли, делом ли, в этой, земной, жизни. Ведь когда земной путь человека закончен и душа умершего предстает перед Богом, примиряться уже поздно. Все, отведенное твоему сердцу время, чтобы выполнить сказанное Христом Слово, истекло. Настало время держать ответ. Ведь ничего из сделанного и сказанного нами на земле никуда не девается. Оно находится у Господа, записанное в книге земной жизни навеки!

И горе тому человеку, который опрометчиво думает, что обманул он ближнего своего, уехал в другой город или просто плюнул на это свое преступление Закона Божьего, и ничего ему не будет.

К примеру, обещал заплатить за работу одну сумму, а заплатил меньшую. «А что мне будет-то? — размышляет такой работодатель. — Свидетелей не было, договор на бумаге я с ним не подписывал. Да ни один суд на его сторону не встанет!»

Так-то оно так, но насчет «ни одного», это зря. Божий Суд встанет на сторону обманутого совершенно точно! И даже слова для оправдания его обидчику не дадут, а покажут интересное видео, на котором четко слышно каждое слово из сказанного при заключении устного договора. А, если этот обманутый человек умер раньше своего обидчика, еще и его позвать могут, чтобы посмотрел ему горе-работодатель в глаза! Или это все бред?

Что же касается земной жизни, то здесь примеров хоть отбавляй. Каждый из вас, если хорошенько задумается, без труда вспомнит хотя бы один-два таких случая.

Недавно позвонил мне один старый знакомый и попросил совета, что делать в такой ситуации: он, будучи индивидуальным предпринимателем, послал на грузовом автомобиле своего водителя отвезти проданный товар клиенту, живущему в сельской местности, в одном из дальних районов Подмосковья.

Выгрузив товар и возвращаясь обратно, водитель не справился с управлением и въехал в забор соседа клиента, повредив его. Вышедший хозяин стал возмущаться и предложил тут же миром решить вопрос за несколько тысяч рублей. Однако водитель усомнился в адекватности назначенной суммы степени повреждения забора.

«Да тут максимум на тысячу, ты много хочешь!»

Спорили они, спорили и вдруг водитель сел в машину и со словами: «Ну не хочешь так, вообще ничего не получишь!» — с места происшествия уехал.

Каково же было его удивление, когда через месяц он нашел в своем почтовом ящике судебную повестку. Позвонив мировому судье этого дальнего подмосковного района, к которому его приглашали, незадачливый водитель узнал, что он привлекается к административной ответственности за оставление места ДТП. А за это, между прочим, помимо лишения водительского удостоверения на срок от года до полутора, предусмотрен и административный арест до 15 суток.

Плевая, на первый взгляд, обида брата, нераскаяние, невозмещение ущерба, нежелание даже обсуждать это, и надежда на безнаказанность привели к неприятностям. Ведь он водитель, а без водительского удостоверения зарабатывать на хлеб проблематично. Если же судья пощадит его и назначит вместо лишения прав арест, пусть даже на несколько суток, приятного тоже мало. И это, не говоря о том, что, узнав адрес места жительства своего обидчика, обиженный им ближний может подать иск в суд и, вероятно, выиграет его.

***

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 27-30).

Помыслы возникают не только от мыслей, но и от образов, рождающих эти мысли. Вот идет красивая молодая женщина в короткой юбке. Стройные голые ноги. Каждый из нас множество раз видел эту картину. Что возникает в мозгу у нормального здорового мужчины? Правильно, — соблазн. Если невозможно подойти к ней, познакомиться, взять номер телефона, пригласить в ресторан и т.д., то хоть липким взглядом облизать. А там у некоторых уже и помысел созрел. Может, проследить за ней, выбрать укромное местечко, напасть, заткнуть рот, повалить и…? Что, разве не так?

Или просто расфантазироваться. Как бы я с ней, если было бы можно. Возбуждение, злость от того, что нельзя воплотить свои мечтания наяву, агрессия, гнев.

