Ветер в бронзе. Этюды о скульпторе Андрее Старцеве

Сергей Белковский

«Ветер в бронзе» – книга об уральском скульпторе и графике Андрее Старцеве. Состоит из этюдов о творчестве и жизни этогохудожника. Среди «бронзовых циклов» Старцева – «Механический зоопарк», «Женщины-деревья».

Оглавление

Рисунок для замка

«Наконец-то мы вас нашли»

У некоторых графических листов Андрея Старцева была необычная судьба, своя любопытная история. Вот два примера. Когда еще сотовые телефоны не вошли в нашу жизнь, на городской номер художнику звонок: «Наконец-то мы вас нашли». Это был звонок от искусствоведа из Швейцарии Этьена. Он приехал в Челябинск, чтобы разыскать Андрея Старцева.

Как-то он увидел в Европе альбом «Изобразительное искусство. 20 век. Челябинск». Его тогда подготовили и выпустили Андрей Старцев в соавторстве с Василием Смелянским и Борисом Калюжным. Искусствовед из Европы предложил художнику сделать работу на тему страсти Христовы для новой экспозиции в старинном замке Грейерц в городе Фрайбург в Швейцарии. История этого замка и его коллекции искусства «уходит» далеко вглубь веков. Сам замок появился в раннем Средневековье. В экспозицию должны были войти 12 работ, посвящённые теме» распятия» известных художников мира.

«Сделал нужную работу, отправил, устроило. Надеюсь, что, как и планировалось, она заняла свое место в этом старинном замке», — говорит Андрей Старцев. Кстати, замечает художник, так у меня началась работа над серией «Страсти Господни».

Вот еще одна история.

Шёл 1992 год. В Москве, около гостиницы «Россия», в одной из церквушек на улице Варварка, проходила выставка «Искусство Урала в Москве». Среди работ на ней была графика Андрея Старцева. Недалеко, в самом Кремле, демонстрировалась выставка ювелирной коллекции знаменитого швейцарского мастера Альбера Жельбера, обладателя восьми «оскаров» в области ювелирного искусства. Он посетил уральскую экспозицию. Здесь его заинтересовала графика Старцева.

Знаменитый иностранец попросил найти автора, что было сделано. Через переводчика ювелир предложил продать всю серию графики. О таких моментах мечтает каждый художник. Но сделка не состоялась. И не потому, что не сошлись, как говориться, в цене. Старцев предложил выбрать любую из представленных в экспозиции работ в подарок. Ювелир постоял несколько мгновений молча и отказался от подарка.

Потом «знающие люди» пояснили Андрею: получив подарок, требовалось подарить что-то в ответ. Но что было у знаменитого ювелира тогда с собой, кроме денег? Были украшения,.. но на его очень молодой красавице супруге.

Вряд ли бы понравилось ей, если бы пришлось с ними тогда расстаться. Видимо, оценив ситуацию, ювелир отказался. Так сделка не состоялась. Зато осталась в такой истории. А, как известно, ценность произведениям искусства придают не только талант автора, но и истории, легенды, которыми «обрастают» его произведения.

Из поездки по Европе. Из архива Андрея Старцева

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я