В сборник статей вошли работы российских специалистов в области психологии семьи. Ряд статей был представлен в виде докладов на всероссийской конференции «Семья, брак и родительство в современной России», которая состоялась 24–25 октября на факультете педагогики и психологии Московского Государственного Педагогического Университета. Данная книга будет интересна психологам, преподавателям психологии, молодым ученным и всем, кто интересуется проблемами современной российской семьи. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений в двухдетных семьях
О. С. Алексеева, И. Е. Козлова
Отношения между сиблингами — один из важнейших факторов, влияющих на развитие детей. Для психологов сиблинговые отношения имеют большое значение, так как они оказывают влияние на гармонию и дисгармонию в семье, а также формируют поведенческие паттерны, которые в последствие будут влиять на всю будущую жизнь. Данная проблема актуальна еще по нескольким причинам. Во-первых, с ростом занятости среди родителей, много старших сиблингов присматривают за своими младших братьями и сестрами. Конфликт в отношениях между сиблингами может привести к тому, что младший сиблинг будет получать меньше заботы [McHale, Crouter, 1995]. Во-вторых, данные подтверждают, что конфликтные отношения между сиблингами устойчивы не только в течение детства и юности [Brody et al., 1996], но и сохраняются во взрослой жизни [Brody, 1998].
Одним из самых важных факторов, влияющих на качество сиблинговых отношений, являются отношения родителя с ребенком. Результаты разных авторов совпадают в том, что более высокий уровень позитивности в родительско-детских отношениях связан с более высоким уровнем положительных эмоций и просоциального поведения в отношениях к сиблингу. Точно так же негатив, навязчивость, и контроль в родительско-детских отношениях связаны с агрессивным поведением в отношении сиблинга.
Последователи теории привязанности предполагают, что представление об отношениях у детей формируется под влиянием собственного взаимодействия с ближайшим семейным окружением, впоследствии эти представления дети используют в отношениях с другими людьми. Согласно же теории социального научения, образцы поведения, усвоенные ребенком в родительско-детских взаимоотношениях, переносятся непосредственно на взаимодействие с сиблингом и с ровесниками.
Если дети имеют опыт позитивного взаимодействия между членами семьи, то это позволяет им понять, как слушать сиблингов, сочувствовать их проблемам, принимать участие в совместном решении споров [Dubow, Tisak, 1989]. В этом случае дети, скорее всего, будут решать споры с сиблингами без агрессии.
Дети, чьи отношения с родителями характеризуются жесткими воспитательными мерами и подавленной агрессией, вероятно, разовьют в себе такие поведенческие стили, которые будут формировать конфликт с сиблингом. Оба сиблинга в этой ситуации, скорее всего, будут жестко настаивать на своих требованиях, провоцируя на агрессию, даже если конфликт незначителен [Crick, Dodge, 1994].
Таким образом, мы можем говорить о том, что влияние родительско-детских отношений на отношения между сиблингами может быть очень существенным и приводить либо к конфликтным, либо, наоборот, к позитивным отношениям, основанным на принятии.
Целью эмпирического исследования была оценка влияния родительско-детских отношений на отношения между детьми.
Выборка включает в себя 280 сиблингов из двухдетных семей в возрасте от 13 до 22 лет.
1. Для оценки сиблинговых отношений использовался опросник различающегося опыта сиблингов (SIDE), созданный Дэниэлсом и Пломиным [Daniels, Plomin, 1985]. Первая часть опросника направлена на измерение основных параметров сиблинговых отношений: заботы, ревности, близости и антагонизма. Респондент должен оценить по пятибалльной шкале, кто в сиблинговой паре в большей степени демонстрирует тот или иной тип поведения.
Вторая часть направлена на исследование отношения родителей к детям и состоит из четырех шкал: отцовская привязанность, отцовский контроль, материнская привязанность и материнский контроль.
В третьей части опросника респондентов просят сравнить своих друзей с друзьями сиблинга по предложенным характеристикам, эта часть включает в себя три шкалы: ориентация на образование, ориентация на правонарушение и ориентация на популярность.
