Книга о том, как справлять с негативными чувствами, которые вызывают социальные сети и о том, как в этом информационном шуме не потеряться: научиться отличать правду от фейка, побороть зависимость от соцсетей, не уронить свою самооценку сравнивая себя с другими и не рассориться с теми, чье мнение противоположно твоему. Читатель узнает несколько интересных фактов, а так же получит вопросы для самопознания, которые помогают юзеру соцсети хорошо узнать себя благодаря тем процессам, которые запускают в читателе социальные сети.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Попавшие в сети. Как не потерять себя и найти вдохновляющих единомышленников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Соцсети — это группа единомышленников или неструктурированная толпа? Поддержка или массовый психоз?
“Ты — это не твои лайки и репосты, ты — это то, что ты хотел лайкнуть и репостнуть!”
У меня есть фантазия, что мои профили в социальных сетях увидят внуки и правнуки. Может быть даже, на моей могиле будет какой-нибудь дисплей, и он будет высвечивать воспоминания — “27 ноября 2015 года” — и непременно показывать то, что я в тот день постила. Так мои потомки смогут познакомиться со мной, даже если не застанут меня в живых (самое время включить песню Басты и Арбениной “Сансара” в качестве саундтрека к этой главе).
И вот первый вопрос для самопознания. Если и ваши потомки будут смотреть ваши соцсети, какое представление о себе вы хотите сформировать у своих внуков? Отличается ли этот образ от того, что вы создаете через свои странички, в глазах других людей? Да? А почему?
А теперь представьте: на дворе 2100-й год, вы заходите в соцсети. Чей профиль вы бы с большим удовольствием посмотрели — незнакомого вам близко человека или своих предков? Может, вы могли бы через соцсети лучше понять свои семейные сценарии, а конкретно — ближе узнать собственных маму и папу? В какой момент вам захочется создать в своих соцсетях иллюзию родного пространства, возможно, даже имитацию семьи?
За короткий период времени мы можем взаимодействовать с большим количеством людей, да еще и с получением быстрой обратной связи. Я не знаю другого времени в истории человечества, когда такое было бы возможно. Потребность быть замеченным в толпе из 7,8 млрд людей, живущих в современном мире, обостряется. Но… когда я училась на психоаналитика групп, нам говорили, что психике человека комфортно в круге до 15 человек, выше активизируются психотические процессы. Я хочу процитировать Кернберга: «В больших неструктурированных группах, очевидно, никто не может слышать другого, диалог подавляется свойственной этим группам разрывностью коммуникации, а попытки создать малые подгруппы терпят неудачу.…В этом контексте проекции становятся множественными и непостоянными, и человек должен найти некий образ, который должен отличать его от других.…Страх сопровождается провокационным поведением, которое иногда направлено на случайного члена группы, пытающегося сохранить в этой атмосфере некое подобие индивидуальности.…Однако в отличие от рационализации насилия, которое характеризует толпу, вульгарная или основанная на здравом смысле философия большой группы действует как успокаивающая, подбадривающая доктрина, сводящая все мысли к клише. По большей части агрессия в большой группе принимает форму зависти — зависти к мысли, индивидуальности и рациональности». («Конфликт, лидерство и идеология», с.21–22).
Все эти феномены действуют и в онлайн-пространстве тоже. А как вам информация, что мы эволюционно приспособлены только к 150–200 контактам (подробнее об этом расскажу в главе про эволюцию и славу)?
Питер Коллок в книге «Сообщества в киберпространстве» отмечает, что пользователи готовы присоединяться к сообществам по трём причинам:
1. Ожидание взаимовыгодного сотрудничества. Присоединяясь к сообществу, люди надеются получать полезную информацию в обмен на их вклад (например, участие в опросах).
2. Улучшение собственной репутации. Участник делится с членами группы полезной ссылкой. Если он делает это не единожды, а систематически, это отражается на его репутации среди других членов данного сообщества.
3. Ощущение полезности. Тот, кто на регулярной основе делает некий вклад в общее дело сообщества, начинает полагать, что он — незаменимый член этой группы.
Сегодня обостряется потребность быть замеченным, и мы пока играем в славу и меряемся числом подписчиков. Возможно ли, что однажды нам это надоест и мы уйдем в небольшие личные онлайн-коммьюнити, куда будем подключать инфопризраков своих предков? Прислушайтесь сейчас к себе, что вам нравится? Почему? И что бы изменилось в вашей жизни, выбери вы уже сегодня тот вариант, который вам откликается?
В каких блогах вы чаще всего обитаете? Где тепло и можно “погреться” или там, где удается слить свой негатив? Это экологично для вас? Кстати, для меня реальным поводом для гордости является моя аудитория, где много сердечек от меня к вам, от вас ко мне, от подписчиков друг к другу, и очень мало хейта, да и то от случайных прохожих.