Только ли мужчина виноват в этом? И так ли не правы люди старших поколений, призывающие прекратить бесстыдство? Этот «Инстаграм» с миллионами фотографий голых женщин, телевизор, журналы, сайты, разжигающие в человеке похоть. Это культивирование мужского (да и женского) сексуального вожделения. А результат? Разложение народа. Для парня в 17 лет насмешка со стороны сверстников: «Он еще девственник!» звучит как настоящее оскорбление. А для девчонки?

Разве таким был наш народ 50 лет назад? А 500? Кто-нибудь читал слова Иисуса Христа (а тот, кто читал, воспринимал ли всерьез), сказанные Им своим ученикам: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят!» (Евангелие от Луки, Глава 17, Стих 1).

Фотомодели, певицы, актрисы, просто девушки и женщины, любящие в обнаженном или полуобнаженном виде фотографироваться на морском пляже, где-нибудь в поле, или просто у себя дома. Вы отдаете себе отчет, что грешите этим, разжигая в мужской части населения похоть? Вам это нравится? Самозабвенно, бесстыдно закатив глаза полные желания. Вас возбуждает, что мужчине и хочется, и колется?

Так знайте, что если вы не прекратите это, не покаетесь на исповеди, то горе вам! Ибо через вас приходят губительные соблазны. Не верите? Посетите сайт: «Про небо инфо». Посмотрите видео про рай и ад. Это свидетельства людей, переживших клиническую смерть. От нескольких минут до трех суток. Вы скажете, что никто не знает, что будет после смерти? Вы просто не искали этих свидетельств, а я указываю вам на них. Смотрите, и не говорите, что не видели, что вас об этом никто не предупреждал!

***

«Сказано также, что, если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 31-32).

Почему люди разводятся? Сакраментальный вопрос, не правда ли? «Не сошлись характерами», «она перестала следить за собой», «утратила былую красоту», «она никогда не умела готовить», «достала она со своими придирками, а мама ее вообще…». Причин миллион. А Божий Завет один.

И причина для развода в нем, как видим, всего одна — прелюбодеяние, т.е. супружеская измена. Причем Господь дозволяет мужу развестись с женой ввиду ее греха измены, но никак не требует этого.

Кто-то, возможно, скажет, что мы живем в современном мире, времена давно изменились, долой эти поповские предрассудки и т.п. Но… это слова Господа нашего Иисуса Христа! И если вы считаете себя христианами, то обязаны воспринимать Его слова как закон и приказ, как императивное требование, за нарушение которого грядет неминуемая ответственность.

Ты вынужден был жениться на нелюбимой? Ты женился по расчету? Тебя вели под венец под дулом автомата?

Ты принял решение, ответственное решение, и неважно, в каком возрасте и при каких обстоятельствах! Ты ошибся? Не знал этого человека, его характера? Не надо было жениться. Не надо было спать с этим человеком, утоляя сексуальный голод, обманывать ее, что любишь, хотя она с самого начала была нелюбима тобой.

А дети? Ты их будешь содержать? Каждую неделю встречаться и дарить подарки? Ходить в цирк и в парк, покупать мороженое? А заглянул ли ты в детскую душу, попытался ли хоть раз разобраться, спроецировать на себя то, что чувствует ребенок, когда разводятся два самых любимых на свете его человека? А ребенок страдает! И жена, возможно, тоже. Она любит тебя и не хочет развода. Дай ей шанс, прости ее и у вашего брака откроется второе дыхание, зачем же доставать шашку и рубить по живому?

Что? У тебя есть любовница, которую ты любишь и с которой решил связать дальнейшую жизнь? Вот с этого и следовало начать. Что окружающие, а, порой, и жена, знают о твоей связи или даже связях. Что прелюбодействовать открыто тебе не позволяет должность, или совесть, или еще что-то? Ну и так далее. Прости, если не прав.