В анализе использовались только шкалы первой части.
2. Родительско-детские отношения исследовались с помощью опросника Взаимодействие родителя с ребенком [Марковская, 2006]. Опросник имеет три версии: 1. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком (вариант для родителей подростка)». 2. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком (вариант для родителей дошкольников и младших школьников)». 3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком (подростковый вариант)». В нашем исследовании мы использовали только версии для подростков и родителей подростков, потому как сиблинги младше 13 лет не заполняли опросник различающегося опыта сиблингов и ряд других методик. Опросник Марковской включает в себя 10 шкал: Требовательность — нетребовательность родителя, Строгость — мягкость родителя, Контроль — автономность по отношению к ребенку, Эмоциональная близость — эмоциональная дистанция ребенка к родителю, Принятие — отвержение ребенка родителем, Сотрудничество — отсутствие сотрудничества, Согласие — несогласие между ребенком и родителем, Последовательность — непоследовательность, Авторитетность родителя, Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями.
Однако используя оригинальную версию опросника мы получили сильное расхождение в оценках детей и родителей [Алексеева, Козлова, 2010]. Поэтому было решено провести повторную факторизацию вопросов опросника, чтобы определить, действительно ли восприятие детей сильно отличается от восприятия родителей. После факторизации в родительской версии осталось пять шкал: Позитивное отношение родителя к ребенку, Контроль, Мягкость родителя, Непоследовательность, Доверительные отношения между родителем и ребенком. Опросник для сиблингов три: Позитивное отношение родителя к ребенку, Контролирующее негативное отношение родителя к ребенку, Демократичный стиль отношений. В дальнейшем для анализа наших данных мы использовали шкалы, полученные после проведенной факторизации.
Статистический анализ проводился с помощью коэффициента корреляций Спирмена. Все приведенные корреляции получены при уровне значимости p<0,05.
Для оценки характера влияния родительско-детских отношений на отношения между сиблингами нами был проведен корреляционный анализ шкал опросника взаимодействие родителя с ребенком и шкал сиблингового опросника.
Следует отметить, что больше всего взаимосвязей было обнаружено, когда анализировались влияние материнского отношения к старшему сиблингу. То есть именно материнский стиль отношений оказывает непосредственное влияние на отношения между сиблингами, в основном на отношения старшего ребенка к младшему.
Было получено, что материнский контроль отрицательно связан с сотрудничеством по оценке и старшего (r=–0,25) и младшего сиблинга (r=–0,30). Чем больше матери контролируют своих детей, тем меньше сотрудничества в их отношениях. С показателями по шкале сотрудничество младшего сиблинга связана еще и шкала материнской непоследовательности (r=0,27). Чем больше непоследовательности в отношениях с матерью, тем к большему сотрудничеству будет стремиться младший ребенок в сиблинговых отношениях.
Доверительные отношения между матерью и старшим сиблингом связаны с низким антагонизмом в отношениях между старшим и младшим ребенком (r=–0,25).
При анализе влияния родительско-детских отношений важно не только то, как родители оценивают свое поведение, но и то, как дети воспринимают это поведение. Зачастую, родители сами могут не осознавать, что их стиль воспитания может негативно восприниматься детьми. Поэтому в нашем исследовании было важно понять, то, как сами дети оценивают родительское отношение.
Мы получили, что наиболее значимое влияние оказывает материнское отношение к старшему сиблингу. Материнский контроль (по оценке старшего сиблинга) положительно коррелирует с антагонизмом (r=0,25) и доминированием старшего ребенка (r=0,29), тогда как позитивное материнское отношения отрицательно связано с показателями по указанным выше шкалам сиблингового опросника (r=–0,24 с показателями по шкале антагонизма и (r=–0,27 с показателями по шкале доминирование). То есть, чем лучше отношении между матерью и страшим ребенком, тем больше вероятность, что в отношениях с сиблингом старший ребенок будет больше склонен к принятию и меньше к подавлению своего младшего брата или сестры.