“Все люди делятся на два разряда: тех, кто имеет привычку делить людей на два разряда, и тех, кто не имеет такой привычки,” — Роберт Бенчли, но это не точно.
Меня как-то спросили: как общаться в родительских чатах? Интересно, много ли родителей школьников и детсадовцев сейчас нервно улыбнулось… Конфликты в таких чатах возникают потому, что начинается конкуренция на предмет “кто здесь самый умный” и “кто лучше своих детей воспитывает”. Любая группа всегда источник конфликта. Если мы говорим про соцсети, то к кучке людей, комментирующих пост или собранных в одном онлайн-сообществе, могут быть применимы все законы и механизмы, которые относятся к офлайн-группам.
Например, я подписана на паблик, в котором жестко прожаривают мракобесие. Пока я не захожу туда, я как бы не в группе, но вот я подключаюсь к комментированию поста про очередное лечение мочой ВИЧ-инфекции, где все мы реагируем эмоционально, у нас подгорает от такого вопиющего идиотизма, мы шлем друг другу смайлики с цветочками солидарности — мы группа. Феноменально, мы стихийно объединились минут на тридцать, выплеснули пар, дружно повозмущались людьми с низким уровнем образования и слабой критичностью мышления, и за эти полчаса каждый из нас ощутил гамму чувств: возмущение, грусть, печаль, ярость, тревогу, надежду, единение, расслабление. Более того, можно быть частью группы без физического присутствия с этими людьми в одном пространстве, и это новая ветка размышлений о том, как меняется наше отношение к важности личного контакта (где-то радостно кивают хикикомори. Хики — это люди, отказывающиеся от социального взаимодействия в реальной жизни, они запираются в своих квартирах, живут за счет доставок, общаются онлайн и чувствуют себя в этом добровольном затворничестве очень комфортно. Википедия говорит, что в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тысяч хики).
Быть частью группы — это одна из самых древних потребностей у сапиенсов. “Многочисленные эксперименты показали, что мозг может за считанные миллисекунды различать образы, опираясь на ничтожные подсказки о половой и расовой принадлежности. Взять, например, так называемую минимальную групповую парадигму Анри Тэшфела из Бристольского университета. Он показал, что даже если люди делятся на группы по самым незначимым критериям (например, преувеличивает или преуменьшает человек количество точек на картинке), то все равно скоро установится явное предпочтение «одногруппников», т. е. возникнет повышенная степень кооперирования в пределах группы. Подобная просоциальность говорит о групповой самоидентификации: люди склонны передавать ресурсы анонимным индивидам внутри своей группы”. (Роберт Сапольски. “Биология добра и зла”.)
Я опросила моих подписчиков, являются ли для них соцсети самым популярным средством отвлечения от чувства одиночества? “Да” — ответили 780 человек (59 %), ну а “нет” — 541 (41 %).
Расскажу вам в тему пример из практики. Недавно я завершила короткий курс психологического консультирования с Анной, пришедшей с запросом: “Я подсаживаюсь на незнакомых мне людей, вижу красивые картинки их тел, их семей, их богатства и залипаю на этом, начинаю часто думать о них. Мне кажется, если я буду смотреть все-все сторис и читать все-все посты, я стану такой же. А когда я замечаю разрыв социальных уровней, я по-настоящему страдаю, не понимая, почему у них получилось, а у меня нет. Мне кажется, что они живут той жизнью, которая должна быть у меня, я чувствую несправедливость, смешанную с сильной мотивацией стать такой же, иногда ощущаю разочарование, но не отписываюсь от этих людей…”
Мои читатели, знакомо ли вам то, что проживает Анна? Как глубоко вы в себя впускаете аватары незнакомцев? Они вас чаще мотивируют или раздражают?
У Анны фрустрации было больше, чем радости и вдохновения. Самое интересное, что Анна прекрасно понимала отличие картинки от реальности, она сознавала, что существует фотошоп, а семейная идиллия запросто может оказаться большой иллюзией, но не могла отказаться от убеждения, будто где-то есть кто-то с “совершенной жизнью” (эту фразу Анна повторяла чаще всего). Анне было тяжело принять мысль о несовершенстве мира, хотелось верить, что где-то есть островок идеальности, на который “и я попаду, если все буду делать правильно, а для этого нужно больше смотреть их сторис, заражаться их мышлением”. В случае Анны надежда на идеальный мир — это способ справляться с тревогой перед реальной жизнью, чужие сторис как бегство от осознания, что мир разный, и в нем могут случаться несчастливые события, но неприятности можно пережить, сложности — преодолеть. Анна не верила, что сама она справится, если что-то пойдет не так, вот и искала волшебное средство — мышление каких-то успешных инстаграмных аватаров (хм… как будто инстаграм-звезды не болеют депрессией и не страдают от тревоги и приступов низкой самооценки! Я точно знаю, что у них все эти проблемы есть).
