Сверяй ежесекундно

Сергей Васильевич Ковальчук, 2018

Начало – самый сложный этап воцерковления православного христианина. У него есть желание поскорее понять Евангелие, но он не представляет себе, как начать применять его истины в жизни. Автор комментирует Святое Писание на примерах из своей жизни и жизни своих знакомых, показывает, как поступал он сам и они, и как должны были поступать согласно Святому Писанию, Преданию и по правде. В книге читатель найдет также многочисленные цитаты учителей Церкви. Это сделано, чтобы не уклониться от правильного толкования. Умение автора уместно и, порой, с юмором проиллюстрировать ситуацию притчей, выгодно отличает эту книгу от аналогичных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сверяй ежесекундно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 1-2).

Кто из вас, дорогие читатели, задумывался, сколько раз в день мы осуждаем других людей? Я задумывался, но не считал. Много. Десятки раз. А там, где суд, там и семь смертных грехов.

«И чего он с утра пораньше сверлит, гад, спать не дает?!» Хоп, тут и гнев.

«Смотри, машину какую купил. И откуда деньги взял? Ведь он же по документам безработный. Наворовал, как пить дать!» Гнев плюс зависть, а может, и сребролюбие.

«Ишь расфуфырилась как, накрасилась, а оделась-то как проститутка прям!» — Гнев, блуд мысленный…

Одна моя молодая знакомая, вдова, живущая впроголодь, рассказывала, что случайно затопила живущую внизу бабулю. Так та на суде орала, что она рожает детей на продажу мужикам. Просила разобраться с девушкой как следует и посадить ее за торговлю грудными детьми. На самом же деле, вдова согласилась поучаствовать в программе суррогатного материнства и выносила ребенка для одной бездетной пары. Но как это объяснить бабуле?

Вот так и живем. Судим, порою, даже не зная, насколько мы не правы.

А если даже и правы, что с того. Кто дал нам такое право — судить другого человека? Мы знаем все? Имеем возможность просмотреть запись жизни этого человека? Способны учесть все смягчающие и отягчающие его вину обстоятельства? А есть ли эта вина вообще? Может, она только в нашей голове?

Друзья, давайте серьезно задумаемся над осуждением, сплетнями, распространением непроверенной о человеке информации, и станем осекать себя всякий раз, когда приходит искушение осудить. Ведь это грех, в котором нужно каяться и который подлежит раскрытию на исповеди. А то, в чем мы не каемся, лежит в нашей душе черным грузом всю жизнь и идет с нами вослед после смерти. А там Суд Божий и… мера за все наши суды неправедные.

Хочу представить вашему вниманию свой стих на эту тему.

Брат мой, друг мой, ты что меня судишь?

Я же Богом пока не судим!

А ты сам-то безгрешен будешь?

Не боишься предстать пред Ним?

Честен, праведен, скромен, смирен?

И все Заповеди ты точь-в-точь

Соблюдаешь и день, и ночь,

Помня, что обратишься ты в тлен?

Осуждать, как же просто это,

Мимоходом, в курилке где-то,

Иногда за столом накрытым,

Перешептываясь или открыто.

И, как правило, за спиной.

Вот такой он, мол, и сякой…

Но Христос, Тот, Который грядет,

Говорил, что Земля прейдет,

И что Небо прейдет с нею тоже,

Но слова Его не прейдут,

Пока все не исполнится… Боже,

Как же люди себя ведут!

И я с ними, Твой раб недостойный,

Весь в грязи, словно кот помойный,

Бормоча себе злобно под нос:

«А сосед-то дом матери снес,

И хоромы какие поднял,

Не иначе, на то, что украл!»

Не суди, и судим не будешь,

А коль это призришь и осудишь,

Ставь вопрос сразу перед собой:

«Я сужу, а кто сам я такой?»

И молись: «И отмерь мне, Владыко,

Моей мерою, но… не великой!»

***

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 3-5).

Сучок и бревно — предметы в глазу явно инородные. Точно так же, как и большие и малые грехи в душе человека. Поэтому Господь наш Иисус Христос так иносказательно, но оттого не менее блестяще обличает такого лицемера, который замечает чужие грехи, но не видит свои собственные.

Что же, а, вернее, кто, заставляет человека видеть чужие изъяны и несовершенства и закрывать глаза на свои собственные? Бесы! Помните? Они всегда рядом и подсказывают нам, как себя вести! И именно от них так стремится оградить нас Господь, призывая бодрствовать. А притчу о фарисее и мытаре помните? Я приведу тут ее текст целиком:

«Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!»

Сказываю вам, — говорит Господь, — что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится

Полагаю, излишне объяснять, кто из этих двоих молившихся видел сучки в глазах других, а в своем не замечал бревна.