А теперь представь. Вот вы развелись, стали чужими людьми. Хорошо, если она богатая наследница или бизнесвумен. Тогда ей и твоим детям не придется жить впроголодь (ведь алименты, которые ты намерен платить, наверняка будут скудны, поскольку ты представишь мировому судье при разводе справку о твоей зарплате ниже прожиточного минимума, хотя сам как калач в масле катаешься). А если жена бедна или больна и не может содержать себя и детей? Поставь себя на ее место. Что ей делать?

Ответа не ищи, он уже дан Господом. Ты даешь ей повод прелюбодействовать. И хорошо, если повторно выйти замуж. А если она решит пойти на панель?

Теперь давайте представим, что бывшая жена начала активный поиск. Она стала следить за собой, приводить себя в порядок, наводить марафет и т.д. И влюбился в нее… женатый мужчина. А у него тоже жена и дети. Что же будет дальше?

Хорошо, влюбился в нее холостой или разведенный и решил жениться. Но ведь она уже предназначена Богом другому! Ее уже сочетал Господь на Небе с другим, и этот другой живой. Он с нею одна плоть. А тут на тебе, посторонний. Тебе что, мил человек, свободных женщин мало?

Если серьезно, то приведенные выше слова Господа из Евангелия направлены против человеческого произволения. Вот я так решил и все тут. Но хочется напомнить этому мужчине одну из десяти Божьих Заповедей: «Не прелюбодействуй!» (7-ая заповедь христианина).

***

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; не Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 33-37).

«Я клянусь!» «Я обещаю!» «Даю слово!» Есть ли кто из нас, кто не произносил этих слов? А «если будет на то Божья воля!» кто добавлял? Всем знакома поговорка: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах!» Но, да и только. Редко кто руководствуется в жизни словами Иисуса Христа: «не клянись вовсе».

Давайте же постараемся понять, а зачем человек вообще клянется.

Во-первых, для того чтобы получить какое-то благо от того, кому адресована такая клятва.

— Вась, дашь в долг двести тысяч?! Ну, очень нужно!

— А когда вернешь?

— Через месяц, кровь из носу!

— Через месяц у меня свадьба, эти деньги мне будут очень нужны!

— Вась, ты меня что, не знаешь? Да я чем хочешь тебе поклянусь! Ну дай, пожалуйста!..

Проходит месяц, выходит срок отдавать долг, а должник вернуть деньги не может, невнятно мямля, что ему самому долг не вернули, поэтому и он, дескать, не может (или что-то еще). Свадьба срывается, дружба кончается.

Во-вторых, поднять свой авторитет.

— Пацаны, я сегодня автограф у чемпиона мира по боксу среди профессионалов получил!

— У которого из них?

— Флойда Мейвезера!

— Да ну, не гони!

— Да я вам клянусь! В Лужниках его увидел, подошел и взял. Он расписался, похлопал меня по плечу…

— А ты телевизор смотрел, интернет мониторил?

— Нет, а что?

— А то, что сегодня ночью Флойд Мейвезер отстоял на ринге свой титул, и было это совсем не в Москве, а в Лас-Вегасе!..

В-третьих, доказать что-то из страха перед чем-то. Например, потерять любимую.

Представим себе любовный треугольник. Двое парней влюблены в одну девушку.

— Вань, — говорит при Марии Петр, а я Волгу переплыть могу. В самом широком месте!

— Я тоже могу! — отвечает задетый за живое влюбленный Иван.

— Да ну, не верю. Поклянись, что сможешь!

— Клянусь!

Петр с Мариею решают проверить слова Ивана и зовут его на реку, выбрав самое ее широкое место. А бедный Иван тонет.

Скажете, такого не бывает? Еще как бывает. В августе 2016 года так утонул мой хороший знакомый из Камышина по имени Евгений. В прошлом честный и храбрый офицер милиции, прошедший через горячие точки. А умер вот так же: выпил, поспорил, поплыл, утонул. Царствие ему Небесное! И было Жене всего 48 лет.