Рассматривая сиблинговые отношения и причины возникновения конфликтов между сиблингами нельзя обойти вниманием феномен различающегося родительского отношения.
Предпочтение родителями другого сиблинга сильно влияет на ребенка. Различия в родительско-детских отношениях могут привести к развитию таких паттернов поведения, которые будут несовместимы с близкими и теплыми отношениями. Различное отношение родителей может спровоцировать ребенка на агрессивное отношение к своему брату или сестре. Ребенок может начать чувствовать себя недостойным любви, что способствует развитию чувства неполноценности. Все это может привести к тому, что менее привилегированный сиблинг не будет вести себя просоциально в процессе сиблингового взаимодействия.
В нашем случае различное отношения родителей оценивалось как разница в отношении к старшему и младшему ребенку.
Было выявлено, что различия по шкале отцовской мягкости связаны с большим доминированием и большим антагонизмом в отношениях со стороны старшего сиблинга. То есть, когда отец проявляет большую мягкость, а может в понимании сиблинга и некую бесхарактерность, то сиблинг подавляет своего младшего брата или сестру, и настроен к нему враждебно. Доминирование старшего сиблинга отрицательно коррелирует с отцовским позитивным отношением к старшему ребенку и материнским демократичным стилем воспитания. Отсутствие привязанности между родителем и ребенком, авторитарное воспитание приводят к тому, что старший сиблинг начинает лидировать в сиблинговой паре, подавляя младшего ребенка. С другой стороны, у младшего сиблинга, в случае, когда отец демонстрирует, что лучше относится к старшему, наблюдается выраженная враждебность по отношению к старшему брату или сестре (r=0,27).
Чем больше матери контролируют своих детей, тем меньше сотрудничества и взаимопомощи наблюдается в отношении сиблингов друг к другу.
Это же подтверждается в том, случае, когда сами сиблинги оценивали свои отношения с родителями: если старшие сиблинги указывали, что матери относятся к ним негативно и стараются их контролировать, то в отношении между старшими и младшими сиблингами с большой вероятностью тоже будет наблюдаться конфликтность и доминирование старшего сиблинга над младшим.
Различное отношения родителей оказывает непосредственное влияние на характер сиблинговых отношений. Если родители демонстрируют, что лучше относятся к старшему ребенку, то младший будет враждебно относится к своему сиблингу, провоцировать конфликты в сиблинговых отношениях. Если же «любимчиком» родители считают младшего, то старший сиблинг будет стараться подавлять младшего, навязывая ему свои решения и свое мнение.
1. Алексеева О. С., Козлова И. Е. Факторизация опросника родительско-детских отношений на выборке двухдетных семей // Психологические исследования. 2010. № 3 (11). С. 3.
2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2006.
3. Brody G. H. Sibling relationship quality: its causes and consequences // Annual Review of Psychology. 1998. V. 49 (1). P. 1–24.
4. Brody G. H., Stoneman Z., Gauger K. Parent-child relationships, family problem-solving behavior and sibling relationship quality: the moderating role of sibling temperaments // Child Development. 1996. V. 67 (3). P. 1289–1300.
5. Crick N. R., Dodge K. A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children’s social adjustment // Psychological Bulletin. 1994. V. 115 (1). P. 74–101.
6. Daniels D., Plomin R. Differential experience of siblings in the same family // Developmental Psychology. 1985. V. 21 (5). P. 747–760.
7. Dubow E. F., Tisak J. The relation between stressful life events and adjustment in elementary school children: The role of social support and social problem solving skills // Child Development. 1989. V. 60. P. 1412–1423.
8. McHale S. M., Crouter A. C., McGuire S. A. Congruence between mothers’ and fathers’ differential treatment of siblings: links with family relations and children’s well-being // Child Development. 1995. V. 66 (1). P. 116–128.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья, брак и родительство в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других