Я показала вам пример проблемы отдельного человека. Однако по законам биологии онтогенез повторяет филогенез, то есть отдельный организм повторяет этапы развития своего вида, а значит, есть вероятность, что соцсети могут стать лекарством или ядом для целого человечества, все дело лишь в дозе, как известно.
Черниговская в своем выступлении для TED говорила, что человечеству нужен доктор, ведь то, что мы делаем со своей планетой и со своими шансами на выживание и развитие как вида, показывает, как сильно человечество болеет.
Дробышевский, самый харизматичный антрополог в России, в своем интервью для РБК говорил о культурологической проблеме в виде отсутствия цели: мол, раньше кто-то строил коммунизм, кто-то капитализм, все соревновались, всем было классно, а сейчас цели нет. Как вы думаете, если бы у человечества была цель, общая для всех, смотрели бы мы дальше эгоистичного “здесь и сейчас”, планировали бы мы более глобально свою жизнь или так и продолжали бы создавать один костыль за другим, чтобы как-то хромать по дороге жизни?
Я опросила в сторис свою аудиторию. На вопрос о том, нужна ли человечеству единая общая цель, 76 % (362) респондентов ответили “да” и 24 % (114) — “нет”.
Интересно… пространство есть, но цели пока нет. Вот, например, Фейсбук — это огромная книга человечества. 2,5 миллиарда людей ежедневно создают её. Впечатляет? Что вы чувствуете, когда смотрите на свои аккаунты в соцсетях как на часть огромного сообщества, объединяющего треть человечества?
А вот еще кое-что, что вам стоит знать о людях в целом. У человечества есть “тоска по герою” и необходимость в мифах. Сейчас я завалю вас цитатами умных людей, чтобы стало понятнее:
“Нас искушают разрушить построенный нами и обжитой мир и самих себя, потом заново отстроить его, сделав лучше, ярче, светлее, просторнее, и зажить там полной насыщенной жизнью — вот чем нас искушают, вот что нашептывают нам тревожные ночные гости из царства мифа, которое заключено в нас самих”, — Джозеф Кэмпбелл, “Тысячеликий герой”. И он же, там же: “Герой — это человек, который добровольно смирился со своей судьбой”.
“Мифы лежат в основе наших моральных ценностей. Это исключительно важно для живущих в наше время людей в условиях размывания морали и даже — в некоторых совершенно безумных случаях — ее полного разрушения” — Ролло Мэй, “Взывая к мифу”. И далее: “Мифы — это повествовательные формы, делающие важным наше существование… Без мифов мы подобны расе, больной на голову, мы не способны продвинуться дальше прямого смысла слов и услышать, что говорит человек”.
Как вы уже поняли, люди нуждаются в героях и мифах. В процессе написания книги я наблюдала за одной из самых популярных историй, случившихся в русскоязычном инстаграме в 2021 году. Это история Юры Ветлугина, простого дворника из Уфы с интересной жизненной историей: сперва он бомжевал, ел еду, найденную на помойке, но добрые люди разобрались, что Юра сирота, инвалид 3-й группы, помогли ему выбить комнату в коммуналке. Эту комнату Ветлугин “подарил” мошенникам, которые обещали ему взамен комнаты купить дом, но по итогу взяли в рабство в буквальном смысле — на паспорт Юры набрали кредитов на 500 тысяч. Потом Ветлугин сбежал, 30 километров шел пешком зимой до города, устроился дворником, почти всю зарплату отдавал на погашение долгов по кредитам… А дальше вмешиваются судьба и добрые люди. Приодетого стилистами Юру красиво и гламурно фотографирует Роман Филиппов, выкладывает снимки “уфимского Макконахи” в своих соцсетях вместе с рассказом всей этой истории и просьбой помочь Ветлугину закрыть долг, так как с мизерной зарплатой дворника парню еле-еле хватает на еду, все остальное забирают приставы в счет оплаты кредитов. И Юре не просто собрали сумму, превышающую нужную, но и надарили подарков, пригласили на ток-шоу к Малахову и вообще, благодаря соцсетям дали ему столько обожания и поддержки, что эта история еще долго будет заряжать теплом каждого, кто узнает ее. Здесь вам и знакомый с детства из сказок миф о страдальце, которого судьба вознаграждает за его смирение (например, Настенька из “Морозко”, персонаж, развивающийся по такой же мифологической канве: терпеть и ждать помощи от добрых неравнодушных существ), и герои, аж двое — Ветлугин и Филиппов, который не бросает Юру и продолжает заботиться о нем и после закрытия всех его долгов.
Не тоска ли по мифам и героям заставляет нас торчать в чужих профилях, выискивая ту самую историю, которая поможет нам продолжать эту непростую жизнь?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Попавшие в сети. Как не потерять себя и найти вдохновляющих единомышленников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других