Сказано же: «не клянись вовсе!»

***

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 38-42).

Приведенные слова Спасителя направлены на разрыв порочного круга зла в жизни человека, на удержание нас с вами от мести. Помните старый анекдот? «Генерал наорал на полковника, полковник на майора, майор на лейтенанта, лейтенант на прапорщика, прапорщик на солдата.

Солдат в ярости пнул собаку, собака укусила генерала». Круг зла замкнулся.

А что было бы, если, скажем, майор, приняв в свою душу заряд злобы от полковника, не отправил его дальше по цепи, вымещая на подчиненном, а остановился? Круг зла бы разомкнулся.

Последнее время я становлюсь свидетелем настоящих войн между людьми, которые раньше были друзьями или партнерами.

Эти люди обвиняют друг друга чуть ли не во всех бедах, которые происходят в их жизни. А причина, как правило, всего одна. Это обвинение в воровстве у своих (на жаргоне, прочно вошедшем в нашу

жизнь, «крысятничество»). Думаю, что не стоит объяснять: такое обвинение — обвинение в прямом нарушении одной из Божьих Заповедей.

Берутся двое, трое или более людей за бизнес или какой-то проект. Договариваются о причитающейся каждому доле от общего материального блага. Получает один из них деньги от заказчика, предназначенные всем, и, пользуясь близостью к нему заказчика, который, возможно, других даже не знает, решает присвоить чужое. А партнерам говорит, что получил гораздо меньше. Возможны варианты.

Но не по закону подлости (для вора), а в полном соответствии со сказанным Господом: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не

обнаружилось бы» (Евангелие от Луки, Глава 8, Стих 17), рано или поздно грех воровства становится достоянием остальных партнеров.

Вор начинает извиваться, как вошь на гребешке, доказывая, что правда — это ложь, а потом между недавними друзьями и компаньонами начинается война. Тот, кто чувствует себя обманутым, начинает

мстить. Он настраивает против врага других, старается посадить нечестного партнера в тюрьму. Тот отвечает взаимностью. Все это перерастает в настоящее безумие. Люди, принявшие ту или иную сторону, находившееся между собой ранее в нейтральных, дружеских или даже родственных отношениях, начинают друг друга ненавидеть.

Порой, они набрасываются друг на друга даже в суде, не озаботившись, где именно они находятся и как человеку подобает вести себя в принципе.

Злоба затмевает умы враждующих, делает их сердца каменными. Они ничего вокруг себя не видят, а всецело захвачены овладевшей ими страстью нелюбви к ближнему. Они не замечают красот мира, доброго к себе отношения. Не понимают того, что оставь они эту увлекательную, но мерзкую игру, в которой победителя нет, давно бы уже вместе заработали гораздо больше того, что стоит между ними как стена.

И нет той войне конца и края. Ее, как эстафетную палочку, подхватывают дети враждующих, впитывающие в себя слова и поступки родителей и даже не пытающиеся разобраться, в чем собственно сыр-бор и прекратить наконец многолетнее безумие отца или матери, толкающих свое чадо на грех и нарушение одной из двух главных Божиих Заповедей: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Вторая заповедь христианина).

Читатель, не противься злому! Победи свою гордыню, стерпи, вспомни какие унижения и страдания, какую боль, и какую мучительную смерть вытерпел наш Спаситель ради нас грешных! А ведь мы,

христиане, должны следовать за Ним, и слуга не больше Господина своего!

Вы, уважаемый читатель, не можете прекратить войну с ближним? Мы, другие люди, которые его не знают, даже не представляем себе, насколько это мерзкий человек?

Тогда в качестве лекарства рекомендую посмотреть фильм «Страсти Христовы» 2004 года выпуска или девятую серию фильма-сериала «Библия» 2013 года. Там очень наглядно показано, как за нас, грешных, страдал Спаситель! И как, умирая на Кресте, простил своих мучителей.

