Переадресация: замужние женщины → замужняя женщина
В предлагаемой работе «Семь очерков о Владимире Горовице» документально подтверждаются факты пребывания семьи Горовица в Киеве, опровергая легенды, сложившиеся в обширной зарубежной литературе о пианисте, его брате, Григории, учебе Владимира, начале взлета и блестящей карьере «последнего великого романтика ХХ века».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семь очерков о Владимире Горовице предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Юрий Зильберман, 2023
ISBN 978-5-4496-9488-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПРЕДИСЛОВИЕ
Биография гения — композитора, поэта, музыканта — всегда служит одним из ключей изучения, анализа и понимания его творчества. В этом контексте, изучая творчество одного из величайших пианистов ХХ столетия — Владимира Горовица, мы сталкиваемся с обилием англоязычной литературы и почти полным отсутствием серьезных исследований в отечественном музыковедении1. Среди иностранной литературы о пианисте следует выделить три монографии, в которых биографические сведения о нем, и в особенности, о первых 22 годах жизни в России, наиболее полны. Это «Вечера с Горовицем» Дэвида Дюбаля, «Горовиц. Биография» Гленна Пласкина и «Горовиц. Его жизнь и музыка» Гарольда Шонберга [47; 49; 50].
Все три автора, описывая детство будущего виртуоза и его окружение, либо опускают многие важные детали, касающиеся семьи Горовицев, либо допускают некоторые досадные неточности, которые порой запутывают исследователей. Найденные нами в архивах Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов бывшей Империи документы, а также анализ переписки В. Горовица, хранящейся в библиотеке Йельского университета (США), дали возможность восстановить эти пробелы, что и необходимо, как нам кажется, особенно, учитывая киевские корни одной из самых блистательных, но и загадочных фигур музыкального исполнительства прошлого века.
Другая, не менее важная причина интереса к биографии В. Горовица, кроется в противоречивости оценки его творческого облика: от восприятия пианиста как абсолютного эгоиста, не видящего в жизни никого кроме себя, черствого, поверхностного и потому «неинтересного» интерпретатора2 — до «последнего романтика ХХ века» [37, c. 310], тонкого, глубокого музыканта с трагически изломанной судьбой. Вниманию читателя предлагается семь коротких новелл, в которых последовательно прослеживаются факты биографии Владимира Горовица, история семьи музыканта, его окружение, возможные музыкальные пристрастия, программы концертов юного пианиста, стремительный взлет профессиональной карьеры, словом все, что в той или иной мере сформировало великого «последнего романтика» ХХ столетия. Материал, изложенный в этом издании может служить также учебным пособием для студентов фортепианных отделов и факультетов в учебных курсах, изучающих творчество выдающихся виртуозов-пианистов ХХ в., а именно: «Истории фортепианного искусства», «Анализа исполнительского стиля».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семь очерков о Владимире Горовице предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Нами предпринята попытка восполнить этот пробел в книге «Киевская симфония Владимира Горовица» (авторы — Ю. Зильберман и Ю. Смилянская), но это исследование скорее вырисовывает культурный фон, формировавший пианиста, обращая внимание читателя на наиболее значительные ошибки биографов (год и место рождения, неверное, определение времени обучения у педагогов и др.).
2
См., например: «Это было тщательно и очень манерно исполненное произведение, излишне аффектированное, технически сыгранное жестко, мягкая мелодическая линия была изменена до неузнаваемости, духовная суть произведения никак не выразилась, это была демонстрация упражнений для энергичных пальцев пианиста». Газета «Daily News» от 13 апреля 1933 г. [Цит. по: 49, p. 132]. Или: «…критик из „Evening World“, например, назвал концерт Чайковского „примером фортепианной игры в её самом деградированном виде“» [50, p. 68].