И здесь мы приходим опять к первому смертному греху, благодаря которому между Богом и человеком возникает пропасть, — гордыне!

Как вы думаете, почему мытарь ушел более оправданным? Полагаю, потому что, несмотря на все свои грехи, показал Богу понимание своей грешной сущности и смирение. А фарисей, напротив, продемонстрировал гордыню. Тот самый страшный грех, благодаря которому Бог изгнал своего любимого некогда ангела по имени Денница, более известного под именем дьявол или сатана. Почему? Потому что тот так возгордился своей близостью к Отцу-Вседержителю, что захотел стать равным Ему.

Кто-то скажет, что это сейчас не актуально. Но ведь Иисус Христос говорит, что Небо и Земля прейдут, а слова Его не прейдут!

Что, сейчас стало меньше «замов», подсиживающих своих руководителей? Такие люди обычно говорят примерно одно и то же: «да кто он такой, чтобы я ему подчинялся?» И, как змея, ждут своего часа, чтобы напасть: подставить, предать.

И такие люди есть везде, в любом коллективе: в армии, полиции, коммерческой компании… и даже в банде.

Или некоторые «святоши», самочинно считающие себя воцерковленными людьми. Такие, порой, хвастаются, что они постоянно исповедуются, причащаются, молятся, постятся. Они любят учить, любят, когда им заглядывают в рот и воздают славу. Смотришь на такого и иногда искренне умиляешься, а потом с ужасом осознаешь, что перед тобою лицемер чистой воды, который даже не пытается применять слова Святого Евангелия в жизни.

«Знаешь, почему у тебя такие проблемы в жизни? — вопрошает такой «праведник», ведя с тобой душеспасительную беседу, словно он твой духовный отец. — Это потому, что ты забросил воспитание собственного сына. А вот я…» — и следом идет нравоучительная лекция во славу себе любимому и светоносному.

А то, что сам «учитель» имеет внебрачных детей, которых не признает и из-за этого проклинаем их матерями (своими бывшими любовницами), почему-то упомянуть забывает.

Я никого не осуждаю, но такое поведение воистину лицемерие. Подводя итоги сказанному, следует, тем не менее, отметить, что, столкнувшись с таким поведением ближнего, легко можно самому впасть в осуждение.

Известно, что Бог действует в нашем материальном мире, в том числе, и через других людей. И я бы посоветовал, услышав от другого замечание или даже обвинение вас в грехах (мнимых или реальных), не отторгать сразу сказанное и не обижаться. Ведь, возможно, это сам Бог устами этого небезгрешного и горделивого человека призывает вас прислушаться, а, так ли тот неправ. Другое дело, что у него самого бревно в глазу, но не надо его в этом уличать. Потому что, скорее всего, это ни к чему, кроме вашей с ним ссоры, не приведет.

И помните, мои возлюбленные читатели, что вера без любви, как и без дел, мертва. Вот и притча в тему:

Когда у веры нет любви

Очень плохо атеисту стало одному,

Посоветовали люди в Храм пойти ему.

И, призрев свой атеизм, слушая совет,

Посетил он Божий Храм, чтоб увидеть Свет.

Подошла к нему бабуля: — Ты не там стоишь!

Сбоку зашипел дедуля: — Не туда глядишь!

И одергивают сзади: — Ты не так одет!

Шепчут спереди: — Глядите, крестика-то нет!

Тут «всезнающая» тетка начала учить:

— Книжку надо бы тебе сначала прикупить,

В Церкви как себя вести надо почитать,

А потом уж в Божий Храм заходить опять!

Вышел человек из Храма, горько зарыдал.

— Что ты плачешь, Мое чадо? — вдруг он услыхал.

И подняв свое лицо, Спасителя узрел:

— Не пускают меня в Храм, а я так хотел!

И обнял его Господь, ласково смотря:

— В этот Храм не пропускают даже и Меня!

***

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стих 6).

Смысл этих слов Господа состоит в том, что на свете были, есть и будут люди, которых Он уподобляет псам и свиньям. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, под именем псов Господь подразумевает тех, которые живут в неисцелимом нечестии, безо всякой надежды на исправление, а под именем свиней — всегда живущих невоздержно. И те, и другие, недостойны слушать учение Христа. Такая трактовка подтверждается и словами святого Апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием…» (Первое Послание к Коринфянам, Глава 2, Стих 14).

Доводилось ли вам сталкиваться с людьми, которые, узнав, в чем состоит суть учения Христа, поднимали его на смех, дерзко, не обращая внимание ни на какие доводы, отвергали его? А были ли те, кто изо всех сил пытался «вразумить» вас, говорил, что на дворе двадцать первый век, а вы все со своими «поповскими россказнями с ума сходите»?