Скажу честно, просматривая это, не мог сдержать слез, ненавидя Его мучителей. И… попался в ловушку, сам нарушив требование Господа о любви к ближнему, и даже к врагу. Я от сердца (наполненного

отнюдь не добром), как мне казалось, праведно, ненавидел римских легионеров, истязавших Господа.

А несколькими днями позже Господь дал мне понять, как я был неправ. Слушая радио «Вера», я с изумлением узнал, что мучители Спасителя, взошедшие с Ним на Голгофу, впоследствии стали… святыми!

Да-да, после его казни, видя, как Господь переносил страдания, и как простил их, они ушли со службы, объявили себя христианами, стали ярыми проповедниками Христова учения и были казнены за

веру. Это меня поразило и заставило лишний раз вспомнить другие слова Христа: «Не судите, да не судимы будете!»

Простите причинившего вам боль, материальный вред, зло. Простите и увидите, как все изменится. Господь не оставит вас! Пусть злые языки, тянущиеся от злых сердец, выносящих свое злое сокровище, говорят, что вы слабы, пусть так думают. Не обращайте на них внимания.

Господь их вразумит. А если нет, то горе им, судящим вас, предваряя Божий Суд.

Что же делать, если человек, которого вы простили, продолжает творить злое и не унимается?

Выскажу свое личное мнение. Рвите с ним всякие контакты несмотря на то, что сотрудничество с этим человеком сулит выгоду. Забывайте о нем, уходите от него. Пусть даже с потерями. А если он потребует от вас что-то: отдать якобы причитающееся ему, вспомните и выполните слова Иисуса: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

И если просит у вас кто-то или хочет занять — дайте ему просимое или займите, если можете. Ведь если человек просит, это необходимо ему. А что, если вы — его последняя надежда? Он обращается именно к

вам, а в его лице и сам Бог.

Исполните слова Христа и не пропадете. А обратитесь к этому человеку вы, и он вспомнит сделанное вами добро. И не ищите

своего, не берите с должника, если он просит не на бизнес, а на хлеб, процентов. Вы с этого награды не поимеете.

И, если и не получите за исполненное тут, на грешной земле, то обязательно получите на Небесах, ибо Господь все видит и все записано у него в Книге жизни.

А если задаете вопрос: «Почему бы ему не обратиться к другому? Я точно знаю, что ему может помочь этот или тот!», то приведу вам притчу, переделанную мною в стихи.

Притча о прохожем и бедном ребенке.

Нищего, голодного ребенка,

Проходя, прохожий увидал.

На морозе тот в пальтишке тонком

Руку людям протянув, дрожал:

— Люди, дайте денег, Христа ради!

Не подашь чуток больному, дядя?!..

Чуть подав и отойдя немного,

Возроптал прохожий этот к Богу:

— Почему Ты это попускаешь?

Он же ведь от холода умрет!

Он же голодает, Ты же знаешь,

А ему никто не подает!

Прямо здесь, сегодня же, сейчас

Помоги ему, ведь Ты же Бог!

И в ответ услышал с Неба Глас:

— Я ребенку этому помог!

Прямо здесь, сегодня же, сейчас…

Нищее, болящее дитя,

Я его уже от смерти спас,

Я к нему уже послал… тебя!

***

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Евангелие от Матфея, Глава 5, Стихи 43-48).

Легко сказать и невыразимо трудно исполнить. А Господь наш и Бог наш, Единородный Сын Божий, исполнил. Страшные мучения, предательство, оскорбления, унижения и лютая смерть на Кресте не ожесточили Его сердце!

После ночной молитвы в Гефсиманском саду, когда одному из пришедших Его взять на суд синедриона служителей отрубили ухо, что сделал Христос? Он явил новое чудо, излечив покалеченного врага. Он снова сделал его здоровым! А слова распятого Спасителя: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Евангелие от Луки, Глава 23, Стих 34)?

