Как из бильярдных шаров вылупляются лейтенанты

Сергей Александрович Вольченко, 2023

Однажды, находясь в море и коротая в кают-компании часы за байками о былой службе, мой коллега (кстати, офицер запаса) как бы невзначай сказал:– Серега, а что ты не напишешь книгу о том, как учился в военном училище? Ибо рассказов у тебя – как у дурака фантиков!Я задумался… А почему бы и нет…Эти записки стали приятным воспоминанием о дружбе с однокурсниками, о радостях и тяготах, которые мы делили между собой. О невзгодах, о ссорах, да и много о чем еще…Книжка писалась на протяжении года. Мне неоднократно хотелось бросить бумагомарание, ан, нет… Силы для продолжения давали города от восточных границ нашей страны до западных (где я занимался графоманией): Петропавловск-Камчатский (родина), Владивосток (третий город во Вселенной), Москва (второй город во Вселенной), Санкт-Петербург (первый город во Вселенной), Калининград (просто хороший город).

Оглавление

ДЕЛЕНИЕ НА ШЕСТЬ

«Люди в мире делятся на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги, на трубе сидишь ты!» к/ф «Игла»

С первых дней нахождения в училище я познал для себя истинную градацию человеческой расы подросткового возраста. Во время обучения в средней школе мы тоже были все разные, «со своими тараканами в голове», но это не так ярко бросалось в глаза, как здесь. Учась в десятилетке, мы были вольны выбирать себе компанию по душе, все дружили с кругом себе подобных: хулиганы дружили с хулиганами, «ботаники» с «ботаниками», спортсмены со спортсменами…

При этом большую часть времени мы проводили в уютном жилище, которое было комфортно обустроено заботливыми родителями. Среднестатистический школьник был всегда накормлен, чист и весел. Лишь несколько часов в день он проводил в разношерстом обществе одноклассников.

В училище было все по-другому. Наш коллектив состоял из ребят различных социальных слоев и этнических групп, к тому же различных по интеллектуальному уровню и по образу жизни до вуза. Со всем этим приходилось считаться, потому как мы «варились в одном котле» двадцать четыре часа в сутки. Именно тогда и начали открываться людские особенности, которые ранее не были видны замыленным глазом.

В то время я, не будучи психологом (даже еще не начав изучать предмет ВПП — военная педагогика и психология) для себя вывел шесть видов хомо сапиенса, поступающего в военное училище.

«Середнячок». Самый большой процент среди личного состава находится в этой группе. Этот индивид старается ничем не выделяться из толпы. Всегда тактичен с командным составом, но не заигрывает с ним. В коллективе старается не конфликтовать, найти со всеми общий язык. Каких-то особых интересов не имеет. Большую долю времени проводит со своими земляками.

«Балагур». Человек, который заражает своей энергетикой всех вокруг. Он никогда не расстается с улыбкой, может иногда уколоть кого-то острой шуткой, но безобидно. В его буйной голове кипит множество идей, правда, иногда не совсем уставных. Например, сходить в самовольную отлучку (самоход), пришить одеяло к матрасу, когда товарищ спит, или подсунуть в прикроватную тумбочку дохлую крысу. Этим он завоевывает уважение среди своих товарищей, которые тянутся к нему, некоторые даже неосознанно. С отцами-командирами держит очень короткую, но жесткую дистанцию, за которую никогда не зайдет. Тем не менее может с ними поболтать, рассказать забавный анекдот, покурить в курилке (стрельнув у них сигарету).

Одна из основополагающих частей актива подразделения, на которых опираются начальники.

«Угодник». Скользкий тип. Как говорится, он хочет усидеть на двух стульях одновременно. Про таких светило русской поэзии Александр Пушкин придумал фразу: «И рыбку сесть и на х** сесть». Правда, тогда эта фраза имела чуть-чуть иное значение.

В обществе сослуживцев он «свой парень», а в общении с командирами не прочь подхалимнуть. В современное время некоторые сочтут это за коммуникабельность, но в девяностые годы это было не уместно. Тогда за такие действия в определенном кругу можно было схлопотать по физиономии.

«Тормоз». О, приблизились к интересному! Ранее мы этих людей не замечали, либо просто игнорировали. Их начинаешь познавать в социуме, в котором приходится тесно сосуществовать с этими индивидами. Быть может, даже на первых порах это и не будет слишком бросаться в глаза, но с каждым днем эти нотки характера станут ярче звучать.