Уверен, что таковые люди на жизненном пути вам встречались. А что делали вы? Не знаю, как вы, мои дорогие читатели — православные христиане, а я старался убедить такого человека в его неправоте и в истинности учения Христа. В некоторых случаях, годами. Но, тщетно. Тогда я решил, что, возможно, когда-нибудь этот человек сам придет к вере. Может, его подвигнет к этому болезнь или несчастье, или еще какое-либо событие. Возможно. На все воля Божия. Но, по моему разумению, если в человеке изначально есть хотя бы уважение к вере в Бога, то его можно привести в лоно Церкви Христовой. А если он от рождения, по своей природе не может слышать о вере, а не то, что ее познать, то пусть лучше пребывает в неведении.

Как утверждают святые отцы: «и свинья не знает, что такое бисер, а, если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает».

Поэтому не совершайте моей ошибки. Не навязывайте учение Христа там, где оно заведомо не найдет отклика в душах. Иначе «псы» или «свиньи» еще больше ополчатся и на Святое Благовествование, и на вас самих.

Кто-то может сказать, что святыня не может быть попрана, ведь она — святыня и оттого непобедима. Настоящая святыня действительно непобедима, но псы и свиньи ее просто не воспримут. Поэтому и бисер может быть попран — потому что попал к свиньям.

А что такое: «обратившись, не растерзали вас», спросите вы. «Растерзать» — это не всегда в прямом смысле. Хотя, бывает, что и в прямом. Если бы вы попытались проповедовать учение Христа в комсомольской школе или на партийных курсах в тридцатые годы прошлого столетия, то вас могли растерзать и в буквальном смысле.

Но в большинстве случаев «псы» и «свиньи» будут просто над вами потешаться, поносить и считать умалишенными. Они будут говорить вам, что «это опиум для народа» или «спешу тебя разочаровать — Бога нет» и глумливо похохатывать.

В заключении хочу привести слова святого блаженного Феофилакта Болгарского. По-моему, лучше и не скажешь.

«Псы — неверные, а свиньи — хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак, не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых жемчужных слов богословия нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы. Ибо, коль скоро услышат, что распялся Бог, они начинают терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии взнося хулы на Вышнего».

***

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 7-11).

«…без Меня не можете делать ничего» (Евангелие от Иоанна, Глава 15, Стих 5); «…не бойся, только веруй» (Евангелие от Марка, Глава 5, Стих 36); «…Я есмь путь, и истина, и жизнь…» (Евангелие от Иоанна, Глава 14, Стих 6).

Мы должны просить. Просить в молитвах у Подателя жизни все, что нам нужно, всегда, беспрестанно. Но делать это с великой верой в то, что Отец наш Небесный рано или поздно даст нам просимое у Него. Мы, грешные, порой сами не знаем нужно ли нам то, о чем мы просим. Но Владыка знает лучше нас. И если нам просимое не полезно (ведь Он видит будущее и знает все), то мы это не получим. К примеру, молим мы, чтобы Господь дал денег. И, хотя говорят, что этого делать нельзя, тем не менее, продолжаем. Но Господь видит, что, получив просимое, человек, который ленив и склонен к пьянству, употребит деньги не на пользу себе. Допустим, бросит работу, начнет пьянствовать, все растранжирит и закончится все это очень плохо. И поэтому не дает, сколько бы ни просили. Потому что этот человек просит дать ему «камень» или «змею». Если же просимое полезно для человека, то и это иногда долго не дается Богом. Но если вам, читатель, это действительно нужно, просите. И получите. Может быть, не в то время и не там, где думали, но обязательно получите (если, конечно, не разуверитесь, и не бросите молиться о получении этого).

Также не стесняйтесь просить у людей. Кто-то может отказать, кто-то пообещать, но не сделать, но просить нужно. Никто вас за вашу просьбу не съест. А не будете, так и не получите, так и останетесь прозябать, но зато в своей гордости. Может, вы боитесь попросить, потому что не хотите быть этому человеку должны? Или что не сможете отдать долг? Но почему? Попробуйте честно объяснить тому, у кого просите, что вряд ли сможете отдать долг в ближайшее время, а, может, и вообще. Смотря что будете просить. Ведь вы только предполагаете реакцию человека на свою просьбу, но можете ошибаться. Я не раз, «прижав уши» и затаив дыхание, обращался с самыми, казалось бы, неисполнимыми просьбами к людям, которых считал очень строгими, требовательными и харизматичными. Но почти всегда получал… согласие мне помочь. На моей памяти был только один очень неприятный случай, когда меня отчитали как мальчишку, и в грубой форме отказали. Но и этот человек спустя несколько месяцев хоть и не извинился, но в разговоре со мной дал понять, что сожалеет о том своем поведении и сказал, что если мне нужно то, о чем я у него просил, сейчас, он готов мне помочь.