Господь мой и Бог мой, не знают, что делают, крича: «Распни Его!», прибивая Тебя ко Кресту?! Не знают?! Да нет, скорее, не верят, Кого распинают! Ведь это же Тебе всего за пять дней до этого они кричали: «Мессия!» и «Осанна!», Тебе стелили пальмовые ветви, прославляя Тебя и славя Бога Отца. Ведь это Ты объявил им, что Ты — Царь Иудейский и Сын Бога Всевышнего! Так как же не знали?! Не верили? Это другое дело. Но ведь даже не веря, но видя, как Ты переносишь мучения, как прощаешь все это им, должны были догадаться сердцем!

Но, несмотря на всю людскую злобу (у властьпридержащих понятно, откуда она появилась, а у простого-то люда откуда взялась?) Господь на своем примере показывает, как можно себя вести даже в таких условиях!

А разгадка тут кроется по моему личному и глубокому убеждению в том, что Спаситель знал, что это не люди такие. Это бесы и сам сатана внушили им, положили им на сердце, отняли разум в тот день и сделали безумными до такой степени, чтобы жестоко пытать, издеваться и убить самого Господа! А Отец наш Небесный попустил это, ведь в том была сама миссия Сына — примирить Своей смертью на Кресте Отца с людьми и открыть новую эру отношений Бога и человека.

Поэтому и не знали они, что творят, хотя и… знали.

Вот и ближний наш ненавидит нас, проклинает порой, обижает, гонит. А почему? Часто и сам не знает. Или не помнит уже, но под наветом бесов, как под наркозом безумия, искренне полагает, что раз уж так повелось, то и дальше следует продолжать ненавидеть этого ближнего. По клевете ли другого ближнего, по бесовскому внушению ли, или это злое сокровище злого сердца его возроптало, и разум помутился от греха ненависти. Не важно, почему. Важно, что мы должны помнить сии великие слова Христа и исполнять их. Хотя, как же иногда тяжко это сделать. Но…Он сделал, и мы с вами, друзья мои возлюбленные, да будем совершенны как совершен Отец наш Небесный и… Сын Его, Сидящий одесную Бога Отца.

Уверен, стоит так поступать, и мы хоть чуть-чуть, но изменим мир к лучшему, а, может быть даже, с Божьей помощью, приведем в веру христианскую тех, кто сейчас так отчаянно нас ненавидит, гонит и проклинает.

За это и Отец-Создатель нас наградит. Не здесь, так во Царствии Своем.

Вот, кстати, и притча в тему.

Притча о врагах, ставших друзьями

В деревне два соседа жили,

Друг друга сильно не любили,

И, словно терние, вражда

Между соседями была.

Один из них, благоговея,

Евангелие от Матфея

Однажды вечером листал,

И в нем прочел слова Христа:

«Врага вы своего любите,

Всегда ему благотворите,

Молитесь Богу за него,

Как за себя за самого!»

Прочтя сии слова, сосед,

Решил, что это полный бред,

И размышлял в себе: «Как так?

Ведь это же мой злейший враг!»

Но вот он о соседском горе

От сыновей услышал вскоре:

— Пап, слышал, говорит народ,

Забрали у соседа скот!

Мол, приставы арестовали,

И на хранение угнали,

За неуплату, не иначе…

Да вон он, пап, сидит и плачет!

Злорадствовать отец не стал,

А счет налоговой узнал,

И заплатил за человека,

Что ненавидел четверть века.

Когда сосед скот возвратил,

Узнав, кто долг его гасил,

То в шоке долго пребывал:

«А я-то его обзывал!

И ненавидел, видит Бог,

А он вот взял и мне помог!

Все, хватит нашей ссоре длиться,

Пора с соседом помириться!»

И, постучавшись в его дом,

Едва открыл тот дверь, с трудом

Сказал: — Сосед, прости меня,

Давай дружить с этого дня!

— Так я не меньше виноват,

Ты ж мой сосед, а я, как гад,

Тебя порочил, проклиная…

И обнялись они, рыдая!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сверяй ежесекундно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я