Вообще, их можно поделить на два подвида. Первый — «Тормоза поневоле». Это те, кто вступает в ступор при волнении, при поступлении сложной задачи от командования или в других стрессовых ситуациях. Например, «тормоз» задает вопрос о необходимости выполнения полученного приказа. От начальства может поступить неожиданный ответ типа: «ты делай, а вопросы потом», «так надо», «за мясом» (любимый ответ нашего заместителя командира взвода Лехи Вологдина на вопрос: «Зачем?»). Человек этого подвида начинает ковыряться в своем мозгу и не может сопоставить вопрос и ответ. В этом состоянии он ведет себя неадекватно (тупит). Иногда (почти всегда) это очень бесит оппонента, а если это начальник, то вдвойне.

Второй — «Косящий под тормоза». Это очень хитрый подвид, который для себя выработал тактику, когда он делает вид, что не понимает своего визави, хотя на самом деле это не так. «Я дурак, отстаньте от меня» — главный его принцип по жизни. Он благодаря такому поведению успешно перекладывает свою работу на другого.

«Бывалый». В эту группу людей входят те, кто до поступления в училище уже прошли срочную службу в рядах Вооруженных Сил РФ. За два года (тогда это было два), во время которых они отдавали священный долг Родине, у них накопился богатый запас армейских знаний. Именно его они с гордостью передают юнцам, которые еще не нюхали пороха. Ведь эти парни уже «и в танке горели, и в подводной лодке тонули, и из самолета катапультировались, идя на таран» (с их слов записано верно). По началу вчерашние школьники, заглядывая в рот с неподдельным интересом, слушают товарищей с боевым опытом. Но со временем появляются нотки недоверия, вызванные какими-то несостыковками и неточностями в рассказах.

Уже в кругу общения со своими сверстниками кто-то скажет:

— Как заливает, с ушей можно вилкой лапшу снимать.

Или погрубее:

— Пиз**т, как дышит, а дышит очень часто!

Хотя были и серьёзные ребята, которые без прикрас рассказывали о всех тяготах и лишениях воинской службы и делились своим богатым военным опытом.

Среди «Бывалых» были и так называемые «Туристы». Это «срочники», которые отслужили около года и изъявили желание поступить в военный вуз, чтобы стать кадровыми военными, о чем незамедлительно доложили своему командованию. В годы дефицита офицерских кадров этих бойцов с радостью отправляли в военные вузы, которые они сами и выбирали. Для таких кандидатов в курсанты имелись даже определенные льготы и послабления со стороны профессорско-преподавательского состава.

Действительно, были среди них те, которые хотели стать офицерами, но большинство приезжали просто посмотреть Санкт-Петербург и на неделю-другую отдохнуть от военной службы. Последние даже не старались сдать экзамены, а просто их заваливали и, нагулявшись, возвращались в свою в/ч, дотягивать лямку службы.

А еще были кадеты — воспитанники СВУ (Суворовское военное училище). Этакие пижоны в форме: чёрные штаны с алыми лампасами, укороченные кителя, значки и медали, как у ветеранов Куликовской битвы, и «седло» на голове — до невероятного состояния выгнутая фуражка. У этих суворовцев были нездоровые амбиции — ещё бы, ведь они с детских лет были оторваны от семьи и брошены в омут армейской жизни. А по сути, это были такие же школьники, только в обмундировании, на котором висел значок с великим генералиссимусом. Не удивительно, что этот контингент мы не особо жаловали.

Но, тем не менее, именно из группы «Бывалых» формировался весь сержантский состав подразделений.

6. «Раздолбай». Приблизились к последнему типу людской расы в военном училище. Конечно, правильнее было назвать таких людей чуть-чуть другим словом — более нецензурным, ну, да ладно, и так понятно.

Вот несколько признаков раздолбая, которые вывел я.

— Привычка опаздывать и забывать о задачах.

— Чувство стабильности, уверенность в нормальности разгильдяйского поведения. Зачастую человек в принципе не понимает, почему его не ценят.

— Привычка переоценивать свои силы.

Каждый раздолбай в душе считает себя гением, и поэтому полагает, что работу, которую жалкие людишки выполняют за длительное время, он с помощью ведомых только ему манипуляций сможет решить «как два пальца об асфальт».

— Привычка считать, что его идеи значительно лучше идей остальных, потому что они особо светлые и креативные.

Перечисленная квалификация имеет мое глубокое субъективное мнение, основанное на первых наблюдениях в армейской среде. После приобретения какого-никакого жизненного опыта, я бы сказал, что нет эталонного человека, входящего в одну из шести групп. Все группы тесно переплетаются. Некоторые личности с годами и благодаря каким-то обстоятельствам могут вообще перейти из «Балагуров» в «Середнячки», или вследствие каких-то душевных травм замкнуться в себе и стать «Тормозом». Все это допустимо, но в этой заметке я попытался показать мысли семнадцатилетнего подростка.

Вот такая математика.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я