Однако просить хотя и очень важно, но недостаточно. Иисус Христос требует от нас искать и стучать, то есть действовать. Ведь вера без дел мертва.

Когда человек, отбросив сомнения и не отвлекаясь, ищет (и не оставляет молитву), он обязательно найдет. Причем это касается как вещей великих, так и малых. Если вы ищите, в чем смысл жизни, вы его найдете. Я уже нашел. Для меня это спасение и наследование вечной жизни со Христом в Его Царствии. А малое… скажем, вы потеряли пуговицу, которую срочно нужно пришить. А она не находится. Можно махнуть рукой, а можно активно искать, причем, молясь о ее нахождении. Когда я так делаю, всегда нахожу.

Мне кажется, как нельзя лучше, к этим словам Евангелия подходят другие слова Евангелия. Это притча о неправедном судье. Приведу ее ниже.

«… в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.» (Евангелие от Луки, Глава 18, Стихи 2-8).

А что было бы, если бы вдова не проявила настойчивость? Судья не помог бы ей. Так будем же верующими и настойчивыми. Вот и стих в тему.

На пути к обещанной награде

На пути к обещанной награде

Рвы, редуты, блоки, баррикады.

Их тебе никак не обойти,

Нет до цели легкого пути.

Надо пробивать тоннели в скалах,

Разгребать огромные завалы,

Уповая полностью на Бога,

Впереди тяжелая дорога.

Помни: вера мертвая без дел.

Если ты чего-то захотел,

Помолись и сразу с верой в путь,

А про лень с усталостью забудь.

Впереди зловонное болото?

Улыбнись и с верой за работу!

Нужно тазики и ведра брать,

И болото это осушать.

Впереди непаханное поле?

И «Авгиевы конюшни» ждут?

Тебе трудно так, что поневоле

Мысль приходит изменить маршрут?

Только нет такого до награды,

Чтоб не ждали впереди преграды.

Нужно волю сжать свою в кулак,

И понять, что так или никак!

Скажешь: «Против лома нет приема»,

Не пробраться через буреломы?

Но другого просто нет пути,

Нужно помолиться и идти

Без червя сомнения, что гложет,

И тогда Господь тебе поможет!

Жизнь одна, она, увы, не ждет.

Если пробираешься вперед,

Смело все препятствия ломаешь,

И невзгоды преодолеваешь,

Станешь замечать мало-помалу,

Что препятствий к цели мало стало.

Ты пока препятствия ломал,

Тебе Ангел Божий помогал.

А пока ты осушал болото,

Баррикады смел с дороги Кто-то.

Цель достигнута, в руках награда!

Может, ничего уже не надо?

Нужно лишь на лаврах почивать?

И, гордясь собою, отдыхать?

Ты уже не можешь без труда,

Без преодолений жизнь — беда!

Отдохни немножечко, чуть-чуть,

Отдышись, и к новой цели, в путь!

***

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стих 12).

Как проста и насколько справедлива эта заповедь! Можно еще сказать: «Не делай людям того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе». И то, и другое естественно для природы человека, для его души-христианки.

Вы хотели бы, чтобы с вами при встрече по-доброму здоровались, искренне интересовались, как ваши дела? Хотели бы, чтобы вам помогали, дарили цветы, проявляли уважение, рассказывали о ваших заслугах другим людям? Если да, то делайте так.

И наоборот. Вы хотели бы, чтобы вас убили, изувечили, изнасиловали, оскорбили? Нет? Так не делайте этого!

Вы только представьте, что все люди вокруг стали бы соблюдать эту заповедь. Что бы произошло? Думаю, что Царствие Небесное приблизилось бы к нам! Не было бы войн, вооруженных конфликтов, голода, вопиющего материального неравенства.

Но отчего так? Почему мы, человеки разумные, за тысячи лет истории так и не научились воплощать в жизнь эти слова Спасителя? Ответа нет.

А что, если каждый из нас попробует с этой минуты и до конца жизни выполнить сказанное Сыном Человеческим? Что, если я (ты, вы, мы) будем как со стрелкой компаса сверять жизнь с этим велением Божиим?

Хочу я, скажем, оболгать кого-то за его спиной и тут же задаю вопрос: «А хотел бы я, чтобы так поступили со мной?»

Хочу избить в компании подвыпивших друзей слабого человека и тут же вопрос: «А что, если меня так, понравилось бы?»

Забываю я о родителях, а они ждут моего звонка и приезда. «А хотел бы я, когда мои дети вырастут, чтобы они точно так же не звонили бы мне и не приезжали?»

