Семья, брак и родительство в современной России

Коллектив авторов, 2014

В сборник статей вошли работы российских специалистов в области психологии семьи. Ряд статей был представлен в виде докладов на всероссийской конференции «Семья, брак и родительство в современной России», которая состоялась 24–25 октября на факультете педагогики и психологии Московского Государственного Педагогического Университета. Данная книга будет интересна психологам, преподавателям психологии, молодым ученным и всем, кто интересуется проблемами современной российской семьи. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Взаимодействие семьи и школы на основе реализации физкультурно-спортивных потребностей учащихся и их родителей

К. Н. Верховцев (Тюмень)

Полноценно функционирующая семья до сих пор остается одним из эффективных институтов воспитания подрастающего поколения. Усиление взаимодействия семьи и школы актуально и в наши дни.

Одним из направлений усиления взаимодействия семьи и школы может стать комплекс мероприятий по развитию форм совместного проведения досуга детей и родителей, просвещения по вопросам воспитания, привития умений и навыков здорового образа жизни, развития физической и спортивной культуры личности детей и родителей.

Для организации взаимодействия семьи и школы можно успешно использовать различные формы и методы организации физкультурно-спортивной деятельности. Реализация такого подхода начинается с изучения и получения информации об интересах и потребностях учащихся и родителей в физкультурно-спортивной деятельности.

В первую очередь необходимо получение первичной информации о физкультурно-спортивных потребностях, их понимании на разных уровнях, анкетирование учителей, учащихся младших, средних и старших классов и их родителей. Данные анкет позволяют определить витальный, социальный, духовный (идеальный) компоненты физкультурно-спортивных потребностей, а также предметное содержание физкультурно-спортивных интересов и потребностей.

Далее необходимо проведение интервьюирования руководителей (физического воспитания) школ, с целью выявления взгляда на проблему «изнутри» образовательного учреждения. Работа проводится в большинстве случаев в виде индивидуальных бесед и обмена мнениями на педагогических советах школ.

Следует обратить особое внимание на соотношение между физкультурно-спортивными потребностями (и интересами) учащихся (и родителей) и их реальными занятиями физической культурой (и спортом), на степень удовлетворенности физкультурно-спортивных потребностей школьников (и членов их семей) и доступность для этого спортивно-технической базы образовательного учреждения или микрорайона. В качестве ресурса могут быть использованы учреждения основного и дополнительного образования, работающие в режиме интегративных комплексов: средняя общеобразовательная школа — детско-юношеский клуб физической подготовки, средняя общеобразовательная школа — детско-юношеская спортивная школа.

На основании проведенных исследований физкультурно-спортивных потребностей учителей, школьников и членов их семей (МАОУ СОШ №№ 32, 37, 57, 66 г. Тюмени, выборка — 2500 чел.) можно представить следующие данные.

Мальчики младшего школьного возраста (7–11 лет) занимаются футболом — 10 %, борьба — 9 %, дзюдо — 8 %. Хотели бы заниматься футболом — 49 %, баскетболом — 34 %, плаванием — 25 %, каратэ — 20 %, бокс — 16 %.

Девочки младшего школьного возраста занимаются дзюдо — 27 %, танцами — 15 %, гимнастикой — 9 %, плаванием — 8 %, аэробика — 7 %. Хотели бы заниматься плаванием — 47 %, танцами — 45 %, кататься на роликах — 24 % и лыжах — 23 %, заниматься аэробикой — 21 %.

Школьники 12–15 лет занимаются футболом — 15 %, дзюдо — 8 %, баскетболом — 7 %. Хотели бы заниматься футболом — 53 %, баскетболом — 32 %, плаванием — 28 %, легкой атлетикой — 22 %, упражнениями на тренажерах — 18 %, лыжным спортом — 16 %.

Школьницы 12–15 лет занимаются аэробикой — 13 %, волейболом — 12 %, танцами — 7 %, плаванием — 7 %. Хотели бы заниматься плаванием — 40 %, танцами — 34 %, аэробикой — 30 %, упражнениями на тренажерах — 27 %, волейболом — 25 %, катанием на роликовых коньках — 22 %, баскетболом — 18 %, теннисом — 17 %, спортивным туризмом — 15 %.

Юноши старшего школьного возраста (16–17 лет) занимаются футболом — 11 %, баскетболом — 9 %, на тренажерах — 8 %. Хотели бы заниматься футболом — 41 %, плаванием — 30 %, баскетболом — 28 %, на тренажерах — 22 %, волейболом — 17 %, лыжами — 15 %, теннисом — 13 %, каратэ — 13 %.

Девушки старшего школьного возраста (16–17 лет) занимаются фитнесом (групповые программы) — 11 %, в тренажерном зале — 10 %, волейболом — 8 %. Хотели бы заниматься фитнесом (групповые программы) — 41 %, танцами — 36 %, плаванием — 35 %, в тренажерном зале — 35 %, волейболом — 20 %, спортивным туризмом — 18 %, гимнастикой — 17 %, теннисом — 14 %, лыжами — 13 %, легкой атлетикой — 12 %.

Мужчины (старшие братья в семьях школьников, молодые родители) в возрасте 18–29 лет занимаются футболом — 10 %, на тренажерах — 7 %, волейболом — 4 %, плаванием — 4 %, рукопашным боем — 4 %. Хотели бы заниматься футболом — 42 %, в тренажерном зале — 34 %, плаванием — 25 %, теннисом — 22 %, боксом — 22 %, лыжами — 19 %, волейболом — 15 %.

Девушки (старшие сестры в семьях школьников и молодые родители) в возрасте 18–29 лет занимаются фитнесом (групповые программы) — 10 %, на тренажерах — 5 %, плаванием — 5 %, танцами — 4 %, волейболом — 3 %. Хотели бы заниматься танцами — 37 %, фитнесом (групповые программы) — 37 %, плаванием — 32 %, в тренажерном зале — 31 %, волейболом — 18 %, лыжами — 18 %, легкой атлетикой — 16 %.

Мужчины (родители школьников) в возрасте 30–54 лет занимаются легкой атлетикой — 4 %, футболом — 3 %, волейболом — 3 %, в тренажерном зале — 2 %, лыжами — 2 %. Хотели бы заниматься футболом — 33 %, плаванием — 27 %, лыжами — 26 %, волейболом — 18 %, в тренажерном зале — 18 %, теннисом — 14 %, шахматами — 14 %.

Женщины (родители школьников) в возрасте 30–54 лет занимаются фитнесом (групповые программы) — 3 %, лыжами — 2 %, легкой атлетикой — 2 %. Хотели бы заниматься лыжами — 34 %, танцами — 25 %, фитнесом (групповые программы) и тренажерном зале — 24 %, волейболом — 17 %, гимнастикой — 17 %, закаливанием организма — 17 %, легкой атлетикой — 14 %.

Очевидно, что при такой развитой мотивации следует предоставлять соответствующие условия для занятий физической и спортивной культурой, приобщать к здоровому образу жизни учащихся и их родителей. А разнообразные организационные формы физкультурно-спортивной деятельности являются актуальным ресурсом организации взаимодействия семьи и школы.

Литература

1. Верховцев К. Н. Структура физкультурно-спортивных потребностей городского населения / К. Н. Верховцев. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. 108 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я