Хочешь выместить злобу на слабом или подчиненном? Ну, вы уже поняли, что я хочу сказать.

В этом и Закон, и пророки, и правда жизни!

Думается мне, что так в Царстве Небесного Царя установлено, и Богочеловек Иисус Христос по приказу Отца-Вседержителя повелел установить этот Закон и здесь, на грешной земле. А кто не делает так, тот не может попасть в это славное Царство, ибо: «не войдет в него ничто нечистое…» (Откровение святого Апостола Иоанна Богослова. Глава 21. Стих 27).

***

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 13-14).

Те православные христиане, которые постоянно исследуют Библию, ежедневно читают Новый Завет и, самое главное, стремятся поступать в соответствии с тем, что там предписано, по моему мнению, уже нашли врата и путь, ведущие в жизнь. Нужно только неуклонно следовать по этому пути. Быстрее ли, медленнее, зависит от конкретного человека и воли Господа. Но дорогу осилит идущий.

Как пишут многие святые отцы, под широкими вратами и пространным путем понимается путь заблуждения и удовольствий мира, которых ищут многие люди. А в конце этого пути — пагуба. Этот пространный путь как большая автомагистраль, искать которую не нужно. Ведь есть телевизор и интернет, наполненные доверху искушениями и соблазнами. Куда не кинь взгляд, везде полуголые красотки, дорогие и красивые автомобили, роскошные дома, вкусная пища и т.п. Вот он — широкий путь. Чтобы иметь все это нужно только много зарабатывать или… красть. Вот и бежим сломя голову за миражом в виде богатства. А что в конце? К чему человек придет на смертном одре?

Я знаю множество очень состоятельных людей. Абсолютное большинство из них недовольны своим положением. У них есть все: пресловутые квартиры, машины, дома, банковские счета, любовницы, но… они все равно недовольны и даже злы. Им все мало, им подавай больше, они хотят карабкаться выше по вертикали власти и денег. Слушаешь порой проблемы такого человека, и с уст еле не срывается: «Тебе что, есть нечего? Другим людям на хлеб не хватает, жить негде, у кого-то дети или старики — родители умирают от нехватки средств на операцию и лечение, а тебе все мало?!»

А спроси у него, в чем смысл жизни, и в ответ получишь недоуменный взгляд и покручивание пальцем у виска, мол, чего возьмешь с сумасшедшего.

А что будет на смертном одре? Воспоминания о беззакониях, которые совершил, идя по костям к славе, деньгам и власти, да нетерпение близких, желающих поскорее унаследовать твои миллионы и миллиарды. А еще подсознательный страх перед будущим возмездием, ведь кто бы что не говорил, а стоит человеку только слечь с неизлечимой болезнью или попасть в экстремальную ситуацию, грозящую потерей жизни, он мгновенно вспоминает о Боге.

Подводя итог, сошлюсь на цитату Святого Игнатия (Брянчанинова):

«Узкие врата — тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании, и жизнью; тесный путь — деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям».

И еще хочу от себя напомнить, что, идя ведущими в жизнь вратами и тесным путем, не нужно забывать об уповании на милость Божию, ибо без нее человекам спастись невозможно. Богу же все возможно! А под конец притча о Божией милости.

Притча про 100 баллов

У ворот жемчужных рая

Душу Ангелы встречают:

— Сто баллов ты должна набрать,

Чтоб жительницей рая стать.

И спрашивают у души:

— А ну, давай-ка, расскажи,

О добрых о делах своих,

А мы оценим в баллах их.

— Я сорок лет с женой прожил,

Ни разу ей не изменил!

— Ты жил с женой как подобало,

За это мы даем три балла!

— Я в Божий Храм всю жизнь ходил,

И десятину я платил,

Все время бедным помогал,

И сквернословить избегал…

Сказали Ангелы спокойно:

— Двух баллов это все достойно.

Как двух? Всего лишь только двух? —

Вскричал христианина дух.

— Дом престарелых я открыл,

Во всех святых местах я был,

В монастырях подолгу жил…

— Еще два балла заслужил!

— Мне столько баллов не набрать! —

Рыдая, грешник стал кричать, —

И остается уповать

Мне лишь на Божью благодать!

Пустите меня, Бога ради!

И вдруг за Ангелами сзади,

Увидев Невечерний Свет,

Услышала душа ответ:

— Пустите, коль ради Меня!

Войди в Мою радость, дитя!

***

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 15-20).

В России есть пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». То есть первоначально оценивают форму, а уже потом содержание. И хотя данная пословица говорит об уме, полагаю, что по аналогии она здесь вполне применима и уместна. Поэтому не трепещите, увидев внешне благообразного человека. Он запросто может быть лицемером и обманщиком. Порою, такой человек может даже иметь священнический сан. Но это совсем не значит, что к человеку изначально нужно относиться настороженно и с недоверием. Нет, но с любовью. Однако же, наблюдать, не расходятся ли его рассказы, поучения и проповеди с его повседневной жизнью. Пойдете ли вы к сапожнику без сапог? Обратитесь ли к толстому диетологу?

Как говорил святой Афанасий Великий: «… брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую волну, носит ли он имя пресвитера или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный.»

Обличая священников и первосвященников своего времени, Иисус Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Евангелие от Матфея, Глава 23, Стихи 27-28).

Не обольщайтесь и не давайте ввести себя в заблуждение таким людям, которые за внешней набожностью и праведностью прячут свою ложь, прелюбодеяние, гордыню и чревоугодие.

Человек, рассказывающий нам о любви, вере, надежде, радости, смирении, мире, нестяжании, благости, милосердии, кротости и воздержании должен являть собою образец всего этого, — то есть быть духовным плодом заповеданного Христом. Если же учение такого человека им самим, его жизнью не свидетельствуется, то он лжив. И доказательство тому в заповеди, данной Христом своим Апостолам: «Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…» (Евангелие от Матфея, Глава 23, Стих 3).

Таким образом, главным качеством человека, живущего в святости, является смирение перед Богом. Ибо, как говаривал святой преподобный Варсонофий Великий: «…всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает с смущением и мятежом. Хотя бесы и показываются облеченными в одежду овчую, но, будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством производимого ими смущения, как сказано: «от плод их познаете их». Да вразумит Господь всех нас, чтоб не увлечься их правдою».

Многим известен Сергей Шнуров, основатель музыкальной группы «Ленинград». По его внешнему виду и поведению вряд ли скажешь, что он праведник. И по его песням и стихам тоже. Однако именно он недавно взял и приобрел бездомной старушке из Брянской области двухкомнатную квартиру. Кто-то скажет, что от избытка дал или для пиара. Возможно, и от избытка, ведь он долларовый мультимиллионер, но не для пиара точно. Сделал он это тайно, хотя и сделалось это спустя время известным (не от него). Но ведь другие богачи так не делают!

И, напротив, мой близкий товарищ в сентябре 2017 года рассказал мне, что строит на свои деньги Храм в одной из областей Центральной России. А деньги приходится перечислять не на расчетный счет прихода, а на банковскую карту священника, который говорит, что таким полуподпольным способом собирает средства потому, что их архиерей требует перечислять их на счет митрополии. А потом этот архиерей покупает себе «Мерседесы» последних марок.

Вот этим-то и страшны «волки хищные». Они похищают веру истинную, вводят человека от своих дел в замешательство, и тем опаснее даже «псов» и «свиней», которым Господь воспрещает давать святыню и метать перед ними бисер. Ибо те, последние, распознаются сразу, в отличие от первых. И, как всегда, притча в тему.

Как волк христианином стал

Уверовал волк во Христа,

И по лесу ходить он стал.

Кого бы не встречал в пути,

У всех просил его простить.

Увидев зайца, волк завыл:

«Прости, косой, не прав я был!»

Медведя вскоре увидал:

«Прости!» — в раскаянии рыдал.

Идет навстречу ему гусь:

— Привет, пернатый! Да не трусь!

Коль чем обидеть тебя смог,

Прошу прощенья, видит Бог,

Что этого я не хотел!..

В ответ гусь гневно зашипел.

— Ты гневаться-то не спеши!..

Но снова слышит: — Ши-ши-ши!

Волк каялся, а гусь шипел,

Тогда волк взял его, и съел.

Спросили звери: — Как ты мог?

Убийство запретил ведь Бог!

Ответил волк: — А что такого?

Шипеть не надо на святого!

***

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стих 21).

Служить Господу и исполнять Его волю необходимо постоянно, до самой смерти. Но, что значит «волю»? Это может показаться абстрактным понятием. Пути Господни неисповедимы и мы, грешные, не можем их знать по определению. Поэтому, на мой взгляд, воля Отца нашего Небесного прежде всего состоит в Его десяти Заповедях и том, что написано в Библии и Новом Завете, как ее составной части.

Исполнять волю Отца Небесного в полной мере мало кто из нас может, если может вообще, ибо нет на Земле человека не грешного. Любой человек грешит: словом ли, делом ли, помыслом ли, но грешит, причем, постоянно.

Но мы всей душой должны стремиться этого не делать. А семи смертным грехам нужно объявить настоящую войну. И уповать на Бога, ибо без Него ничего не можем делать.

С чего начать? Каждый выбирает сам, но Евангелие нужно исследовать, видя, что им пронизана вся наша жизнь. Могу дать совет. Всегда нужно начинать с малого. Обратите особое внимание на такие слова Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас…».

Решите для себя раз и навсегда, что отныне вы будете контролировать себя именно в вопросе соблюдения этих слов Христа. Почему именно этих? Да потому, что, если вы сможете это делать, будете постоянно держать это в сердце и уме, вы, как боец-единоборец, научитесь в совершенстве владеть базовым приемом или ударом, отработаете его до автоматизма. А это именно базовая заповедь Христа. Ведь если человек сможет полюбить врага, сколь легче ему будет полюбить брата своего! Скажите себе, что, как бы ни было мне трудно, я не буду считать никого из людей своим врагом. Если кто-то спросит: «кто твой враг?», отвечайте, что у вас врагов нет. А на скептический смешок поясняйте, что есть люди, возможно, их много, которые считают вас своим врагом. Но лично вы никого врагами не считаете.

Тренируйтесь, молитесь и бодрствуйте в этом вопросе (не забывая и о других заповедях), но особо сосредоточившись на этой. Когда будет нестерпимо трудно сносить оскорбления или выливаемые на вас помои злобы, незамедлительно, словно антидот, читайте про себя Иисусову молитву. Держитесь! Не позволяйте эмоциям и гордости взять верх, постоянно вспоминая, как претерпевший ужасные страдания и оскорбления Спаситель, простил на Кресте своих мучителей. Помните, это дается вам за грехи ваши или во славу Божию и для укрепления веры.

Если станет совсем тошно, а претерпевать придется от человека, называющего себя христианином, не стесняйтесь (кем бы он ни был), напомните ему об этом. Но не упрекайте, а по-доброму, подавив злость. Давите ее в себе изо всех сил! И вы увидите, как удивится унижающий вас и гонящий вас.

Тренировочный процесс — это не только соревнования (то есть реальная ситуация, когда вас гонят, унижают, оскорбляют), но и сама отработка приемов и ударов. В свободное время отрабатывайте их. Поставьте мысленно себя на место обидчика. Представьте, что вы незаслуженно (не совсем заслуженно) унижаете человека. Допустим, подчиненного, будучи в плохом настроении. А он вдруг, совсем не обидевшись, вспоминает, как в прошлом году вы выписали ему премию, хотя он ее, положа руку на сердце, не заслужил. И с улыбкой просит его простить… за ваше плохое настроение.

Или вы — человек, которого, бедного, рвут изнутри бесы (прости Господи!) и в сердцах публично проклинаете кого-то. А проклинаемый вдруг, от чистого сердца улыбнувшись, ласково (не вкрадчиво и с затаенной местью) и, перекрестив вас, говорит: «Благослови тебя Господь!» Что бы вы испытали, получив такие ответы? А как бы себя после этого повели?

Исполнение этой заповеди укрепит вас и в остальных. Вы научитесь жестко контролировать эмоции, а, следовательно, вряд ли осквернитесь словами из своих уст, идущими от злого сердца. Ведь оно у вас доброе.

Блюдите себя. И помните, от Бога отрекаются не только словами, но и делами! А отрекшийся никогда не войдет в Его Славное Царствие.

И еще помните, что Пресвятая Богородица и наш Ангел-хранитель плачут, когда мы поддаемся на уловки бесов и творим зло. Будьте же сынами Отца нашего Небесного!

Мой Ангел плачет

Мой Ангел рядом. Он так плачет,

Когда я о других судачу,

Когда я много говорю,

И милостыню не творю.

Когда я ближних не прощаю,

Ропщу, блужу и унываю.

В беду попавши, жду конца,

Не веря в Промысел Творца.

И под воздействием лукавым,

Когда я пью, курю, колюсь,

Когда я Бога не боюсь,

Во всем себя считая правым.

Когда завидую и лгу,

Когда сдержаться не могу,

Виня другого в неудаче,

Мой Ангел молится и плачет.

Когда я чреву угождаю,

И своих близких забываю

В земных заботах круговерти…

А бес все пишет… в книгу смерти.

Мой Ангел рядом, как и бес,

И плач несется до Небес.

***

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 22-23).

Некоторые христиане, к сожалению, не дают себе труда изучать слова Спасителя, изложенные в Евангелиях, и вдумываться в них. Они не отдают себе отчета в том, что, однажды уверовав, но потом отойдя делами от учения Христа, подвергают себя опасности не успеть покаяться и вернуться. Что будет тогда? Господь на Суде им скажет, что он никогда их не знал. Вы только вдумайтесь: «НИКОГДА!».

Означает ли это, что вероотступник делами, ранее уверовавший и, возможно, воцерковившийся, но потом вернувшийся или отошедший ко злу по своему собственному произволению, приравнивается к тому человеку, которого Иисус Христос не знал вообще? Да! Ведь: «Бог говорит, что знает тех, кого любит, а любит Он всецело уверовавших в Него и творящих угодное Ему.» (святой Кирилл Александрийский).

Будучи еще в числе других Апостолов Божиих, Иуда Искариот, впоследствии предавший Христа, изгонял бесов и творил чудеса. Но в Евангелиях мы не видим, чтобы знамения и чудеса творил Иоанн Креститель, Предтеча Христа Спасителя и «больший из рожденных женами» (Евангелие от Луки, Глава 7, Стих 28).

Почему так? Почему Иуда изгонял и творил, а Иоанн Креститель нет? Вернее, мы не знаем, что он это делал из Евангелия. Потому, что без Бога ничего не можем. И творил Иуда знамения именем Христа. Ведь тогда он был с Ним.

Вы, возможно, зададите вопросы: «А как же Саул, Валаам и Каиафа? Ведь они тоже неким образом пророчествовали, правда, не зная, что они говорят. А Фараон и Навуходоносор, которые в сновидениях видели будущее? А сыновья Скевы, изгонявшие демонов?»

На эти вопросы отвечает святой блаженный Иероним Стридонский: «… это подается ради осуждения тех, которые призывают, и ради пользы тех, которые видят и слушают; так что, хотя люди и презирают творящих чудеса, однако они должны чтить Бога, вследствие призывания имени Которого совершаются столь многие чудеса.»

Друзья, давайте задумаемся, а нет ли в вашем роду таких людей? Я имею в виду тех, которые верили в Бога, а потом отошли от веры словами ли, делами, или же тем и другим. Тех, которые уже ушли на Суд и не могут, в силу потери земного храма своей души, под названием тело, сами оправдаться, вернуться в лоно Церкви Божией, покаяться. Их земные дни закончены. Разве им не нужна ваша молитвенная помощь, ваши записки и сорокоусты за упокой их грешных душ? Да только такая помощь и нужна! Давайте же возьмем себе за правило поминать таких людей в своих молитвах ежедневно, и почаще заказывать за них службы! Ведь они, возможно, ждут от нас этого, находясь в страшном месте, словно узники, ожидающие освобождения. А иногда даже приходят к нам во снах и просят об этом. Кто еще как не мы «замолвит за них слово» перед Всевышним?

Отмолите меня, отмолите!

Сколько жить мне осталось — не знаю,

Может быть, я уже умираю?

Нужно время использовать так,

Словно это последний мой шаг.

Словно миг этот станет последним,

А я так ничего и не смог

Сделать в жизни своей многолетней,

Чтобы принял в раю меня Бог.

Что не смог побороть свои страсти,

А, греша, хоть и ведал о том,

Что могу умереть в одночасье,

Повседневно мечтал о пустом.

Не любил так, как Бог меня любит,

Постоянно добро не творил,

Зная то, что меня это губит,

Тем не менее пил и курил.

О другом тайно с третьим шептался,

И, не ведая правды, судил,

Клеветал, а потом удивлялся,

Почему Белый свет мне не мил.

Исповедовался, причащался,

У друзей их детишек крестил,

А потом, пил, ругался и дрался,

Лгал, завидовал, крал и блудил.

Коль сегодня уйду, понимаю,

Что не хватит дел добрых для рая,

Что, возможно, в аду окажусь,

Там, откуда уже не вернусь.

Там, где плач, и где скрежет зубов,

И пройдут миллионы веков…

Как умру, литию закажите!

Отмолите меня, отмолите!

Не судите меня и простите,

Я люблю вас и Бога боюсь!

Отмолите меня, отмолите!

А я там за всех вас помолюсь.

***

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 24-27).

Приведенные слова Господа подводят итог всему сказанному Им в ходе Нагорной Проповеди. А это три предыдущие Главы Евангелия от Матфея.

Жесткие связки: «сказал-сделал», «услышал-исполнил» прослеживаются на протяжении всей Нагорной Проповеди Спасителя. Так что не нужно обольщаться, что настоящим христианином может быть всякий, кого покрестили. В том числе и тот, который крещен в младенчестве.

Зададимся вопросом: сколько людей, носящих крестик на груди, являются на самом деле настоящими христианами, последователями Спасителя? Прямого ответа нет. Но давайте спросим себя, многие ли из нас хотя бы изредка ходят в Храм? А сколько читает Библию, православную литературу? Сколько постится? Вот давайте и попытаемся понять, сколько же из них (кто хотя бы слушает сказанное Спасителем), поступает в соответствии с Его словами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сверяй ежесекундно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я